Модель наставничества | Определение | Преимущества |
Традиционное наставничество (One-on-One Mentoring - «один на один») | Наставник, как правило, успешный и опытный профессионал, работает с менее опытным подопечным (или протеже) в течение определенного периода времени (3-6-9-12 месяцев) для улучшения работы, карьерного роста и налаживания рабочих связей | 1. В центре внимания – профессиональное развитие подопечного. 2. Наставник передает свой опыт и технические знания, правила и традиции отношений в организации, дает конструктивную обратную связь и советы, как достичь успеха. 3. Наставник имеет возможность понять и оценить, насколько его подопечный способен к дальнейшему профессиональному развитию. 4. Подопечный легче и быстрее осваивает новые функции, роли, корпоративные ценности и традиции. |
Ситуационное наставничество (Situational Mentoring) | Наставник предоставляет необходимую помощь всякий раз, когда подопечный нуждается в указаниях и рекомендациях | 1. Роль наставника состоит в том, чтобы обеспечить немедленное реагирование на ту или иную ситуацию, значимую для его подопечного. |
Партнерское наставничество: «равный – равному» (Peer-to-peer Mentoring) | Наставником является сотрудник, равный по уровню подопечному, но с опытом работы в предметной области, которым партнер не обладает | 1. Наставник помогает партнеру в улучшении выполнения работы, выстраивании рабочих отношений и повышении личной удовлетворенности работой. 2. Эффективный наставник слушает, собирает информацию, обеспечивает честную и конструктивную обратную связь, создает видение перемен и мотивирует партнера к действиям. 3. Наставник помогает партнеру отслеживать прогресс в достижении конкретных карьерных целей. |
Групповое наставничество (Group Mentoring) | Наставник работает с группой из 2–4–6 подопечных одновременно («Круги наставничества») | 1. Наставник советует группе подопечным, как действовать для достижения своих целей, устранить неполадки и решить проблемы в работе, помогает ориентироваться в организационной политике и предоставляет рекомендации для выдвижения инновационных идей |
Краткосрочное или целеполагающее наставничество (Short-Term or Goal-Oriented Mentoring). | Наставник и подопечный встречаются по заранее установленному графику для постановки конкретных целей, ориентированных на определенные краткосрочные результаты | 1. Наставник помогает подопечному достичь определенные краткосрочные результаты. 2. Подопечный уже имеет опыт работы и его развитие может быть переведено в область саморазвития. |
Флэш- наставничество (Flash Mentoring) | Наставничество через одноразовые встречи или обсуждения | 1. Помогает подопечным учиться, обращаясь за помощью к более опытному сотруднику 2. Flash-наставники обычно предоставляют ценные знания и опыт работы, но в очень ограниченном временном интервале 3. Темы для флэш-наставничества широки, начиная от обсуждения карьерных целей, конкретных советов, выделения дополнительных ресурсов или привлечения отдельных экспертов |
Скоростное наставничество (Speed Mentoring) | Обеспечивает место встречи для участников, чтобы помочь построить отношения равного наставничества | 1. Скоростное наставничество способствует развитию отношений наставничества, предоставляя площадку для знакомства нескольких сотрудников 2. Это многоуровневый подход к организации сети профессионалов и построению отношений, который помогает участникам быстро определить людей с общими целями и взаимными интересами |
Саморегулируемое наставничество (Self- Directed Mentoring) | Ни наставники, ни их подопечные не подбираются специально, а опытные сотрудники добровольно выдвигают себя в список наставников | 1. Очевидным преимуществом этой модели является то, что в этот список попадают только те наставники, кто действительно имеет желание принять эту роль. 2. Сотрудник, нуждающийся в наставнике, может выбирать для себя того, кто, по его мнению, может оказать лучшую помощь и поддержку, более совместим с ним. 3. Саморегулируемое наставничество может с успехом применяться как один из инструментов взаимного саморазвития сотрудников. |
Реверсивное наставничество (Reverse Mentoring) | Профессионал младшего возраста становится наставником опытного сотрудника по вопросам новых тенденций, технологий и т.д. | 1. Помимо общих преимуществ, реверсивное наставничество помогает установить взаимопонимание между разными поколениями сотрудников Обе стороны этой формы наставничества вынуждены выйти из зоны комфорта и научиться думать, работать и обучаться по-новому, толерантно воспринимая социальные, возрастные и коммуникативные особенности друг друга |
Виртуальное наставничество (Virtual Mentoring) | Советы и рекомендации наставником предоставляются в режиме онлайн | 1. Сотрудник самостоятельно обращается к наставнику за советом или ресурсами, когда это требуется 2. Этот вид наставничества может включать в себя несколько наставников, находящихся за пределами подразделения и внешних сетей 3. Виртуальное наставничество обеспечивает поддержку производительности и передачу неформализованных знаний |
Командное наставничество (Team Mentoring) | Два или более наставников работают вместе или по отдельности с одним или группой подопечных | 1. Наставник помогают группе подопечных помочь достичь определенных целей развития, охватывая существенные практические аспекты управленческой деятельности. 2. Командное наставничество помогает в короткие сроки осуществить подготовку ближайших преемников руководителей. |
Подводя итог, стоит подчеркнуть, что разнообразие моделей наставничества позволяет любой организации сформировать наиболее подходящий для себя подход, создавая тем самым мощный инструментарий развития персонала.