Воскресенье. День третий

Пятница. День первый.

В 9.30наша миссионерская группа во главе с отцом Филиппом Ильяшенко собралась в главном здании Ярославского вокзала.

Погрузив сумки с подарками и личными вещами в вагон, мы сели в поезд. Наша поездка началась.

Но на самом деле она началась намного раньше - когда мы собрались на первое организационные собрание. И даже еще раньше - когда мы только приняли решение ехать в миссионерскую поездку. Уже тогда наши мысли были направлены на подготовку к этому непростому и необычайно важному событию.

Наш путь лежал на русский север, и пейзаж за окном напомнил нам об этом, едва мы миновали Москву. Свинцовое небо сделалось тяжелее, бродить по станции во время остановок поезда становилось все холоднее, дождь то и дело начинался, но как-то нерешительно.

Мрачная погода, однако, не удержала нас от прогулки на привокзальную площадь в Вологде во время долгой остановки поезда. Данил Шилов, уроженец здешних мест, встретился на станции со своей мамой и бабушкой. Мы сделали общее фото на фоне вокзала и надписи «я люблю Вологду», и поспешили вернуться в вагон.

В поезде ребята, уже знакомыемежду собой, делились друг с другом впечатлениями лета, мыслями о Миссии, своими идеями занятий и бесед.

Также в дороге прошла спевка. Собравшись в небольшом купе, поющие повторяли знакомые и учили новые произведения к субботней Всенощной и предстоящим концертам.

Суббота. День второй

В 6.00 поезд прибыл в Архангельск.На привокзальной площади нас встретили микроавтобусы, в которые мы не без труда сумели загрузить все вещи. Автобусы тронулись.

В дороге от Архангельска до Мезени мы провели около восьми часов. За окном сменялись северные пейзажи: разнообразные хвойные резными макушками, как шпилями, казалось, норовили проколоть хмурое небо, готовое вот-вот разразиться дождем. И хотя прогноз говорил, что дождьуже идет, небо лишь пугало нас своей угрюмостью, изредка только роняя несколько холодных капель. На одной из остановок на кромке леса девочки набрали ягод: черники, брусники, голубики, рябины, листья которых за обедом добавили в чай.

Проезжая мимо многочисленных рек по дорогам Архангельской области, мы были пораженыкрасно-оранжевым цветом берегов. Как мы узнали позднее на экскурсии в краеведческом музее, такой цвет берега получают благодаря осадочной горной породе, называемой мергель.

Наконец мы въехали в Мезень. На въезде нам встретился деревянный поклонный крест, высотой больше двух метров. Поклонные кресты – особенность русского севера. Традиционно они маркировали обжитые области и ставились на подступах к деревням и селам. Вообще, поклонные, обетные, береговые, дорожные и другие кресты на севере, вероятно, связаны с пережитками язычества, которые не полностью искоренились после пришествия христианства на Русь. До сих пор некая обрядовость и особая простота свойственна христианству на Русском Севере. Особый дух имеет здесь православная вера.

Совсем скоро мы въехали на главную улицу Мезени– Советский проспект. Параллельно асфальтированным дорогам проезжей части, вместо тротуаров, здесь проложены деревянные мостки, по которым передвигаются пешеходы. Это – еще одна особенность севера.

По прибытии в Мезень мы сразу же пошли заселяться. Приютилнас Мезенская Школаискусств. Здесь нам предстоит провести ближайшую неделю. Обед, приготовленный ребятами, прибывшими первым, более маленьким и быстрым, микроавтобусом, прошел в почтисемейной обстановке, и был поистине долгожданным для всех после долгой дороги.

Сразу после обеда отец Филипп с помощниками, Инной Лоскутовой и Нелли Римм, совершили первое за эту поездку Крещение. В Таинстве принял участие один взрослый – Александр, названный так в честь Александра Невского. Родные Александра также присутствовали при этом важнейшем для крещаемого событии.

На всенощной, которая началась в 17.00, помимо наших миссионеров, присутствовало 6 местных жителей. В этот день на Всенощной отец Филипп и отец Николай Серебряков сослужили настоятелю Богоявленского собора города Мезениотцу Николаю Табашникову. Алтарничали Сергей Владимиров, Федор Карпов и брат отца Николая Табашникова – Тихон, регентовала хором Оксана Оскенбаевна Серикбаева.

После службы, за ужином, было объявлено начало игры «Тайный друг». А еще – к нам пришла Екатерина Михайловна Аннюк –куратор нашей поездки.

Сразу после ужина Андрей Юрьевич Андреев провел для миссионеров музыкальный вечер, на котором виртуозно исполнил на фортепиано первую часть семнадцатой сонаты Бетховена. Подзаголовком для этой симфонии служило название одной из пьес Уильяма Шекспира – «Буря». Действительно, в ней можно было различить рев бушующего моря, но также его шепот и легкий шелест волн. В ней был слышен человеческий голос, и почти что слышались слова (а Андрей Юрьевич утверждал, что их даже можно разобрать).

После музыкального вечера было прочитано краткое молитвенное правило (краткое, потому что недавно мы все вернулись со Всенощной), а еще спустя четверть часа объявлен отбой. Миссионеры отправились спать и набираться сил для нового дня, обещающего быть полным событий.

Наступало Воскресенье.

воскресенье. День третий

Литургия в Богоявленском храме города Мезени началась в 9.00. Присутствовало 22 прихожанина из местных. Причастились22 человека, из которых 14 – наши миссионеры.

Отец Николай Табашников позавтракал вместе с нами и принёс для нас свежей рыбы к обеду. После завтрака все разошлись на места своих послушаний.

В этот день прошло первое занятие Воскресной Школы.На нем Елизавета Гневшева, Ира Корелина и Елизавета Панюнина рассказали детям о Боге, Его всемогуществе и милости к нам, о первых людях, грехопадении и важнейших событиях Ветхого Завета. Миссионеры провели много игр, дети оживлённо в них участвовали. Дети оказались очень открытыми и простыми, и с интересом слушали то, что миссионеры им рассказывали.

Перед обедом прошла общая спевка к концерту, который должен состояться этим вечером. Афиши еще в первый день были вывешены на стене храма.

После обеда 10 человек пошли в краеведческий музей, находящийся через дорогу от Дома Искусств, в котором жили миссионеры.

Экскурсию проводил Александр Петрович, краевед и педагог. Он рассказывал об истории мезенского района с древнейших времен до наших дней. Посетителям показывали предметы быта и домашней утвари, было много непонятных для нас предметов, и Александр Петрович просил угадать, для чего они были нужны и откуда происходят их названия.

В последнем зале – отдельном павильоне во дворе музея - был представлен рыбачий инвентарь поморов. Рыболовство всегда было главным промыслом жителей поморья. «Море наше поле», говорили они.

Большой деревянный самодельный карбас из ели – главный экспонат этого зала. Александр Петрович объяснил процесс изготовления карбаса. Интересно то, что его почти что шьют, как одежду. Только деревянную.Ниткой служат пропаренные можжевеловые ветки, а «тканью» - деревянные доски. Высыхая, ветки накрепко стягивают доски между собой, и такая лодка не пропускает воду. До сих пор среди корабельщиков сохранилось выражение – «сшить лодку».

***

В 18.00 в помещении храма начался концерт. Послушать пение миссионеров пришли 26 человек, среди них было 5 детей. Программа концерта состояла из духовных, народных песнопений, военных песен, которые пелись под гитару. Кроме того, сестры Таня и Аня Ильяшенко на два голоса исполнили песню на сербском языке, в которой говорится об освобождении Косово от армии Османской Империи. Эта песня пронизана любовью сербского народа к своей стране, и звонкие голоса сестер смогли с невероятной чуткостью и глубинойпередать ее!

На песнях "Катюша" и "Смуглянка" зрители с удовольствием подпевали нам; чувствовалась их радость от участия в общем пении.

После концерта мы познакомились с бабушкой - Маргаритой Ивановной - которая знает много народных северных песен. Некоторые из них она нам напела. Она редко ходит в храм, но Екатерина Михайловна пригласила ее на наш концерт, и Маргарита Ивановна с удовольствием пришла и даже подпевала нам. Она стала центром нашего внимания после концерта, когда, стоя у свечного ящика, чистым и звонким голосом стала по нашим просьбам напевать протяжные северные песни со множеством повторов и витиеватыми мелодиями.

За ужином прошла игра-знакомство, на которой все по очереди немного рассказывали о себе, своих интересах и том, как они попали в Миссию. У всех эти истории разнились. Например, у Татьяны Михайловны Нехорошевой это была уже девятая поездка, у многих- первая, а Александр Ильяшенко рассказал о том, что с детства мечтал поехать в Миссию, боялся, что к тому времени, как его будут брать в поездки, всех уже покрестят. Приблизительно так и произошло, на самом деле: за все время нашего прибывания в Мезени нам пока что удалось крестить только одного человека.

После ужина Андрей Юрьевич сыграл продолжение 17 сонаты Бетховена, и прочитал отрывки из писемкомпозитора.