Особенности изучения материала в 4 классе




Язык в действии

 

С первых же уроков данного раздела обучающиеся начинают работать в разделе Морфология.

Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «слово, учение») — раздел грамматики, основным объектом которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки.

В лингвистике словом «морфология» называют науку о слове с точки зрения отнесённости его к определенной части речи.

В современном русском языке существуют морфологические нормы образования форм слов. Многие глаголы совершенного вида образуют форму 1 лица единственного числа простого будущего времени: (что сделать?) погулять — я (что сделаю?) погуляю; рассказать — я расскажу; прополоть — я прополю.

С точки зрения соблюдения морфологической нормы русского языка у переходного глагола совершенного вида «победить» невозможно образовать форму 1 лица единственного числа простого будущего времени. Формы глагола «победю», «побежу» или «побежду» не существуют в литературном русском языке.

А какое тогда слово выбрать, если речь ведется от первого лица и если нужно сказать о своей победе в соревнованиях, в состязаниях, на конкурсе?

При необходимости употребления этого глагола с местоимением 1 лица единственного числа «я» используют обычно описательную конструкцию вспомогательный глагол + инфинитив: надеюсь победить; стараюсь победить; смогу победить; попытаюсь победить; хочу победить.

Также можно использовать конструкции с глаголом в личной форме с однокоренным существительным: одержу победу стану победителем. Формы глаголов «победю», «побежу» и «побежду» не являются нормативными. Заменим их описательными конструкциями «одержу победу», «смогу победить». В игровых видах спорта и других видах деятельности можно использовать слово «выиграю».

Авторы учебника, используя эти рекомендации, дают обучающимся правило. Следуя ему, они выполняют задания из упражнения.

Прочитайте и поставьте глаголы в скобках в нуж­ную форму. Если необходимо, используйте словосоче­тание. Запишите получившиеся предложения.

1. «Не бойся, Вика, я (защитить) тебя», — крикнул Владик и взмахнул игрушечным мечом.

2. «Не обижайся, я просто так (шу­тить)», — миролюбиво сказал Вовка.

3. Помоги мне, пожалуйста, Миша! Я потеря­ла свою заколку. (Искать) везде, а её нигде нет!

4. В деревне я (вставать) рано и иду с де­дом на озеро ловить рыбу.

 

У ряда глаголов русского языка также не существует формы 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени. В этом перечне упомянем следующие глаголы: бороздить, дерзить, дудеть, затмить, мутить, очутиться, ощутить, приютить, убедить, чадить, чудить, шелестеть. При образовании форм 1 лица этих глаголов в разговорной речи возникает морфологическая ошибка.

Лингвистические споры нередко затрагивают уже, казалось бы, устоявшиеся и привычные слова. Следующая проблемная ситуация, которая возникает у детей на следующем уроке.

Когда нужно использовать глагол кушать, а когда глагол есть? Можно ли сказать: «Я кушаю», «Я покушал»? Или нужно говорить: «Я ем», «Я поел»?

«Кушать» или «есть» — как правильно говорить, в каких ситуациях уместно использовать и стоит ли поправлять других, если они употребляют неверный, по-вашему, вариант слова? Можно есть, а можно кушать. Существует ли какая-то принципиальная разница между этими словами?

Возможно, секрет кроется в области применения каждого отдельного слова. Если мы едим, это процесс повседневный и даже рутинный, не представляющий собой ничего экстраординарного. Но когда детей зовут к столу, обычно употребляют именно «кушать». Можно предположить, что речь идёт о своеобразном уменьшительно-ласкательном варианте более приземлённого «есть». Данные слова относятся к стилистическим синонимам и не являются в полной мере взаимозаменяемыми.

Вот какое правило предлагается в учебнике.

«Слова есть и кушать — синонимы. Они име­ют одинаковое значение: «принимать пищу». Но слово есть можно употребить в любой си­туации. А вот в использовании слова кушать есть серьёзные ограничения. «Идите кушать!», «Кушайте, пожалуйста!» — так можно вежли­во пригласить к столу, предложить попробо­вать угощение. «Ты кушал?», «Покушай, по­жалуйста!» — можно сказать детям. Говорить о себе «Я кушаю», «Я покушал» считается неправильным».

Особенность стилистических синонимов заключается в том, что они используются для эмоциональной окраски выражения в разных случаях. Например, всем известное выражение «Кушать подано» может звучать излишне торжественно или даже пафосно, но это уместный случай применения данного слова. Если же два бизнесмена, собираясь на ланч, говорят «Пойдём, покушаем», это звучит странно и режет слух. Но та же фраза, обращённая к маленькому ребёнку, наиболее органично вписывается в ситуацию. Правильно ли говорить «кушать» «Бабочка-красавица, кушайте варенье». Цитата из «Мухи-Цокотухи» Чуковского как нельзя лучше иллюстрирует ситуацию, в которой слово употребляется абсолютно правильно.

Если речь идёт о приглашении гостей к столу, то уместно будет предложить именно кушать, а не есть, и уж, конечно, не питаться. Традиционно очерчивается круг лиц, по отношению к которым не возбраняется применять это слово. Кушать могут гости, в том числе и гости ресторана, дети и женщины. Мужчины кушать не могут, и это может даже показаться дискриминацией. А вот говорить о себе «я кушаю» могут только маленькие дети или лица, желающие подчеркнуть свою слабость, инфантильность и трепетность.

Эмоциональная окраска речи: главная претензия к слову «кушать» заключается в том, что оно часто окрашивает контекст в подобострастные и какие-то угоднические нотки. В большинстве случаев это неуместно, однако есть варианты, когда ради эмоционального акцента можно пойти и не на такие жертвы. В спорах о том, как правильно говорить, «есть» или «кушать», совершенно упускается важный нюанс. С помощью лексикона человек бессознательно рисует свой психологический портрет, сигнализирует окружающим, как его нужно воспринимать.

Вот какие задания предлагают нам для закрепления данного материала.

Найди в рубрике «Важная информация» объясне­ние, почему в текстах использовано слово кушать «Кушай яблочко, мой свет, Благодарствуй за обед...» — Старушоночка сказала, Поклонилась и пропала... (А. Пушкин) Бабочка-красавица, Кушайте варенье! Или вам не нравится Наше угощенье? (К. Чуковский)
Определи, в каком примере слово кушать следу­ет заменить словом есть «Кушай кашку!» — уговаривала бабушка маленького Митю. Обычно я хожу кушать в столовую. Но се­годня кушать совсем не хотелось.

 

 

Синтаксис – раздел грамматики, изучающий строй связной речи и включающий в себя учение о словосочетании и учение о предложении. Обучающимся предлагается такое задание.

яблочный сок сок из яблок
рассказать о брате рассказать про брата
работал вечерами работал по вечерам
Он болел. Он был болен.
Так как погода испорти­лась, мы не пошли гу­лять. Мы не пошли гулять, потому что погода испор­тилась.

Сравни значения словосочетаний и предложений в левом и правом столбиках. Какой вывод можно сде­лать?

 

Близкие по значению словосочетания или предложения называются синонимическими.

Таким образом происходит знакомство с синонимией синтаксических конструкций.

Синтаксические синонимы – это модели таких синтаксических конструкций (предложений, оборотов, словосочетаний и различных предложенно-именных сочетаний), которые имеют тождественные или близкие смысловые значения, обладают адекватными грамматическими значениями, выражают сходные синтаксические отношения и способны в определенных условиях контекста к взаимозамене.

Словосочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамматическое значение, называются синонимическими.

Например: город у моря - приморский город.

Многие словосочетания, различаясь по строению, близки по смыслу, синонимичны. Особенно богаты синонимами именные словосочетания. Так, сочетание существительного с притяжательным прилагательным может быть синонимично сочетанию этого существительного с соответствующим именем в родительном падеже.

Например: мамина шуба – шуба мамы, лисья нора - нора лисы, Петин карандаш - карандаш Пети. При этом сочетания типа отцова шапка имеют разговорную стилистическую окраску.

Относительные прилагательные нередко могут заменяться родительным (или другим косвенным) падежом существительного или предложно-падежным оборотом; подобные словосочетания также синонимичны.

Сравните: ночная тишина - тишина ночи.

При некоторых существительных указание на величину предмета или свойства может выражаться как сочетанием предлога в, числительного и существительного, так и соответствующим этому словосочетанию прилагательным: дом в пять этажей - пятиэтажный дом.

Существуют синонимы и среди глагольных словосочетаний, главным образом благодаря способности одних и тех же глаголов управлять разными предлогами и падежами, например: рассказывать о сыне - рассказывать про сына, указать недостатки - указать на недостатки, платить рубль за килограмм - платить по рублю за килограмм и т. п.

В ходе работы с данными понятиями предлагаются следующие задания.

· «Измени словосочетания по образцу. Запиши в тетрадь. Если сомневаешься в написании слов, проверяй себя по словарю.

Образец: нора лисы — лисья нора.

Дупло белки, берлога медведя, след зайца, рычание льва, хвост крокодила, семейство крокодила

Чтобы преобразовать словосочетание со связью согласование в словосочетание со связью управление, нужно сделать следующие операции:

1. Найти в исходном словосочетании (плавательный бассейн) главное слово – бассейн.

2. Задать от этого главного слова падежный вопрос: бассейн для чего?

3. Зависимое слово в исходном словосочетании не может быть прилагательным, оно должно являться существительным или местоимением: бассейн (для чего?) для плавания.

Например: стеклянная крыша - крыша (из чего?) из стекла.

Чтобы преобразовать словосочетание со связью управление в словосочетание со связью согласование, следует произвести следующие операции:

1. Найти в исходном словосочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо;

2. Зависимое слово нужно заменить согласованным определением (прилагательным, причастием, порядковым числительным, местоимением), отвечающим на вопрос какой? чей? Гнездо (чье? какое?) глухариное.

Например: топот коня - топот (чей?) конский.


Чтобы преобразовать словосочетание со связью примыкание в словосочетание со связью управление, следует сделать следующие шаги:

1. Найти в исходном словосочетании (внимательно слушать) главное слово - слушать (как?) внимательно: главное слово - слушать;
2. Зависимое слово (а оно всегда является неизменяемой частью речи - инфинитивом, наречием, деепричастием, сравнительной степенью прилагательного или наречия), наречие внимательно следует преобразовать в имя существительное: слушать (как?) с вниманием.

Например: поехать работать - поехать на работу.

Рекомендованная литература:

1. Бабиян Т. В., Борисенко В. А., Жарина О. А. К вопросу о синтаксической синонимии в зарубежной и отечественной лингвистике // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 922-924. — URL https://moluch.ru/archive/102/23317/

2. Чуланова А. П. К вопросу о целесообразности и значении термина «синтаксическая синонимия» // Вестник Томского государственного университета. — № 320 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tselesoobraznosti-i-znachenii-termina-sintaksicheskaya-sinonimiya

 

Интернет-источники:

1. Видеотьютор по русскому языку https://videotutor-rusyaz.ru/

2. «Русский язык» образовательный сайт https://russkiiyazyk.ru/morfologiya

3. «Русский язык» образовательный сайт https://russkiiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/kak-pravilno-pobedyu-ili-pobezhdu.html

4. Кушать или есть: как правильно говорить и писать. https://fb.ru/article/239407/kushat-ili-est-kak-pravilno-govorit-i-pisat

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-01-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: