Чанги (корейские шахматы)




Чанги - корейские шахматы (Janggi, Changgi, Jangki, Tjyang Keui) имеют много сходного с китайскими шахматами Сянци. Но есть существенные отличия и специфические особенности.

Доска для Чанги - 9х10 перекрестий (пунктов). На доске есть дворец, но нет реки, на её месте обычная гори-зонталь. Все вертикали прочерчены, поэтому всем фигурам, кроме генералов и советников, доступна вся доска.

Фигуры в Чанги - плоские фишки с иероглифами, но их форма - правильные 8-угольники. Размеры фишек различны: самая большая фигура - король, самые малень-кие - пешки и советники, остальные среднего размера (в Сянци все фишки круглые и одинаковые по размерам).

Фигуры в Чанги сохранили те же иероглифы, что и для Сянци, цвета их - красные и зелёные (или красные и синие). Самое удивительное отличие Чанги от других шахматных игр - 16 вариантов начального расположения фигур, так как разрешается менять местами коня и слона (принимая за исходную расстановку в Сянци) с обязательным условием, чтобы на каждом фланге у каждого игрока было по одному коню и одному слону. После жеребьёвки свои фигуры расставляют сначала красные, и только потом - зелёные. Считается, что это даёт зелёным некоторое стратегическое преимущество: расставляя свои фигуры вторым, игра-ющий зелёными может либо скопировать положение слонов и коней противника, либо выбрать противоположное.

Фигуры и ходы фигур отличаются от их аналогов в Сянци, иногда чуть-чуть, иногда довольно серьёзно.

Красный и зелёный короли (вернее, генералы, чан; чанги - это игра генералов) обозначаются разными иероглифами: красный - Хан, т.е. китайское Хань (Китай), а зелёный - Чхо, т.е. Китайское Чу (одно из древних китайских княжеств). Король не может покидать дворца, но в Чанги начальная позиция короля - центр дворца (а не центр нижней горизонтали - он остаётся пустым). При этом король ходит не только по вертикали и горизонтали, а по всем прочерченным линиям во дворце на 1 шаг. То есть, он совмещает ходы короля и советника в Сянци.

Правило оппозиции королей также перешло из Сянци в Чанги, но в этом случае засчитывается ничья. Однако второй король (не тот, который создал оппозицию) может попытаться уклониться от ничьей, уйдя с вертикали или заслонившись фигурой. Но если на вертикали, куда он ушёл, также возникает оппозиция (т.е. другой король преследует его), и вся позиция повторяется 3 раза подряд, то также засчитывается ничья. Если же король, вставая в оппозицию другому, попадает на поле, которое бьёт фигура противника, то это уже не ничья, а проигрыш.

Советники (са, учёный, мудрец) в начале игры стоят на тех же местах, что и в Сянци - в нижних углах крепости. В Чанги ходы короля и советников полностью совпадают.

Ладья (колесница - чха или летающая колесница - пичха) ходит как в Сянци и шахматах, но во дворце получает право ходить по всем прочерченным в нём линиям, включая диагонали, с условием, что траектория хода должна быть не ломаной, а прямой.

Пушка (пхо) в Чанги заметно отличается от китайской пао. Лафет (промежуточная фигура между пушкой и объектом атаки) требуется ей не только для ударного, но вообще для любого хода. При этом лафетом может быть любая фигура, кроме пушки. Вдобавок, пушка не может рубить пушку, поэтому своей пушкой можно закрываться от удара вражеской, ставя её между жертвой и лафетом или между лафетом и атакующей пушкой. Помимо прочего, не-льзя начинать игру ходом пушки.

Пешка (красная - пен, зелёная - чоль). Как и в Сянци, пешек в Чанги пять, стоят они на тех же исходных позициях. Ходят пешки в Чанги с самого начала так, как в Сянци усиленные пешки - на 1 шаг вперёд по вертикали или вправо и влево по горизонтали. Попав во дворец, пешка получает право ходить в нём по всем прочерченным там линиям на 1 соседнее поле, но только вперёд.

Конь (маль) в Чанги ходит точно так же, как и в Сянци, и он тоже линейная фигура - конь не может прыгать, и его атака может быть блокирована другой фигурой. Коня и слона при расстановке можно менять местами, но не уводить на другой фланг.

Слон (сан) в Чанги очень отличается от китайского. Слоны разных цветов обозначаются одинаковыми иероглифами (оба означают слон). Так как на доске нет реки, слоны в Чанги могут действовать на половине противника. Наконец, ход корейского шахматного слона состоит из трёх шагов - 1 шаг по горизонтали или вертикали и 2 шага по диагонали вдоль одной прямой в направлении от исходной точки (на рисунке).

Все поля по ходу движения слона должны быть свободны, ибо слон тоже не может прыгать через фигуры. Бить неприятельскую фигу-ру слон может только на последнем пункте его хода, все фигуры между началом и концом траектории просто блокируют ход слона в данном направлении.

Если какой-либо ход возможен, отказаться от своего хода нельзя. Но если игрок не может сделать по правилам ни одного хода, он пропускает свой ход. Поэтому пат в Чанги невозможен. В чрезвычайно редком случае взаимного пата объявляется ничья.

 

Чанги - приложение

Китайские шахматы Сянци с небольшими изменениями были заимствованы не только корейцами, под названием Чанги, но и вьетнамцами, под именем Ко-тыонг (Сo tuong) - и тоже любимы настолько, что им даже ставят памятники.

Первое упоминание о шахматах Чанги в Корее относится ко временам правителя Чанг Ю (1587-1638). В этот период правила игры уже практически идентичны сегодняшним. Можно сказать, что история Чанги до сих пор не написана. Из западных авторов Чанги впервые упоминает американец Стюарт Кулин в 1895 году.

***

Сравните китайскую и корейскую доски. При общем сходстве видно, как сильно различается стиль, оформление фигур, доски и начальная расстановка.

Как ни странно, европейцу легче освоить Чанги, чем Сянци: все фишки в Чанги разно-го размера, и чем больше достоинство фигуры, тем крупнее фишка, поэтому спутать их сло-жнее. Даже забывая иероглифы, можно весьма неплохо ориентироваться, различая фигуры по их величине.

Надо сказать, из-за 8-гранной формы фишек играть в Чанги удобнее, чем в Сянци: китайские фишки во время игры часто стоят наклонно - на боку, вверх ногами. Корейские фиш-ки всё время хочется выровнять. Игроки так и делают, в итоге опознать иероглиф и достоинство фигуры обычно бывает намного проще. Круглыми фишки бывают очень редко - такой стиль считается старым, архаичным, антикварным.

***

В старину существовало правило: если у одного игрока остался одинокий король, который попал в пат, то король мог сделать особый ход - вращение на месте (фишку действите-льно крутили, не сдвигая с места). В принципе, даже в шахматах нередки случаи, когда следующим ходом противник в ходе пата вынужден был бы разблокировать короля. Таким образом, в Чанги пат надо было ставить на 2 хода вперёд, дабы неприятельский король как-ни-будь ненароком не выкрутился.

Искусственный пат мог быть тактическим «роздыхом»: раз подобный вариант ничьей недопустим, игрок мог ввести своего короля в состояние пата, пропустить ход - и добиться прорыва из безнадёжной позиции.

***

В официальных турнирах по Чанги ничьих не бывает: при ничейном результате производится подсчёт очков: их начисляют за те фигуры, которые на момент завершения партии остались у игроков на доске. Колесница (Ладья) даёт 13 очков, Пушка - 7, Конь - 5, Слон - 3, Советник - 3 и Пешка - 2. Дополнительно играющий красными получает 1,5 очка компенсации за то, что зелёные ходили первыми - это исключает ничейный результат.

Любопытно, что хотя в корейских Чанги много прогрессивных черт по сравнению с китайскими Сянци (отсутствие реки, продвинутые ходы слонов, генерала и советников, особые свойства дворца), ход корейской пушки пхо выглядит куда как более архаичным, чем китайской пао. Не исключено, что разделение этих двух разновидностей шахмат произошло на раннем этапе, когда правила хода пушки ещё окончательно не сформировались.

***

В плане спортивного и культурного значения Чанги всё обстоит намного хуже, чем с игрой Сянци в Китае. Чанги не являются особо престижной игрой - в них играют, как у нас в карты или в домино, причём нередко игра идёт на деньги. В прошлом даже считалось, что это игра для детей и простолюдинов, поэтому Чанги не имеют такой развитой теоретической и учебной базы, как например шахматы или Сянци. Интеллектуалы же в Корее массово играют в бадук (Го).

В Южной Корее с 1956 года существует профессиональная лига игроков в Чанги, в которой сегодня около десяти шахматных гроссмейстеров 9 дана, издаётся литература, существует передача на телеканале BRAIN TV. В Северной Корее ситуация более сложная, хотя Чанги популярны и там (равно как среди корейской диаспоры по всему миру). На корейских сайтах можно играть в Чанги по Сети. Существует и несколько весьма неплохих программ для игры с компьютером.

***

Надо сказать, Чанги сегодня считаются переходной системой между китайскими Сянци и японскими шахматами Сёги. Но если Чанги сохранили множество родственных черт с игрой-прародительницей, то Сёги ушли вперед даже по сравнению с европейскими шахматами. Однако всё равно не ясно, как случилось так, что фигуры перекочевали с перекрестий на клетки и всё-таки стали объёмными. Это до сих пор загадка, ответ на которую прячется где-то рядом. Орешек знанья твёрд, но всё же мы не привыкли отступать, нам расколоть его помогут э-ээ... другие разновидности дальневосточных шахмат. Например, таиландские или тибетские.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: