Одним из главных критериев рынка является свобода действий участников, что обеспечивает наличие конкуренции
Функции рынка, которые утвердили в обществе рыночные отношения, сильно влияют на все стороны хозяйственной жизни, при этом выполняют ряд существенных функций.
· Интегрирующая функция представляет собой соединение сферы производства (производители), сферы потребления (потребители), а также продавцов-посредников и включение их в общий процесс активного обмена результатами труда и услугами. Без существования рынка производство не может служить потребителю, а потребитель не способен удовлетворять свои потребности.
· Регулирующая функция - это воздействие рынка на все области экономики, которая обеспечивает согласованность производства и потребления в ассортиментной политике, баланс спроса и предложения по стоимости, объему и структуре и т.д.
· Стимулирующая функция - побуждение производителей к созданию новых видов продуктов, создание нужных товаров с минимальными затратами и получением необходимой прибыли; стимулирование научно-технического прогресса и с его помощью – интенсификация производства, эффективность функционирования всей экономики.
Реализация на рынке стимулирующей функции крайне важна для успешного развития экономики.
К примеру, без необходимого давления рынка сотрудники предприятий могут выбирать директорами не самых лучших специалистов, а самых популярных и наименее требовательных людей, в результате чего произойдет падение объемов производства и уровня индивидуального материального благосостояния.
· Ценообразующей (или эквивалентной) функцией является установление ценностных эквивалентов для обмена продуктов. Здесь рынок производит сопоставление индивидуальных затрат труда на производство товаров с общественным эталоном, то есть соизмерение затрат и результатов, выявляет ценность товара путем определения как количества затраченного товара, так и его полезности.
Важная роль при рыночном регулировании принадлежит соотношению спроса и предложения, которое существенно влияет на цены. Увеличивающаяся цена является сигналом к расширению производства, снижающаяся — сигналом к сокращению.
Результатом стихийных действий предпринимателей является установление наиболее оптимальных экономических пропорций.
Действует своеобразная регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель заботится лишь о своем собственном интересе, стремится к собственной выгоде, при этом он как-бы невидимой рукой подталкивается к цели, которая вообще не входила в его намерения. Заботясь о своих собственных интересах, он зачастую наиболее действенным способом помогает интересам общества, чем в том случае, когда осознанно стремится служить им».
На современном этапе развития экономикой управляет не только «невидимая рука», но и государственные рычаги, хотя рынок продолжает сохранять регулирующую роль, по многим показателям определяя сбалансированность народного хозяйства.
· Контрольной функций рынка определяется роль главного контролера конечных результатов производства. Рынок определяет, насколько нужен покупателям тот или иной товар или услуга, в каком количестве, в каком качестве.
· Посредническая функция позволяет встретиться экономически обособленным производителям и потребителям для обмена результатами труда. Без рынка нельзя определить взаимовыгодность той или иной экономической и технологической связи между участниками общественного производства. Потребителю дана возможность выбрать наиболее оптимального продавца – поставщика, а продавцу – наиболее подходящего покупателя.
· Информационная функция позволяет участникам рынка с помощью постоянно меняющихся цен, процентных ставок на кредит, получить объективную информацию о спросе и предложении продуктов и услуг на рынке.
Современный рынок становится гигантским компьютером, который собирает и обрабатывает огромный объём информации и выдает обобщённые показатели о состоянии и условии реализации продуктов и услуг.
· Функция экономичности показывает снижение издержек обращения в сфере потребления (затрат покупателей при покупке товаров) и соразмерности спроса граждан с заработной платой.
· Функция реализации интересов рыночных субъектов показывает взаимосвязь интересов покупателей и продавцов.
Экономический интерес продавцов заключается в получении наибольшего дохода, а покупателя – удовлетворить свои потребности с минимальными затратами. При соединении данных интересов возникает обмен нужными друг другу полезными качествами и эквивалентность рыночной сделки.