АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ. Софисты (sofia – мудрость)




АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ

В основном опиралась на мифологию, а греческая мифология была религией природы и один из важнейших вопросов в ней, это вопрос о происхождении мира. И если миф повествовал о том, кто родил всё это, то философия спрашивала из чего всё произошло. Период античности связан с очень серьёзными социальными изменениями. Это было связано с воссозданием античной культуры, с войнами Александра Македонского, и с красотой природы, которая окружала людей в то время.

 

Софисты (sofia – мудрость)

Главной целью софистов была не истинна, а умение убедить слушателей, поэтому на первое место у них выходила риторика – искусство красноречия. Они отрицали объективную истину и утверждали, что истина всегда субъективна. В центре внимания софистов был человек и его познавательные способности.

Условно софистов можно разделить на: Старших (Протагор, Прозин, Торий) и Младших (Алки Даш, Критий)

Протагору принадлежат знаменитые слова, что «Человек есть мера всех вещей; существующих, что они существуют, и не существующих, что они не существуют»

 

Милетская школа

Милетская школа – первая научная и философская школав Европейской цивилизации. Зародилась она в VI веке до н.э. в г. Милете, в Ионии. Милетци стали родоначальниками натуралистической фазы развития античной философии.

Наиболее ярким представлением этой школы является Фалес (625-547 гг. до н.э.), который считал, что всё сущее происходит из воды. По Фалесу, вода является основой мира тому, что, как показывает наблюдение, всё рождается из семени, а семя влажное. Фалес отличал душу от тела, он считал её материальной. Душа – движущее начало всех явлений природы.

Другой представитель этой школы Анаксимандр (611-545 гг. до н.э.) Айпирон является источником, из которого всё возникает. Айпирон «Всё управляет», потому Анаксимандр назвал его «Божественным».

Анаксимен (585-524 гг. до н.э.) началом всего сущего считал воздух. Огонь – это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух становится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землёй и, наконец, камнем. Анаксимен всё многообразие стихий объясняет степенью сгущения воздуха. Душа также состоит из воздуха.

Милетци были гилозоистами (вещество и жизнь – философская позиция), т.е. говорили об одушевлённости материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в ней души.

 

Пифагор

Вслед за милетской школой, в древней Греции начинают возникать и другие философские центры, важнейшим из которых стала школа Пифагора (580-500 гг. до н.э.) Он представлял единое начал как нечто идеальное. Как число. Число есть то, что всегда и неизменно присутствует в совершенно различных местах, является их связующей линией, единой объединяющей основой, поэтому его можно назвать началом мира. Из всех чисел самое главное – 1. Ей соответствует точка, а двойке соответствующие две точки, через которые можно провести прямую, тройке соответствует плоскость, а четвёрке – пространство и вот оно делится на четыре стихии: земля, огонь, вода, воздух.

Душа – «гармония телесных элементов», исчисляемое число.

 

Элейская школа

Основоположником элейской школы был Ксенофан. Он был странствующим философом, который критиковал греческую религию и мифологию за то, что те признавали множество богов похожих на людей их достоинствами и недостатками. По его мнению, Бог – это высшее и непостижимое начало. Он един, бесформен, и невидим, и не погрозим.

Парменид. Был учеником Ксенофана. Он утверждал, что всё единое созданное богом – это бытие, которое никогда не возникало и не исчезало, оно – вечно. Это бытие существует, оно движется, но суть самого бытия не меняется. Оно существует по своим законам и познать эти законы при помощи органов чувств, человек не может. Для познания нужен только разум.

Эпикур (342-270 гг. до н.э.) Создавал своё учение, пытался выяснить как можно добиться счастья, избавиться от страха и приобрести благо. По его мнению есть три вида страха от которых надо избавиться: 1. Страх перед богами; 2. страх перед смертью; 3. Страх перед судьбой богов, которых не надо бояться т.к. они бессмертны, счастливы и поэтому полностью смерть, т.к. мы живём, когда её нет, она есть, когда нас уже нет. Ввиду того, что каждый человек хозяин своей судьбы и счастья, то судьба есть результат своих собственных поступков, действий и усилий и бояться их нечего, т.к. это действие каждого человека, обретая свою судьбу, освобождаясь от страха выбирай удовольствие и избегай страданий.

Стремясь к удовольствию надо быть разумным, уметь отказываться от удовольствий, которые потом могут принести страдания. Удовольствия делятся на три вида: 1. Удовольствия естественные и необходимые; 2. Удовольствия естественные, но не необходимые; 3. Удовольствия не естественные и не необходимые. Из всех трёх надо выбирать первые, т.к. остальные совершенно пустые и бессмысленные.

Отсутствие страданий уже есть удовольствие.

Самое главное счастье заключается не в том, что в не нас, а в нас самих. Счастье не в самих вещах и явлениях, а в нашем отношении к ним.

Умей довольствоваться малым, и ты будешь счастлив.

 

Скептицизм

Перрон (300-270 гг. до н.э.) Он считал, что человек всегда должен сохранять невозмутимое спокойствие, и стремиться к счастью. Для этого нужно либо воздержаться суждений, т.к. достичь истину невозможно, т.е. познать суть вещей.

Зенон (333-262 гг. до н.э.), Сенека и Марк Авретей (121-188 г.) Они полагают, что материя, как субстанция пассивна, пронизана и творима разумом (Богом). На ряду с бытием, телом, существует и бестелесное, к которому относится «время», «место», «бесконечное», а также наиболее общее понятие (универсалы).

Стоики: «Судьба ведёт того, кто хочет, идти, а того, кто не хочет – тащит».

 

Гераклит

Гераклит (544-483 гг. до н.э.) считал основой, первоначалом всего мира огонь. Космос, по его мнению, един, а всё сущее, никем не сотворённое, всегда было, есть и будет вечно живым огнём, то загорающимся, то потухающим. Огонь, как основа мироздания – вечен, в то время как космос не вечен. Вода, в свою очередь, трансформируется в землю и воздух. «Всё мечет и всё изменяется», «нельзя войти в одну и туже реку дважды и тронуть дважды нечто смертное в том же состоянии, т.к. по причине неудержимости и быстроты изменения всё рассеивается и собирается, приходит и уходит». Всё подобно пламени в костре, рождается чей-либо смертности.

 

Сократ

Сократ (470-399 гг. до н.э.) Философия Сократа касалась, прежде всего, человека, которого он понимал как нравственное существо, познающее самого себя. Сущность человека сосредоточена в его душе. Ценность души состоит в познании. Если не знаешь, что такое добродетель, то, естественно, не знаешь и как её достичь. Добродетель необходим человеку для возрастания его души.

Сократ разработал метод субъективной диалектики, цель которого состоит в том, чтобы установить истину. Истину он понимал как объективное, независимое от меня людей знанием, получаемое в процессе диалога, когда происходит уточнение содержания понятий.

Беседовать, считал он – значит, сдавать моральный «экзамен души».

Человек, управляющий страстями, приобретает счастье, ибо его душа становится добродетельной и гармоничной.

 

Атомистика

Демокрит (460-370 гг. до н.э.) В отличии от элеатов Демокрит признаёт существование двух начал: бытия и небытия. Он исходит из чувственного опыта, на основании которого сделал вывод; что существуют и тела, и пространство (пустота). Пустота отделяет одно тело от другого. Это означает, что бытие множественно, а не едино, как утверждают элеаты. Бытие делимо до тех пор, пока не исчерпана пустота. Пустота позволяет вещам и их элементам двигаться, перемещаться.

Исчерпание пустоты свидетельствует о том, что существуют атомы. Поэтому они постигаются только умом, а не чувствами. Атомы можно сравнить, т.к. они различаются по величине, т.е. по форме, а так же по порядку и расположению.

Демокрит считал, что всё происходящее в мире имеет свою причину, поэтому любое явление происходит с необходимостью.

Демокрит одним из первых в античной философии дал развёрнутое представление о процессе познания, выделив в нём чувственную и рассудочную сторону и определив их соотношение. Познание, говорил он, идёт от чувств к разуму.

 

Аристотель

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) вводит понятие – форма, которая идеально вечна и неизменна. Помимо формы есть материя, как субстанция. Форма вселяется в кусок этой субстанции материи и получается нормально чувствительно воспринимаемая вещь. Всё мировоздание – это оформленное вещество. Материя – пассивна, а форма – активна. И именно форме принадлежит главная роль. Главной формой, которая не отчего не зависит – это ум – перводвигатель, причина всего, что есть на свете.

 

Платон

Платон (427-347 гг. до н.э.) Идея – это чистая форма прекрасного в себе, гармоничный и современный образ.

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врождённые идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир. Прежде чем познать вещь во всех проявлениях, говорит Платон, следует знать смысл вещей, т.е. нужно умом созерцать идеи. Человек является собой единство души и тела, в основе которого лежит душа.

Душа человека Платон уподобляет запряженной колеснице, где один конь стремится в мир идей, а другой – теней к земле. Разум уравновешивает эти два стремления.

Души Платон делит: разум, страсть (воля), вожделение. Обладатели разумной души – это «мудрецы», философы. Страсть (воля) – стражникам воинам. Вожделенцы – это крестьяне, торговцы, и ремесленники.

 

Неоплатонизм

Основоположником неоплатонизма был Плотин (205-270 г.). Плотин считал, что основу бытия составляет надразумный божественный принцип. От него зависят другие формы бытия: божественная человеческая душа и природа. Божественный принцип Плотина является как бы модификацией мира идей Платона. Он признавал в качестве основных два способа познания мира: рационалистический и мистический. Причём главным считал мистический, божественный метод, познание божественной истины в состоянии исступления, откровения, экстаза, по отношению к которому рациональное познание является лишь подготовительной ступенью.

Отражая неразрешимые противоречия, охватившие римское общество в период упадка, неоплатонизм с его потребностью в откровении вместо независимого рационального исследования как бы воплощает в себе идею самоубийства античной философии, и его капитуляцию перед религией.

Вместе с тем идеей неоплатонизма стали благодарной почвой для возникновения средневековой религиозной философии. По замечанию Б. Рассела, неоплатонизм был одновременно концом и началом – концом античной философии и началом христианской средневековой философией.

 

КИТАЙСКАЯ ФИЛОСОФИЯ

Конфуцианство

Основоположником китайской философии был Конфуций. Отсюда второе название китайской философии – Конфуцианство. Оно возникло в XI веке до н.э. Получило статус главной идеологии Китая и существует в этой роли по сей день.

 

СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ

С V по XV в. Это период времени, когда философия становится теоцентрической (тео-бог), т.к. в это время безраздельно господствовала христианская религия, которая сформировалась в начале нашей эры в римской провинции – Иудеи. Затем в IV в. была провозглашена новой официальной религией. Главными категориями этой философии являются: идея откровения, идея творения, номинализм, реализм, универсал. Общественное сознание в этот период было обращено прежде всего, на борьбу с язычеством и на становление христианства, которое было монотеистичным, так как в центре христианства был единый Бог, но в отличии от предшествующих религий он находился вне мира, он был первичен по отношению к нему. И сколько бы не был совершенен окружающий мир он является лишь творением непостижимого Бога. Христианин считает, что, когда язычник поклоняется природе он тем самым принимает её за самого творца, этим принижает Бога.

Христианство приходит на период феодализма, предоставляющего собой готическую культуру. Именно в готике выражено стремление абсолюта к Богу. Из небольшой секты христианство стало одной из главных идеологий государства. Христос устраивал как богатых, так и бедных. Бедных устраивал потому, что сам был беден и страдал, а страшный суд, после смерти даст возможность увидеть справедливость. Главная цель христианствапоказать совершенство духовного и несовершенство материального, земного. В период Средневековья церковь приобщала людей к эстетическому образу жизни. Священнослужители вырабатывали у народа иммунитет к красоте телесной, чувственной, как к главной опасности, стоящей на пути возвышения духа. Потому, что красота приводит к надменности, гордыне, чувственности, греховности. Главный вид искусстваиконопись. Лица, изображённые на них были суровыми, измождёнными от постов и скорби. Главное, что было в иконе – это глаза. Идея христианства в середине века стала диктатом всего человечества. И на каком-то этапе вместо очищения и одухотворённости, стали рождаться междоусобные войны и крестовые походы. В 1487 г. выходит трактат «Молот ведьм», а в 1580 г. – трактат «Демонология ведьм». В них возвещалось, что колдовство можно исцелить только при помощи костра или отсечения какого-либо органа. В период средневековья необходимо было разработать и обосновать новые вероучения, что и сделали основоположники христианского мировоззрения, которых называют отцами церкви. На греческом отец – значит патер. Отсюда отцов, за их философскую деятельность называют патристиками. Основной проблемой патристики было соотношение веры и знания, религии и философии. Знание – это понятие чего-либо в силу обоснования и доказательства, а вера – понятие без доказательств. Религия опирается на веру, а философия – на знания. Поэтому они не могут быть совместимы, но представители патристики считали, что философия не противоречит к более совершенному способу познания.

 

Пертулиан

Считал, что знание вера не совместимы друг с другом. Вера непостижима разумом, её нельзя понять, осознать. Любая попытка осознания веры, обернётся абсурдом. Его главное выражение: «Верую ибо абсурдно»

 

Ориген

Считал, что при помощи разума и ласки можно доказать то, что Бог есть.

 

Фома Аквинский

Фома Аквинский (1225-1274 г.) Знания, по Аквинскому, обладают умностью, но ещё более необходимо человеку вера. Важнейшую часть философии Фомы Аквинского составляет его учение о бытие, которое он развивал, опираясь прежде всего на Аристотеля, в частности, на его идеи о соотношении материи и формы. Вечным бытием обладает только всевышний, по Аквинскому. Он имел возможность создать любой мир, но сотворил тот в котором он живёт. Мир этот единственный и конечный в пространстве, обладает приходящим бытием и характеризуется материей и формой. Примером существования не материальных форм могут служить небесные существа – ангелы. В материальных вещах она выражает общее содержание (сущность) вещи, в то время как материя объясняет индивидуальность и конкретность её существования.

В зависимости как форма реализуется в вещах, форма выделяет четыре уровня их бытия: 1. Представлен неорганической, косной природой, где форма выражает «заставшую» сущность вещей; 2. Мир растений. Здесь форма выступает как конечная причина, задающая целесообразность, как бы формирующую тела изнутри; 3. Здесь форма выступает как действующая причина, определяющая как цель, так и деятельное начало сущего – как устроены животные; 4. Форма представляет уже как дух или человеческая разумная душа.

 

Августин Блаженный

Августин Блаженный (354-430 г.) написавший многочисленные богословские и философские труды, среди которых выделяются «исповедь» и главный труд его жизни «ограде божьем». В своей знаменитой «исповеди» Августин стремится побудить и других язычников к обращению в христианство.

Высшей целью человеческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от всевышнего. Бог – исходный и конечный пункт всех помыслов и поступков человека.

Два града созданы двумя родами любви: земной – любовью к себе, доведённое до презрения к Богу, и небесной любовью к Богу, доведённою до презрения к самому к себе, последний в Господе.

Град земной – это мир зла и сатаны, в нём господствует похоть.

Град Божий – это мир добра и бога.

Вся история – это борьба двух градов считал Августин.

Главный источник веры – это церковь. И хотя душа бессмертна, но рассматривая проблему вечности и времени, он пришёл к выводу, что мир ограничен в пространстве, а выше его ограниченно во времени. Главная заслуга его в том, что он дал философскую аргументацию веры.

 

ФИЛОСОФИЯ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

XV-XVIII века. В это время жили и творили выдающиеся художники и мыслители. В это время возникло мануфактурное производство и творческое отношение к человеку. На смену теоцентризма приходит антропоцентризм (антропологи – наука о человеке). Постановка человека в центр рассмотрения отодвинула идею о Боге как о центре в сторону. Исследователей занимающихся проблемами человека называли гуманистами. Это они разделили историю на древнюю, средневековую и новую. Они считали, что когда-то давно существовала прекрасная античность, которая позднее была отвергнута и её нужно возрождать, воскресить после эпохи безвременья. Появление антропоцентризма и гуманизма повело за собой разрыв многовековой связи человека с Богом. Такое отделение человека от Бога в идеальном плане называется секуляризацией. Секуляризация видоизменила теизм, и повела за собой создание нескольких направлений.

Первым способом секуляризации был пантеизм – представление о тождествовании Бога и природы. При таком рассмотрении исключается акт творения. Если Бог и природа одно и тоже, значит, он не может быть первичен по отношению к ней, а если природа не сотворена и не подлежит уничтожению она становится бесконечной, то есть в пантеизме возрастает роль природы и уменьшается роль Бога.

Вторым способом секуляризации был деизм – представление по которому Бог создал мир, поделил его законами и самоустранился. Они считали, что мир совершенен и влияние Бога на человеческую жизнь не обязательно.

Третьим способом секуляризации был атеизм – он утверждал, что Бога никогда не было, нет, и быть не может. Главные идеи атеизма проявились в XVII-XVIII в.

 

Николай Кузанский

Николай Кузанский (1401-1464 г.) Центральным пунктом философии Николая Кузанского является учение о совпадении противоположностей – абсолютного максимума и абсолютного минимума. Он был пантеистом, считал, что Бог и природа слиты. Бог – это вообще, это само бытие. Все вещи, предметы и тела мировоззрения – это воплощённое в нечто конкретное, телесное божество. Вселенная есть развёрнутый Бог, а Бог – свёрнутая в единое вселенная, Бог един, а предметов в мире много и проявление этих предметов инобытие Бога, но они противопоставлены между собой и имеют собственную структуру. Он очень высоко ставил человека: 1. Человек - есть второй бог. Он способен творить; 2. Люди, в отличие от животных, по природе своей стремятся к знанию и ищут ему применение; 3. Человек - микрокосм, или малый мир.

 

Николай Коперник

Николай Коперник (1473-1543 г.) Этот польский учёный-астроном совершил переворот в мировоззрении людей всей планеты. Переворот заключался в том, что он разработал гелиоцентрическую систему (гелиос – солнце). Он утверждал, что не Земля, а Солнце является центром мироздания. В этой системе были недостатки: 1. Солнце – центр вселенной и является неподвижным; 2. Если у вселенной есть центр значит у неё есть границы.

 

Мишель Монтень

Мишель Монтень – философ-моралист, некоторые изречения «Даже лучшее, что есть во мне окрашено известным оттенком порочности». «Человек во всём и везде набор пёстрых лоскутьев». «Глубокая радость заключает в себе большие суровости чем веселье, крайнее и глубокое удовлетворение – больше успокоения, чем удовольствия».

 

Томазо Кампанелла

Томазо Кампанелла – создал утопическую модель, которая была названа «Город солнца».

 

Макиавелли Николо

Макиавелли Николо (1469-1527 г.) Его главная работа называется «Государь». Она посвящена проблеме власти. По мнению автора для достижения необходимых целей власть должна перешагивать любые пороки нравственности, так как власть и нравственность понятия не совместимые. В своей работе он, как бы разработал основные пути властвования и дал направления, при которых власть будет иметь тот, или иной авторитет.

 

Джордано Бруно

Джордано Бруно (1548-1600 г.) Исправил недостаток Коперника. Он утверждал, что вселенная бесконечна, а количество миров в ней бесчисленно. Говорил, что Земля и небо состоят из одних и тех же элементов. В вопросе о соотношении материального и духовного. Он разделял точку зрения пантеизма. Говорил о возможности жизни на других планетах.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: