Истинные признаки любви к Богу




ЛЮБОВЬ

«Бог есть любовь» (1 Ин. 4:8)

   Как, будучи сокрытым. Ты видишь и сохраняешь все? Как, нами не видимый. Ты видишь нас всех? Но познаешь Ты, Боже мой, не всех, кого видишь, но, любя, познаешь только тех, которые Тебя любят, и исключительно им одним Самого Себя являешь. Будучи Солнцем, сокрытым для всякой смертной природы. Ты восходишь в Твоих рабах, видим бывая ими, и они восстают в Тебе, бывшие прежде омраченными: блудниками, прелюбодеями, распутниками, грешниками, мытарями. Через покаяние они делаются сынами Твоего Божественного Света. Ведь Свет, конечно, рождает свет, поэтому и они делаются светом, чадами Божиими, как написано (Пс. 81:6), и богами по благодати – те, которые отрекутся от суетного и обманчивого мира, без ненависти возненавидят родителей и братий, считая себя странниками и пришельцами в жизни; те, которые лишат себя богатств и имуществ, совершенно отвергнув пристрастие к ним; те, которые ради славы небесной от души возгнушаются пустой славой и похвалами людскими; те, которые отсекли свою волю и стали для пастырей как бы беззлобными овцами; те, которые стали мертвы телом ко всякому худому деянию, до пота трудясь над возделыванием добродетелей и руководясь в жизни одной только волей кормчего, через послушание умирая и опять оживая; те, которые, благодаря страху Божию и памяти смертной, во все дни и ночи проливают слезы и умно припадают к стопам Владыки, испрашивая милости и оставления грехов. Такие через всякое делание добра приходят в доброе состояние и, как повседневно плачущие и усердно стучащие, привлекают к себе милость. Частыми молитвами, неизглаголанными воздыханиями и потоками слез они очищают душу и, видя ее очищение, воспринимают огонь любви и огонь желания – увидеть ее совершенно очищенной. Но так как им невозможно найти конец Света, то очищение у них бывает бесконечным. Ибо сколько бы ни очистился и ни просветился я, жалкий, сколько бы ни увидел очищающего меня Святого Духа, мне всегда будет казаться, что это только начало очищения и видения, потому что в беспредельной глубине и в безмерной высоте кто может найти середину или конец? Я знаю, что Света много, но сколько – не знаю. Сильно желая все большего, я постоянно вздыхаю о том, что мне дано немногое (хотя оно и кажется мне многим) в сравнении с тем, что, как я догадываюсь, далеко отстоит от меня, чего я жажду, видя, и думаю, что ничего не имею, так как совершенно не ощущая данного мне богатства, хотя и вижу Солнце, однако не считаю его таковым. Каким же это образом? – слушай и веруй. То, что я вижу, есть Солнце, Которое невыразимо приятно для чувства; Оно влечет душу к неизреченной и божественной Любви. Душа же, видя Его, воспламеняется и горит любовью, желая всецело иметь внутри себя то, что является ей, но не может и поэтому печалится и уже не считает за благо видеть и ощущать Его. Когда же Видимый мною и никем не вместимый, как поистине неприступный, изволит помиловать сокрушенную и смиренную душу мою, тогда каким Он видится мне, сияя перед лицом моим, таким же блистающим становится Он видим во мне, весь исполняя меня, смиренного, всякой радости, всякого желания и божественной сладости. Это-внезапное превращение и чудная перемена, и невыразимо словами то, что во мне совершается. Ведь если бы кто увидел, что это видимое всеми солнце сошло внутрь его сердца и все вселилось в него, и так же светило бы, то не помертвел ли бы он от чуда и не сделался ли бы безгласным, и не изумились ли бы все, видевшие это? Если же кто увидит Творца солнца, наподобие светила светящим внутри себя, действующим и говорящим, то как не изумится и не содрогнется он от такого видения? Как не возлюбит своего Жизнеподателя? Люди любят подобных себе людей, когда они кажутся им несколько лучшими других; Творца же всех, единого бессмертного и всемогущего, кто, увидев Его, не возлюбит? Если многие, поверив от слуха, возлюбили Его, а святые даже и умерли за Него, и тем не менее они живы, то приобщившиеся видения Его и Света, Им познанные и Его познавшие, как они не возлюбят Его? Скажи, как ради Него не будут непрестанно плакать? Как не станут презирать мира и того, что в мире? Как не отрекутся от всякой чести и славы те, которые, став выше всякой славы и земной чести и возлюбив Владыку, нашли Того, Кто пребывает вне земли и всего видимого, Того, Кто сотворил все видимое и невидимое, и получили бессмертную Славу, имея в Нем без недостатка всякое благо? Также и всякое отпущение грехов и всякое желание вечных благ и вещей божественных, как богатство некое, они почерпнули из того же вечно живого источника, обильно насытиться которого Дай и нам, Владыко, и всем ищущим и горячо любящим Тебя, Дабы и мы также со святыми Твоими наслаждались вечными благами во веки веков. Аминь (59, 41–43).
   Кто сможет, Владыко, поведать о Тебе?
   Заблуждаются неведущие Тебя, ничего совершенно не зная;
   Познавшие же верою Божество Твое
   Бывают одержимы великим страхом и ужасаются от трепета,
   Не зная, что сказать им о Тебе, ибо Ты-превыше ума,
   И все у Тебя неисчерпаемо мыслью и непостижимо:
   Дела и Слава Твоя, и познание Твое.
   Мы знаем, что Ты Бог, и Свет Твой видим,
   Но каков Ты и какого рода- этого никто решительно не знает.
   Однако мы имеем надежду, обладаем верою
   И знаем ту Любовь, Которую Ты даровал нам,
   Беспредельную, неизреченную, никоим образом невместимую,
   Которая есть Свет,
   Свет неприступный и все совершающий.
   Он называется то рукою Твоею, то оком,
   То пресвятыми устами, то Силою, то Славою,
   То познается, как прекраснейшее лицо.
   Он-солнце незаходимое для высоких в познании Божественного,
   Он-звезда, вечно сияющая для тех,
   Которые не вмещают ничего более.
   Он противоположен печали, прогоняет неприязнь
   И совершенно истребляет сатанинскую зависть.
   В начале Он умягчает и, очищая, утончает,
   Прогоняет помыслы и сокращает движения.
   Он сокровенно научает смиряться
   И не позволяет рассеиваться и шататься.
   С другой стороны. Он явно отделяет от мира
   И заставляет забыть все скорбное в жизни.
   Он и многообразно питает и утоляет жажду,
   И дарует силу хорошо труждающимся.
   Он погашает раздражение и печаль сердечную,
   Совершенно не позволяя гневаться или возмущаться.
   Когда Он убегает, уязвленные Им гонятся за Ним
   И с великою любовию от сердца ищут Его.
   Когда же Он возвратится, явится, и человеколюбиво воссияет,
   То внушает гонящимся уклоняться от Него и смиряться
   И, будучи многократно взыскуем побуждает удаляться от страха
   Как недостойным такого блага, превосходящего всякую тварь.
   О неизреченный и непостижимый Дар!
   Ибо чего только не делает Он и чем не бывает!
   Он-наслаждение и радость, кротость и мир,
   Милосердие беспредельное, бездна благоутробия.
   Он видится невидимо, вмещается невместимо
   И содержится в уме моем неприкосновенно и неосязаемо.
   Имея Его, я не созерцаю, созерцая же, пока Он не ушел,
   Стремлюсь быстро схватить Его, но Он весь улетает.
   Недоумевая и воспламеняясь, я научаюсь просить
   И искать Его с плачем и великим смирением
   И не думать, что сверхъестественное возможно
   Для моей силы или старания человеческого,
   Но-для благоутробия Божия и беспредельной милости.
   Являясь на краткое время и скрываясь. Он
   Одну за одной изгоняет страсти из сердца.
   Ибо человек не может победить страсти,
   Если Он не придет на помощь;
   И опять же не все сразу изгоняет,
   Ибо невозможно сразу воспринять всего Духа
   Человеку душевному и сделаться бесстрастным.
   Но когда он совершит все, что может:
   Нестяжание, беспристрастие, удаление от своих,
   Отсечение воли и отречение от мира,
   Терпение искушений, молитву и плач,
   Нищету и смирение, насколько есть силы у него,
   Тогда на краткое время как бы тонкий и наималейший Свет,
   Внезапно окружив ум его, восхитит в исступление,
   Но, чтобы не умер он, скоро оставит его
   С такою великою быстротою, что ни помыслить,
   Ни вспомнить о красоте Света невозможно увидевшему,
   Дабы, будучи младенцем, не вкусил он пищи мужей совершенных
   И тотчас не расторгся или не получил вреда, изблевав ее.
   Итак, с тех пор Свет руководствует, укрепляет и наставляет;
   Когда мы нуждаемся в Нем,
   Он показывается и убегает;
   Не тогда, когда мы желаем, ибо это дело совершенных,
   Но, когда мы находимся в затруднении и совершенно бессилеем,
   Он приходит на помощь, восходя издали,
   И дает мне почувствовать Себя в моем сердце,
   Пораженный, задыхаясь, я хочу удержать Его.
   Но вокруг все-ночь. С пустыми и жалкими руками,
   Забывая все, я сижу и плачу,
   Не надеясь в другой раз таким же образом увидеть Его.
   Когда, вдоволь наплакавшись, я хочу перестать,
   Тогда Он, придя, таинственно касается моего темени,
   Я заливаюсь слезами, не зная, Кто это;
   И тогда Он озаряет мой ум сладчайшим Светом.
   Когда же узнаю я. Кто это. Он тотчас улетает,
   Оставляя во мне огонь божественной любви к Себе,
   Который не позволяет ни смеяться, ни смотреть на людей,
   Ни принимать желания чего-либо из видимого.
   Мало-помалу через терпение он разгорается и раздувается,
   Делаясь великим пламенем, достигающим Небес.
   Его угашает расслабление и развлечение домашними заботами,
   Ибо вначале присутствует и забота о житейском;
   Возвращает же молчание и ненависть ко всякой славе
   Скитание по земле и попрание себя подобно навозу,
   Ибо этим Он услаждается и тогда благоволит соприсутствовать,
   Научая этим всемогущему смирению.
   Итак, когда я стяжеваю это и делаюсь смиренным,
   Тогда Он бывает неразлучен со мною:
   Беседует со мною, просвещает меня,
   Взирает на меня, и я на Него взираю.
   Он и в сердце моем находится, и на Небе пребывает.
   Он изъясняет мне Писания и умножает во мне знание,
   Он научает меня таинствам, которых я не могу изречь.
   Он показывает, как Он восхитил меня от мира,
   И повелевает мне быть милосердным ко всем, находящимся в мире.
   Итак, меня содержат стены и удерживает тело,
   Но я поистине, не сомневайся, нахожусь вне их.
   Я не ощущаю звуков и не слышу голосов.
   Я не боюсь смерти, ибо я превзошел и ее.
   Я не знаю, что такое скорбь, хотя все опечаливают меня.
   Удовольствия горьки для меня, все страсти бегут от меня
   И я постоянно ночью и днем вижу Свет,
   День для меня является ночью и ночь есть день.
   Я и спать не хочу, ибо это потеря для меня.
   Когда же меня окружают всякие беды
   И, казалось бы, низвергнут и преодолеют меня;
   Тогда я, внезапно оказываясь со Светом вне всего
   Радостного и печального, и мирских наслаждений,
   Наслаждаюсь неизреченной и Божественной радостью,
   Увеселяюсь красотою Его, часто обнимаю Его,
   Целую и поклоняюсь, питая великую благодарность
   К тем, кто дал мне возможность видеть то, чего я желал,
   И причаститься неизреченного Света и сделаться светом,
   И дара его приобщиться отселе,
   И стяжать Подателя всех благ,
   И оказаться не лишенным и дарований душевных.
   Кто привлек и направил меня к этим благам?
   Кто возвел меня из глубины мирской прелести?
   Кто отделил меня от отца и братии, друзей
   И сродников, наслаждений и радостей мира?
   Кто показал мне путь покаяния и плача,
   По которому я нашел день, не имеющий конца?
   То был ангел, а не человек , Однако такой человек,
   Который посмеивается над миром и попирает дракона,
   Присутствия которого трепещут демоны.
   Как я поведаю тебе, брат, о том, что я видел в Египте,
   О совершенных им чудесах и знамениях?
   Расскажу тебе пока одно, ибо всего поведать я не в силах.
   Он сошел и нашел меня рабом и пришельцем в Египте.
   Иди сюда, чадо мое, сказал он, я поведу тебя к Богу.
   Я же от великого неверия ответил ему:
   Какое знамение ты мне покажешь, чтобы уверить меня,
   Что ты сам можешь освободить меня из Египта
   И исхитить из рук льстивого фараона,
   Чтобы, последовав за тобою, я не подвергся еще больше опасности?
   Разожги, сказал он, великий огонь, чтобы я мог войти в середину,
   И если я не останусь неопаленным, то не последуй мне.
   Слова эти поразили меня. Я сделал приказанное.
   Разожжено было пламя, и он сам стал посередине.
   Целый и невредимый, он и меня приглашал.
   Боюсь, владыко, сказал я, ибо я грешник.
   Выйдя из огня, он подошел ко мне и поцеловал меня.
   Отчего ты боишься, сказал он мне, отчего робеешь и трепещешь?
   Велико и страшно это чудо?– большее сего узришь.
   Я в ужасе, господин, сказал я, и не смею приблизиться к тебе,
   Не желая оказаться дерзким более огня,
   Ибо я вижу, что ты человек, превосходящий человека,
   И не дерзаю смотреть на тебя, которого огонь устыдился.
   Он привлек меня ближе и заключил в объятия
   И снова облобызал меня лобзанием святым,
   Сам благоухая весь благоуханием бессмертия.
   После этого я поверил и с любовью последовал за ним,
   Пожелав сделаться рабом его одного.
   Фараон держал меня в своей власти. и страшные приставники его
   Принуждали меня заботиться о кирпичах и соломе,
   Я один не мог убежать, так как не имел и оружия.
   Моисей молил Бога оказать помощь
   Христос поражает Египет десятеричными язвами.
   Но не покорился фараон и не освободил меня.
   Молится отец, и Бог внемлет ему И говорит рабу Своему, чтобы он взял меня за руку,
   Обещая Сам идти вместе с нами;
   Чтобы избавить меня от фараона и от бедствий египетских.
   Он вложил дерзновение в сердце мое
   И дал мне смелость не бояться фараона.
   Так и сделал раб Божий:
   Держа меня за руку, он пошел впереди меня,
   И таким образом мы начали совершать путь.
   Дай мне. Господи, по молитвам отца моего, разумение
   И слово, чтобы поведать о дивных делах руки Твоей,
   Которые Ты соделал ради меня, заблудшего и блудного,
   Рукою раба Твоего изводя меня из Египта.
   Узнав о моем уходе, царь египетский
   Пренебрег мною, как одним, и сам не вышел.
   Но послал подвластных ему рабов.
   Побежали они и настигли меня в пределах египетских,
   Но все возвратились ни с чем и разбитыми:
   Мечи свои изломали, стрелы повытрясли,
   Руки их ослабели, действуя против нас,
   И мы остались совсем невредимыми.
   Пред нами горел столп огненный, и над нами было облако;
   И мы одни проходили в чужой стране
   Среди разбойников, среди великих народов и царей.
   Когда узнал и царь о поражении людей своих,
   То пришел в бешенство, считая великим бесчестьем
   Быть поруганным и побежденным одним человеком.
   Запряг он свои колесницы, поднял народ
   И погнался сам с большим хвастовством.
   Придя, он нашел меня одного лежащим от усталости;
   Моисей же бодрствовал и беседовал с Богом.
   Приказал он связать меня по рукам и ногам,
   И, удерживая меня через мнение, они покушались вязать;
   Я же, лежа, смеялся и, вооружившись молитвою
   И крестным знамением, всех их отражал.
   Не смея прикоснуться или приблизиться ко мне,
   Они, стоя кое-где поодаль, думали устрашить меня:
   Держа в руках огонь, они грозили сжечь меня,
   Поднимали громкий крик и производили шум.
   Чтобы не хвастались они, что сделали нечто великое,
   Увидели они, что и я сделался светом, по молитвам отца моего,
   И посрамленные, внезапно все вместе удалились.
   Вышел от Бога Моисей и, найдя меня дерзновенным,
   Обрадованным и трепещущим от этого чудотворения,
   Спросил: что случилось? Я возвестил ему все это:
   Что был фараон, царь египетский;
   Придя ныне с бесчисленным народом,
   Он не мог связать меня; хотел он сжечь меня,
   И все пришедшие с ним сделались пламенем,
   Испуская против меня огонь из уст своих;
   Но так как они увидели, что я сделался светом, по молитвам твоим,
   То превратились все в тьму; и вот теперь я один.
   Смотри, ответил мне Моисей, не будь самонадеянным,
   Не смотри на явное, тем более бойся тайного.
   Скорей! воспользуемся бегством, так Бог повелевает;
   И Христос вместо нас будет побеждать египтян.
   Пойдем, господин, сказал я, я не разлучусь с тобою.
   Не преступлю твоих заповедей, но все сохраню. Аминь.
    Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 157–164) .
    Здесь преподобный Симеон говорит о своем духовном отце – Симеоне Студите, или Благоговейном. – Примеч. пер.
    То есть духовный отец преподобного Симеона, о котором выше шла речь. – Примеч. пер.
    Гимн 37. Учение с богословием о действиях Святой Любви, то есть Самого Света Духа Святого.

ЛЮБОВЬ К БОГУ

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим» (Мф. 22:37)

   Любовь к Богу необходима нам, оскудение ее в душе есть самое непереносимое из всех зол (8, 84).
   Получив заповедь любить Бога, мы получили также и силу любить, вложенную в нас при творении. Святитель Василий Великий (8, 83).
   Укажу вам дело, которое только и делает человека твердым в добре и хранит его таким от начала до конца: любите Бога всей душой вашей, всем сердцем вашим и Ему единому работайте. Тогда Бог даст вам великую силу и радость, и все дела Божии станут для вас сладкими, как мед; все телесные труды, умственные занятия, бдения и все вообще иго Божие будет для вас легко и сладко. По любви, впрочем. Своей к людям Господь посылает иногда на них противности, чтобы не величались, но пребывали в подвиге, и они испытывают вместо мужества – отяжеление и расслабление, вместо радости – печаль, вместо покоя и тишины – волнение, вместо сладости – горечь, многое и другое подобное бывает с любящими Господа. Но, борясь с этим и побеждая, они более и более крепнут. Когда же наконец все это совсем преодолеют они, тогда во всем начнет быть с ними Дух Святой, тогда не станут они более бояться ничего плохого. Преподобный Антоний Великий (66, 48).
   По любви Божией душа стала невестой Бессмертного Жениха, чтобы, как в зеркале, отражать в себе Его красоту (26, 94).
   Премилосердный требует любви от того, кто хочет прийти к Нему. И если приносит он любовь и слезы, приемлет и дар (28, 156).
   Тебя, Господи, мы ищем в молитве, потому что в Тебе заключено все. Тобою да обогатимся, потому что Ты – Богатство, не изменяющееся от перемены времен (28, 337).
   Тебя, Господи, должны мы искать вместо всего иного и кроме Тебя не искать ничего. Ибо кто ищет Тебя, тот все находит в Тебе. В Тебе, Господи, богатство для нуждающихся, сердечная радость для скорбящих, исцеление для раненых, утешение для всех сетующих. Ты – мир на пределах царств и спокойствие внутри их. Ты – полная благословений нива; кто обладает Тобою, тот не страдает от голода. Преподобный Ефрем Сирин (28, 337).
   Удостоиться любить (Господа) искренне и как должно – это Царство Небесное, это – вкушение блаженства, в этом – блага неисчислимые (38, 591).
   Ради пролития за нас Крови мы получаем Духа Святого. Если же соединяются Кровь и Дух – это для того, чтобы мы могли принять через однородную с нашей кровью не однородного с нами Духа Святого и этим преградить доступ к нам смерти (42, 930).
   Любить Христа – это значит не быть наемником, не смотреть на благочестивую жизнь, как на промысел и торговлю, а быть истинно добродетельным и делать все из одной любви к Богу (43, 65).
   Если бы кто стал угрожать мне будущей нескончаемой смертью, чтобы отлучить меня от Христа, или обещал мне бесконечную жизнь, я бы не согласился. Святитель Иоанн Златоуст (43, 685).
   Никакое слово не достаточно для того, чтобы по достоинству изобразить любовь, так как она неземного, но небесного происхождения... Даже язык Ангелов не в состоянии в совершенстве исследовать ее, так как она беспрерывно исходит от Великого Бога (43, 995).
   Любовь, не вмещающаяся в мире, обитает в смиренном сердце (43, 996).
   Нельзя найти ничего драгоценнее, ничего выше и ничего... долговечнее любви. Ибо «любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится» (1 Кор. 13:8). Без любви не только все превосходнейшие роды дарований, но и слава самого мученичества – ничто. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Херемон, 53, 379).
   Для верующего любовь к Богу – достаточное утешение даже и при гибели его души (55, 178).
   . Чудная любовь Божия к человеку познается, когда бывает он в безнадежных обстоятельствах. Здесь Бог являет Свою силу в спасении его. Ибо никогда человек не познает силы Божией в покое и свободе. И нигде Бог так ощутимо не являл могущества Своего, как в стране безмолвия и в пустыне, в местах, свободных от сборищ и молвы, свойственной обитанию среди людей. Преподобный Исаак Сирин (55, 222).
   Любовь... к Спасителю – это действие Духа, или существенное Его присутствие, ипостасно видимое внутри меня, (как) свет. Свет же этот ни с чем не сравним и весь невыразим. Преподобный Симеон Новый Богослов (59, 220).
   Люди ищут легкой, а не тяжелой работы. Иисусу работать легко. Не велит Он камни носить, не велит горы разрывать и прочее, этому подобное, делать рабам Своим. Нет, ничего такого не слышим от Него, но что? – «любите друг друга» (Ин. 13:34; 15, 12, 17). Что легче, чем любить? Тяжко ненавидеть, ибо ненависть мучит; но любить сладко, ибо любовь радует. Сам Он об этом свидетельствует: «...иго Мое благо, и бремя Мое легко» (Мф. 11:30). Возьмем, возлюбленный христианин, на себя благое иго Христово, понесем Его легкое бремя и последуем Ему. Святитель Тихон Задонский (104, 929).
   Любовь к Богу есть то расположение духа, в котором христианин, услаждаясь Богом как высочайшим благом и совершенством, стремится уподобиться Ему через исполнение святой воли Его и достигнуть блаженного соединения с Ним. В Слове Божием заповедуется человеку любить Бога всем сердцем, всею душою, всею мыслию, и заповедь о любви к Богу поставляется первою и большею (Мф. 22:37-38). Епископ Феофан Затворник. Богоугодная жизнь вообще. Изд. 2-е, М., 1899, с. 23.
   Любовь к Богу или жажда пребывания в общении с Богом как верховным благом и успокоение в Нем, или сознание блаженства в Его общении изливается в сердце обратившегося к Богу и устремляет к Нему все существо его. Эта любовь есть действительное вкушение блаженства, а не мысленное и воображаемое. Он же. Начертание христианского нравоучения. М., 1891, с. 287.
   ... Любовь есть рай, но рай потерянный. Входишь внутрь себя и не находишь его там; видишь, что на поле сердца не растет это древо жизни. Отчего же? Оттого, что сердце все заросло злыми древами страстей, заглушающих любовь. Где страсть, там нет места любви. Искорените прежде эти злые древа страстей – и на месте их произрастет одно многоветвистое древо, дающее цвет и плод любви. Он же. Любовь – венец жизни христианской. «Домашняя беседа», 1872, август, вып. 32, с. 740–741.
   Любовь к Богу есть дар Божий в человеке, приготовившем себя для принятия этого дара чистотой сердца, ума и тела (108, 130).
   Нужно достигнуть совершенства во всех добродетелях, чтобы вступить в совершенство всех совершенств, в слияние их – в любовь (109, 55).
   Телам нашим свойственна божественная любовь. Освободившись от недуга греховности, им неестественного и враждебного, они еще во время земного странствования влекутся постоянно к Богу, сообразно естеству своему и действию Святого Духа. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 154).
   «Друг» по своему смыслу означает «другой я», то есть означает такого человека, который мыслями и желаниями со мною сходен, душа которого связана со мною и на которого я так, как на себя, могу положиться во всех случаях. И потому не без оснований некто сказал, что друзья есть одна душа, в двух телах живущая. Так, уже из этого видно, что друг Божий тот, воля которого сообразна с пресвятою волей Божией, который своими желаниями единственно к Нему стремится, дух которого любовью соединен с Духом Божиим и который, по такой любви, столь уверен в Божией к себе благости, что не сомневается в получении от Него всех благ, служащих к пользе его. По таким свойствам праведный весь вселяется в Бога и Бог – весь в него, становится как нечто единое с Богом и утопает в бездне Божественных совершенств. Этот тесный союз праведного с Богом утверждается на той любви, которою горит к Нему душа праведного, следовательно, которого любит и сам Бог. Ибо Он любит любящих Его, и эта взаимная любовь дает право добродетельному именоваться другом Божиим.
   Если же он есть друг Божий, то и участник сокровеннейших Его таин и советов. Поскольку обычно мы истинным друзьям своим открываем свои мысли, объясняем намерения, объявляем решения и самые скрытые помышления нашего сердца сообщаем им, или короче говоря, вручаем им свое сердце и в этом вручении свое особенное находим удовольствие. Ибо и несчастие облегчается, если о нем расскажем другу, и счастье бывает для нас не столь радостно, если о нем не сообщим своему верному другу. Платон, митрополит Московский (105, 200).
   Спросил Господь апостолов, как они Его понимают? В лице святого апостола Петра они отвечали: «Ты Христос» (Мк. 8:29). Не вдруг созрело это исповедание, но, созрев, осело в глубь сердца и стало источным его направителем. Оно омрачилось смертью Господа, но не поколебалось. И будучи воскрешено еще в большей силе Воскресением, стремило апостолов во всю их жизнь на проповедь всему миру. Есть момент и у каждого верующего, когда он всеми силами своими изрекает: «Ты – Христос, Господь Мой и Спаситель. Ты спасение мое, свет мой, сила моя, утешение мое, надежда моя и Жизнь Вечная». Тогда он готов сказать с апостолом: «Кто отлучит нас от любви Божией?» (Рим. 8:35) – подобно ему начинает гнаться за всем угодным Христу Господу, пока придет «в меру полного возраста Христова» (Еф. 4:13). Епископ Феофан Затворник (107, 85–86).
   Если мы не отзовемся на любовь Господа к нам любовью к Нему, то не напрасно ли пролита кровь Богочеловека за нас?.. Не напрасно ли возложена на Крестный Жертвенник и заклание Великая Жертва? Всесильно Ее ходатайство за нас во спасение, всесильны и жалобы Ее на тех, которые пренебрегают Ею. Епископ Игнатий (Брянчанинов) (111, 139).

Истинные признаки любви к Богу

   Посмотрим, какие признаки любви к Богу, чтобы не иметь вместо любви ложное мечтание о ней. Ибо ни в чем так не обманывается человек, как в любви.
   Признаки этой любви таковы: 1. Сам Господь указывает: «Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня» (Ин. 14:21). Ибо истинно любящий Бога – всего, что противно Богу, бережется, и все, что Ему угодно, старается исполнять; почему и святые заповеди Его соблюдает. А отсюда следует, что те христиане не имеют любви Божией, которые о заповедях Его нерадят... 2) Явный признак любви Божией есть сердечная радость о Боге. Ибо что любим, о том и радуемся. Так и Божия любовь не может быть без радости. 3) Истинно любящий Бога презирает мир и все, что в мире, и к единому любимому своему Богу стремится. Честь, славу, богатство и все утехи мира сего, которых ищут сыновья века сего, считает за ничто. Ему достаточно одного Бога, несозданного и возлюбленного блага. В Нем едином он находит совершенную честь, славу, богатство и утешение. Ему один Бог – многоценный жемчуг, перед Которым все прочее ничтожно. Такой ничего ни на Небе, ни на земле, кроме Бога, не желает... 4) Истинно любящий Бога в незабвенной памяти имеет Бога, Его любовь к нам и благодеяния Его. Это видим и в любви человеческой. Ибо кого любим, того часто и поминаем. Так, кто Бога любит, часто о Нем поминает, размышляет. Им утешается и к Нему восхищается: «...ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше» (Мф. 6:21). 5) Любящий с любимым желает быть неразлучным. Многие христиане желают быть прославленными со Христом Господом, но в бесчестии и поношении быть с Ним и крест нести не хотят. Просят Его быть с Ним во Царствии Его, но страдать с Ним в мире не хотят и тем показывают, что сердце их неправо, и истинно не любят Христа, и, по правде сказать, больше себя любят, чем Христа. Поэтому говорит Господь: «кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Мф. 10:38). 6) Еще один признак любви к Богу есть любовь к ближнему. Кто истинно любит Бога, тот любит и ближнего. Кто любящего любит, тот любит и любимого им. Источник любви к ближнему есть любовь к Богу, но познается любовь Божия от любви к ближнему. А отсюда ясно, что тот и Бога не любит, кто не любит ближнего, как учит апостол: «Кто говорит: «я люблю Бога», а брата своего ненавидит, тот лжец» (1 Ин. 4:20). Святитель Тихон Задонский (104, 967–969).
   Какова мера любви к Богу? Та, чтобы душа непрестанно через силу напрягалась исполнять волю Божию с целью и желанием славы Божией. Святитель Василий Великий (8, 266).
   Боголюбивой душе свойственно подчинять Божеству все человеческое (12, 109).
   Если дашь мне кучи золота и янтаря, зеленеющие поля, тучные стада, великолепный дом и Алкиноеву трапезу, если вместо настоящей жизни дашь другую, нестареющую, и тогда не соглашусь жить гнусно и лишиться Христа. Святитель Григорий Богослов (15, 83).
    Алкиной – персонаж др.-греч. мифологии, царь феаков, гостеприимных обитателей сказочного острова Схерия; устроил пир в честь Одиссея, заброшенного бурей на этот остров.
   Истинно любящий Бога, расторгнув, преодолев и миновав все, что считается препятствием в мире, объемлется единой Божественной любовью. Преподобный Макарий Египетский (33, 457).
   Мысль человека, искренне любящего Бога, никогда не бывает на земле, но постоянно на Небе, где Тот, Кого он возлюбил (26, 93).
   Действительно любящий Бога, как мечом обоюдоострым, отсекает всякую иную любовь мира сего и расторгает всякие вещественные узы. Преподобный Ефрем Сирин (27, 37).
   Кто уязвлен этой любовью и стремится сердцем к Богу, тот уже не обращает внимания на видимое, но постоянно созерцает предмет своих стремлений (38, 217).
   Возлюбим Господа по мере сил своих... отдадим все из любви к Нему: и душу, и имущество, и славу, и все прочее с радостью, с готовностью, с усердием, не считая это полезным для Него, но для нас самих. Таков закон любви: любящие считают счастьем страдания за любимых (45, 899).
   Если бы мы любили Христа, как следует любить, то знали бы, насколько страшнее геенны оскорбление Любимого. А так как мало любим, то и не знаем силы этого наказания. Святитель Иоанн Златоуст (46, 701).
   Сердце, ощутившее любовь к Богу, не может вмещать и выносить ее, но по мере усиления этой любви испытывает необычайное изменение. Преподобный Исаак Сирин (55, 363).
   Видел я некоего, который все печалился и плакал, что не любит Бога, как бы желал, тогда как так любил Его, что непрестанно носил в душе своей пламенное желание, чтобы один Бог славился в нем, сам же он был как ничто. Такой не ведает, что такое он есть, и самыми похвалами, ему изрекаемыми, не услаждается. Ибо в великом вожделении смирения он не понимает своего достоинства. Но, служа Богу, как закон повелевает иереям, в некоем сильном расположении к боголюбию теряет память о своем достоинстве, где-то в глубине любви к Богу теряя присущее довольство собой в духе смирения, и в помышлении своем он всегда кажется себе неключимым рабом, совершенно не имеющим требуемого от него достоинства. Так действуя, и нам надлежит избегать всякой чести и славы ради преизобильного богатства любви к Господу, столь нас возлюбившему... Ибо как себялюбивый естественно ищет своей славы, так боголюбивый естественно ищет и любит славу Создателя своего. Душе боголюбивой, исполненной чувства Божия, свойственно в исполнении всех заповедей искать единой славы Божией, относительно же себя – услаждаться смирением. Ибо Богу, ради величия Его, подобает слава, а человеку – смирение, чтобы через него сделаться нам своими Богу. Блаженный Диадох (68, 13).
   Видя крест в девических руках святой Екатерины, мы уже знаем и истинную любовь ее ко Христу Богу, Спасителю нашему, ради которой она мученически пострадала за Него, сказав: «Тебя, Жених мой, люблю и, ища Тебя, страдаю и сораспинаюсь». Не истинна любовь без креста, без страдания за любимого. И как о нетвердо верующих говорится: «временем веруют, а во время искушения отпадают» (Лк. 8:13), так и о неистинно любящих можно сказать: временем любят, а во время искушения отпадают. Святой Петр вначале, когда еще не утвердился крепко в вере и любви, считал себя истинно любящим Господа и говорил: «с Тобою я готов и в темницу и на смерть идти» (Лк. 22:33); когда же наступило время напасти, время креста, страдания, мученичества, он тотчас же отпал: «отрекся с клятвою, что не знает Сего Человека» (Мф. 26:72). Истинна та любовь, которая не бежит от креста, не боится страданий, готова на раны и на смерть ради любимого, которая во время искушения не отпадает, а дерзает. Святитель Димитрий Ростовский (103, 848)
   Видишь, что огонь всегда кверху идет, и что бы ни мешало ему, он не изменяет действия своего, но всегда в высоту стремится – такова его природа. И истинная любовь к Богу имеет такое же действие. Возгоревшееся ею сердце всегда стремится к центру своему, к Любимому, и что бы ни мешало ей, удержать не может: ни красота, ни сласть, ни слава, ни страх, ни меч, ни смерть не сильны ей препятствовать. Познал на себе силу ее избранный сосуд Христов, Павел, который уверенно сказал: «ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее, ни высота, ни глубина, ни другая



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: