СТАДИИ РАЗВИТИЯ ВРЕМЕННОГО ДЕТСКОГО КОЛЛЕКТИВА (по А.Н. Лутошкину)




Название Период смены Суть периода Доминирующая потребность Эмоциональное состояние Содержание межличностного общения Педагогические задачи деятельности вожатого Содержание и формы деятельности Показатели успешной деятельности
1. ПЕСЧАНАЯ РОССЫПЬ Формирование/ Знакомство/ Ориентация 1-2 день смены Период первоначальной адаптации, первоначального сплочения коллектива АДАПТАЦИЯ: Информация о нормах, требованиях нового коллектива, о своем положении в нем Общее эмоциональное напряжение ребят, связанное с дефицитом информации об удовлетворении своих потребностей в новой системе взаимоотношений. 1.Поиск информации, желание понять нормы ВДК; 2. Активное знакомство с другими, попытка понять свое положение в иерархии ВДК; 3. Поиск друзей по интересам.   Микрогруппы неустойчивы и не связаны между собой ОРГАНИЗОВЫВАТЬ 1. Предъявляет требования к поведению; 2. Организует деятельность для творческого и делового общения в ВДК, нацеленную на выработку целей, задач, общих норм и требований ВДК; 3. Помогает процессу знакомства, изучает ребят, составляет «портрет» каждого (привлекательные качетва и проблемные моменты в личности ребенка); 4) Добивается, чтобы ребятами были приняты привносимые педагогом цели, перспективы деятельности и законы взаимоотношений. Деятельность непрерывна и максимально разнообразна.: 1. Познавательная деятельность – знакомство с лагерем, с сотрудниками, друг с другом, с требованиями и нормами жизни в ДОЛ, отрядный и общелагерный сборы. 2. Творческая деятельность – выпуск газеты об отряде, выявление талантов (анкетирование, подготовка конкурсов). 3. Трудовая деятельность – дежурство по лагерю, благоустройство, самообслуживание, другие необходимые виды труда. 4. Игровая деятельность – игры-знакомства, игры для организации общения, разучивание традиционных летних игр. 5. Интеллектуальная деятельность – проведение интеллектуальных игр, беседы и дискуссии на различные темы.   Также в этот период проводятся организационные сборы в отряде и дружине, планируется ход смены, ежедневно подводятся итоги дня
2. МЯГКАЯ ГЛИНА Функционирование/ Структурирование/ Конфликты 3-4 день смены Отношения развиваются по восходящей линии, хотя напряженность первых дней снимается. ОТСУСТВУЕТ. Однако имеются потребности, объединяющие детей в отдельные группы по однозначным мотивам, интересам и ценностям. Временно отсутствует единство, выясняя требования ВДК, одни довольны и готовы действовать в соответствии с ними, другие стремятся уклониться от них, т.к. данные требования противоречат существующим потребностям и интересам 1. Группы и отдельные члены коллектива находятся в скрытом напряжении между собой, (физ. слабыми и сильными, мальчиками и девочками, и т.д.) 2. Может возникнуть конфликт потребностей, ценностей, мотивов. 3. Наиболее активное общение происходит внутри групп. Сформирована официальная структура коллектива; действует формально. Происходит разделение на группы по однозначным мотивам, ценностям, интересам. НАПРАВЛЯТЬ 1. Вызвать в коллективе состояние неудовлетворенности разобщенностью, отсутствием единства, 2. вывести противоречия из сферы неофициальных отношений на арену общественного мнения, добиться единства оценок и мнений в коллективе по основным вопросам его жизнедеятельности, 3. помочь ребятам в определении перспектив их коллективной деятельности или актуализировать общественно-значимую цель деятельности. Основное внимание уделяется работе с группами. Перед коллективом ставится привлекательная для всех групп цель, перспектива. Необходимо сочетать групповые и коллективные формы работы: соревнования с другими отрядами или между группами, где ребята могут добиться первых успехов.   На обсуждениях событий жизни ВДК сочетать педагогическое руководство с созданием атмосферы откровенности. Все группы начинают осознавать себя частью целого коллектива.
3. МЕРЦАЮЩИЙ МАЯК Развитие/ Доверие/ Срабатываемость 4-10 день смены Период морально-волевого напряжения, связанного с выполнением общих задач коллектива. Достижение УСПЕХА в совместной деятельности Оптимистический настрой; жажда деятельности 1. Наиболее интенсивное общение происходит между группами; 2. Проявление товарищества, взаимопомощи; 3. На новом качественном уровне оценивается вожатый. 4. Повышается статус тех ребят, которые действуют в интересах коллектива. 5. У педагога появляется возможность корректировать структуру неофициальных отношений, опираясь на общественное мнение.   Распад первоначальных объединений и образование новых групп на основе более четких общественных ориентаций. ТВОРИТЬ. 1. Помогать ребятам осуществлять поставленные цели деятельности; 2. Вызвать положительные переживания, связанные с осуществлением общественно-значимых целей и задач, тем самым создать предпосылки к закреплению общественных потребностей; 3. Вызвать желание в дальнейшем жить в соответствии с социально-ценными нормами; 4. Контролировать работу органов самоуправления. 1. Вовлечение всех ребят в активную деятельность; 2. Индивидуальная организация деятельности, соответственно интересам и способностям каждого; 3. Наибольшее внимание уделять процессу подготовки КТД; 4. Создание реальных возможностей для успеха в деятельности, подчёркивающих значение достигнутых результатов каждого ребенка;   Дела, наилучшим образом служащие сплочению коллектива отряда и его месту в дружине: конкурсы, соревнования, экскурсии и т.д. 1. Дети «Хотят больше, чем задают»; 2. Статус отряда повышается в глазах других отрядов 3. Не хотят развлечений, хотят дела, имеющий смысл.
4. АЛЫЙ ПАРУС Стабильность/ Самостоятельность/ Сработанность 11-18 день смены «Один за всех, и все – за одного! САМО-ВОСПИТАНИЕ самопознание, подготовка к будущей деятельности дома. Уверенность каждого в своих силах, вера в успех, возможно появление стремления ребят к работе над собой, к самовоспитанию 1. Ярко выражены гуманистические отношения в ВДК. 2. Ощущение ВДК как коллектива единомышленников в котором активную жизненную позицию, идеи и принципы разделяют все. 3. Добровольным активом коллектива становится большая его часть. ДРУЖИТЬ+ КОРРЕКТИРОВАТЬ 1. Предоставить каждому возможность осознать себя через ВДК; 2. Увлечь формами и методами самовоспитания; 3. Раскрыть перспективу дальнейшей жизни человека, т.е. помочь определить дальнейшую самостоятельную деятельность в соответствии с принятой активной позицией и индивидуальными особенностями личности; 4. побудить личность к творчеству на благо всех. Дела, где каждый может выявить уровень своих знаний, умений и навыков, в том числе и межотрядные: праздники девочек и мальчиков, конкурсы бальных танцев, карнавал и т.п. Успешная деятельность коллектива; 1. Актив занимает центральное положение в структуре личных отношений; 2. Растет число межличностных связей в коллективе; 3. Большинство членов отряда занимают активную жизненную позицию
5. ГОРЯЩИЙ ФАКЕЛ Угасание/ Распад/ Расставание 19-21 день смены Происходит распад коллектива Очень важно, чтоб этот распад был продиктован временем, а не желанием ребят. И в начале и в середине смены у ребят может произойти разочарование друг в друге и тогда распад произойдет раньше, чем это предполагалось, а этого нельзя допустить Должны быть подведены итоги совместного существования, сказаны добрые слова. Тогда ребенок, уезжая домой, должен увести с собой прекрасную сказку о счастье, о дружбе, о любви, о том, что жизнь это большое радостное событие, а окружающие люди - это интереснейшая загадка, а ты (воспитатель) - самый добрый, самый бескорыстный, самый человечный человек на свете.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: