ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ
«ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа является нормативно - управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации физической культуры педагога.
Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей физического развития детей дошкольного возраста педагог создает индивидуальную педагогическую модель образования в соответствии с ФГОС.
В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становление общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.
Составляющими этих условия являются:
· содержательные условия;
· организационные условия;
· технологические условия (принципы, методы, приемы);
· материально-технические условия (развивающая среда);
· социо - культурные условия (взаимодействие с родителями, социальными партнерами различных социо-культурных институтов);
· контрольно-диагностические условия.
o В данной рабочей программе представлено перспективное планирование, разработанное на основе значений о возрастных, индивидуальных и психофизиологических особенностях детей дошкольного возраста.
Система оздоровительных мероприятий предусматривает:
· охрану и укрепление здоровья детей,
· полноценное физическое развитие ребенка,
· различную двигательную деятельность,
· привитие стойкого интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями.
· Структура физкультурных занятий общепринята: занятие состоит из вводной, основной и заключительной частей.
Здоровьесберегающие технологии в образовательной области «Физическая культура»
· Медико-профилактические технологии;
· Физкультурно-оздоровительные технологии;
· Валеологического просвещения родителей.
К ним относятся:
v Облегченная одежда детей;
v Организация санитарно-эпидемиологического режима и создание гигиенических условий жизнедеятельности детей на занятиях по физической культуре;
v Обеспечение психологической безопасности детей во время их пребывания на занятии;
v Учитываются возрастные и индивидуальные особенности состояния здоровья и развития;
v Дыхательная гимнастика;
v Профилактика плоскостопия и формирование правильной осанки;
v Нетрадиционное оборудование для профилактики плоскостопия;
v Релаксация;
v Соблюдение мер по предупреждению травматизма;
v Климатические и погодные условия;
v Игровые упражнения малой интенсивности;
v Реализация системы познавательной деятельности с детьми по формированию культуры отношения к своему здоровью;
v Организация мониторинга здоровья дошкольников и разработка рекомендаций по оптимизации детского здоровья;
v Контроль под руководством медицинского персонала ДУО;
Материально – технические (пространственные) условия организации
физической культуры детей дошкольного возраста:
v Информационные папки;
v Физкультурный зал;
v Спортивная площадка, оснащенная спортивным инвентарем, оборудованием,
v участки детского сада оснащенные спортивным оборудованием.
Технические средства обучения:
v компьютер;
v мультимедиа;
v CD и аудио материал.
Наглядно – образный материал:
v Иллюстрации и репродукции (спортсмены, виды спорта);
v Наглядно - дидактический материал карточки «Виды спорта»,
«Я спортсмен»;
v Игровые атрибуты для подвижных игр;
v Картотека подвижных игр;
v Картотека эстафетных заданий, ору, считалок, загадок.
Организационные условия жизнедеятельности детей
Организация жизнедеятельности детей по реализации и освоению содержания рабочей программы осуществляется в двух основных моделях организации образовательного процесса:
Ø совместной деятельности взрослого и детей
Ø самостоятельной деятельности детей.
Непосредственно образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности:
v игровой,
v двигательной,
v познавательно-исследовательской,
v коммуникативной,
v продуктивной,
v музыкально-художественной,
v трудовой,
v чтения художественной литературы или их интеграцию с использованием разнообразных форм и методов работы.
Объем самостоятельной деятельности как свободной деятельности воспитанников в условиях созданной педагогами предметно-развивающей образовательной среды по каждой образовательной области не определяется. Общий объем самостоятельной деятельности детей соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.2660 – 10 (3-4 часа в день для всех возрастных групп).
В общем объеме непосредственно образовательной деятельности и образовательной деятельности, осуществляемой в ходе режимных моментов, учитываются следующие закаливающие мероприятия:
v утренняя гимнастика;
v подвижные, спортивные игры,
v физические упражнения и другие виды двигательной активности;
v физкультурные занятия (в помещении и на улице);
v физминутки
Проведение других закаливающих мероприятий осуществляется в пределах времени, необходимого для осуществления функций присмотра и ухода за детьми.
Цель физического развития: формирование основ здорового образа жизни, его направленность на укрепление здоровья, физическое и психическое развитие, эмоциональное благополучие каждого ребенка.
Задачи физического развития | ||
Оздоровительные: | Образовательные: | Воспитательные: |
• охрана жизни и укрепление здоровья, обеспечение нормального Функционирования всех органов и систем организма; • всестороннее физическое совершенствование функций организма; • повышение работоспособности и закаливание | • формирование двигательных умений и навыков; • развитие физических качеств; • овладение ребенком элементарными знаниями о своем организме, роли физических упражнений в его жизни, способах укрепления собственного здоровья | • формирование интереса и потребности в занятиях физическими упражнениями; • разностороннее, гармоничное развитие ребенка (умственное, нравственное, эстетическое, трудовое) |
Средства физического развития | ||
Физические упражнения | Эколого-природные факторы | Психогигиенические факторы |
Методы физического развития | ||
Наглядные: | Словесные: | Практические: |
наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры); наглядно-слуховые приемы (музыка, песни); тактильно-мышечные приемы(непосредственная помощь воспитателя) | • объяснения, пояснения, указания; • подача команд, распоряжений, сигналов; • вопросы к детям; • образный сюжетный рассказ, беседа; • словесная инструкция | • повторение упражнений без изменения и с изменениями; • проведение упражнений в игровой форме; • проведение упражнений в соревновательной форме |
Содержание образовательной области «Физическое развитие».
Содержание образовательной области «Физическая культура» направлено на достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к занятиям физической культурой, приобщению к здоровому образу жизни и гармоничное физическое развитие.