Мастер-класс
За основу картины взята фотография.
Материалы и инструменты: Картон формат А-3, кисти синтетика, круглые и плоские №18, №8, №5; карандаш НВ и ластик, банка с водой, гуашь 12 цв.цв., палитра, губка, ватные палочки.
Делаем подготовительный рисунок карандашом. Рисовать пейзаж удобнее с линии горизонта - это линия, отделяющая основания гор от воды (она строго горизонтальна, чуть выше середины холста, в нашем случае - НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ПО ЦЕНТРУ!). Тонкими лёгкими линиями обозначаем вершины и склоны гор, характер передних холмов, основные движения больших веток, чтобы определиться с равновесием в картине. Рисуем передний берег. Цветы и листья, а также облака рисовать не нужно, их удобнее написать сразу красками.
Начинаем работу красками с первых лессировок (жидко разведённая краска без белил, положенная тонким слоем). Разводим серую, сиреневую краски и синий светлый и самой большой плоской кистью наносим прозрачные лессировки в небе. Это самые цветные участки неба. Обратите внимание, что краски сами по себе достаточно насыщенные и чистые, поэтому, чтобы получить нежную дымку цвета, характерную для весеннего воздуха, их следует немного замутнить серым или небольшим количеством чёрного. Пока не используем белила, чтобы, благодаря лессировкам, небо в картине выглядело глубоким и прозрачным. Так оно будет хорошо контрастировать по фактуре с плотными облаками, шапками снега на горах и объектами на земле.
После первой прописки неба и глубоких серых облаков (кроме их светлых кучевых объёмов), переходим к первой прописке гор и холмов. Земля намного темнее неба. Но всё же, для первой прописки постарайтесь не наносить краску толстым слоем - тени и самые тёмные места в картине должны оставаться прозрачными. Для цвета гор используем изумруд, ультрамарин, чёрный и коричневый в разных пропорциях. В целом, горы мы пишем более укрывистыми красками, чем небо. Это придаст им тяжести, весомости.
|
Пока не выписываем характер склонов и особенности силуэтов. Для первых мазков краски важно, чтобы они соответствовали своему месту (точность попадания в цвет и тон - ближайшие части насыщеннее, цветнее, темнее; дальние - светлее, серее, более блёклые). Направление мазков краски тоже важно - небо пишем заливкой (как акварелью), горы по диагонали, чтобы за счёт направления мазка ещё раз подчеркнуть разницу отношений в пейзаже.
Сохраняя точность линии горизонта начинаем писать воду. Краски для рисования воды используем те же, что и для горной гряды - ультрамарин, чёрный, изумруд и другие. Но воду, в отличие от берега и неба, пишем вертикально (стоячая вода - озеро, лужа, заводь - всегда пишется вертикально, чтобы подчеркнуть её неподвижность и точно изобразить отражения в воде). Таким образом, мы вводим третье направление мазков в картине - вертикальное. Вода у гор темнее, чем у ближайшего к зрителю берега, поэтому у линии горизонта краски кладём более плотно, но не густо (помните, что белила мы пока не используем и через слой краски любой темноты должен просвечивать холст). Ближе к первому плану можно жиже развести краску водой, чтобы получить более светлые оттенки. Если краска течёт, не страшно - можно аккуратно подобрать потёки тряпочкой или кистью.
Там, где на картине должны быть самые светлые участки, пока оставляем чистый холст - их лучше сразу писать с белилами (сделаем это чуть позже). Зелень первого плана также прописывает без белил, используя лимонный и зелёный, можно добавить немного изумруда для сочности цвета. В тёмных участках подмешиваем коричневый. Так же, как и раньше, не выписываем детали - пока нам нужны только основные цвето-тональные отношения. На этом завершаем этап первой прописки (подмалёвок).
|
Начинаем второй этап создания картины - основную прописку форм и пространства. Начинаем также, с неба. Используем охру и белила для написания верхних светлых частей облаков. Пишем, кладя краску в меру густо мазками. Для замутнения цвета используем серый. В самых светлых местах можно добавить немного лимонной краски, чтобы свет на облаках стал более тёплым. Постарайтесь оставить фрагменты подмалёвка нетронутыми, тогда небо будет выглядеть глубоким, прозрачным, но не объёмным, а облака матовыми, светящимися, воздушными и объёмными.
Мазки краски на освещённых частях облаков кладём разнонаправленно, но по форме. Место, где облака касаются гор, не перекрываем новым слоем - если оставим его плоским, как написали сразу, то будет ощущение уходящих за горы облаков. Кистью укрывистым слоем прописываем вершины гор. Для этого используем белила и немного тех замесов, которые использовали для написания облаков. Лучше накладывать краску вдоль склонов вершин по диагонали.
Снег на горах получается холоднее и светлее, чем облака. Частично можно спрятать вершины гор за мазками краски, имитирующей клубы облаков.
|
Верхняя часть картины почти готова. Оставим её пока и напишем склоны ближайших гор. Добавим немного белил и лимонной краски в освещённых местах. Сейчас лучше использовать круглую синтетическую кисть и накладывать диагональные и почти горизонтальные мазки краски по форме склона. Дальние части гор и холмов пишем более голубоватыми холодными оттенками (добавляем синий), ближайшие - более тёплыми (добавляем охру и лимонную).
Добавим несколько мазков зеленоватого или желтоватого оттенка в нижние части облаков - так земля, горы и покрывающая их растительность будут отражаться в небе. Картина будет более реалистичной.
Аккуратно, мелкими мазками, накладывающимися друг на друга, прописываем части холмов, разделённые озёрной гладью. Ближе к краям (правому и левому), горы не прописываем подробно, оставляя части первого слоя. Сверху наложатся цветущие ветви деревьев - они должны выглядеть чётким светлым силуэтом на тёмном фоне. Оттенками близкими по цвету, но чуть более тёмными и холодными сразу начинаем прописывать отражения от гор в воде. Также пишем вертикальными мазками. Краски не должно быть слишком много, но, в то же время, мазки должны перекрывать нижний слой краски, не размазывая его. Пишем отражения облаков сложными холодноватыми серыми оттенками с небольшой примесью белил.
Горизонтальными движениями тонкой круглой кисти наносим белые горизонтальные блики на воде, у самой её поверхности ближе к линии горизонта. Не используйте только чистые белила - добавляйте в блики немного голубых и серых оттенков. Самые светлые блики будут на линии горизонта, по мере приближения к зрителю, краски на кисть стоит брать меньше и выбирать более тёмные оттенки. Здесь достаточно будет даже просто изменения направления мазка, чтобы получилось движение воды на поверхности озера.
Смесью коричневого и ультрамарина тонкой синтетической кистью пишем основные ветки на первом плане. Цвет должен быть достаточно тёмным, но не чёрным. Постарайтесь работать кистью смело, рывками, свободными движениями, тогда ветки получатся более естественно. В освещённые части веток добавляем охру.
Круглой синтетической кистью (лучше крупной и заострённой к кончику) прописываем листья. Для рисования листвы подойдут краски: изумрудная, зелёная, лимонная, немного охра и ультрамарин. Прописываем не каждый листочек в отдельности, а группы листков. Тёмные листья остаются сзади, светлые, нежно зелёные выходят вперёд. Не заполняйте ветки зеленью равномерно или полностью - оставляйте кое-где голые части веток без листвы, местами группируйте листья в один массив. Также желательно использовать кисти разного размера, чтобы листья получились разного размера - крупные на первом плане, мелкие - на дальнем, средние - посередине.
Той же кистью или ватной палочкой, мазками похожей формы пишем цветки. Не нужно вырисовывать каждый цветок, достаточно создать ощущение колышащейся ветки при помощи экспрессивных розово-белых мазков, имитирующих цветы на ветру. Попробуйте взять на кисть розоватую и белую краску одновременно, не смешивая их (на одну сторону - белую, на другую - разбелённый красный) и вести мазок, слегка прокручивая кисть в руке. Это придаст лепесткам динамики и живописности. На первом плане можно прописать пару крупных и состоящих из отдельных лепестков цветов. Впереди цветы светлее и крупнее, чем на дальних ветках. Для цветов лучше использовать белила.
Светлой смесью лимонного и охры прописываем несколько тычинок внутри цветка, нанося краску точками тонкой кистью. Цветущая ветка будет выглядеть живой, если писать свободно, немного экспрессивно, без излишней аккуратности. Можно добавить мелких ярко розовых мазков в основаниях некоторых цветков.
Ну вот и закончен наш пейзаж. Конечно, такую работу сложно назвать картиной - это скорее этюд. Но он выглядит свежо, интересно и, как мне кажется, вполне соответствует первоначальной идее - написать весенний пейзаж с горами и озером гуашью, передать в нём порыв тёплого весеннего ветра, пространство горного ущелья и отражения облаков в одной глади.
Желаю вам творческих успехов.