Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет ежегодный всероссийский мониторинг организации школьного питания. При этом исследованию и анализу подлежат:
• состояние здоровья обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений;
• соответствие школьных пищеблоков требованиям санитарно-эпидемиологических правил и нормативов, а также применение современных технологий организации питания;
• модели организации питания в общеобразовательных учреждениях, реализуемые в субъекте Российской Федерации;
• характеристика питания (по фактически применяемым рационам питания), в том числе по пищевой ценности рационов (белки, жиры, углеводы, энергетическая ценность), выходу блюд (масса), цикличности меню;
• обеспеченность обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений горячим питанием в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами;
• перечень организаторов питания в общеобразовательных учреждениях;
• ценообразование, стоимость питания в общеобразовательных учреждениях, дотации на питание обучающимся и воспитанникам общеобразовательных учреждений из средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников;
• система электронных безналичных расчетов при оплате питания обучающихся и воспитанников общеобразовательных учреждений;
• изучение общественного мнения об организации питания в общеобразовательных учреждениях;
• пропаганда здорового питания в общеобразовательных учреждениях в рамках деятельности муниципальных органов власти и органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации;
• осуществление контроля качества и безопасности производимой продукции;
• реализация региональных и муниципальных программ по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях;
• подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров в сфере организации питания в общеобразовательных учреждениях;
• деятельность стажировочных площадок, ресурсных и иных методических и консультационных центров по совершенствованию организации питания в общеобразовательных учреждениях.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся предполагает комплексный подход к оценке состояния здоровья детей и подростков с использованием чувствительных индикаторов, отражающих состояние органов пищеварения, сердечно-сосудистой, нервной, костно-мышечной, иммунной и эндокринной систем, кожных покровов, зрительного анализатора. В комплекс показателей включена оценка физического развития учащихся и их физической подготовленности, а также комплексная оценка состояния здоровья путем распределения обучающихся на группы здоровья.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся и воспитанников образовательных учреждений осуществляется на основе:
• анкетирования учащихся с целью выявления нарушений здоровья, связанных с алиментарными факторами;
• оценки физического развития учащихся;
• оценки их физической подготовленности;
• определения распространенности отклонений артериального давления от возрастно-половых нормативов;
• анализа заболеваемости по пропускам занятий в школах в связи с болезнями;
• комплексной оценки состояния здоровья путем распределения обучающихся на группы здоровья.
Мониторинг состояния здоровья обучающихся основан на следующих основных методах и группах показателей.
I группа показателей включает данные анкетирования (по стандартизованной анкете) родителей учащихся младших классов и анкетирования учащихся средних и старших классов для выявления жалоб, отражающих наличие у детей функциональных нарушений и хронических заболеваний органов пищеварения, центрального и вегетативного отделов нервной системы, органа зрения, опорно-двигательного аппарата; явлений анемии; снижения иммунобиологических свойств организма; проявлений пищевой аллергии. Все указанные нарушения здоровья могут возникнуть при нарушениях режима и качества питания, неполном удовлетворении потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах и микронутриентах (витамины, микроэлементы и др.).
II группа показателей - показатели физического развития обучающихся. Систематическое наблюдение за ростом и развитием является важным звеном в системе контроля за состоянием здоровья учащихся. Нарушения физического развития - дефицит массы тела, избыток массы тела, в том числе ожирение, низкий рост во многих случаях обусловлены нарушениями сбалансированности рациона по всем пищевым веществам, в том числе по аминокислотному составу белков, жирно-кислотному составу жиров, обеспеченности углеводами, относящимися к различным классам, достаточности содержания витаминов, минеральных веществ.
III группа показателей - данные анализа заболеваемости учащихся по количеству случаев и дней пропусков занятий по болезни, позволяющие в первую очередь судить о состоянии иммунной системы у большинства детей и подростков, а также о частоте выраженных функциональных отклонений и обострений хронических заболеваний системы пищеварения, центральных и вегетативных отделов нервной системы, эндокринной системы и обмена веществ, т.е. тех нарушений здоровья, которые относятся к числу алиментарно-зависимых заболеваний, напрямую связанных с нарушением здорового, рационального питания.
IV группа показателей - данные о частоте отклонений артериального давления от возрастно-половых нормативов. Данная группа показателей отражает состояние сердечно-сосудистой и эндокринной систем, центральных и вегетативных отделов нервной системы, нормальное функционирование которых зависит от удовлетворения потребности детей и подростков в пищевых веществах и энергии, в том числе в макронутриентах (белки, жиры, углеводы) и микронутриентах (минеральные вещества - йод, кальций, магний, железо и др., витамины).
V группа показателей - данные оценки физической подготовленности учащихся общеобразовательных учреждений, основанной на результатах выполнения единых тестовых заданий.
VI группа показателей - данные комплексной оценки состояния здоровья детей, позволяющей получить интегральный показатель состояния здоровья и физического развития каждого ребенка и всех учащихся в образовательном учреждении путем распределения детей на группы здоровья. При этом учитываются функциональное состояние организма, частота острых заболеваний и обострений хронической патологии, физическое и психическое развитие обучающихся. Определение группы здоровья учащихся проводится школьным врачом или педиатром прикрепленной к образовательному учреждению детской поликлиники по завершении профилактических медицинских осмотров.
VII группа показателей - результаты оценки динамики показателей заболеваемости по обращаемости. Для оценки заболеваемости (по обращаемости), связанной с алиментарными факторами, необходимо использовать статистическую отчетную форму № 12 «Отчет о числе заболеваний, зарегистрированных у больных, проживающих в районе обслуживания лечебного учреждения», причем как таблицу «Дети 0-14 лет», так и таблицу «Подростки 15-17 лет».
Представляемые данные должны касаться алиментарно-зависимых болезней. Это:
1. Анемии.
2. Болезни органов пищеварения.
2.1. Язвы желудка и двенадцатиперстной кишки.
2.2. Гастрит и дуоденит.
2.3. Функциональные расстройства желудка.
2.4. Неинфекционный энтерит и колит.
2.5. Болезни желчного пузыря, желчевыводящих путей.
2.6. Болезни поджелудочной железы.
3. Болезни эндокринной системы, расстройств питания, нарушений обмена веществ.
3.1. Тиреотоксикоз (гипертиреоз).
3.2. Ожирение.
Снижение показателей по вышеуказанным классам и группам заболеваний будет свидетельствовать о рациональной организации, полноценности и сбалансированности рациона питания обучающихся.
Организация мониторинга состояния здоровья обучающихся, сбор и обработка данных осуществляются средним медицинским персоналом под руководством школьного врача (в отсутствие школьного врача под руководством педиатра прикрепленной к школе детской поликлиники). Сбор данных о физической подготовленности проводит преподаватель физкультуры совместно со средним медицинским работником. Анализ и обобщение данных о заболеваемости могут осуществлять школьный врач совместно с участковыми врачами поликлиник, в которые обращаются обучающиеся и воспитанники общеобразовательных учреждений.
Анализ и обобщение данных, подготовка отчетной документации проводятся с учетом пола детей и по ступеням общеобразовательного процесса (1-я ступень - начальные классы (1-4-е), 2-я ступень - средние классы (5-8-е), 3-я ступень - старшие классы (9-11-е), по отдельным общеобразовательным учреждениям, по муниципальным образованиям и субъектам Российской Федерации.
Санитарно-эпидемиологический надзор за питанием детей и подростков наряду со специалистами по гигиене питания осуществляют врачи по гигиене детей и подростков. Они проводят мероприятия по оценке и рационализации питания, надзор за питанием детей и подростков. Контролю подлежат состояние пищеблоков, процесс приготовления пищи, транспортировка продуктов и условия их хранения в детских учреждениях, соблюдение сроков реализации продуктов и готовых блюд, режим питания и правильность распределения рациона, а также проведение медицинских осмотров работников пищеблоков.
Лица, поступающие на работу и работающие в пищеблоках, буфетах, обязаны проходить медицинские осмотры и обследования: осмотр терапевтом при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в год, осмотр дерматовенерологом при поступлении на работу и в дальнейшем 4 раза в год, обследование на туберкулез (крупнокадровая флюорография) при поступлении и в дальнейшем 1 раз в год, исследование крови на сифилис при поступлении на работу и в дальнейшем 4 раза в год, бактериоскопическое исследование на заболевания, передаваемые половым путем, при поступлении на работу и в дальнейшем 4 раза в год, исследование на носительство возбудителей кишечных инфекций и серологические обследования на брюшной тиф при поступлении и в дальнейшем по эпидемиологическим показаниям, исследование на яйца гельминтов и соскоба на энтеробиоз при поступлении на работу и в дальнейшем 1 раз в год. Обязательно наличие справки о прививке против дифтерии.
Лица, имеющие по роду выполнения работы непосредственное соприкосновение с продуктами, посудой, производственным инвентарем и оборудованием, должны также проходить гигиеническую подготовку, сдавать зачет 1 раз в 2 года по установленной программе.
Таким образом, осуществляется контроль за проведением комплекса санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на профилактику пищевых отравлений и заболеваний, связанных с питанием. При анализе ситуации, складывающейся в организованных детских коллективах, необходимо знать основные негативные тенденции в состоянии питания.