ЗАДАНИЯ теоретического тура школьного этапа Всероссийской олимпиады по биологии,
Год, 8 класс
Время выполнения заданий 120 минут
Максимальный балл: 60 баллов
Часть 1. Вам предлагаются тестовые задания, требующие выбора только одного ответа из четырех возможных. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 1 баллу за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. В отличие от дендритов, аксоны:
а) проводят возбуждение к телу нейрона;
б) проводят возбуждение от тела нейрона;
в) проводят возбуждение к рецепторам;
г) не способны к проведению возбуждения.
2. Из перечисленных простейших возбудителем заболевания – пендинской или восточной язвы у человека является:
а) балантидий;
б) лейшмания;
в) трипаносома;
г) токсоплазма.
3. Из кормовых объектов, используемых аквариумистами, к ракообразным относится:
а) мотыль;
б) артемия;
в) трубочник;
г) мучной червь.
4. Из названных животных к типу хордовых относятся:
а) кальмары, тарантулы, скорпионы; б) змеи, лягушки, утки; в) актинии, раки – отшельники, омары; г) медузы, лангусты, креветки.
5. Вирус СПИДа поражает: а) Т – хелперы (лимфоциты); б) антигены; в) В - лимфоциты; г) Все виды лимфоцитов.
6. Гемолимфа у паука выполняет функции: а) разносит кислород; б) выводит углекислый газ; в) передаёт информацию от нервных клеток; г) усиливает упругость мышц.
7. В сперматозоидах человека количество хромосом равно: а) 12; б) 46; в) 23; г) 92.
8. Неандертальцев относят к представителям:
а) предшественников человека;
б) древнейших людей;
в) древних людей;
г) ископаемым людям современного анатомического типа.
9. Для размножения пиявок и дождевых червей характерно то, что они:
а) раздельнополы; б) бесполы; в) гермафродиты;
г) представлены только партеногенетическими самками.
10. Ключицы отсутствуют у:
а) псовых; б) копытных; в) медвежьих; г) приматов.
11. Образование плавательного пузыря у рыб связано с системой органов:
а) кровообращения; б) дыхания; в) пищеварения; г) выделения.
12. Поясничные позвонки более массивны, нежели позвонки шейного отдела в связи с тем, что:
а) шея тоньше, чем поясница;
б) на поясничные позвонки оказывается большая нагрузка;
в) это атавизмы;
г) люди ведут малоподвижный образ жизни.
13. Для взрослых листьев всех растений характерно наличие:
а) черешка и листовой пластинки; б) прилистников и листовой пластинки;
в) основания и листовой пластинки; г) только листовой пластинки.
14. В природных условиях естественными носителями возбудителя чумы являются:
а) волки, лисы; б) грызуны; в) птицы; г) человек.
15. При употреблении в пищу сырой или плохо прожаренной рыбы возможно заражение человека кошачьей двуусткой (заболевание описторхозом). При этом окончательный хозяин этого паразита:
а) моллюск битиния; б) карповая рыба;
в) водный рачок циклоп;
г) кошка или человек
16. Сердце с двумя предсердием и одним желудочком имеют:
а) воробьи; б) лягушки; в) скаты; г) караси.
17. Ферменты:
а) осуществляют транспорт кислорода;
б) являются основным источником энергии;
в) являются основным продуктом распада органических веществ;
г) ускоряют химические реакции, и имеют белковую структуру.
18. Исходя из представлений об уровневой организации биологических систем, белок гемоглобин следует отнести к уровню организации:
а) атомно-молекулярному;
б) тканевому;
в) органному;
г) системному.
19. Многообразие размеров и форм клеток организма человека на фоне общего плана строения, характерного для животных можно объяснить:
а) разнообразием химических элементов образующих их структуры;
б) разнообразием органических веществ, входящих в их состав;
в) спецификой выполняемых ими функций в многоклеточном организме;
г) спецификой размещения в структурах органов.
20. Для шейных позвонков человека не характерно:
а) отверстие в поперечных отростках;
б) раздвоенный на конце остистый отросток;
в) крупное позвоночное отверстие;
г) крупное тело.
Часть II. Вам предлагаются тестовые задания с одним вариантом ответа из четырех возможных, но требующих предварительного множественного выбора. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 20 (по 2 балла за каждое тестовое задание). Индекс ответа, который вы считаете наиболее полным и правильным, укажите в матрице ответов.
1. Бактерии вызывают заболевания:
1) возвратный тиф;
2) сыпной тиф;
3) малярия;
4) туляремия;
5) гепатит.
а) 1, 3, 4;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 2, 4;
г) 2, 4, 5;
д) 2, 3, 4, 5.
2. Промежуточным хозяином опасного паразита человека – широкого лентеца, может быть:
1) рыба; 2) корова; 3) прудовик;
4) веслоногие рачки;
5) свинья.
а) только 1, I2;
б) только 2, 5;
в) только 1, 4;
г) 2, 4, 5.
3. Для хвойных растений характерны признаки:
1) наличие семенной кожуры;
2) образование плодов;
3) ветроопыление;
4) широкий спектр жизненных форм;
5) преобладание спорофита в жизненном цикле.
а) 1, 2, 4;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 3, 5.
4. Плоды не образуются у:
1) папоротниковидных;
2) голосеменных;
3) покрытосеменных;
4) моховидных;
5) плауновидных.
а) только 1, 2, 4;
б) только 1, 3, 5;
в) только 2, 3, 4;
г) 1, 2, 4, 5;
д) 2, 3, 4, 5.
5. У растений семейства пасленовых (Solanaceae) встречаются листья:
1) простые цельные;
2) пальчатосложные;
3) непарноперистосложные;
4) сложные с прилистниками;
5) простые, рассеченные на разную глубину.
а) только 1, 2;
б) только 1, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 3, 5.
6. Для представителей царства Грибов характерны признаки:
1) структурный компонент клеточной стенки – хитин;
2) структурный компонент клеточной стенки – целлюлоза;
3) запасной продукт – гликоген;
4) запасной продукт – багрянковый крахмал;
5) наличие заднего жгутика у подвижных стадий.
а) 1, 4, 5;
б) 2, 3, 4;
в) 1, 3, 4;
г) 1, 3, 5;
д) 2, 3, 5.
7. Смена хозяев необходима для завершения жизненного цикла («от яйца до яйца»):
1) кошачьей двуустке;
2) острице;
3) чесоточному зудню;
4) трихинелле;
5) аскариде.
а) только 1, 2;
б) только 1, 4;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 3, 4;
д) 2, 3, 5.
8. В процессе онтогенеза более одного способа дыхания используют:
1) майский жук;
2) стрекоза;
3) скорпион
4) прудовик
5) дафния.
а) только 1, 3;
б) только 1, 4;
в) только 2, 4;
г) 1, 2, 5;
д) 2, 3, 4.
9. Для осуществления газообмена всем животным необходимы:
1) диффузия;
2) органы дыхания;
3) красные кровяные тельца;
4) тонкие и влажные поверхности;
5) гемоглобин или другие дыхательные пигменты.
а) только 1, 3;
б) только 1, 4;
в) только 2, 4;
г) 1, 2, 5;
д) 2, 3, 4.
10. Клыки всегда отсутствуют в зубной системе:
1) хоботных;
2) парнокопытных;
3) грызунов;
4) непарнокопытных;
5) зайцеобразных.
а) 1, 2, 3;
б) 1, 3, 5;
в) 1, 4, 5;
г) 2, 4, 5;
д) 2, 3, 4.
Часть 3. Вам предлагаются тестовые задания в виде суждений, с каждым из которых следует либо согласиться, либо отклонить. В матрице ответов укажите вариант ответа «да» или «нет». Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10 (по 1 баллу за каждое тестовое задание).
1. Хвою используют для получения смолы.
2. Рост стебля в длину происходит за счет деления клеток камбия.
3. Тело членистоногих покрыто кутикулой.
4. Мхи – родоначальники всех высших растений.
5. Соматотропный гормон (гормон роста) вырабатывается в гипофизе.
6. Тело гидры состоит из двух слоёв клеток.
7. Для взрослой аскариды характерно бескислородное дыхание.
8. Жаберные крышки у костных рыб входят в состав скелета головы.
9. У насекомых с неполным превращением существуют стадии развития: яйцо, куколка и взрослая особь.
10. Ушная раковина есть только у млекопитающих.
Часть 4. Вам предлагаются тестовые задания, требующие установления соответствия. Максимальное количество баллов, которое можно набрать – 10. Заполните матрицы ответов в соответствии с требованиями заданий.