Методика “Домик” (по Н.И.Гуткиной).




Методика представляет собой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв. Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и мелкой моторики руки. Методика может использоваться при определении готовности детей к школьному обучению и владения ребенка письмом, рассчитана на детей 5 – 10 лет.

Инструкция для ребенка: “Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Попробуй нарисовать точно такую картинку, какую ты видишь на этом рисунке (перед ребенком кладется листок с “Домиком” - Приложение 4). Не торопись, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то не так нарисуешь, то не стирай резинкой или пальцем лучше исправь, или возьми новый листочек. Тебе понятно задание? Тогда приступай к рисунку”.

Инструкция педагогу (наблюдать и фиксировать):

- какой рукой рисует ребенок (правой или левой);

- быстро или медленно проводит линии;

- нажим на карандаш или ручку;

- контуры линий;

- как он работает с образцом (часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сделанное с образцом по ходу работы);

- как часто отвлекается от работы;

- высказывания, вопросы и обращение за помощью во время работы;

- сверяет ли выполненное задание с образцом после завершения работы;

- собственное отношение ребенка к выполненной работе.

Обработка экспериментального материала (проводится путем подсчета условных баллов за “ошибки”):

- отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла);

- жирная линия рисунка, от, которой продавлен и даже порван листок (4 балла);

- тонкая, едва заметная линия рисунка (4 балла);

- неровность линий (угловатые, дрожащие) (4 балла);

- увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (3 балла);

- неправильно изображенный элемент рисунка (2 балла);

- неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);

- отклонение прямых линий более, чем на 30 градусов от заданного направления (1 балл);

- разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл);

- залезание линий одна на другую (1 балл).

Хорошее выполнение рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребенок суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 – 6 лет редко получают оценку “0” в связи с недостаточной зрелостью мозговых структур, отвечающих за сенсомоторную координацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует об определенных затруднениях ребенка.

Методика “Дорожки” (по Л.А.Венгеру).

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями. На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна “проехать” по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней. (Приложение 4).

Инструкция для ребенка: “ Здесь нарисованы машинки и дорожки с домиками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая с дорожки”.

Инструкция педагогу и обработка экспериментального материала аналогичны предыдущей методике (“Домик”).

Уровень выполнения считается высоким, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз; низкий – три и более выходов за пределы “дорожки”, неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.

Методики “Узоры” и “Линии” (по В.Мытацину).

Каждая из методик представляет собой задание на дорисовывание, усложняющихся узоров или линий различной траектории. Методика позволяет определить готовность ребенка к овладению письмом. На листе нелинованной бумаги педагог изображает начальную часть узора или линии определенной траектории, а ребенок продолжает их выполнение. По мере необходимости узоры и линии усложняются (Приложение 4).

Если ребенок хорошо справляется с заданием, значит достаточно готов к работе, которая ожидает его при обучении письму. Если же нарисованные им узоры и линии не соответствуют образцу по величине, стройности, ритму, элементам и т.п., это свидетельствует о том, что ребенок плохо управляет движениями своей руки, пальцев, также у него недостаточно развита координация глаза и руки, зрительный контроль.

Методика “Фигуры” (по В.Мытацину).

Методика представляет собой задание, связанное с вырезыванием ребенком фигурок по заданным контурам. Методика позволяет определить уровень развития координации движения глаза и руки ребенка, степень дифференцированности усилий пальцев рук. На листе плотной бумаги рисуются четкими линиями различные фигуры. Ребенку предлагается вырезать эти фигуры по контурам. Ширина линий подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип фигур с каждой попыткой усложняется. (Приложение 4)

Инструкция для ребенка: “ Здесь изображены различные фигуры. Попробуй вырезать эти фигуры по контуру, чтобы не перерезать линию и не отдаляться от нее далеко.”.

Инструкция педагогу и обработка экспериментального материала аналогичны предыдущим методикам.

Уровень выполнения считается низким, если ребенком допущены следующие ошибки:

- линия реза выступает за внешний контур более чем на 1 мм;

- линия реза выступает с внутренней стороны более чем на 1мм;

- наличие углов при вырезании плавного контура.

Методика “Стежки” (по В.Мытацину).

Методика представляет собой задание, связанное с соединением точек на бумаге или материи стежками (или путем пришивания пуговиц). Методика позволяет определить уровень развития координации движений глаза и руки ребенка. На листе плотной бумаги (или материи) обозначаются точки. Точки нумеруются по порядку и в своей совокупности представляют рисунок. Ребенку предлагается соеденить эти точки, прошивая их стежками разноцветных ниток (или пришивая к ним пуговицы). Расстояние между точками устанавливается так, чтобы восприятие целостного изображения было доступно для ребенку. Тип фигур может усложняеться. (Приложение 4)

Инструкция для ребенка: “ Здесь отмечены точки. Они пронумерованы, если соединять их по порядку, то получится рисунок. Попробуй!”

Инструкция педагогу и обработка экспериментального материала аналогичны предыдущим методикам.

Уровень выполнения считается высоким, если ребенком точно соединены 80 % точек и более. Если количество правильно соединенных точек менее 50 %, то уровень развития координации руки и глаза считается ниже среднего.

Следующим важным направлением диагностики мануального аспекта деятельности ребенка является определение ведущей руки ребенка. “Левша” намного отличается от своих сверстников. Обычно это особо художественно одаренные и очень эмоциональные дети. Они уже с трех лет намного лучше других детей рисуют и лепят из глины или пластилина. Но в то же время им свойственна задержка речи и затруднительность в произношении различных звуков. Ребенку с доминирующей левой рукой с большим трудом удается чтение и письмо, а в начальной школе для таких детей эти виды учебной деятельности вызывают трудности обучения.

Долгое время многие учителя, воспитатели и родители считали своей обязанностью переучить ребенка, заставляя перекладывать карандаш из левой руки в правую. Однако ряд исследований показал, что дети, подверженные переучиванию и смене ведущей руки, начинали заикаться, теряли уверенность в себе, проявляли тревожность, становились невростениками. [25]

Феномен “леворукости” и “праворукости” объясняется с точки зрения психофизиологии тем, что существует перекрест нервных путей, протянувшихся от конечностей к полущариям мозга. Причем при доминировании левого полушария ведущей, как правило, является правая рука, при доминировании правого плушария - левая. У третьей части людей ни одно из полушарий не доминирует (в научной литературе данный феномен называют “амбидекстрия”). Физиологическая предрасположенность ведущей руки (функциональный этап развития руки ребенка в онтогенезе), претерпевает корректировку со стороны социальных факторов. С началом овладения ребенком речью и первыми признаками осознания им самого себя происходит интенсивное развитие левого полушария, а в связи с этим начинают вырисовываться различия между “праворукими” и “леворукими” детьми (этот возраст называют “кризисом 3 лет”).

Для определения ведущей руки ребенка можно использовать следующие задания:

· узнайте, имеются ли у ребенка близкие родственники с ведущей левой рукой;

· узнайте, в возрасте до одного года какой рукой чаще пользовался ребенок;

· обратите внимание, в какой руке ребенок держит карандаш или ручку во время рисования;

· предложите ребенку похлопать в ладоши так, чтобы одна из рук была сверху. Обратите внимание, что это за рука;

· предложите ребенку скрестить пальцы в замочек. Обратите внимание большой палец какой руки ляжет сверху;

· предложите ребенку скрестить руки на груди. Обратите внимание предплечье какой руки ляжет сверху;

· предложите ребенку расчесаться. Обратите внимание в какую руку он возьмет расческу.

В ходе наблюдений можно сделать вывод, что у “правополушарных” детей (“леворуких”) именно левая рука оказывается задействована чаще.

 

5. Содержание игротеки “Ловкие ручки”

 

Необходимость поиска и научного обоснования педагогических средств, способствующих преодолению учебных затруднений, связанных с деятельностью руки ребенка, обусловила обращение исследователей к всевозможным упражнениям и играм детей. [21] Игра представляет собой уникальный феномен действительности. Известно, что дошкольники и младшие школьники в игровойдеятельности лучше усваивают сложный материал. Условность происходящего в игре допускает “право на ошибку”, не унижая при этом участника игры в глазах окружающих. И более того, любая ошибка может быть обыграна участником или воспитателем как новое правило в игре или непредвиденная особенность сюжета. Игры снимают фобии, снижают тревожность, позволяют детям преодолевать изолированность и ощущение неудачи в деятельности, связанной с мелкой моторикой. [22]

Игры, способствующие преодолению учебных затруднений школьника, связанных с деятельностью его руки, могут быть представлены в виде специальной игротеки. [21] Принцип организации игротеки заключается в соблюдении следующего правила: от развития крупных мышц к более мелким и тонким. Подбор игр в игротеку обусловлен осознанным отношением ребенка к процессу собственной манипулятивной деятельности и толкованием этого процесса как игры. При подборе игр необходимо учитывать возможности и интересы детей. Слишком простые, как и слишком сложные игры, как правило, не вызывают у детей интереса. По мере усвоения игрового содержания, воспитатель может изменять средства, темп, правила игр. В связи с этим можно выделить игры следующих типов: игры-манипуляции, игры-упражнения, ролевые игры с активизацией деятельности руки ребенка.

Программа педагогической организации мануального аспекта деятельности ребенка построена в зависимости от возрастных, индивидуальных и половых особенностей детей. Содержание программы рассчитано на ребенкаот рождения до 9 -10 летнего возраста. Основными педагогическими задачами игротеки “Ловкие ручки” являются создание условий для:

· общего психофизиологического развития ребенка (развитие речи, развития пространственной ориентации; развитие чувства ритма, умения согласовать темп и ритм движений);

· специального развития ручной сноровки ребенка (развития навыков письма, изобразительных и графических умений, ручных операций, связанных с изготовлением поделок).

Предметные манипуляции ребенка. В период младенчества, и первых месяцев жизни ребенка, происходит становление его руки как физиологического органа. Причем действия рук ребенка носят еще случайный (рефлекторный) характер, без целенаправленного волевого усилия. Систематическая педагогическая поддержка двигательной активности рук ребенка обеспечивает благоприятные условия созреванию нервных структур, интенсивному развитию моторики, речи, закладывает основу психической деятельности ребенка. Именно в этот период в процессе общения ребенка с окружающими его людьми происходит, так называемое первичное обучение.

Основные педагогические меры, направленные на стимулирование движений и тактильных ощущений рук ребенка, описаны нами в первом параграфе.

Тип игр-манипуляций характеризуется предметно-манипулятивной деятельностью ребенка, причем показателем именно игры является особая логика действий ребенка с предметами. Предметы, вовлеченные в игру, наделяются игровым смыслом. Этот тип игр отличается простотой сюжета, эпизодичностью возникновения, непродолжительностью. Игры-манипуляции способствуют преодолению затруднений, связанных, в первую очередь, с освоением общественно зафиксированных способов действия с предметами.

Игры-потешки

Сорока-ворона


Сорока-ворона

Кашу варила.

Кашу варила -

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил -

Тебе ничего нет!


 

При этом указательным пальцем правой руки ребенка выполняют круговые движения по ладони его левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний и т.д. Предлагается загибать детям пальцы как левой, так и правой руки. Соблюдая принцип игры возможно использовать иные варианты стихотворный приговариваний.

 


Пальчик-мальчик где ты был?

Пальчик-мальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кушу ел,

С этим братцем песни пел.

 

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

 

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик Я -

Вот и вся моя семья.

 

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик не шуми

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

 

Ну-ка братцы за работу

Покажи свою охоту.

Большому дрова нарубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воды носить,

А тебе обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

 

Раз, два, три, четыре, пять

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съедал.

От этого и потолстел.

 

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

 

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа.

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа.

Ну а волку кожура.

 


“Ладушки-хлопушки”

Двое играющих располагаются друг напротив друга и в ритм стихотворению хлопают ладонями: одновременно двумя сразу, правой с правой, левой с левой.


Ладушки-ладушки,

Где были?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Кашку попили,

Бражку поели.

Шу-шу-шу, на головушку сели.

“Блины пекут”.

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие,

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие.

 


 


Игра в веревочку,

Построение из веревочки, надетой на пальцы, разнообразных, иногда очень замысловатых фигур. Эта игра требует больших конструктивных способностей, дара воображения, хорошего развития зрительно-моторной памяти, тонкой координации мелких мускулов руки.

Театр пальчиков.

Ребенку предлагается инсценировать руками стихи и сказки. Далее раccказано, как можно изобразить предметы и явления при помощи рук.

Домик”.

Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел.

Ладони направлены под углом. Кончики пальцев соприкасаются. Средний палец правой руки поднят вверх. Кончики мизинцев касаются друг друга, выполняя прямую линию.

“Очки ”.

Бабушка очки одела,

И внученка разглядела.

Большой палец правой и левой руки, вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

Флажок ”.

Я в руке флажок держу

И ребятам им машу.

Четыре пальца (указательный, средний, безымянный и мизинец) соединены вместе, большой опущен вниз. Тыльной стороной ладони повернуть к себе.

 

Лодочка ”.

Лодочка плывет по речке,

Оставляя на воде колечки.

Обе ладони поставлены на ребро. Большие пальцы прижаты к ладоням, как ковшик.

Пароход ”.

Пароход плывет по речке

И пыхтит он словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, как ковшик, большие пальцы подняты вверх.

Грабли ”.

Листья падают в саду.

Я их граблями смету.

Обе ладони на себя. Пальчики переплетены, выпрямлены и тоже направлены на себя.

Цепочка ”.

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Постепенно перебираем пальчики - большой-указательный, большой-средний и т.д. Можно выполнять двумя руками одновременно.

Скворечник ”.

Скворец в скворечнике живет

И песенку звонкую поет.

Ладошки вертикально поставлены друг к другу. Мизинцы прижаты, как “лодочка”. Пальцы сначала сгибаются, а потом загибаются внутрь.

Шарик ”.

Надуваем быстро шарик -

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул - воздух вышел,

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в щепотке и соприкасаются друг друга, при этом пальчики принимают форму шара. “Воздух выходит” - и пальчики принимают исходное выпрямленное положение.

Корзинка ”.

В лес корзинку мы берем

И грибы в нее кладем.

Ладони на себя. Пальчики переплетаются и локотки разводятся в стороны. Ладони как бы разъезжаются и между пальцами образуются зазоры. Большие пальчики соединяются и образуют “ручку”.

Колокольчик. ”

Колокольчик все звенит

Язычком он шевелит.

Тыльные стороны рук обращены вверх, пальцы обеих рук скрещены. Средний палец одной руки опущен вниз и ребенок им свободно вращает.

Собака ”.

У собаки острый носик.

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь на ребро и на себя. Большой палец вверх, указательный согнут, остальные соединены вместе, а мизинец отгибается книзу.

Кошка ”.

А у кошки - ушки на макушке,

Что бы лучше слышать мышь в ее норушке.

Средний и безымянный палец упираются в большой, указательны и мизинец подняты вверх.

Мышка ”.

Серенький комок сидит

И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой, указательный и мизинец согнуты в дуги и прижаты к среднему и безымянному пальцам.

Коза ”.

У козы торчат рога,

Может забодать она.

Внутренняя сторона ладони опущена вниз. Указательный и мизинец выставлены вперед. Средний и безымянный прижаты к ладони и обхвачены большим.

“Зайка и барабан”.

Зайка взял свой барабан

И ударил трам-там там.

Пальчики в кулачок. Указательный и средний - вверх. Безымянным и мизинцем стучать по большому пальцу.

Лошадка ”.

У лошадки вьется грива -

Бьет копытами игриво.

Правая ладонь на ребре, на себя большой палец кверху. Сверху на нее накладывается ладонь образуя гриву, большой палец кверху. Два больших пальца образуют “уши”.

Гусь ”.

Гусь стоит и все гогочет

Ущипнуть тебя он хочет.

Предплечье вертикально, ладонь под прямым углом, указательный палец упирается на большой, все пальцы прижаты друг к другу.

Петушок ”.

Петушок стоит весь яркий

Гребешок он чистит лапкой.

Ладонь вверху, указательный палец упирается на большой, остальные пальцы растопырены и подняты вверх.

Курочка ”.

Курочка прыг на крыльцо.

Я снесла тебе яйцо.

Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный палец соприкасаются образуя “глаз”. Остальные пальцы выкладываются друг на друга в полусогнутом положении.

Осы ”.

Осы любят сладкое,

К сладкому летят.

И укусят осы,

Если захотят.

Выставить средний палец. Зажать его между указательным и безымянным, вращать им в разные стороны.

Жук ”.

Жук летит, жужжит, жужжит

И усами шевелит.

Пальчики в кулачок. Указательный и мизинец разъединены в стороны, ими и шевелить.

Птичка ”.

Руки скрещены, ладони на себя. Большие пальцы переплетены, остальные изображают взмахи крыльями.

Краб ”.

Краб ползет по дну,

Выставив свою клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигаться на пальчиках в одну сторону, затем в другую.

Слон ”.

В зоопарке стоит слон

Уши, хобот, серый он.

Головой своей кивает

Будто в гости приглашает.

Ладонь на себя. Средний палец опущен, с одной стороны он зажат мизинцем и безымянным, с другой - указательным и большим. Шевелить средним пальцем и качать всей кистью.

Крокодил ”.

Крокодил плывет по речке

Выпучив свои глаза.

Он зеленый весь, как тина

От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед, большой палец прижат к ладони. Указательный и мизинец согнуты и прижаты к среднему и безымянному.

Игры с пальчиками можно оживить, если пальчики ребенка раскрасить разными красками, сделать из пакетиков, мячиков и др материалов маски на пальцах. С помощью таких игрушек можно обыгрывать ряд стихотворений.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2023-02-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: