Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского (т.II, ч.1 - III)




Приложение

Индивидуальные карточки-рассуждения для письменного выполнения.

1. Почему раненому князю Андрею Наполеон кажется маленьким, ничтожным человечком? (ч. 3, гл. 16, 19)?

2. Определите значение повторяющегося описания утреннего тумана в главах, посвященных Аустерлицу (ч. 3, гл. 14-16).

3. Из каких деталей «вылеплен» образ Наполеона, наблюдающего за русским войском (ч. 3, гл. 14-16)?

4. Как раскрыто душевное состояние Кутузова? Как ведет себя Кутузов в решительные минуты боя, почему (ч. 3, гл. 14-16)?

5. Можно ли назвать поведение князя Андрея подвигом (ч. 3, гл. 16)?

6. Что открыл вам эпизод Шенграбенского сражения? Захватил ли он вас? Чем? (ч. 2, гл. 20-21)

7. Почему под Аустерлицем русская армия потерпела поражение? Как на этот вопрос отвечает Л.Н. Толстой?

IV. Проверочная работа по эпизоду «Аустерлицкое сражение».

- Как Толстой изобразил подвиг А. Болконского? Почему этот подвиг не поэтизируется в романе?

- Как в сцеплении сцен, рисующих участие в Шенграбен- ском сражении Тушина, Ростова, Долохова, А. Болконского, раскрывается толстовское понимание героизма?

- В чем, по Толстому, заключается внутренняя сущность любого поступка человека, в том числе и героического?

«Накануне Аустерлицкого сражения он думает только о своем будущем славном подвиге. И вот подвиг князя Андрея как будто в точности осуществляется именно в той классической картинности, как представлялось ему в его мечтаниях: «с знаменем в руке я пойду вперед». Так, как он мечтал, ему и довелось «идти впереди войск», и весь батальон побежал за ним.

Это, конечно, славный подвиг, достойный родовой чести Болконских, чести русского офицера. Но для Толстого важна внутренняя сущность, самый тип подвига. Ведь и Наполеон обладает безусловной личной храбростью, и он способен пойти впереди войска. Эта внутренняя сущность подвига Болконского и является причиною того, что этот подвиг не поэтизируется в романе. Это, конечно, никак нельзя понимать как осуждение воинской доблести А. Болконского. Нет, его подвиг вносит еще один штрих в его портрет рыцаря, безупречного солдата, настоящего человека с высокими и строгими категориями жизни, возвышающегося над всей окружающей его оправой высокопоставленных карьеристов» (В. Ермилов).

- В чем значение образа «высокого неба» в этой сцене?

- Что открыл для себя князь Андрей, глядя на это высокое небо?

- Как вы понимаете следующие слова в приведенном ниже высказывании: «Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни»? Согласны ли вы с ним?

«Ив этом образе неба, который сопровождает князя Андрея в романе Толстого, являясь как бы его лейтмотивом, есть величие, идеальность, есть бесконечность стремления, и есть отрешенность, холодность. Небо — абсолютное, вечное, справедливое, князь Андрей ищет в жизни справедливость и совершенство. Но они должны быть прямо даны в явлениях жизни, не скрыты за относительным и случайным. Жизнь не должна быть запутана, она должна являть совпадение, торжество, слитность закона и формы, идеала и реальности — таково к ней требование князя Андрея. Навсегда непереходим для него разрыв — совершенство и несовершенство действительного, «небо» и земная реальность отношений людей. Он видит небо, глядя поверх человеческой жизни. Этот разрыв — трагическая тема образа А. Болконского» (С. Бочаров).

Домашнее задание.

1. Сообщения по рядам: «Проблема героизма, по Толстому», «Отношение Толстого к войне», «Почему 1805 г. стал эпохой срама и неудач для России?»

2. Просмотреть т. 2, ч. 1-3. Отметить материал «Поиски смысла жизни П. Безуховым и А. Болконским» и выделить основные сцены т. 3.

3. Индивидуальное задание: подготовить тест из 12 вопросов по т. 2 для проверки знания текста.

Поиск плодотворной общественной деятельности П. Безухова и А. Болконского (т.II, ч.1 - III)

Цель: Проследить исторические процессы в стране через судьбы героев, их поиски смысла жизни.

II том романа изображает жизнь героев между 1806 и 1812 годами. В нем Толстой противопоставляет бессмысленности и бесчеловечности войны 1805 года ту жизнь, которую называет «настоящей». Но «мир» к концу II тома рушится. Изображение России за шестилетие 1806-1812 гг. было у Толстого изображением определенной исторической эпохи, подводящей к Отечественной войне. Без II тома нам был бы непонятен характер участия в войне главных героев и их судьба в эпилоге.

Основная цель работы над II томом романа — понять, какую жизнь автор называет мирной и настоящей и почему рушится «мир» к концу II тома. Ей подчинённая цель - как через частную жизнь героев Толстой изображает историю страны.

План: Тема мирной жизни (т.II)

1. «Интересы мысли» толстовских героев. Поиски ими плодотворной общественной деятельности.

2. Природа и жизнь людей в понимании Толстого.

3. Личная жизнь («жизнь сердца») героев романа.

4. Быт поместного дворянства, живущего в непосредственной близости к народу.

5. Почему рушится «мир» к концу II тома?

III. Обзор ч.1 т.II, выявление ее значения.

Желанный мир, любимые и любящие люди, русская зима, развлечения, музыка, балы встречают возвратившихся с войны Николая Ростова, Денисова, Долохова и др. Это и есть та жизнь, о которой мечтал, например, Николай Ростов. Но оказывается, не все мирно в этом мире. Он начинается не только с радости, но и с неудач: дуэли Пьера и Долохова, проигрыша Николая Ростова, неудачного сватовства Денисова к Наташе и Долохова к Соне и большого горя князя Андрея — смерти жены. Не ровной и спокойной рисует Толстой мирную жизнь, в ней свои беды, но силой жизни они преодолимы. Об этом свидетельствует развитие всех сюжетных линий.

Принципы изображения Толстым положительных героев.

Человеческая натура, по Толстому, многогранна, в большинстве людей есть хорошее и дурное, развитие человека зависит от борьбы этих начал, а характер определяется тем, что стоит на первом плане. Рисуя Долохова, Толстой показывает его не только жестоким бретером (устар. человек, готовый драться на дуэли по всякому, даже незначительному поводу) и расчетливым человеком, но и нежным сыном и братом, мечтающим о большой женской любви. Пьер добр, но вспыльчив до бешенства. Он умен, но неопытен в житейских делах, в нем много внутренней силы, и, тем не менее, он часто идет по течению, не умея противопоставить свою волю воле других. История его женитьбы на Элен и разрыва с ней после дуэли говорит об этом. Толстой видит одного и того же человека «то злодеем, то ангелом, то мудрецом, то идиотом, то силачом, то бессильнейшим существом» (дневник Толстого, 21 марта 1898 г.)

Герои Толстого совершают ошибки, мучаются этим, знают порывы ввысь и поддаются влиянию низких страстей. Таких противоречий, высот и срывов полна жизнь Пьера с момента его возвращения в Россию. Увлечения и разочарования переживает неоднократно князь Андрей.

И при всех этих противоречиях у положительных героев всегда остается неудовлетворенность собою, отсутствие самоуспокоенности, непрерывные поиски смысла жизни и настоящего места в ней.

В этом состоит своеобразное толстовское понимание единства характера. «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться и лишаться. А спокойствие — душевная подлость» - подчеркнуто остро, темпераментно писал Л. Толстой в одном из писем.

Лучшие герои Толстого повторяют его нравственный кодекс, оттого одним из принципов создания Толстым положительных героев является изображение их во всей душевной сложности и «текучести», в непрерывных поисках истины.

Это толстовское отношение к жизни и людям, но могут быть настоящие люди и без противоречий. Более цельные натуры, раньше и определенней нашедшие свое место в жизни.

ГУ. Духовные искания, т.е. поиски подлинного места в жизни Пьера Безухова.

1. анализ (ч.II, гл.1-4,10; ч.III, гл.7). Беседа по вопросам:

- Что такое масонство и как Толстой описывает его?

- Что привело Пьера в общество масонов?

- Какую деятельность ведет в нем Пьер?

- Почему начинает разочаровываться?

Поступление Пьера в масонское общество падает на тяжелый период его жизни, связанный с женитьбой на Элен Курагиной. Почему Пьер женился на Элен? С одной стороны, этот брак был подстроен князем Василием, т.к. Пьер был очень выгодным женихом; с другой стороны, этот брак был закономерен для Пьера: не только потому, что его должны были обмануть, но и потому, что он должен был обмануться. Это был поступок и самого Пьера. Толстой пишет: «И в эту же минуту Пьер почувствовал, что Элен не только могла, но должна была быть его женою, что это не может быть иначе...» (т.1, ч.III, гл.1). Он мучается потом, понимая, что он не только обманулся, но и обманул других. Он считал себя виноватым, что женился не любя, что солгал сам, сказав Элен: «Я вас люблю». А позднее то, что он чуть не убил Долохова оттого, что сам был виноват, женившись, не любя, повергает Пьера в глубочайший кризис. (т.II, ч II, гл.6). «Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего нужно жить и что такое я? Что такое жизнь, что такое смерть? Какая сила управляет всем?» - спрашивает он себя. (т.II, ч.II, гл.1). Эти размышления о смысле жизни характерны для положительных героев Толстого. И как Пьер отвечает на поставленные вопросы? Выход из тупика он не хочет видеть в решении социальных проблем. Сама по себе мысль о социальной несправедливости мира возникает у Пьера. На почтовой станции в Торжке он видит торговку туфлями и думает: «У меня сотни рублей, которых мне некуда деть, а она в прорванной шубе стоит и робко смотрит на меня» (т.II, ч.II, гл.1). Казалось бы, Пьер должен сейчас подумать об изменении основ жизни, но он решает иначе: «И зачем нужны эти деньги? Точно на один волос могут прибавить ей счастья, спокойствия души эти деньги?» Материально обеспеченному Пьеру кажется, что не в деньгах дело. Поэтому смысл жизни он находит в нравственном самоусовершенствовании как средстве устранения зла в себе и в мире. Эту цель подсказывает ему масон Баздеев, встретившийся с ним в дороге.

2. Рассказ о масонском обществе.

- Почему Пьер, будучи атеистом и считая религию «несправедливою» (ч.II, гл.З), вступает в масонское общество?

Потому что его привлекла формулировка целей этого общества: очищая и исправляя сердце и разум отдельных ч IIенов общества, исправлять тем самым человеческий род и «противоборствовать злу, царствующему в мире» (там же). Пьер воспринял в масонстве не религиозную, а нравственную его сторону. Такое решение давало ему на время иллюзию выхода из тупика, вызванного ощущением бесцельности существования. Оно открывало ему дорогу деятельности, по которой он тосковал. У него было так много сомнений и колебаний, что он потянулся к тем, кто имел веру и убежденность в чем-то («Пьер с замиранием сердца,... -... испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни» (ч II, гл.2). Итак, желание обрести что-то устойчивое, цель жизни для себя приводит Пьера в масонство.

3. Рассказ «Деятельность Пьера в масонском обществе» (ч II, гл.10), ее результаты.

Начало кризиса в увлечении Пьера масонством (ч.III, гл.7). Убеждается, что многие масоны вступали в общество ради приобретения связей с сильными и богатыми людьми, которых там было много. Поездка за границу, выступление после нее. Видя социальную несправедливость мира, снова не принимает мысли о социальном преобразовании общества (ч.III, гл.7).

Так Толстой приводит Пьера к мысли о непротивлении злу насилием, революционному переустройству противопоставляет абстрактную проповедь «добра и истины». Однако даже отнюдь не революционные предложения Пьера о преобразовании масонских обществ были приняты руководителями и большинством ч IIенов общества как опасные, а на Пьера вновь находит тоска. Замкнутый в мире нравственных проблем и собственных переживаний, он вновь попадает в тупик, из которого выводит его только 1812 год.

Таков характер поисков Пьером смысла жизни. Такое стремление к полезной деятельности — одно из проявлений нравственной жизни передового русского дворянства в начале XIX века.

4. Запись обобщения «Этапы поисков и развития Пьера, его заблуждения».

1. Увлечение революционными идеями и Наполеоном; растрачивание своих сил в кутежах с Долоховым и Курагиным.

2. Пьер-граф Безухов, богатейший и знатнейший человек, масса обязанностей, от которых не уйти, - и пустых.

3. Женитьба, дуэль с Долоховым.

4. Кризис и масонство.

Во многом его несло по течению, но чувствовал, что «...что-то хорошее все осталось впереди» (т.1, ч.III, гл.1), и поэтому в Пьере шла незаметная внутренняя работа, приводившая его к очередному увлечению, а затем к глубокому осознанию своих ошибок.

V. Андрей Болконский.

Поиски смысла жизни князем Андреем перекликаются с поисками Пьера.

- Почему кризис после Аустерлица был тяжелым для князя Андрея?

- Какую деятельность он ведет в Богучарове и Петербурге? (нач.1 гл. III ч., гл.4,6,18)

- К каким мыслям пришел князь Андрей после Аустерлица?

Разочарование в стремлении к славе, к подвигу, крушение наполеоновского культа - таков итог его поисков в конце I тома.

Когда же он, странно размягченный, вернулся домой, с непривычно ласковыми словами, готовый к миру, на него обрушилось горе — смерть от родов княгини Лизы. И то, что он чувствовал себя виноватым перед ней (ч II, гл.9), усугубило его кризис, заставило замкнуться, уйти в себя. Переживания сделали его скептиком. Пьера, навестившего его в Богучарове, поразил его «потухший, мертвый взгляд» (ч.Н, гл.11). «Жить для себя, избегая только этих двух зол (угрызения совести и болезни), - вот вся моя мудрость теперь», - говорить князь Андрей Пьеру. В споре князя Андрея с Пьером звучит одна важная мысль: нравственное самоусовершенствование в то время — это идеал материально обеспеченных людей, не понимающих, что такое тяжесть труда и тяжесть жизни. Впоследствии спор с Пьером, встреча с Наташей и воздействие весенней природы пробуждают живую душу в князе Андрее, и он тоже включается в общественную жизнь. Те дела, которые не сумел до конца довести Пьер, были выполнены князем Андреем. Начинания князя Андрея были прогрессивного характера (часть крестьян перечислена в вольные хлебопашцы, барщина заменена оброком и т.д.).

В петербургский период жизни князя Андрея Толстой рисует реальных исторических деятелей, с которыми князь Андрей сталкивается, - это Аракчеев и Сперанский. Князь Андрей занимался составлением новых военных проектов и был начальником отделения комиссии составления законов, работая над отделом «права лиц», но он вскоре увидел, что эта работа праздная (ч.III, гл.18). Так же, как и Пьер, князь Андрей, начав общественную работу увлеченно, разочаровался в своей общественной деятельности, потому что не видел ее глубокого смысла.

Разочарования обоих героев вызваны глубиной их стремлений. Только та деятельность удовлетворит их, в которой они найдут совмещение интересов для себя и для других.... А пока они ошибаются, снова начинают и бросают и вечно борются, потому что «спокойствие — душевная подлость». В их поисках, разочарованиях и надеждах отразилась важная сторона исторической жизни начала XIX века, важная грань «настоящей жизни», по Толстому.

- Самостоятельно составить цепочку поиска смысла жизни князем Андреем.

VI. Природа в жизни людей с точки зрения Толстого.

- Зачитайте сцену разговора Наташи и Сони на окошке и описание дуба (ч.III, гл.1-3).

- Какую роль сыграла природа в жизни князя Андрея?

(Природа возродила князя Андрея к жизни, заставила его жить, обновила, он понял смысл жизни, ее цель.)

- Чем же природа возрождает князя Андрея?

(Своей силой жизни, способностью к обновлению, развитию. В природе все обновляется, нет ничего мертвого.)

- Почему Толстой неприязненно описывает ели в лесу, называя их «задавленными», «мертвыми», а зелень их «грубой»? (ч.III, гл.1)

(Толстой не признавал жизни застывшей. Одинаковой и поэтому мертвой. В ней, как и в людях, он видел и ценил постоянное развитие, движение вперед, поэтому он и выделил на первый план силу жизни, заключенную в природе.)

- Какие качества природы воздействуют на князя Андрея под Аустерлицем?

(Ход мыслей князя Андрея меняет величие, вечность и бесконечность природы.)

- Что поразило князя Андрея в Отрадном ночью?

(Красота, прелесть, поэзия лунной ночи.)

- Вспомните другие сцены, где автор также подчеркивал красоту природы. Какую функцию они выполняют?

(Н.Ростов первый раз в бою остро почувствовал красоту мира. «Как хорошо показалось небо... -... залитые до макушек туманом сосновые леса...» (т.1, ч II, гл.8). Природа в восприятии Толстого несет в себе мир и жизнь, она никогда не бывает враждебной человеку, наоборот, она всегда противостоит ужасам, войне.)

- Какие пейзажные сцены еще помнятся из романа?

(Туман и солнце под Аустерлицем; небо, увиденное князем Андреем; картины дунайской природы, замеченные Н. Ростовым, природа в Богучарове; волны и закат у парома...)

- Среди всех пейзажей романа нет ни одного городского, хотя многие герои живут в городе. Почему?

(Толстой не воспринимал «городскую природу», видя в ней неестественность, задавленность.)

- Что же в природе, с точки зрения Толстого, действует на человека?

(Сила жизни, вечное обновление. Красота, поэтичность, величие, вечность и бесконечность природы, ее естественность, «мир и согласие» - вот что видит и ценит в природе Толстой.)

- Какую роль играет сцена разговора Наташи и Сони лунной ночью?

(Толстой показывает разное отношение людей к природе: восхищение ею Наташи и равнодушие Сони. У Толстого одним из признаков настоящего человека является способность чувствовать и любить природу.)

Для всех положительных героев романа всегда открывается их «небо»: высокое, бесконечное небо князя Андрея под Аустерлицем; спокойное голубое небо Николая Ростова в первом бою; темное московское звездное небо, почти в середине которого стояла огромная комета — открылось Пьеру в 1812 г.; волшебное, черное, чистое небо, до которого можно достать рукой, небо засыпающего Пети Ростова... Небо открывается героям почти всегда в момент кризисов, на переломах жизни, когда природа помогает человеку выйти из тупика. Природа помогает человеку найти свое место в жизни, жить общей жизнью. Не случайно Толстой считает: «Самая чистая радость — радость природы».

Особое мастерство Толстого проявляется и в том, что один и тот же человек может ощутить одну и ту же картину природы по- разному, будучи в разных настроениях.

- Вспомните, с каким настроением князь Андрей едет в Отрадное? На что бы он тогда обратил внимание, если бы не был угнетен и печален?

(Вероятно, ему были бы ближе картины оживающей природы — растущая на глазах трава, зеленеющие деревья... Сейчас же все весеннее ему чуждо и кажется обманом. Привлекает его внимание дуб, который «думает мыслями князя Андрея» и говорит об обмане в жизни, о бесплодности надежд на счастье.... Итак, одно и то же явление природы можно описать по-разному в зависимости от человека и настроения. И вторая встреча с дубом уже закрепляет в нем мысль, что «жизнь не кончена в 31 год», заставила жить «общей жизнью».)

Самостоятельно записать вывод по вопросу: «Какую роль играет природа в жизни людей, с точки зрения Толстого?»

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-07-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: