ТУРИСТСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ ТЕРРИТОРИИ 12 глава




В большинстве стран мира информационным ресурсам туризма уделяется большое внимание. Страны, специализирующиеся на приеме туристов, огромными тиражами издают путеводители по

основным регионам и туристским центрам, буклеты, справочни­ки, карты, листовки, каталоги, рекламный материал. Зачастую эти материалы раздаются туристам бесплатно или за символиче­скую плату в информационных киосках, музеях, переходах метро и т.д. Информационное обеспечение туризма на территории РФ пока не получило должного развития.

К трудовым ресурсам туризма относятся кадры туристских пред­приятий - как штатный персонал, так и работники, привлекае­мые для работы в туристский сезон. Сразу следует сказать, что индустрия туризма охватывает огромное количество как основ­ных, так и сопутствующих производств и отраслей экономики. Именно по этой причине учет общего количества занятых в сфере туризма представляется затруднительным.

С трудовыми ресурсами туризма тесно связаны образователь­ные ресурсы. Необходимым условием для организации туристско­го предприятия и успешной работы на нем профессиональных кадров является профильное образование. В России и ряде стран мира создано большое количество учебных заведений, осуществ­ляющих многоуровневую подготовку специалистов для сферы ту­ризма и гостеприимства. Хороший уровень туристского образова­ния характерен для Швейцарии, Австрии, Германии, Польши, Франции. В России более 300 учебных заведений занимаются под­готовкой специалистов как с высшим, так и со средним специ­альным образованием.

Финансовые ресурсы туризма составляют денежные средства, которые могут поступать в сферу туризма и расходоваться различ­ными путями. Существует несколько основных путей поступления денежных средств в сферу туризма: а) инвестированием, которое может быть как государственным, так и частным; б) благодаря доходам от пребывания иностранных туристов; в) с помощью денежных средств, которые могут быть получены от деятельности как основных, так и сопутствующих производств.

Материальные ресурсы составляют основные фонды индустрии туризма. В настоящее время широко используется понятие «мате­риально-техническая база туризма (МТБ)». Под материально-тех­нической базой туризма понимается совокупность материальных и вещественных элементов производительных сил, используемых для производства туристских услуг. Материально-техническая база используется только туристами в отличие от инфраструктуры ту­ризма, которая используется как туристами, так и производите­лями туристских услуг.

К материально-технической базе туризма относятся: турист­ские фирмы (туроператоры и турагенты), гостиницы, туристские базы, предприятия питания и торговли, транспортные предприя­тия, пункты проката туристского снаряжения и инвентаря, пунк­ты реализации туристских путевок, туристские клубы, станции и др.

В основу классификации объектов материально-технической базы туризма положены три основных признака: виды предоставляе­мых услуг, экономические элементы и виды собственности хо­зяйствующих субъектов.

Управленческие ресурсы достаточно редко включаются авторами в структуру социально-экономических ресурсов туризма. Под ними часто понимают иерархическую структуру управления индустрией туризма, сложившуюся в определенной стране или регионе.

Инфраструктура туризма лежит в основе социально-экономи­ческих ресурсов туризма и состоит из пяти взаимосвязанных от­раслей: а) транспортно-коммуникационной инфраструктуры; б) инфраструктуры размещения; в) инфраструктуры питания; г) инфраструктуры досуга и развлечений; д) спецализированной инфраструктуры.

В рамках данного учебного пособия не рассматриваются трудо­вые, образовательные, финансовые, материальные и управлен­ческие ресурсы. Все эти группы ресурсов туризма рассматривают­ся в ряде учебных дисциплин, таких, как менеджмент туризма, управления персоналом, экономика туризма и др.

В предлагаемом учебном пособии подробно рассматривается инфраструктура туризма, которая является, как было сказано, основой социально-экономических ресурсов.

Кратко охарактеризуем каждый из блоков.

 

6.2. Инфраструктура туризма как основа

 

социально-экономических ресурсов

- Из истории формирования инфраструктуры туризма. Формиро­вание, потребление и воспроизводство туристских ресурсов не­посредственно связано с наличием развитых инфраструктуры и индустрии туризма. В иерархии управления туризмом в бывшем СССР инфраструктура и индустрия туризма были жестко центра­лизованы в нескольких монопольных туристских ведомствах. В этих условиях существовали такие понятия, как единое туристское пространство, единая туристская транспортная система и др.

На балансе туристских организаций были не только объекты индустрии туризма (средства размещения, предприятия обществен­ного питания, транспортные структуры и др.), но и ряд дорожно-коммуникационных объектов инфраструктуры туризма (канатные дороги, фуникулеры, подземный экскурсионный электротранс­порт, горноспасательные станции, средства связи и др.).

В условиях рыночной экономики понятия «инфраструктура ту­ризма» и «индустрия туризма» приобрели несколько иное содержа­ние. В настоящее время практически не существует единой системы предприятий индустрии туризма. Это самостоятельные предприятия с разнообразной деятельностью, где туристская деятельность подразумевается «в том числе» и в ряде случаев не является основной для данного предприятия. Это касается транспортных предприятий, предприятий общественного питания, организаций сферы досуга и развлечений, быта и сервиса и, частично, средств размещения, которые взаимодействуют с организаторами туризма (туроперато-рами и турагентами) в части предоставления туристских услуг на основе возмездных договоров или договоров аренды (фрахта).

Из системы инфраструктуры туризма выведены все предприя­тия и организации, обеспечивавшие безопасность самодеятельно­го, походного, спортивного и иных видов туризма; они стали струк­турными подразделениями Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и лик­видации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Поэтому границы инфраструктуры и индустрии туризма стали условными.

Особое значение при производстве туристских услуг имеет ин­фраструктура туризма с классической триадой туризма транспорт- приют-развлечение. Организация услуг по этим направлениям остается главным в деятельности туристских организаций. Непос­редственно туристские организации производят в основном ин­формационные услуги (экскурсионные, рекламные и пр.). Осталь­ные же услуги, входящие в состав туристского продукта, произ­водят предприятия инфраструктуры туризма.

Определение инфраструктуры туризма. По законодательно за­крепленному определению, инфраструктура туризма - это сово­купность гостиниц и иных средств размещения, средств транс­порта, объектов общественного питания, объектов познаватель­ного, делового, оздоровительного, спортивного и иного назначе­ния, организаций, осуществляющих туроператорскую и турагент-скую деятельность, а также организаций, представляющих экс­курсионные услуги и услуги гидов-переводчиков.

В более общем понимании инфраструктура туризма - это груп­па производств, обеспечивающих пассивный туристский баланс. Ее наличие свидетельствует, как правило, об уровне развития нацио­нальной промышленности и высоком уровне доходов на душу на­селения. К инфраструктуре туризма, как особому виду предприни­мательской деятельности, предъявляются следующие требования:

• должна обеспечить условия не только для функционирования туристских предприятий, действующих на базе различных форм собственности, но и их эффективное и устойчивое развитие;

• должна способствовать возникновению и появлению новых партнерских связей, взаимодействующих с ее составляющими элементами;

• должна быть адекватна потребностям туристских предприя­тий с учетом их функциональной специализации, пропускной спо­собности туристских объектов и др.;

• должна быть не только доступна всем предпринимательским структурам туристского рынка (по дислокации, стоимости дело­вых услуг, информированности о реальных возможностях и т.д.), но и обеспечивать возможности решения важнейших проблем раз­вития туристского бизнеса;

• должна обеспечивать достоверными и своевременными ста­тистическими данными, а также осуществлять мониторинг дея­тельности субъектов рынка туристских услуг.

Виды и функции инфраструктуры туризма. Во многих страна мира и в России объекты инфраструктуры туризма в самом общем виде подразделяют на три группы:

• основная группа - объекты, предоставляющие основные ту­ристские услуги: размещение, питание, перевозку, экскурсион­ное обслуживание, услуги туристских фирм;

• дополнительная группа - объекты, существенно дополняю­щие и повышающие полезность услуг основной группы для по­требителей; анимационные услуги, продажа сувениров, фотото­варов, информационные услуги, услуги спортивно-оздоровитель­ных учреждений и т.д.;

• сопутствующая группа - объекты, непосредственно не ока­зывающие туристских услуг, но создающие определенные удоб­ства для туристов: банковские, финансовые, торговые, медицин­ские, коммунально-бытовые учреждения.

Благодаря инфраструктуре туризма обеспечивается размеще­ние, питание, отдых, информационное и транспортное обслужи­вание туристов. Инфраструктура туризма способствует нормаль­ному функционированию механизмов международного экономи­ческого и научно-технического сотрудничества развитых стран.

Наряду с удовлетворением разнообразных туристских потреб­ностей населения и обеспечением притока в страну иностранной валюты от обслуживания зарубежных посетителей инфраструкту­ра туризма часто выступает в качестве катализатора хозяйствен­ного освоения экономически менее развитых районов. Входящие в нее предприятия позволяют вовлекать в хозяйственный оборот непригодные для использования другими отраслями природные ресурсы и созданные человеком объекты.

В целом инфраструктура туризма выполняет обеспечивающую, интеграционную и регулирующую функции. Обеспечивающая функция инфраструктуры туризма -•- создание необходимых ус­ловий для организации обслуживания туристов; интеграционная - организация и поддержание связей между предприятиями отрас­ли, формирование территориальных туристских комплексов; ре­гулирующая - создание новых рабочих мест, влияние на потре­бительский спрос, развитие отраслей, выпускающих предметы по­требления, содействие росту налоговых поступлений в бюджеты разных уровней.

Инфраструктура туризма оказывает прямое и косвенное влия­ние на экономику страны или региона. Прямое влияние - при­влечение средств от услуг туристского предприятия, материаль­ное обеспечение работников туризма и создание новых рабочих мест, рост налоговых поступлений; косвенное влияние - меж­отраслевое взаимодействие.

Критерии оценки инфраструктуры туризма. Каждый компонент инфраструктуры туризма имеет свои критерии оценки. Так, транс­портное обеспечение определяется густотой сети автомобильных, железных дорог и водных путей, их качеством, уровнем подвиж­ного состава, экологичностью и обустройством. Система связи включает почтово-телеграфную и телефонную связь, вызов ава­рийного транспорта вдоль автомагистралей и т.д.

Система общественного питания определяется развитием пун­ктов питания в регионе: ресторанов, столовых, кафе, баров, би­стро, трактиров и др. При этом учитывается общее количество пунктов питания и посадочных мест; равномерность размещения их по территории региона; наличие пунктов питания вблизи ту­ристских центров; техническое оснащение пунктов питания; уро­вень предлагаемых услуг.

К местам размещения туристов относятся муниципальные и ве­домственные гостиницы, частные пансионы, постоялые дворы, деревенские гостиницы, палаточные лагеря, кемпинги, приюты и т.п. При их оценке учитывается общее количество предприятий гостеприимства с общим числом мест; дифференцированная оценка предприятий гостеприимства с учетом количества мест каждого класса и предоставляемых услуг; степень технического оснащения; размещение предприятий гостеприимства по территории региона, расположение их вблизи туристских объектов и маршрутов.

Далее мы рассмотрим основные отрасли инфраструктуры ту­ризма, к которым относятся транспортная инфраструктура, инф­раструктура размещения и инфраструктура питания туристов. В рам­ках главы сознательно не рассматривается инфраструктура досуга и развлечений, так как она не относится к определяющей и отли­чается весьма большим разнообразием типов учреждений.

 

6.3. Инфраструктура транспорта в туризме

 

Инфраструктура авиационного транспорта. Согласно статисти­ке, темпы роста популярности авиатранспорта выше, чем авто­транспорта, что обусловливается все большим расширением гео­графии путешествий и существующей тенденцией к сокращению сроков путешествия. Вследствие этого воздушный транспорт - наиболее динамично развивающийся вид транспорта. Сеть между­народных перевозок охватывает более 150 стран мира.

В инфраструктуру транспорта входят авиакомпании, аэродро­мы и аэропорты.

Число авиакомпаний в мире достигает более 1 300.

Почти в каждой стране мира существует авиакомпания, чья на­дежность, пунктуальность, сервис и комфорт соответствуют са­мым высоким международным стандартам. Такими авиакомпания­ми в разных странах считаются: французская «Air France», немец­кая «Lufthansa», британская «British Airways», австрийская «Austrian Airlines», испанская «Iberia», швейцарская «Swiss», финская «Finnair», российская «Аэрофлот - Российские авиалинии» и др.

Три четверти имеющихся авиалайнеров размещены в Север­ной и Южной Америке. В США крупнейшими авиакомпаниями являются «Federal Express», «United Airlines», «Delta Air Lines», «American Airlines», «Continental Airlines», «Nortwest Airlines», «US Airways», «Southwest Airlines», TWA (Trans World Airlines), «America West Airlines», «Alaska Airlines»; в Канаде - «Air Canada» и «Canadian Airlines»; в Бразилии - «Varig» и «Brasilian Airlines».

Крупнейшими авиакомпаниями Европы считаются «British Airways» (Великобритания); «Lufthanza German Airlines» (Герма­ния); «Air France» (Франция); SAS (Scandinavian Airlines System - Швеция, Дания, Норвегия); «Alitalia» (Италия); «Iberia Airlines» (Испания); «KLM - Royal Dutsh Airlines» (Нидерланды); «Crossair», «Swiss» (Швейцария); «Sabena Belgian World Airlines» (Бельгия); «Finnair» (Финляндия). Из стран Восточной Европы наиболее круп­ным самолетным парком располагают Болгария и Венгрия.

В Азии крупнейшими авиакомпаниями считаются: ANA («All Nippon Airways») и JAL («Japan Airlines») (Япония); «Korean Air» (Республика Корея); «Saudia - Saudi Arabian Airlines» (Саудовская Аравия); «Malaysia Airlines» (Малайзия); «China Southern Airlines», «Air China» (Китай); «Cathay Pacific Airways» (Гонконг); JAS («Japan Air System») (Япония); «Singapore Airlines» (Сингапур); «Thai Airways International» (Таиланд); «Iraqi Airways» (Ирак); «THY - Turkish Airlines» (Турция); «Philippine Airlines» (Филиппины).

На Африканском континенте крупные авиакомпании имеются в Ливии, ЮАР, Египте, Алжире.

В Австралии и Океании также есть сравнительно крупные авиа­компании: в Австралии - «Qantas Airways» и «Ansett Australia», в Индонезии - «Garuda Indonesia», в Новой Зеландии - ANZ («Air New Zealand»).

Среди авиакомпаний можно выделить общественные, т.е. регу­лируемые государством, и частные. В Европе деятельность авиа­компаний во многом регулируется правительствами европейских стран. Британские авиакомпании и все авиакомпании США при­ватизированы и являются частными.

В большинстве стран функционирует три основных типа авиа­компаний, выполняющих регулярные полеты по расписанию:

• крупные - национальные компании, совершающие рейсы по всей стране и за границу;

«региональные - авиакомпании, функционирующие в преде­лах отдельных регионов одной страны;

• местные - небольшие местные авиакомпании, совершаю­щие рейсы на короткие расстояния с небольших пригородных аэро­дромов. Как правило, они эксплуатируют небольшие винтовые самолеты вместимостью до 40 пассажиров, которых доставляют в аэропорты для последующей пересадки на рейсы крупных авиа­компаний.

В список лучших авиакомпаний мира традиционно входят:

• по общему впечатлению: «British Airways» и «Virgin Atlantic» (Великобритания), «Singapore Airlines» (Сингапур), KLM (Голлан­дия) и некоторые другие;

• по дальности перевозок: «Virgin Atlantic», «British Airways» (Великобритания), «Singapore Airlines» (Сингапур), «Cathay Pacific» (Гонконг, Китай), «Qantas» (Австралия);

• по наличию первого и бизнес-класса: «Virgin Atlantic», «British Airways», «Singapore Airlines», «Emirates» (ОАЭ), «Cathay Pacific» (Китай);

• по экономическому классу: «Virgin Atlantic», «Emirates Airways» (ОАЭ), «British Airways», «Swissair» (Швейцария), «Singapore Airlines» (Сингапур);

• лучшие по программе поощрения часто летающих пассажи­ров: «British Airways», «American Airlines» (США), «Virgin Atlantic», «Swissair» (Швейцария), KLM (Голландия).

Аэродром - это земельный участок с комплексом инженерных сооружений и зданий, специально выделенный и оборудованный для взлета и посадки, руления, стоянки и обслуживания воздуш­ных судов.

Аэродромы, находящиеся на высоте свыше 1000 м, считаются горными, находящиеся в пересеченной местности с относительными превышениями свыше 500 м - аэродромами в горной местности.

Аэродромы подразделяются на основные (на которые посадка предусмотрена планом полета) и запасные (предназначенные для посадки, когда таковая на основной аэродром невозможна по ка­ким-либо причинам; к запасным относится обычно и аэродром вылета).

Главное сооружение аэродрома - взлетно-посадочная полоса (ВПП) - одна или несколько, а также пространство для вырули-вания и стоянки воздушных судов. ВПП должна иметь твердое покрытие для взлета и посадки самолетов и оборудуется световыми и электронными средствами навигации и обеспечения полетов.

На современных аэродромах, располагающих надлежащим обо­рудованием, лайнер может быть посажен в автоматическом режи­ме без участия пилота.

Аэропорт - комплекс зданий и сооружений, предназначенных для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздуш­ных перевозок. Аэропорт в комплексе имеет аэродром, аэровок­зал, наземные сооружения технического обслуживания воздуш­ных судов, а также необходимое оборудование, авиационный пер­сонал и других работников.

Существуют внутренний и международный аэропорты. Внут­ренний аэропорт предназначен для обслуживания внутренних рей­сов воздушных судов (в пределах территории данного государства). Международный аэропорт - аэропорт, открытый для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воз­душные перевозки, в котором осуществляется таможенный, по­граничный, санитарно-карантинный и иной контроль.

В мире насчитывается около 1 000 международных аэропортов. Крупнейшие аэропорты обслуживают более 10 млн. пассажиров в год. Шесть крупных аэропортов пропускают свыше 30 млн. пасса­жиров ежегодно. Например, аэропорт О-Хара в Чикаго обладает самой высокой пропускной способностью - 60 млн. пассажиров в год. В Европе самым мощным считается аэропорт Хитроу близ Лондона (Великобритания).

В России находится 76 международных аэропортов, и количе­ство их постоянно увеличивается. Российские авиалинии осуще­ствляют рейсы в 120 стран мира.

Число аэропортов в мире практически не увеличивается, но растет пассажироемкость, развивается их инфраструктура, совер­шенствуется технология обслуживания. Как считают специалис­ты, аэропорт XXI в. должен быть и становится уже чем-то боль­шим, чем просто место посадки в самолет и высадки из него.

В десятку крупнейших аэропортов входят семь американских, два европейских и один азиатский. Однако то, что аэропорт - самый крупный в мире, не означает, что он лучший по обслужи­ванию пассажиров. Это подтверждается ежегодно проводимыми опросами большого количества пассажиров.

Аэропорты, лучшие по обслуживанию пассажиров, определя­ются по нескольким критериям: информационный сервис, орга­низация питания, наличие разнообразных магазинов, услуги свя­зи и т.д. Результаты исследований показали, что лучшие аэропор­ты мира расположены в следующих городах: Дубай (ОАЭ), Син­гапур, Гонконг, Копенгаген (Дания), Куала-Лумпур (Малайзия), Сеул (Южная Корея), Афины (Греция), Ванкувер (Канада), Цин­циннати (США), Сидней (Австралия).

В задачи аэропорта входит: обслуживание пассажирских пере­возок, грузов и почты; обеспечение полетов воздушных иност­ранных и национальных авиакомпаний; обеспечение регулярнос­ти и безопасности полетов, метеорологических наблюдений; обес­печение надлежащей работы средств связи и световой сигнализа-

ции; осуществление технического обслуживания воздушных су­дов и заправка их топливом; смена танков туалетов и уборка му­сора; оперативное приготовление и подача питания на каждый полет.

В каждом аэропорту имеются следующие подразделения: от­ряд, обслуживающий взлетно-посадочную полосу и поле; персо­нал по обеспечению светотехники; аэронавигационная служба; технический персонал по обслуживанию пассажиров на посадке и высадке из воздушного судна, а также по загрузке и выгрузке багажа; служба «карго» (обслуживание грузов); авиатехники; ме­теорологическая служба; медицинская служба; справочная служба.

В каждом аэропорту в тесном сотрудничестве с работниками самого аэропорта работают представительства авиакомпаний, со­вершающих рейсы на линиях, к которым относится аэропорт. В международных аэропортах работают службы контроля (погра­ничного, таможенного, санитарно-карантинного, ветеринарно­го, фито-санитарного и др.).

Территория каждого аэропорта строго разделяется на две зоны: а) зону прибытия (прилета) и б) зону отправки (вылета). В каж­дом аэропорту выделяется специальное место - так называемая зона ожидания (для встречающих, транзитных пассажиров и др.). Особой зоной каждого международного аэропорта является нейт­ральная зона. Вылетающие пассажиры после таможенного и пас­портного контроля до вылета самолета, а прибывшие пассажи­ры - до таможенного и паспортного контроля обязаны находить­ся в этой зоне. На этой нейтральной территории обычно распола­гаются всевозможные магазинчики «duty free», освобожденные от налогов и пошлин.

Инфраструктура железнодорожного транспорта. Железные до­роги с различной плотностью сети и уровнем технической осна­щенности построены в большинстве стран мира, но есть ряд стран, где железных дорог нет. К таким странам относятся: Афганистан, Бахрейн, Белиз, Бутан, Бруней, Бурунди, Центрально-Африкан­ская Республика, Чад, Доминиканская Республика, Сальвадор, Гвинея, Гамбия, Гвинея-Бисау, Гайана, Конго (Заир), Кувейт, Лесото, Ливия, Маврикий, Нигер, Оман, Папуа-Новая Гвинея, Йемен, Катар, Руанда, Сейшельские острова, Сьерра-Леоне, Сомали, Суринам, Тринидад и Тобаго, ОАЭ, Уругвай.

До интенсивного развития автомобильного и воздушного транс­порта с середины XIX в. и в первой половине XX в. железная дорога была одним из основных средством перемещения путешествующих от их основного места жительства в другую местность или страну.

Благодаря техническому прогрессу значительную долю пере­возок взяли на себя автомобильный и воздушный транспорт. Со­здание скоростных железнодорожных магистралей вернуло желез­ной дороге конкурентоспособность.

В пределах основных европейских стран (Италии, Франции, Испании, Германии, Великобритании) путешествие между круп­ными столицами и туристскими центрами сегодня даже удобнее совершать на поезде, чем на автобусе или самолете Поездка из Милана в Рим занимает всего немногим более 2 ч при следовании поезда со скоростью более 200 км/ч. Причем поезд передвигается по достаточно прямой трассе, которая всегда короче любой авто­мобильной дороги, соединяющей два населенных пункта.

При наличии скоростных поездов наибольшая эффективность передвижения по железной дороге наблюдается при путешестви­ях на расстояния до 500 - 600 км В этом случае высокоскоростные железнодорожные магистрали позволяют преодолеть этот марш­рут за 2 - 3 ч, что достаточно удобно для туристов. К тому же поезда обычно прибывают на вокзалы, традиционно расположен­ные прямо в самом центре крупных городов и столиц, что и со­здает существенные преимущества по сравнению с авиацией. Если к этому еще прибавить в несколько раз более низкую (по сравне­нию с авиационным транспортом) оплату за проезд, то преиму­щества железнодорожного транспорта (особенно при передвиже­нии на средние и относительно небольшие расстояния) очевидны.

Кроме собственно прямого назначения (перевозки) железная дорога активно используется в развлекательных целях Неспеш­ные «поездки под паром» на старинных составах (ретро-поездах) с уникальными локомотивами по национальным паркам стали отличным развлечением для туристов, избалованных суперскорост­ными магистралями. Во всем мире организовались клубы любите­лей железных дорог, нашлись активные коллекционеры старых паровозов и даже владельцы небольших частных дорог, укомп­лектованных подвижным составом конца XIX - начала XX вв. Предметом туристского интереса являются фото- и видеосъемки ретро-локомотивов со шлейфом черного дыма из трубы на фоне красивых ландшафтов, при этом могут записываться фонограммы оригинальных и характерных звуков механизмов при движении.

В Российской Федерации железнодорожный транспорт продол­жает оставаться основным видом транспорта при реализации как внутренних (в большей степени), так и международных турист­ских поездок. В настоящее время в России на долю железнодорож­ного транспорта приходится почти 50 % пассажирских перевозок.

Инфраструктуру железнодорожного транспорта образуют ли­нейные и узловые элементы. К линейным элементам относятся железнодорожные магистрали страны или региона, к узловым и точечным - пассажирские станции, вокзалы, технические служ­бы железной дороги Рассмотрим их и выполняемые ими функции более подробно.

Пассажирские станции - пункты железных дорог, где осуще­ствляется формирование, прием и отправка, транзит, техниче-

ское обслуживание подвижного состава, обслуживание пассажи­ров. Для обслуживания пассажиров сооружают специальные вок­залы.

Железнодорожный вокзал - комплекс зданий и сооружений, специально предназначенных и надлежаще оборудованных для обслуживания пассажиров. В здании вокзала находятся залы ожи­дания, билетные кассы, пункты питания, багажные службы, слу­жебные помещения, платформы, вокзальные тоннели и переходы.

Железнодорожные вокзалы бывают раздельные (для обслужи­вания пассажиров дальних и пригородных поездов), полураздель­ные, когда вокзал конструктивно разделен на две части для об­служивания пассажиров дальних и пригородных поездов, а также единые, когда вокзал не разделен на зоны для пассажиров даль­них и пригородных поездов, в этом случае все платформы рас­положены вместе и используются комплексно.

Крупные железнодорожные вокзалы имеют огромную пропуск­ную способность - до 20 млн пассажиров в год и более. При этом интенсивные пассажирские потоки возникают по мере отправки и прибытия поездов. Для упорядочения этих поездов на вокзалах су­ществуют зоны отправки и прибытия пассажиров. Это важно, когда из поезда одновременно выходят более 1 000 пассажиров с багажом.

Вокзальные переходы связывают платформы, вокзальные по­мещения, залы ожидания и привокзальную площадь. Среди них выделяют переходы на одном уровне с путями или на уровне плат­форм, мосты и конкорсы, виадуки, пандусы, тоннели, лестни­цы, эскалаторы.

Залы ожидания предназначены для пассажиров различных ка­тегорий, в том числе транзитных, залы для отдыха пассажиров с детьми и комфортабельный зал ожидания для VIP-персон. В них или смежных помещениях вокзала размещают туалеты, магази­ны, пункты питания, бары, рестораны, билетные кассы, инфор­мационные и сервисные службы, бизнес-центры, пункты обмена валюты, пункты медицинской помощи и охраны.

Технические службы железной дороги весьма разнообразны. Кроме собственно организации движения поездов и технического содержания подвижного состава эти службы выполняют множе­ство обязанностей по бронированию и продаже билетов пассажи­рам, информированию пассажиров, снабжению поездов топли­вом, водой, постельным бельем и продуктами питания, уборке в поездах мусора и отходов.

Инфраструктура автомобильного транспорта. К автоуслугам, используемым в туризме, относятся: организация автобусных пу­тешествий или туров (включая автокараваны); организация авто­мобильных путешествий с использованием собственного автомо­биля или путем проката автомобиля в месте постоянного прожи­вания или в месте отдыха.

Путешествие на автобусе - наиболее популярный вид путешествия в РФ.

В большинстве случаев туристские автобусы является собствен­ностью крупных туристских компаний, объединений, концернов и ассоциаций. Другие же туристские фирмы пользуются услугами автотранспортных предприятий на основе долгосрочной аренды или разовых заказов. Обладая высокой маневренностью и мобиль­ностью, туристские автобусы вне конкуренции на маршрутах до 500 км. Высококомфортабельные туристские автобусы использу­ются и на длинных маршрутах (туры по Европе, Золотому Кольцу и др.). При этом отдых туристов в ночное время обеспечивается, как правило, в отелях или мотелях (придорожных отелях). Соглас­но международной классификации, по ряду признаков автобусы сертифицируются по категориям (числу звезд).

Преимущества автобусных туров заключаются в их относи­тельной дешевизне: автобусное путешествие стоит примерно в 1,5...2 раза дешевле, чем обычный тур с авиаперелетом.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: