Цель данного мастер-класса раскрыть концепцию, структуру и ключевые приёмы проблемной беседы с подростками на примере осмысления такого важнейшего духовно-нравственного понятия, как «патриотизм». Ключевая идея мастер-класса – показать библейский взгляд на те или иные нравственные понятия как альтернативный путь осмысления проблем, обсуждаемых в обществе.
Практическое задание: разработать проблемную беседу.
Этап | Содержание диалога | Слайд |
Мотивационный | В рамках данного мастер-класса мы обсудим следующие вопросы: · Как построить проблемный диалог с подростками, отстранившись от формальных лозунгов, поднимая при этом актуальные проблемы современного российского общества и утвердить при этом библейском взгляде как единственно верный? · Как педагог воскресной школы может с помощью проблемной беседы формировать у подростков осознанную самостоятельную позицию на основе аналитической работы с понятием? | ![]() |
Какую проблему отражают изображения на слайде? Зачастую духовно-нравственное воспитание в школе основано на формальном авторитарном стиле разговора, в котором учитель излагает требования к учащимся. «Надо делать домашнюю работу, надо быть добрым надо любить свою родину», и так далее. Однако, если в процессе взросления у ребёнка не появляется желания видеть в себе те или иные положительные духовно-нравственные качества, то вся система убеждений, основанная на слове «надо» разрушится. Идеальный вариант, если «надо» и «хочу» совпадают. Однако даже если этого невозможно достичь, то основанием беседы может стать вопрос: «Для чего надо? По каким причинам общество требует от человека тех или иных действий? Как выработать в себе эти качества и для чего?». | ![]() | |
Подобные беседы возможны только при субъект-субъектных отношениях, только при отказе от авторитарного стиля общения, только при уверенности обучающихся и учителя в многообразии мнений и готовности слышать эти мнения. | ![]() | |
Аналитический. | Перед вами основные блоки беседы. Какой из них, по вашему мнению, является основополагающим, базовым? | ![]() |
Обсуждение формулировки темы. Как вы думаете, почему слова темы расположены таким образом? Подобная формулировка темы (с разными знаками препинания) вызывают первичный интерес и изначально задаёт направление мысли, связанное с многообразием мнений. | ![]() | |
1. Просмотр видеоролика. Видеоролики сегодня мощнейшие индукторы, дающие толчок к размышлению. Вместо видеоролика вы можете подобрать изображение или фразу. Выполняющую роль индуктора, в котором главное – наличие скрытой проблемы. 2. Эмоциональный отклик. Перед началом аналитической работы важно позволить выразить ребятам своё отношение к увиденному. Для этого важно чётко задать вопрос, ограничивая содержание ответа. Вопросы: Что вы чувствуете? 3. После этого можно постепенно начинать аналитическую работу. Для этого важно задавать вопросы, подводящие к пониманию проблемы Вопросы: Почему эти люди вышли на площадь? Можно ли их назвать патриотами? Почему? Возможные ответы: если ребята настроены на искреннюю беседу, то, скорее всего, их мнения разделятся. Важно, чтобы каждая группа попыталась обосновать свой ответ. | ![]() | |
Перед каждой беседой я рекомендую составлять «черновик беседы», в котором нужно отметить важные направления разговора, возможные вопросы и идеи, которые могут появиться в ходе обсуждения. Например, в данном разговоре возможен выход на смежные темы: человек и власть, гражданин. Модератору беседы необходимо владеть набором понятий и знаний и по этим темам также. | ![]() | |
Следующий этап это формулировка обсуждаемой проблемы. Важно дать ребятам самостоятельно сказать о ней, так как именно признание проблему является началом поиска путей её решения. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Важно помнить, что данная часть беседы посвящена небиблейскому взгляду на проблему. Важно дать ребятам обсудить обе позиции перед тем, как переходить к позиции Слова Божьего. О какой проблеме мы будем говорить? Возможные ответы: Проблема патриотизма, проблема отношения к Родине, Отечеству. Проблема — это всегда столкновение взглядов. Выберите, пожалуйста, тип проблемы (см. слайд). | ![]() | |
Аналитический | В данном случае мы имеем дело со столкновением между истинным и ложным представлением о патриотизме. Каждая из спорящих сторон убеждена, что поступает на благо общества и страны. Чтобы понять, кто прав, нужно обратиться к анализу самого понятия. | ![]() |
Работа с понятием. Учащимся предлагается слайд со словарными статьями из разных словарей. Лучше всего обращаться к словарям разных типов (философский, лексический, энциклопедический). Задания: 1. Прочитайте внимательно словарные статьи. 2. Выделите в этих словарных статьях о патриотизме ключевые слова. | ![]() | |
![]() | ||
Аналитический | 3. На основе этих слов сформулируйте своё определение понятия. Как вы понимаете слова «деятельная любовь»? Возможные ответы: Любовь, в основе которой лежит поступок, дело. 4. Какой поступок можно назвать патриотическим? Возможные выводы: Поступок может быть разрушительным и созидательным. Патриот – это человек, совершающий созидательные поступки на благо общества, даже если результат этого поступка отложен во времени. | ![]() |
Задания для самостоятельной работы в группах • Рассмотрите слайд и определите проблему. • Подготовьте 2 вопроса для диалога. • Сформулируйте ключевую идею диалога. | ![]() | |
Перед нами на слайде два блока изображений, отражающие проблему «Желаемого и действительного». Зачастую видение проблемы в обществе рождает яркие негативные эмоции, желание критичного отношения к событиям. Ответьте на вопросы (см. слайд), связанные с этой позицией (вопросы появляются по очереди). Возможные ответы: Критика и патриотизм совместимы, если, критикуя, человек готов совершать или совершает созидательные поступки на благо общества. | ![]() | |
Разрыв | Итак, патриотизм это несомненно положительное, необходимое каждому человеку понятие, которое лежит в основе его мировоззрения. Однако попытаемся посмотреть на него с иной стороны. После этого промежуточного вывода беседа выходит на этап «разрыва» (термин из технологии «Французские мастерские». Этот этап призван подвергнуть сомнению полученное знание с целью более глубокого и осознанного проникновения в суть изучаемого явления. Часто это провокация, которую можно преодолеть, используя предыдущие знания. Как вы понимаете фразу на слайде? Возможные выводы: Вернувшись к видеосюжету, который мы обсуждали, мы можем сказать, что часто патриотизм становится инструментом политиков, ищущих выгоду. И чтобы разобраться в ситуации необходимо обращаться к истинному значению понятия. | ![]() |
Разрыв | Переходим к анализу мест Священного Писания, цель которых показать, что позиция христианина намного сложнее, менее однобока и категорична, при этом она основывается на фундаменте любви в Богу и к ближнему. Важно помнить, что педагогу самому нужно ясно понимать эту позицию, поэтому я рекомендую проводить беседы с пастором перед разработкой. Несколько групп слушателей получают вопросы: 1. Каково отношение христианина к Родине? 2. Каково отношение христианина к власти? Возможные ответы: 1.Христианин любит землю, в которой поселил его Господь, молится и служит людям, которые живут рядом с ним, неся им свет евангелия. Это и есть деятельная любовь у родины. 2.Христианин помнит, что его истинная родина – небеса. 3.Христианин благословляет и молится за начальствующих. 4.Христианин не станет подчиняться законам, противоречащие воле Бога, отраженной в Его слове. | ![]() |
Рефлексивный | Следующий этап беседы – рефлексия. РЕФЛЕКСИЯ – размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки. Рефлексия -это этап, на котором важно побудить участников беседы переключиться с внешнего диалога на диалог внутренний, необходимый для того, чтобы найти свою позицию в полученном неоднозначном поле размышлений о проблеме. | ![]() |
Рефлексивный | Задания, связанные с самоанализом, как этап осознания нравственной категории. Продолжите фразу, которую видите на слайде. Задание может выполняться как письменно, так устно только по желанию. | ![]() |
Итак, мы проследили все этапы беседы. Соотнесите их с деятельностью, в которой вы были задействованы. | ![]() | |
Вернёмся к первому слайду. Как бы вы сейчас объяснили расположение знаков препинания в формулировке темы? Подобная расстановка знаков препинания отражает ход размышлений учащихся о любом духовно-нравственном понятии. От яркого эмоционального (восторженного или негативного) отношения через размышления и вопросы к глубокому осмыслению сути этого понятия в свете Библии. | ![]() | |
Данная тема может быть раскрыта и в иных направлениях размышления. Попробуйте разработать беседу на следующих двух индукторах (на выбор): высказывание Бориса Стругацкого. | ![]() |