Данную картину некоторые считают признаком шизофрении Сальвадора Дали, другие – просто какими-то неясными экспериментами, а третьи же находят в ней что-то заманчивое, что-то, что заставляет задуматься «о своём». И правда, даже для модерна она достаточно необычна и размыта в формах. Художник затратил на картину три года (с 1929 по 1923 гг.). Это произведение – первое в арсенале Сальвадора Дали, показывающее новые идеи двойственности, которые позднее будут благополучно перенесены на многие другие творения художника. Самым ярким представителем наследования двойственности является полотно под названием «Лебеди, отражённые в слонах», написанное Дали в 1937 году. Метод создания картин такого типа эксперты характеризуют как параноидально-критический.
«Невидимка», как ещё называют картину, является скопищем настоящих метаморфоз и переходов: видно лицо человека, но тут проявляются его мысли, фантазии, скрытые чувства, и в итоге всё это летит в поля, водопады, а превращаясь в пейзажи, создаёт иллюзию свободы и воли. Однако если присмотреться, то можно заметить, что даже лицо человека совсем даже не простое: оно состоит из полуразвалившихся архитектурных строении где-то далеко-далеко; остатки же этих цивилизаций олицетворяют некогда чистый и могучий разум, который теперь медленно уходит от владельца. Формы человека ясно и четко показывают, что человек и природа – единое целое.
Другие образы также занимают очень важное и сложное место в жизни художника. Невротические и сексуальные страхи Дали ясно дали о себе знать: слева можно заметить образ идеальной и недоступной женщины-кувшина (вероятнее всего, что это символ Елены Дьяконовой – любовь, которую Дали встретил в этот период), справа от него – образ матки. Снизу находится знаменитое чудовище, которое выдумал художник. Сегодня не ясно, чей это образ, но видно точно: это существо постоянно тянет свои призрачные руки ко многому неприкосновенному и постоянно что-то ищет, проявляя непомерную дикость.
|
Технически картина имеет множество новых задумок. Очень длинные тени заставляют искать какой-то заходящий источник света. Эти тени как раз и держат в напряжении, заставляя ожидать неизвестный момент. Активность света в симбиозе с загруженностью всех планов и взаимодействию между объектами создаёт основную архитектонику картины. В произведении благодаря изощрениями Дали ясно и чётка видна его глубина, при этом окружение не мешает причудливым формам украшать саму идею.
Пабло Пикассо - испанский художник, скульптор, график, театральный художник, керамист и дизайнер. Пикассо никогда не был приверженцем одного стиля в искусстве, вся его жизнь прошла в творческих исканиях. В 1925 году поиски новых способов, форм и приемов отображения мира глазами художника привели его к сюрреализму.
Во многом этому повороту способствовала атмосфера разрушающейся семейной жизни испанского художника и русской балерины. Ольга Хохлова, получившая воспитание в лучших традициях высокого общества, требовала от Пикассо соблюдения подобных же правил приличия при посещении светских мероприятий. Но просьбы жены встречали резкий отпор у привыкшего к богемной жизни художника, в результате чего скандалы и конфликты стали частыми гостями в их доме. Вдобавок ко всему, в 1927 году Пикассо встречает свою новую музу – Марию-Терезу Вальтер, с которой практически сразу и начинает встречаться, несмотря на двадцатилетнюю разницу в возрасте. К слову, с первой женой Пикассо так и оставался в официальном браке, вплоть до ее смерти в 1955 году. Все перипетии взаимоотношений с двумя женщинами в дальнейшем и станут объяснением переменчивого настроения его работ периода сюрреализма.
|
Знаменитые фразы Пабло Пикассо:
«Все пытаются понять живопись. Почему они не пытаются понять пение птиц?»;
«Все, что ты можешь вообразить – реально»;
«Искусство - ложь, которая делает нас способными осознать правду»;
«Каждый акт творения - изначально - акт разрушения».
Первой картиной, написанной в духе сюрреализма, стала работа «Танец» (1925). Фигуры, изображающие подобие танца, деформированы, искажены до болезненного состояния, граничащего с агрессией. Последующие работы мастера показывают зрителю мир ирреальный, в котором созданные галлюцинациями образы бьются в конвульсиях и истерике.
«Танец», написанный Пабло Пикассо в 1925 году, по-другому называется «Три танцора» (иногда «Три танцовщицы») и считается картиной, дата написания которой является датой начала периода сюрреализма в творчестве художника.
Что стало причиной такой негативной эмоционально-экспрессивной окраске картины, и почему выбран именно такой сюжет? Одной из причин тяжелого настроения в картине называют сложности в отношениях Пабло с его женой, Ольгой Хохловой, которые шли к разрыву. Отсюда и сюжет: балетный круг был очень близок женщине, и в попытке изобразить его, по словам искусствоведов, Пикассо не мог сопротивляться своему настроению и эмоциям.
|
Другая причина для изображения трех танцующих фигур был любовный треугольник, свидетелем которого был художник. Его друг, втянутый в эти отношения, застрелился из-за своей возлюбленной, которая стала затем женой другого, которого всегда любила. Однако последний умер как раз в 1925, во время написания картины.
Как уже было сказано, это первая работа художника в жанре сюрреализма. В ней автор разбирает тела танцоров и танцовщиц, составляя из них затем новые, которые переливаются в причудливые формы и фигуры, создавая множество теней и образов. Лица же персонажей выражают эмоции, распознать которые довольно сложно из-за их символического изображения. Все эти танцы происходят в комнате с желтым полом и черно-коричневыми открытыми дверями.
Было распространено мнение, что семейные проблемы послужили причиной изображения взявшихся за руки людей, как странноватых изуродованных игрушек, вроде марионеток на ниточках. Но лишь в 65 году Пикассо дал объяснение, что полотно изображает «Пляски смерти», связанные с гибелью двух хороших друзей художника из-за девушки, которая не принесла счастья в браке ни тому, ни другому.
Рене́ Франсуа́ Магри́тт бельгийский художник-сюрреалист. Известен как автор остроумных и вместе с тем поэтически загадочных картин.
«Человек в котельке»
Загадочный господин в пальто и шляпе-котелке – пожалуй, самый часто встречающийся и самый известный персонаж, созданный Магриттом. Впервые мужчина в пальто и котелке, стоящий спиной к зрителю, появился на его картине в 1926 году.
С этого момента Магритт периодически возвращался к образу загадочного незнакомца в котелке, изображая его то на песчаном берегу моря, то на городском мосту, то в зеленом лесу или лицом к горному пейзажу. Незнакомцев могло быть двое или трое, они стояли спиной к зрителю или полубоком. Наибеолее известные картины, «Голконда» (1953) и, конечно, «Сын человеческий» (1964) – самая растиражированная работа Магритта, пародии и аллюзии на которую встречаются так часто, что образ живет уже отдельно от своего создателя. Изначально Рене Магритт писал картину как автопортрет, где фигура мужчины символизировала современного человека, утратившего индивидуальность, но оставшегося сыном Адама, который не в силах устоять перед искушениями – отсюда яблоко, закрывающее лицо.
«Цитати»
«Мои полотна ничего не скрывают; они вызывают тайну… тайна ничего не значит – она непознаваема триместры беременности по неделям таблица»;
«Мы воспринимаем слово, как нечто внешнее, однако оно есть только ментальная конструкция реального опыта внутри нас»;
«За всем, что мы видим, скрываются другие вещи, мы всегда хотим видеть то, что скрыто за тем, что мы видим»;
«Мои картины, не сны усыпляющие, а сны пробуждающие».
Макс Эрнст (1891–1976) - немецкий, французский и американский живописец и скульптор, основатель дадаизма, один из ведущих сюрреалистов и создателей техники коллажа.
В 1922 Эрнст переехал в Париж, где жил до начала Второй мировой войны. В 1924 он присоединился к Андре Бретону и окружавшим его художникам и поэтам, вместе с которыми основал сюрреализм – направление в искусстве, стремившееся передавать реальность подсознательного посредством «автоматизма» или техники свободных ассоциаций. В поисках техники, которая была бы более зависима от случая, чем коллаж, Эрнст изобрел фроттаж – перевод на бумагу текстуры какой-либо грубой или шероховатой поверхности.
Например, лист помещался на необструганное дерево и протирался грифелем или углем; в результате на нем получалось изображение, напоминающее какую-либо узнаваемую форму, Эрнст дорисовывал его краской. Художник использовал и другие автоматические техники, например, брызгал краской на полотно или клал две только что написанные картины одну на другую и получал новые неожиданные рисунки на обоих холстах.
Часто эти мотивы перерабатывались в какой-нибудь первобытный пейзаж с фактурой, напоминающей растительные формы, клубки переплетенных корней, лаву или стоячую воду. Художник населял такие пейзажи причудливыми существами, напоминающими дриад, морских коньков и насекомых.
«Одеяние невести» 1940 г.
На полотне изображено множество странных противоестественных фигур и ничего, хотя бы отдаленно напоминающего привычное нам одеяние невесты в виде длинного белого платья и фаты. В творчестве Эрнста часто повторяется мотив полулюдей, полуптиц. Это связано с эпизодом из детства, когда одновременно родилась его сестра, и умер любимый попугай. Такое совпадение навсегда связало в восприятии художника образ человека и птицы.
На картине таких «птицелюдей» несколько. В первую очередь, это центральный образ – оранжевое одеяние с головой совы, которое словно живет своей жизнью. Тело невесты как будто выходит из этого наряда, символизируя процесс преображения.
С двух сторон «невесту» окружают две фигуры. Одна из них – вроде бы нормальная обнаженная женщина, но со странно вывернутой шеей и волосами, больше напоминающими кружевную юбку в складках. Еще одна фигура, словно бы выглядывающая из-за необъятного наряда «невесты» - это фантастический мутант, существо с головой и оперением выпи и человеческими конечностями. Эта вариация на тему древнеегипетских богов держит в руках сломанную стрелу, больше похожую по размерам на копье. Если принять во внимание еще более гротескную фигурку, примостившуюся у ног «невесты», на ум невольно приходит русская сказка о Царевне-лягушке. Только и царевной, и лягушкой этот образ можно считать весьма условно. Это создание зеленого цвета, с огромным животом, признаками обоих полов, громадными ступнями и двумя рядами грудей – настоящее порождение ночного бреда.
«Украденное зеркало» 1941 г.
Издалека и не зная кто автор, эту картину можно принять за классический пейзаж, например, одного из итальянских мастеров. В обман вводит роскошное, натуралистично написанное облачное небо. Однако, присмотревшись, обнаруживаешь сюжет и образы, больше похожие на чудовищные изображения.
Эта фантасмагорическая картина создана в период охватившей всю Европу страшной войны, поэтому красота пейзажа в ней сочетается со странными, извращенными и противоестественными мотивами.
На картине изображен фантастический несуществующий город, как будто приснившийся человеку с расстройствами психики (или же с богатым воображением). Он стоит у моря и как будто весь состоит из отдельных элементов, увенчанных крупными, а подчас и просто гигантскими фигурами. Следуя правилам перспективы, зрителя уводит в даль длинная дорога, ограниченная с двух сторон стенами. Низкая широкая стена ограждает город от моря, а со стороны строений она становится высокой, тонкой и фигурной.
Начинается дорога у двух огромных фигур, отдаленно напоминающих классические, но на самом деле состоящих из множества разрозненных и крайне странных деталей. Левая фигура, стоящая лицом к зрителю, держит в руках длинную стрелу. Она странно и противоестественно вывернута, а половина ее обнаженного тела скрыта непонятной бесформенной накидкой, выполненной в технике декалькомании, как и многие другие детали картины. Лица женщины не видно, оно скрыто под одеянием, причем создается впечатление, что на ее голове чрезвычайно высокий заостренный головной убор наподобие средневекового геннина. Правая фигура также обнажена, ее лицо изображено в профиль, но ее голова будто объята пламенем, в котором виднеется еще одна странная фигура.
На всем протяжении по дороге рассеяны разнообразные странные предметы, что создает ощущение не то быстрого бегства при какой-то страшной угрозе, не то последствий не менее ужасного стихийного бедствия. Как ни странно, нежная пастельная гамма не только не смягчает пугающего впечатления, оставляемого картиной, но и усугубляет его.
Расположенные вдали строения имеют ступенчатую конусовидную форму. Они увенчаны крупными статуями, в которых можно с определенной натяжкой опознать фигуры Будды, древнегреческого Сфинкса, колосса Родосского, статую Свободы и даже силуэт Эйфелевой башни. Эта картина дает каждому человеку возможность проверить собственное воображение.
Интересная особенность картины – это висящее за спиной «невесты» полотно с аналогичным изображением, только без дополнительных фигур, такой себе «сон во сне», двойная реальность или еще один параллельный мир.
«Цитати»
«Все хорошие идеи прибывают случайно»;
«Искусство имеет ничего общего со вкусом»;
«Будучи человеком заурядной конституции, я приложил все своё старание, чтобы сделать свою душу монстрообразной. Из слепого пловца, каким я был, я превратил себя в провидца. И обнаружил, что я влюбляюсь в то, что вижу, и хочу идентифицировать себя с виденным мною. Так рождались работы и образы самого себя».