Рыбинская неделя
Общественно-политическая газета
Статьи » Краеведение и история
№ 25 (151) от 29.06.2011
ПЕРВЫЕ ИЗОБРАЖЕНИЯ РЫБИНСКА
Не так часто наш город попадает на полотна художников, кроме, конечно, рыбинских. Эти-то прекрасно знают его уютные старые улочки, величавость волжской панорамы, красоту старинных зданий. Однако рыбинские красоты мало известны в мировых масштабах, проигрывая в этом плане соседним населенным пунктам, просто наполненным знаменитыми древнерусскими памятниками. Сколько раз я видел у столичных живописцев виды Углича, Ростова, Ярославля! Особенно же полюбился им Переславль-Залесский, где, кроме древних монастырей и Плещеева озера, расположены популярные среди художников творческие дачи.
Пожалуй, и сто, и двести лет назад ситуация была примерно такая же, с единственной разницей, что собственных художников в деловитом Рыбинске в ту пору практически не было. Тут надо было не рисованием заниматься, а хлебом торговать!
Поэтому особенно древних изображений нашего города, по-видимому, не существует. Я, конечно, буду рад ошибиться – вдруг да где-нибудь в каком-нибудь европейском архиве или провинциальном музее лежит старинный рисунок неведомого городка со стертой надписью “Rybnaya sloboda”… Но, похоже, не попала Рыбная слобода «на карандаш» иностранцам, в XVI-XVII веках зарисовывавшим крупные населенные пункты России, особенно крепости, как из чистой любознательности, так и с вполне практическим интересом. Правда, авантюрист Генрих Штаден, служивший Ивану Грозному, а потом сбежавший от него за рубеж, разрабатывая для австрийского императора стратегический план захвата русской земли, нашу слободу не обделил вниманием (может быть, потому что владел здесь мельницей). Штаден выделил в своих агрессивных планах на нашу долю аж две тысячи солдат, однако… рисунков, вроде как, и от него не осталось: то ли не уцелели, то ли просто не обладал он талантом рисовальщика.
И в XVIII столетии, проплывая по Волге как мимо Рыбной слободы, так и с 1777 года мимо города Рыбинска, путешественники не раскрывали своих блокнотов. Подумаешь, слобода! К тому же ее из-за множества кораблей толком и не видно, а до высот «производственного пейзажа» русское искусство того периода еще не поднялось. Самим же рыбинским купцам запечатлеть свой город и в голову не приходило. То ли дело местный дворянин Николай Тишинин, который в 1767 году заказал известному столичному рисовальщику Михаилу Махаеву изобразить посещение императрицей Екатериной II своей усадьбы Тихвино-Никольское под Рыбинском! Вот только и этого рисунка обнаружить в течение последних 200 лет никому не удалось.
Так что самые первые изображения Рыбинска, которые удалось нам обнаружить, относятся к 1824 году. Их сразу два, и оба они появились не случайно.
Первое из них имеет характер сугубо практический. Ярославская губерния готовилась к встрече императора Александра I, и для вручения ему был подготовлен большой иллюстрированный отчет о ее цветущем состоянии. Иллюстрациями к нему и служили виды всех входящих в губернию городов – свои, по-видимому, тоже, как и Рыбинск, первые изображения получили и Пошехонье, и Данилов, и Мышкин – действительно все.
Неизвестный автор этих изображений явно не был профессиональным художником, скорее, умеющим рисовать чиновником. Главное, что от него требовалось – это максимально полно показать все достойные внимания городские объекты. Поэтому рисовальщик выбирает вид с Волги, вдоль которой растянулся наш еще совсем небольшой по размеру город. Правда, расположенное вдали здание церкви на Георгиевском кладбище ему приходится «подтаскивать поближе». В Рыбинске той поры всего три храмовых комплекса, и упускать даже один из них было очень нехорошо. С точки зрения отчетности это было бы искажением действительности куда большим, чем утверждение рисовальщика, что главы и колокольня кладбищенского храма видны с Волги. Главные строения города обозначены цифрами, чтобы высочайшим особам было несложно найти их на плане города и в тексте отчета. Это собор (еще древний, XVII века), его колокольня, торговые ряды нынешнего Мытного рынка и стоящее перед ними здание Старой (а тогда еще совсем новой) биржи. Спасибо неведомому автору, благодаря которому мы можем видеть наш город первой четверти XIX столетия, еще только начинающий разрастаться, еще не получивший большинства тех зданий, без которых мы не представляем не только современный, но и «старый» Рыбинск. Если бы взять лупу и вглядеться (к сожалению, это довольно сложно осуществить – рисунок хранится в военно-историческом архиве в Москве), то перед нами откроется единственная на настоящий момент возможность увидеть еще не перестроенные ансамбли Казанского прихода и соборного комплекса. Можно увидеть, что берег Волги был вымощен камнем лишь в отдельных местах: напротив соборной площади и перед биржей. Можно «зайти» и на Стоялую улицу – в то время именно здесь, а не на бирже, билось деловое сердце города. Пройдя взглядом вдоль длинного ряда навесов, останавливаешь его на стоящем посреди площади высоченном флагштоке. До сих пор про этот флагшток можно было лишь прочитать в старых описаниях города. Поднятие флага на нем служило сигналом к началу заключения торговых сделок, совершавшихся тогда в этом месте.
Правда, не слишком значимые постройки автор рисунка изображает не столь тщательно. Так, спроектированный Карлом Росси Красный гостиный двор представлен им в виде небольшой галереи, не только без торжественных портиков, предусмотренных известным зодчим, но и явно сокращенным в размере. Еще бы! К этому моменту от грандиозного здания, спроектированного Росси, был построен только кусочек, уголок которого рисовальщик и выдает за целое небольшое здание. Еще более обезличенно изображены кварталы жилых домов, последовательно убывающие в размерах по мере приближения к окраинам. Тот же строгий порядок, что и на суше, продолжается и на воде. Десятки абсолютно одинаковых по размеру барок выстроились вдоль берега в ряды, явно продолжающиеся и влево, и вправо за грань листа. Первый план композиции занимает широкая водная гладь, на которой разбросаны лишь несколько небольших лодок. Думается, что здесь рисовальщик несколько переусердствовал в своем стремлении изобразить идеальный порядок – Волга в Рыбинске была занята судами значительно больше.
Отчасти об этом свидетельствует гравюра по рисунку П.П. Свиньина, посетившего Рыбинск в том же 1824 году. Два рисунка крайне любопытно сравнить, сделаны они оба с близких точек – Свиньин тоже изобразил Рыбинск из-за Волги.
Тем более бросается в глаза разница между ними. Павел Свиньин – личность вообще интересная. Мало того, что он представитель старинного дворянского рода (замечательная фамилия была наградой одному из его предков, впервые построившему русское войско «тевтонским клином», а по-русски – «свиньёй»). Он один из ведущих русских журналистов своего времени. Основанный им журнал «Отечественные записки», хотя и практически разорил издателя, но стал одним из ведущих брендов российской публицистики. В этом журнале и был опубликован очерк Свиньина о Рыбинске, проиллюстрированный рисунком автора. Надо сказать, что Павел Свиньин в свое время окончил не только университет, но и Академию художеств, и может рассматриваться как вполне профессиональный художник. Статья Свиньина, хотя и содержит необходимые данные о Рыбинске, очень отличается от сухого статистического описания.
«Ряды кузницы, в коих подковывались сотни маленьких, худеньких лошадей, употребляемых для бечевы, предвестили мне приближение Рыбинска, - вслед за сим я въехал в улицу, ведущую на торговую площадь, окруженную огромными каменными зданиями, наполненную великим множеством народа. Я не мог без восхищения взирать на деятельность и живость в Рыбинске, подобные тем, что я находил в первейших торговых городах Европы и Америки».
|
|
|
И образ Рыбинска на его рисунке, может быть, не так точен, как у его современника, но более выразителен и, во всяком случае, более эмоционален. Художник активно использует приемы из арсенала модного тогда романтизма: над городом реют лучи светящего из-за туч солнца, а в центре первого плана изображены две артели бурлаков, энергично тянущих свои барки «вверх по Волге-реке». Здания на правом берегу Волги видны сквозь частокол многочисленных мачт, на которых развеваются флаги. Легко узнается только поднятая выше всех мачт вертикаль колокольни; другие постройки нарисованы довольно условно. Скорее всего, Свиньин сделал с натуры лишь общий набросок, который детализировал уже по памяти, спокойно сидя за столом. Несомненно, искажения внес и гравер, копировавший рисунок для издания. И тем не менее, уверенно можно говорить о первых рыбинских пейзажах именно 1824 года.
О других русских художниках, запечатлевших наш город в XIX веке: братьях Чернецовых, Василии Максимове, Илье Репине, Исааке Левитане - я надеюсь рассказать в ближайших выпусках нашей газеты.
Сергей ОВСЯННИКОВ, кандидат искусствоведения