Мастер- класс «Третий путь» (структура проблемной беседы с подростками на примере беседы о патриотизме).




Цель данного мастер-класса раскрыть концепцию, структуру и ключевые приёмы проблемной беседы с подростками на примере осмысления такого важнейшего духовно-нравственного понятия, как «патриотизм». Ключевая идея мастер-класса – показать библейский взгляд на те или иные нравственные понятия как альтернативный путь осмысления проблем, обсуждаемых в обществе.

Практическое задание: разработать проблемную беседу.

 

Этап Содержание диалога Слайд
Мотивационный     В рамках данного мастер-класса мы обсудим следующие вопросы: · Как построить проблемный диалог с подростками, отстранившись от формальных лозунгов, поднимая при этом актуальные проблемы современного российского общества и утвердить при этом библейском взгляде как единственно верный? · Как педагог воскресной школы может с помощью проблемной беседы формировать у подростков осознанную самостоятельную позицию на основе аналитической работы с понятием?  
Какую проблему отражают изображения на слайде? Зачастую духовно-нравственное воспитание в школе основано на формальном авторитарном стиле разговора, в котором учитель излагает требования к учащимся. «Надо делать домашнюю работу, надо быть добрым надо любить свою родину», и так далее. Однако, если в процессе взросления у ребёнка не появляется желания видеть в себе те или иные положительные духовно-нравственные качества, то вся система убеждений, основанная на слове «надо» разрушится. Идеальный вариант, если «надо» и «хочу» совпадают. Однако даже если этого невозможно достичь, то основанием беседы может стать вопрос: «Для чего надо? По каким причинам общество требует от человека тех или иных действий? Как выработать в себе эти качества и для чего?».
Подобные беседы возможны только при субъект-субъектных отношениях, только при отказе от авторитарного стиля общения, только при уверенности обучающихся и учителя в многообразии мнений и готовности слышать эти мнения.
Аналитический. Перед вами основные блоки беседы. Какой из них, по вашему мнению, является основополагающим, базовым?
Обсуждение формулировки темы. Как вы думаете, почему слова темы расположены таким образом?   Подобная формулировка темы (с разными знаками препинания) вызывают первичный интерес и изначально задаёт направление мысли, связанное с многообразием мнений.
1. Просмотр видеоролика. Видеоролики сегодня мощнейшие индукторы, дающие толчок к размышлению. Вместо видеоролика вы можете подобрать изображение или фразу. Выполняющую роль индуктора, в котором главное – наличие скрытой проблемы. 2. Эмоциональный отклик. Перед началом аналитической работы важно позволить выразить ребятам своё отношение к увиденному. Для этого важно чётко задать вопрос, ограничивая содержание ответа. Вопросы: Что вы чувствуете? 3. После этого можно постепенно начинать аналитическую работу. Для этого важно задавать вопросы, подводящие к пониманию проблемы Вопросы: Почему эти люди вышли на площадь? Можно ли их назвать патриотами? Почему? Возможные ответы: если ребята настроены на искреннюю беседу, то, скорее всего, их мнения разделятся. Важно, чтобы каждая группа попыталась обосновать свой ответ.
Перед каждой беседой я рекомендую составлять «черновик беседы», в котором нужно отметить важные направления разговора, возможные вопросы и идеи, которые могут появиться в ходе обсуждения. Например, в данном разговоре возможен выход на смежные темы: человек и власть, гражданин. Модератору беседы необходимо владеть набором понятий и знаний и по этим темам также.
Следующий этап это формулировка обсуждаемой проблемы. Важно дать ребятам самостоятельно сказать о ней, так как именно признание проблему является началом поиска путей её решения. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ является начальным моментом мышления, которая вовлекает личность в активный мыслительный процесс. Это конфликт между тем, что дано субъекту, и тем, чего он должен достигнуть. Важно помнить, что данная часть беседы посвящена небиблейскому взгляду на проблему. Важно дать ребятам обсудить обе позиции перед тем, как переходить к позиции Слова Божьего.   О какой проблеме мы будем говорить? Возможные ответы: Проблема патриотизма, проблема отношения к Родине, Отечеству. Проблема — это всегда столкновение взглядов. Выберите, пожалуйста, тип проблемы (см. слайд).
Аналитический   В данном случае мы имеем дело со столкновением между истинным и ложным представлением о патриотизме. Каждая из спорящих сторон убеждена, что поступает на благо общества и страны. Чтобы понять, кто прав, нужно обратиться к анализу самого понятия.
Работа с понятием. Учащимся предлагается слайд со словарными статьями из разных словарей. Лучше всего обращаться к словарям разных типов (философский, лексический, энциклопедический). Задания: 1. Прочитайте внимательно словарные статьи.   2. Выделите в этих словарных статьях о патриотизме ключевые слова.    
Аналитический 3. На основе этих слов сформулируйте своё определение понятия. Как вы понимаете слова «деятельная любовь»? Возможные ответы: Любовь, в основе которой лежит поступок, дело. 4. Какой поступок можно назвать патриотическим? Возможные выводы: Поступок может быть разрушительным и созидательным. Патриот – это человек, совершающий созидательные поступки на благо общества, даже если результат этого поступка отложен во времени.
Задания для самостоятельной работы в группах • Рассмотрите слайд и определите проблему. • Подготовьте 2 вопроса для диалога. • Сформулируйте ключевую идею диалога.    
Перед нами на слайде два блока изображений, отражающие проблему «Желаемого и действительного». Зачастую видение проблемы в обществе рождает яркие негативные эмоции, желание критичного отношения к событиям. Ответьте на вопросы (см. слайд), связанные с этой позицией (вопросы появляются по очереди). Возможные ответы: Критика и патриотизм совместимы, если, критикуя, человек готов совершать или совершает созидательные поступки на благо общества.
Разрыв   Итак, патриотизм это несомненно положительное, необходимое каждому человеку понятие, которое лежит в основе его мировоззрения. Однако попытаемся посмотреть на него с иной стороны. После этого промежуточного вывода беседа выходит на этап «разрыва» (термин из технологии «Французские мастерские». Этот этап призван подвергнуть сомнению полученное знание с целью более глубокого и осознанного проникновения в суть изучаемого явления. Часто это провокация, которую можно преодолеть, используя предыдущие знания. Как вы понимаете фразу на слайде? Возможные выводы: Вернувшись к видеосюжету, который мы обсуждали, мы можем сказать, что часто патриотизм становится инструментом политиков, ищущих выгоду. И чтобы разобраться в ситуации необходимо обращаться к истинному значению понятия.
Разрыв   Переходим к анализу мест Священного Писания, цель которых показать, что позиция христианина намного сложнее, менее однобока и категорична, при этом она основывается на фундаменте любви в Богу и к ближнему. Важно помнить, что педагогу самому нужно ясно понимать эту позицию, поэтому я рекомендую проводить беседы с пастором перед разработкой. Несколько групп слушателей получают вопросы: 1. Каково отношение христианина к Родине? 2. Каково отношение христианина к власти? Возможные ответы:   1.Христианин любит землю, в которой поселил его Господь, молится и служит людям, которые живут рядом с ним, неся им свет евангелия. Это и есть деятельная любовь у родины. 2.Христианин помнит, что его истинная родина – небеса. 3.Христианин благословляет и молится за начальствующих. 4.Христианин не станет подчиняться законам, противоречащие воле Бога, отраженной в Его слове.
Рефлексивный Следующий этап беседы – рефлексия. РЕФЛЕКСИЯ – размышление, самонаблюдение, желание понимать собственные чувства и поступки. Рефлексия -это этап, на котором важно побудить участников беседы переключиться с внешнего диалога на диалог внутренний, необходимый для того, чтобы найти свою позицию в полученном неоднозначном поле размышлений о проблеме.    
Рефлексивный Задания, связанные с самоанализом, как этап осознания нравственной категории. Продолжите фразу, которую видите на слайде. Задание может выполняться как письменно, так устно только по желанию.
Итак, мы проследили все этапы беседы. Соотнесите их с деятельностью, в которой вы были задействованы.
Вернёмся к первому слайду. Как бы вы сейчас объяснили расположение знаков препинания в формулировке темы? Подобная расстановка знаков препинания отражает ход размышлений учащихся о любом духовно-нравственном понятии. От яркого эмоционального (восторженного или негативного) отношения через размышления и вопросы к глубокому осмыслению сути этого понятия в свете Библии.
  Данная тема может быть раскрыта и в иных направлениях размышления. Попробуйте разработать беседу на следующих двух индукторах (на выбор): высказывание Бориса Стругацкого.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: