Лекция 3. Гигиенические основы компьютеризации обучения




Разработка компьютерных технологий обучения в стране началась в середине 70-х и достигла уровня массового внедрения в середине 80-х годов прошлого столетия. Современные информационные технологии открывают учащимся доступ к различным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, обретения и закрепления различных профессиональных навыков, позволяют реализовать принципиально новые формы и методы обучения с применением средств концептуального и математического моделирования явлений и процессов. Внедрение в учебный процесс гипертекстовых технологий обеспечило учащимся и преподавателям принципиально новые возможности работы с текстовыми документами. Технологии мультимедиа не только превратили компьютер в полноценного собеседника, но и позволили учащимся, не выходя из учебного класса/дома, присутствовать на лекциях выдающихся ученых и педагогов, стать свидетелями исторических событий прошлого и настоящего, посетить самые значительные музеи и культурные центры мира, самые удаленные и интересные в географическом отношении уголки Земли.

Новые технологии, используемые сегодня в системе образования, обеспечивают стремительный рост информационно-ресурсной базы; свободный доступ к разнообразным информационным ресурсам; дистанционность; мобильность; возможность формирования социальных образовательных сетей и образовательных сообществ; интерактивность; возможность моделирования и анимирования различных процессов и явлений (Дронов В.П., 2010).

Важнейшее условие и одновременно средство формирования новой системы образования - информационно-образовательная среда. Эффективность учебно-воспитательного процесса должна обеспечиваться информационно-образовательной средой - системой информационнообразовательных ресурсов и инструментов, создающих условия реализации основной образовательной программы образовательного учреждения. В современной системе образования это регламентируется Государственными федеральными образовательными стандартами второго поколения.

Информационные образовательные ресурсы включают компоненты на бумажном носителе (учебники, рабочие тетради), на CD и DVD (электронные приложения к учебнику, электронные наглядные пособия, электронные тренажеры, практикумы, самостоятельные электронные учебники), а также интернет-среда (методическая поддержка учителя, интернет-школа, мультимедиа-коллекция и др.).

Новые возможности для учащихся и преподавателей открыли информационно-коммуникационные технологии (ИКТ). Наблюдения специалистов показали, что работа в компьютерных сетях актуализирует потребность учащихся быть членом социальной общности. Отмечаются улучшение грамотности и развитие речи детей через телекоммуникационное общение, повышение их интереса к учебе и как следствие общий рост успеваемости.

По мнению российских экспертов, ИКТ в образовательных учреждениях позволяют повысить эффективность практических и лабораторных занятий по естественно-научным дисциплинам не менее чем на 30%, объективность контроля знаний учащихся - на 20-25%. Успеваемость в контрольных группах, обучающихся с использованием ИКТ, как правило, выше в среднем на 0,5 балла (при 5-балльной системе оценки). Скорость накопления словарного запаса при компьютерной поддержке изучения иностранных языков повышается в 2-3 раза.

Возрастная граница первого опыта работы с компьютером существенно снизилась. Если еще 10 лет назад дети впервые знакомились с компьютером, как правило, в старших классах на уроках в школе, то сегодня приобретение первоначальных представлений о компьютерной грамотности у современных детей происходит гораздо раньше и не только в школе, но и во внеурочное время, в том числе и у домашнего компьютера. К концу обучения в начальной школе значительное число школьников являются пользователями Интернета, для многих подростков «общение» с компьютером становится одной из самых привлекательных сфер в качестве их будущей профессиональной деятельности. Для детей с аномалиями развития, детей-инвалидов компьютер является одной из уникальных возможностей получения образования, в том числе и дистанционного, не только общего, но и профессионального.

Доступность приобретения, увеличение числа домашних пользователей персональных компьютеров (ПК) способствуют расширению дистанционных форм получения образования, в том числе и для учащихся общеобразовательных школ. Такая форма обучения становится рутинной практикой.

Наряду с расширением дидактических возможностей преподавания, увеличением объема получаемой информации, индивидуализацией обучения, внедрение компьютерной техники в учебный процесс общеобразовательной школы имеет и ряд негативных моментов. К ним в первую очередь относятся интенсификация и формализация интеллектуальной деятельности учащихся, обусловливающие увеличение нервной и особенно зрительной нагрузки, психологический и зрительный дискомфорт, малоподвижность.

Кабинеты вычислительной техники, учебные классы в школах оборудованы ПК различного типа. При оценке конструктивных решений ПК прежде всего обращается внимание на размер экрана видеодисплейного терминала (ВДТ) и клавиатуру. Нежелательно использование дисплеев с размером экрана по диагонали менее 31 см. Конструктивные особенности ПК должны обеспечивать выполнение движений руками школьников в пределах поля зрения, а траектория движений не должна выходить за зону досягаемости.

Используемая в настоящее время в ПК клавиатура Кверти (QWERTY), названная так по последовательности первых шести букв в верхнем ее ряду, была разработана в конце XIX века без эмпирических исследований. Она многократно критиковалась специалистами за несовершенное расположение клавиш, при котором требуются непропорциональные усилия самых слабых пальцев каждой руки. В настоящее время ни одна из предложенных клавиатур не рассчитана на анатомо-физиологические особенности детского организма.

При работе с ПК школьники сталкиваются прежде всего с физическими факторами и разнообразными факторами воздушной среды кабинетов информатики.

Основные физические факторы, воздействующие на организм школьников в компьютерных классах:

• электростатическое поле;

• электромагнитное поле 50 Гц;

• электромагнитное поле радиочастот.

Электростатическое поле не вызывает у пользователей характерных для воздействия этого фактора в производственных условиях изменений в нервной и эндокринной системах, однако обладает способностью «заряжать» микрочастицы, пылинки, препятствуя их оседанию. Дышать таким пылевым «коктейлем» - значит подвергаться дополнительному риску развития аллергических заболеваний кожи, глаз, верхних дыхательных путей.

Электромагнитное, ультрафиолетовое, инфракрасное излучения и электростатическое поле от ВДТ являются низкоинтенсивными и, как правило, на расстоянии 30-50 см от экрана не превышают предельно допустимого уровня (ПДУ). Ультрафиолетовое, инфракрасное излучение в несколько десятков раз ниже ПДУ. Однако неправильная расстановка техники в компьютерных классах и отсутствие заземления по-прежнему являются ведущими причинами высоких уровней электромагнитных излучений (ЭМИ). Превышение допустимых уровней ЭМИ характерно для 26-51% детских образовательных учреждений ряда субъектов Российской Федерации.

Компьютеры, установленные в кабинетах информатики, не являются источниками опасного для здоровья детей рентгеновского излучения. Однако последнее, даже ничтожно малых интенсивностей, способствует ионизации воздуха, и при значительном числе ВДТ в компьютерном классе количество ионов может увеличиваться. Избыток положительных ионов считается неблагоприятным для человека. В норме их количество не должно превышать 5000 в 1 см3.

Данные отечественных исследований согласуются с оценками зарубежных специалистов. В частности, в Канаде, США не выявлено факта влияния ионизирующего и неионизирующего излучения при работе с ВДТ.

Для подключения компьютеров к Интернету широко используются системы беспроводной информационной связи Wi-Fi. В образовательных учреждениях для этих целей могут использоваться персональные (Bluetooth), локальные и городские сети. Их рабочие частоты находятся в диапазоне 2-11 ГГц, а радиус действия составляет от 10 м до 10 км. Увеличение частоты обеспечивает максимально возможные скорости передачи информации и ее максимальную защищенность.

Замеры плотности потока СВЧ-энергии в кабинете информатики, учебном классе, библиотеке и канцелярии школы в диапазоне 0,3- 300 ГГц показали, что он не определяется. Значимые уровни плотности потока энергии (от 1,9 до 2,7 мкВт/см2) были зарегистрированы только непосредственно на корпусах Wi-Fi-оборудования.

Таким образом, плотность потока СВЧ-энергии в помещениях школы находится на безопасном уровне и составляет даже на поверхности оборудования от 0,2 до 0,3 от установленного гигиенического норматива (10 мкВт/см2).

Работа ПК сопровождается генерацией шума. Его уровни могут составлять 60-65 дБА при гигиеническом регламенте 50 дБА.

В классах информатики образовательных учреждений создаются специфические условия окружающей среды (ухудшение качества воздушной среды и микроклимата, световой обстановки и др.). Практически во всех компьютерных классах регистрируются недостатки в системе освещения рабочих поверхностей. Искусственная освещенность, как правило, снижена на клавиатуре и рабочих местах для теоретических занятий и завышена на экранах мониторов.

Нерегулярное включение систем кондиционирования и отсутствие проветривания, как правило, приводят к значительному ухудшению параметров микроклимата. Анализ микроклимата кабинетов информатики показывает, что во все сезоны года температура воздуха может превышать оптимальные уровни в 70% случаев и составлять 22-23 °C. При южной ориентации кабинетов информатики температура воздуха в весенний период может резко повышаться - до 25 °C. Относительная влажность воздуха в 60% помещений находится на уровне нижней границы нормы (30%). Значительная сухость воздуха является существенным недостатком кабинетов (классов), где размещаются компьютеры. При низких значениях влажности велика опасность накопления в воздухе микрочастиц с высоким электростатическим зарядом, способных адсорбировать частицы пыли и поэтому обладающих аллергизирующими свойствами.

Кабинеты информатики и электронно-вычислительной техники насыщены полимерными, синтетическими и лакокрасочными материалами. Это приводит к дополнительному загрязнению воздушной среды помещений вредными химическими веществами, особенно при повышении температуры и изменении влажности воздуха, которые обусловливаются работой компьютеров.

При изучении внешней среды в помещениях, где находятся компьютеры, установлено, что к концу занятий концентрация углекислого газа в 2 раза превышает предельно допустимую концентрацию (ПДК), а количество нетоксичной пыли увеличивается в 2-4 раза сверх допустимого уровня. Содержание аммиака в воздухе в 37% проб в 1,5-2 раза превышает ПДК. Содержание кислорода может снижаться до 1,5-2%. Санитарно-химическая оценка воздушной среды классных помещений позволяет идентифицировать ряд химических соединений (табл. 3.11).

Работа видеотерминалов способствует появлению озона. Концентрация его, как правило, не превышает ПДК для воздуха рабочей зоны (0,1 мг/м3), но для детских учреждений это неприемлемо. Установлено, что в плохо проветриваемых помещениях (а это часто наблюдается в школьных компьютерных классах) концентрации озона могут быть равны и даже превышать его ПДК для атмосферного воздуха населенных мест (0,03 мг/м3).

На учащихся оказывают комбинированное воздействие факторы малой интенсивности, последствия которого могут не соответствовать общепризнанным данным о влиянии этих факторов в незначительных дозах в отдельности. Ведущее значение при этом имеет воздействие ЭМИ широкого спектра.

Важнейшие характеристики видеотерминальных устройств:

• уровни ЭМИ в инфракрасном, микроволновом, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах;

• уровень общей освещенности экрана;

• яркостные и контрастные характеристики изображения, глубина пульсации яркости;

• четкость и стабильность изображения;

• размер знаков.

Работа с ПК нередко усугубляется нерациональным построением учебного дня, недели: наблюдается превышение учебной нагрузки на 1-3 ч в неделю; до 30% учащихся посещают дополнительные занятия, причем половина из них занимаются 2-3 раза в неделю, в то время как недельная учебная нагрузка не должна превышать 2 ч, при этом гигиенические рекомендации о времени проведения внеурочных занятий не учитываются.

Часто отмечается «нерациональная» рабочая поза учащегося: угол наклона головы, угол наклона верхнегрудного отдела туловища более 45°, расстояние от глаз до экрана ВДТ составляет менее 50 см.

Применение компьютеров в учебном процессе увеличивает объем информации, сообщаемой ученику на уроке, активизирует по сравнению с обычными уроками организацию познавательной деятельности у детей. В то же время условия работы за дисплеем существенно отличаются от привычной работы в классе: частое переключение внимания с клавиатуры на экран, анализ и корректировка полученных на экране результатов и т.д. Занятия с использованием компьютера могут создавать зрительные перегрузки при той же напряженности и длительности учебной деятельности, которая соответствует гигиеническим нормам, разработанным применительно к традиционным видам учебной нагрузки.

Работа с ВДТ сопряжена со значительным зрительным напряжением, так как работа с ними тяжелее, чем с бумажными текстами. При работе с бумажным носителем информация в глаз поступает как отраженный свет, а при работе с ВДТ глазом воспринимаются самосветящиеся объекты (точки). Кроме того, изображение на ВДТ дискретно (частота 50-70 Гц и выше).

Эти практически неустранимые факторы существенно затрудняют зрительное восприятие и часто усугубляются качеством ПК.

Работа с ВДТ вызывает напряжение зрительных функций, которое обусловлено следующими причинами:

• необычным контрастом между фоном и символами на экране ВДТ;

• символы на экране не имеют такой четкости, как печатный текст;

• символы на экране часто имеют непривычную форму;

• расстояние между глазами и экраном и направление взгляда не могут быть по желанию изменены и часто отличаются от условий, имеющихся при чтении печатного текста;

• фокусировка горизонтального взгляда труднее, чем взгляда, направленного вниз;

• осознанное или бессознательное восприятие дрожания или мелькания изображения;

• различные отражения в экране, причем этот фактор приобретает возрастающее значение, если компьютер установлен неправильно или его поверхность лишена антибликового покрытия;

• фиксация символов на экране ВДТ выполняется в плоскости, отличной от плоскости экрана, и она должна быть ограничена умственными усилиями.

Установлено, что при равных объемах зрительной работы зрительное утомление, развивающееся при чтении с экранов дисплеев, значимо выше, чем при чтении с листа, - на 65-100% у учащихся младших классов и на 30% у учащихся средних и старших классов.

Дети легко овладевают техникой работы на клавиатуре. Это в значительной степени обусловлено возрастными изменениями двигательных качеств. Применительно к работе с ПК это возможность нервно-мышечного аппарата, главным образом мелких мышц кисти, справляться с этой работой. Возрастная физиология свидетельствует, что быстрота движений с возрастом увеличивается. Наибольшее развитие этого качества достигается у детей 14-15 лет. В 16-17 и 18 лет этот показатель не выше, чем в 14-15 лет. Это особенно проявляется при малых сопротивлениях движению, что характерно для работы с клавиатурой электронно-вычислительной техники. Быстрота двигательных реакций зависит от степени функционального развития нервных центров и периферических нервов, что в конечном счете определяет скорость проведения нервного импульса. У детей в возрасте 6 лет максимальные скорости проведения импульса в волокнах периферических двигательных нервов достигают таких же величин, как и у взрослых.

К 14-15 годам уровень морфофункционального развития основных систем, обеспечивающих успешность работы с ПК, достигает параметров взрослого человека. Однако не менее важны и такие свойства, как лабильность нервной системы, повышенная утомляемость, высокая чувствительность к неудовлетворительным условиям обучения, которые могут оказывать существенное влияние на успешность овладения компьютерной грамотностью и состояние отдельных систем и органов ребенка.

Наиболее актуальной проблемой работы с ВДТ является ее воздействие на зрение. Работающие с ВДТ испытывают неприятные ощущения в области глаз, определяемые как проявление астенопии. Под этим термином подразумеваются прежде всего зрительные симптомы (пелена перед глазами, неясные очертания предмета). Второй компонент этого понятия - «глазные» симптомы: ощущение усталости глаз, повышение их температуры, дискомфорта или боли. Частота астенопии у пользователей ВДТ в разное время составляет 40-92%, а ежедневно - 10-40%.

Отмечаются выраженные нагрузки на опорно-двигательный аппарат: остисто-крестцовая и трапециевидная мышцы при работе с ПК постоянно испытывают нагрузку на уровне 9-14% от максимальной произвольной силы этих мышц, что соответствует значительной нагрузке на них. В совокупности с большим количеством движений руками при работе с клавиатурой (а они могут достигать 60-80 тыс.) возможны утомление, переутомление и развитие профессиональных заболеваний. Это происходит в результате недостаточного восстановления работоспособности во время перерыва в работе с ВДТ. Скорость процессов восстановления и быстрота смены фаз восстановительного периода зависят от интенсивности предшествующей деятельности: чем интенсивнее и непродолжительнее была работа до утомления, тем выше скорость восстановления. После медленно развивающегося утомления восстановление идет медленно. Так как локальная работа кистями рук характеризуется небольшими величинами, но выполняется достаточно длительно, то и восстановление идет медленно. Выполнение большого количества локальных движений при малой общей двигательной активности вызывает замедление восстановления и изменение нормального хода восстановительного процесса. При этом неблагоприятные сдвиги суммируются, переходят в переутомление, являющееся по сути предпатологическим состоянием нервно-мышечного аппарата рук.

Характер и степень благоприятного или отрицательного воздействия работы на ПК определяются комплексом внешних и внутренних факторов.

К внешним факторам относятся прежде всего показатели, связанные с компьютером, а также с педагогикой, такие, как:

• продолжительность работы за дисплеем;

• качество изображения (собственно «дисплейные» факторы);

• эргономика рабочего места;

• состояние окружающей среды (освещенность, микроклимат);

• содержание и объем работы, определяемые характером и трудностью учебного материала;

• методика преподавания, структура занятия.

Такие внешние факторы, как эргономика рабочего места, состояние окружающей среды (освещенность, микроклимат и др.), методика преподавания, структура занятия, поддаются контролю и нормируются.

Неблагоприятные изменения функционального состояния подростков отмечаются непосредственно после уроков информатики: у школьников в 2 раза снижается работоспособность, на 10-15% - скорость зрительно-моторных реакций, уменьшается критическая частота слияния световых мельканий (КЧСМ), что также свидетельствует о развитии зрительного утомления. У подростков с высокой мотивацией к занятиям информатикой выявляются еще более существенные сдвиги в функциональном состоянии организма: у каждого третьего из них диагностируется выраженное утомление.

Более половины (55%) старшеклассников после работы на ПК высказывают жалобы либо на общее утомление, либо на неприятные ощущения в области глаз (усталость, мелькание и др.). Почти треть из них жалуются и на то и на другое. Это обусловлено нечетким изображением на экране ВДТ, которое приводит к постоянной «поднастройке» хрусталика глаза, т.е. поиском оптимума зрительного восприятия, что может повлечь за собой переутомление мышечного аппарата глаза и последующее снижение зрения.

Оценка функционального состояния зрительного анализатора школьников старшего возраста при работе на ПК показывает, что работа в течение 45 мин приводит к достоверному снижению устойчивости аккомодации. Более длительная работа усугубляет этот процесс и обусловливает появление и увеличение остаточного напряжения цилиарной мышцы или спазма аккомодации. У учеников 10-х классов уже после 20 мин работы (рис. 1) с дисплеем наступает снижение видимости (увеличение порога контрастной чувствительности), скорости зрительно-моторных реакций (рис. 2).

Рис. 1. Изменение контрастной чувствительности у учащихся 10-х классов на занятиях

Рис. 2. Изменение латентного периода простой зрительно-моторной реакции у учащихся 10-х классов на занятиях

На динамику развития зрительного утомления у учащихся 9-10-х классов на занятиях с компьютерами и на течение восстановительного периода влияют качество компьютеров: их соответствие или несоответствие гигиеническим требованиям (рис. 3). Через 30 мин работы на ВДТ, соответствующих гигиеническим требованиям, 21-26% детей предъявляют астенопические жалобы, а при работе с неудовлетворительными ВДТ такой же длительности доля детей с астенопическими жалобами составляет 40%. Аналогичная ситуация наблюдается и в отношении снижения остроты зрения: количество детей, у которых наблюдается снижение остроты зрения, соответственно составляет 10-20 и 25-30%. На 20-й минуте работы с ВДТ у 19% школьников отмечается снижение остроты зрения. В дальнейшем количество школьников со сниженной остротой зрения увеличивается и к концу занятия составляет 35%. В норме после урока острота зрения восстанавливается через 15 мин, жалобы на зрительное утомление исчезают через 25 мин. Скорость восстановления показателей функционального состояния также зависит от качества ВДТ.

Рис. 3. Динамика показателей зрительного утомления у учащихся 9-10-х классов на занятиях с компьютерами I типа (соответствуют гигиеническим требованиям) и II типа (не соответствуют гигиеническим требованиям) и в восстановительном периоде. Сплошная тонкая линия - число случаев снижения остроты зрения при работе на компьютере I типа; сплошная жирная линия - число случаев снижения остроты зрения при работе на компьютере II типа; пунктир - жалобы на зрительное утомление: тонкий - при работе на компьютере I типа, жирный - при работе на компьютере II типа

Таким образом, через 30 мин непрерывной работы за дисплеем у старшеклассников развивается утомление. Поэтому длительность непрерывной работы в индивидуальном ритме за дисплеем для учащихся старших классов не должна превышать 25-30 мин (в зависимости от типа ВДТ).

На функциональное состояние младших школьников выраженное влияние оказывает тип занятия (рис. 4). Наиболее утомительны компьютерные игры, после которых частота неблагоприятных реакций составляет 35-65%. После занятий смешанного типа частота неблагоприятных изменений у этих же школьников меньше. Промежуточное положение занимают занятия программированием, при котором используются диалоговый режим, свободный ритм деятельности. В связи с этим компьютерные игры 7-10-летних детей не должны превышать 30 мин. У детей более старших возрастов из-за увеличения темпа деятельности за компьютером продолжительность игр также не должна превышать 30 мин.

Рис. 4. Частота (в %) неблагоприятных изменений функционального состояния организма младших школьников после компьютерных занятий разного типа: А - объем аккомодации; Б - КЧСМ; В - латентный период зрительномоторной реакции; Г - неблагоприятные сдвиги работоспособности; сплошная линия - игровые занятия; пунктир - занятия смешанного типа

Функциональное состояние ЦНС у 6-летних детей после 10-минутной игры на ПК свидетельствует об отсутствии неблагоприятных изменений показателей зрительно-моторной реакции. Вместе с тем индивидуальный анализ позволяет выявить детей, у которых после 10минутной игры на компьютере отмечаются признаки развивающегося утомления. Это указывает на значимость индивидуального подхода при дозировании времени нагрузки для детей 6-летнего возраста.

Наиболее утомительны компьютерные игры, рассчитанные на быстроту реагирования, которыми наводнен рынок компьютерных программ. Эти так называемые аркадные игры весьма привлекательны для детей. Многие из них готовы часами погружаться в эти «кнопочные» соревнования, одержимые желанием «победить компьютер». Психологи предупреждают о «наркотическом», затягивающем влиянии подобных игр, о возможности агрессивного и безжалостного поведения ребенка под их воздействием.

Изменения показателей функционального состояния после компьютерных занятий свидетельствуют о том, что чем меньше возраст учеников, тем больше число неблагоприятных реакций со стороны ЦНС, зрительного анализатора (рис. 5). Функциональное состояние не изменяется у 40% детей 7-9 лет и у 59-60% 16-18-летних детей. В распространенности ухудшения показателей функционального состояния картина обратная. У каждого второго ребенка 7-9 лет после компьютерных занятий функциональное состояние ухудшается. У старшеклассников это наблюдается только у каждого третьего.

По мнению экспертов ВОЗ, применение дисплеев низкого качества может способствовать развитию миопии со скоростью 1 дптр в год.

Оценка функционального состояния близоруких детей свидетельствует о том, что 30-минутная непрерывная работа на компьютере вызывает у учащихся с миопией существенное изменение аккомодации (табл. 3.12). При миопии коэффициент утомляемости (КУ) аккомодационного аппарата глаза равен 9,1 ± 0,7, а при нормальной рефракции - почти в 4 раза меньше - 2,4 ± 1,0. При гиперметропии КУ также выше, чем при нормальной рефракции, но эти различия недостоверны. Продуктивность зрительной работоспособности после компьютерной нагрузки у учащихся с миопией также достоверно ниже, чем при эмметропии и гиперметропии (Гуменер П.И. и соавт., 1996).

Рис. 5. Динамика показателей функционального состояния организма у детей разного возраста после компьютерных занятий. Косая штриховка - ухудшение; без штриховки - улучшение; вертикальная штриховка - без изменений

Все это подтверждает необходимость специального гигиенического регламентирования работы школьников с нарушениями рефракции.

Физиолого-гигиенические исследования позволили обосновать требования к организации занятий с использованием ПК.

Непрерывная длительность занятий непосредственно с ПК не должна превышать:

• для учащихся 1-4-х классов - 15 мин;

• для учащихся 5-7-х классов - 20 мин;

• для учащихся 8-11-х классов - 25 мин.

Оптимальное количество занятий с использованием ПК в течение учебного дня для учащихся 1-4-х классов составляет 1 урок, для учащихся 5-8-х классов - 2 урока, учащихся 9-11-х классов - 3 урока.

Работа на ПК должна осуществляться в индивидуальном темпе и ритме. После установленной длительности работы на ПК следует проводить комплекс упражнений для глаз, а после каждого урока на переменах - физические упражнения для профилактики общего утомления. Длительность перемен между уроками должна быть не менее 10 мин. Во время перемен необходимо сквозное проветривание с обязательным выходом учащихся из класса (кабинета).

Занятия в кружках с использованием ПК должны организовываться не раньше чем через 1 ч после окончания учебных занятий в школе. Это время следует отводить для отдыха и приема пищи.

Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю общей продолжительностью:

• для учащихся 2-5-х классов (7-10 лет) - не более 60 мин;

• для учащихся 6-х классов и старше - до 90 мин. Недопустимо использовать время всего занятия для компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается проводить их в конце занятия длительностью до 10 мин для учащихся 2-5-х классов и 15 мин для более старших учащихся. Режим занятий в кружках должен соответствовать гигиеническим требованиям с обязательным проведением профилактических мероприятий.

Запрещается проводить компьютерные игры перед сном.

В дошкольных учреждениях продолжительность занятий с использованием развивающих компьютерных игровых программ для детей 5 лет не должна превышать 10 мин, а для детей 6 лет - 15 мин. Компьютерные игровые занятия в дошкольных учреждениях следует проводить не чаще 2 раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности детей - во вторник, среду и четверг. После занятий необходимо проводить гимнастику для глаз. Не допускается проведение занятий с ПК в дошкольных учреждениях за счет времени, отведенного для сна, дневных прогулок и других оздоровительных мероприятий. Занятия дошкольников с использованием ПК должны проводиться методистом или в его присутствии.

Занятиям с ПК должны предшествовать спокойные игры в зале, расположенном смежно с помещением, где установлены компьютеры.

Недопустимо использование одного ПК для 2 детей и более независимо от их возраста. Одновременное наблюдение несколькими обучающимися за изображением на индивидуальном мониторе не должно превышать 5 мин.

Используемые в последние годы электронные учебники также должны отвечать особенностям зрительной работоспособности школьников с учетом возраста. Это прежде всего относится к особенностям предъявления информации.

Установлено, что степень утомления при чтении с экрана по комплексному показателю - степени сложности зрительной задачи - в средних классах на 20-26% выше по сравнению с таковой при чтении с бумажного носителя и на 26-38% - в старших классах (табл. 3.13). Наихудшие показатели (26% в средних и 38% в старших классах) выявлены при черных знаках на белом фоне. Утомительное воздействие процесса чтения с экрана наиболее выражено у учащихся начальной школы: различия в степени утомления по сравнению с бумажным носителем у них достигают 70%.

Степень утомления в случае предъявления черных знаков на белом фоне при чтении с жидкокристаллических экранов в 1,5 раза ниже степени утомления, выявляемой при чтении с экрана дисплеев на электронно-лучевой трубке, что объясняется отсутствием экранной пульсации при использовании жидкокристаллических дисплеев.

Контроль за обеспечением безопасности информационно-образовательной среды школы возлагается как на органы Роспотребнадзора, так и на сами образовательные учреждения.

Однако не запрет, а профилактика зависимостей, в том числе от электронных средств связи, игр, профилактика отклонений в состоянии здоровья детей - пользователей ПК, должны стать основным направлением деятельности всех органов власти, педагогического и медицинского сообщества, родителей. Усилия всех заинтересованных организаций и лиц должны быть направлены на формирование позитивных ресурсов информационно-коммуникационных средств, обеспечивающих благоприятный рост и развитие детей, их социализацию в современное демократическое российское общество.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: