Например, построение матрицы BCG по ассотрименту




Анализ товарного ассортимента

Перед разработкой ассортимента принимается ряд стратегических решений:

1. выбор стратегии развития товара и рынка;

2. выбор товарной стратегии (может быть недифференцированный маркетинг, дифференцированный маркетинг и концентрированный маркетинг);

3. выбор конкурентной стратегии: обработка ниши, дифференцирование, лидерство в издержках, по качеству, следование за лидером, наступательные и оборонительные;

4. выбор стратегических зон хозяйствования.

Ассортиментная концепция выражается в системе показателей:

- виды группы и позиции товаров;

- уровень и частота обновления ассортимента;

- уровень и соотношение цен на товары;

- соотношение между товарами единичного и серийного производства;

- соотношение между наукоемкими и обычными товарами;

- соотношение между овеществленными товарами и услугами, а также рецензиями и ноу-хау.

Для расчета коэффициентов при формировании ассортимента используются действительные, т.е. фактические свойства и базовые показатели, т.е. принятое свойство за основу для сравнения:

1. Коэффициент широты

Кш = Шдб 100%;

где Шд и Шб -действительный и базовый показатели широты. Коэффициент широты (Кш) выражается как отношение действительного количества видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому. В качестве базовой широты может быть принято количество видов, разновидностей и наименований товаров, регламентированное нормативными или техническими документами (стандартами).

2. Коэффициент полноты

Кп = Плб 100%;

где Пд и Пб-действительный и базовый показатели полноты однородной группы товаров.

Действительный показатель полноты (Пд) характеризуется фактическим количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый (Пб) - регламентируемым и планируемым количеством товаров, а коэффициент полноты (Кп) - отношение действительного показателя полноты к базовому.

3. Коэффициент устойчивости

Ку = У/Шб • 100 %;

где У - показатель устойчивости,

Шб - базовый показатель широты ассортимента.

4. Коэффициент новизны (степень обновления ассортимента)

Кн = Н/Шд * 100 %;

где Н — показатель новизны,

Шд — действительный показатель широты ассортимента.

5. Для определения структуры используется относительный показатель структуры (Q) отдельных товаров (i): Q = Ai/Si; где Аi -количество отдельного товара в натуральном или денежном выражении, Si -суммарное количество всех товаров, имеющихся в наличии в натуральном или денежном выражении.

6. Показатель ассортиментного минимума Ам - это минимально допустимое количество товаров, определяющих торговый профиль организаций.

7. Для расчета коэффициента рациональности Кр используются коэффициенты весомости показателей широты - вш, полноты - вп, устойчивости - ву и новизны - вн:

Кр = (Кш* вш + Кп* вп + Ку* ву + Кн* вн)/4.

Товары оптимального ассортимента отличаются повышенной конкурентоспособностью. Критерием для отнесения товаров к оптимальному ассортименту может служить коэффициент оптимальности Коп, который рассчитывается для конкретного товара по формуле:

Коп = Эп/З *100 %,

где Эп - полезный эффект от потребления товара при использовании его потребителем по назначению (руб.);

3 - затраты на проектирование, разработку, производство, доведение до потребителя (руб.).

Полезный эффект (Эп) представляет собой выгоду, которую может получить потребитель при правильном использовании товара, за вычетом затрат на его приобретение, эксплуатацию, хранение, ремонт и утилизацию.

Например.

Рассчитаем следующие показатели товарного ассортимента:

ü Широта ассортимента – полное количество товарных групп и подгрупп;

ü Глубина ассортимента – количество разновидностей товара в отдельной товарной группе;

ü Полнота ассортимента – это отношение количества разновидностей товара в ассортиментной группе к количеству, предусмотренному отраслевым прейскурантом или спецификацией.

ü Степень обновления ассортимента товаров – удельный вес новых изделий в общем объеме, поступившем в продажу.

ü Коэффициент устойчивости товарного ассортимента – показывает соответствие имеющегося в магазине ассортиментного предложения оптимальному, установленному для каждого вида продукции.

Таблица 19 - Данные для расчета

Название группы Название подгруппы Представлена следующим количеством марок (в шт.): Количество товара (в тыс. шт.)
хлебобулочные изделия: • Хлеб; • Батон; • Прочие;   8,25 7,62 14,24
Всего     30,11
кондитерские: • Торты классические; • Торты со взбитыми сливками (низкокалорийные); • Торты на заказ; • Торты с длительным сроком реализации; • Торты йогуртовые; • Пирожные; • Кексы; • Восточные сладости.               0,58     0,26   1,65 4,46     3,34   5,17 4,93   0,82
Всего     21,21
сухарные изделия: • Сухари; • Сушки; • Баранки; • Панировочные сухари.   18,13 21,10 9,40 0,39
Всего     49,02
замороженные полуфабрикаты: • Тесто; • Б/з п/ф слойка.   0,87 0,15
Всего     1,02
Итого:     101,00

 

Таким образом, широта ассортиментапредставлена 4 ассортиментными группами и 17 ассортиментными подгруппами, показатели глубины и полноты ассортимента представлены в таблице 20.

Таблица 20 – расчетная таблица

Ассортимент Глубина ассортимента Полнота ассортимента
1. хлебобулочные изделия:   0,93
2. кондитерские изделия:   0,87
3. сухарные изделия:   0,54
4. замороженные полуфабрикаты:   0,46

Отсюда можно сделать вывод, что по хлебобулочным, кондитерским изделиям показатель полноты ассортимента ЗАО «Тульский Хлебокомбинат» находится в приемлемых границах; а ассортимент сухарных изделий и замороженных полуфабрикатов является недостаточно полным.

Степень обновления ассортимента товаров:

Общий объем изделий, поступивших в продажу, составляет 101,00 тыс. шт.

Объем новых изделий, поступивших в продажу впервые, составляет 21,20 тыс. шт.

Степень обновления ассортимента товаров составляет: = 0,21.

Коэффициент устойчивости товарного ассортимента определяется по формуле:

;

где – коэффициент устойчивости ассортимента;

– количество разновидностей товаров, отсутствующих в продаже в момент проверок;

р - количество проверок ассортиментного перечня;

в - количество разновидностей товаров, предусмотренных разработанным ассортиментным перечнем.

= 0,91

Полученное значение коэффициента устойчивости показывает, что торговый ассортимент ЗАО «Тульский Хлебокомбинат» является достаточно полным и устойчивым.

Таким образом, исследовав товарную политику ЗАО «Тульский Хлебокомбинат» можно сделать следующие выводы: ассортимент выпускаемой продукции ЗАО «Тульский Хлебокомбинат» насчитывает более 300 наименований, большую часть из которых составляют хлеб и хлебобулочные изделия. Полученные коэффициенты позволяют сделать вывод, что торговый ассортимент предприятия является достаточно полным и устойчивым, наблюдается общая тенденция роста продаж хлебобулочных изделий, спрос на продукцию является достаточно постоянным. Однако в ассортименте наблюдаются такие ассортиментные позиции (хлеб «Рябинушка», батон «Демидовский), которые не приносят ни большой прибыли, ни больших убытков, в отношении этих изделий желательно проводить политику ухода с рынка.

Для успешной деятельности предприятия в будущем, необходимо регулярно разрабатывать и вводить в ассортимент новые товары.

 

Например, построение матрицы BCG по ассотрименту

Построим матрицу БКГ по товарному ассортименту Тульского хлебокомбината.

Таблица 7 - Данные для составления матрицы

Наименование Темпы роста спроса Доля рынка
Нарезной 1,1 % 15,8 %
Домашний 1,5 % 15,6 %
Орловский 1,3 % 15,3 %
Круассан 3,2 % 9,6 %
Бородинский 3,4 % 9,4 %
8 злаков 3,8 % 8,6 %
Демидовский 1,7 % 6,4 %
Сырный 3,5 % 6,4 %
Венский Королевский 4,0 % 2,6 %
Рябинушка 2,5 % 2,3 %
Томатный 4,0 % 1,6 %
Среднее значение 2,7 % 8,5 %

 

Исходя из данных таблицы 7 хлебобулочные изделия, изготавливаемые Тульским хлебокомбинатом, распределятся в матрице БКГ следующим образом (рисунок 10.):

 

Темпы роста спроса Высокие
8,5 %

 

«Звезда»

1 – 8 злаков 2 – Бородинский 3 – Круассан 4 – Нарезной 5 – Домашний 6 – Орловский 7 – Сырный 8 – Венский Королевский 9 – Томатный 10 – Демидовский 11 – Рябинушка  

 

2,7 %
«Трудный ребенок»

Низкие   «Дойная корова»     «Собака»
    Высокая Низкая
    Относительная доля рынка

Рис.10. Матрица БКГ.

Хлебобулочным изделиям, находящимся в зоне «Звезда» («8 злаков», «Бородинский», «Круассан») требуются инвестиции для сохранения позиций на рынке.

Хлеб ржано-пшеничный «Орловский», батон «Нарезной», батон «Домашний», находящиеся в зоне «Дойная корова» являются основными источниками финансирования других направлений.

Изделия, находящиеся в зоне «Трудный ребенок» - «Сырный», «Томатный», «Венский Королевский» - это товары-новинки, недавно выпущенные на Тульский рынок и требующие значительных материальных затрат.

Хлеб «Рябинушка», батон «Демидовский», находящиеся в зоне «Собака» не приносят ни большой прибыли, ни больших убытков, в отношении этих изделий желательно проводить политику ухода с рынка.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: