Язык в действии
С первых же уроков данного раздела обучающиеся начинают работать в разделе Морфология.
Морфоло́гия (от др.-греч. μορφή — «форма» и λόγος — «слово, учение») — раздел грамматики, основным объектом которого являются слова естественных языков, их значимые части и морфологические признаки.
В лингвистике словом «морфология» называют науку о слове с точки зрения отнесённости его к определенной части речи.
В современном русском языке существуют морфологические нормы образования форм слов. Многие глаголы совершенного вида образуют форму 1 лица единственного числа простого будущего времени: (что сделать?) погулять — я (что сделаю?) погуляю; рассказать — я расскажу; прополоть — я прополю.
С точки зрения соблюдения морфологической нормы русского языка у переходного глагола совершенного вида «победить» невозможно образовать форму 1 лица единственного числа простого будущего времени. Формы глагола «победю», «побежу» или «побежду» не существуют в литературном русском языке.
А какое тогда слово выбрать, если речь ведется от первого лица и если нужно сказать о своей победе в соревнованиях, в состязаниях, на конкурсе?
При необходимости употребления этого глагола с местоимением 1 лица единственного числа «я» используют обычно описательную конструкцию вспомогательный глагол + инфинитив: надеюсь победить; стараюсь победить; смогу победить; попытаюсь победить; хочу победить.
Также можно использовать конструкции с глаголом в личной форме с однокоренным существительным: одержу победу стану победителем. Формы глаголов «победю», «побежу» и «побежду» не являются нормативными. Заменим их описательными конструкциями «одержу победу», «смогу победить». В игровых видах спорта и других видах деятельности можно использовать слово «выиграю».
|
Авторы учебника, используя эти рекомендации, дают обучающимся правило. Следуя ему, они выполняют задания из упражнения.
Прочитайте и поставьте глаголы в скобках в нужную форму. Если необходимо, используйте словосочетание. Запишите получившиеся предложения.
1. «Не бойся, Вика, я (защитить) тебя», — крикнул Владик и взмахнул игрушечным мечом.
2. «Не обижайся, я просто так (шутить)», — миролюбиво сказал Вовка.
3. Помоги мне, пожалуйста, Миша! Я потеряла свою заколку. (Искать) везде, а её нигде нет!
4. В деревне я (вставать) рано и иду с дедом на озеро ловить рыбу.
У ряда глаголов русского языка также не существует формы 1 лица единственного числа настоящего или простого будущего времени. В этом перечне упомянем следующие глаголы: бороздить, дерзить, дудеть, затмить, мутить, очутиться, ощутить, приютить, убедить, чадить, чудить, шелестеть. При образовании форм 1 лица этих глаголов в разговорной речи возникает морфологическая ошибка.
Лингвистические споры нередко затрагивают уже, казалось бы, устоявшиеся и привычные слова. Следующая проблемная ситуация, которая возникает у детей на следующем уроке.
Когда нужно использовать глагол кушать, а когда глагол есть? Можно ли сказать: «Я кушаю», «Я покушал»? Или нужно говорить: «Я ем», «Я поел»?
«Кушать» или «есть» — как правильно говорить, в каких ситуациях уместно использовать и стоит ли поправлять других, если они употребляют неверный, по-вашему, вариант слова? Можно есть, а можно кушать. Существует ли какая-то принципиальная разница между этими словами?
|
Возможно, секрет кроется в области приме нения каждого отдел ьного слова. Если мы едим, это процесс повсе дневный и даже рутинный, не предс тавляющий собой ничего экстр аординарного. Но когда детей зовут к столу, обычно употр ебляют именно «кушать». Можно предп оложить, что речь идёт о своео бразном умень шительно-ласка тельном вариа нте более призе млённого «есть». Данные слова относ ятся к стили стическим синон имам и не являю тся в полной мере взаим озаменяемыми.
Вот какое правило предл агается в учебнике.
«Слова есть и кушать — синонимы. Они имеют одина ковое значение: «прини мать пищу». Но слово есть можно употр ебить в любой ситу ации. А вот в испол ьзовании слова кушать есть серьё зные огран ичения. «Идите кушать!», «Кушайте, пожал уйста!» — так можно вежли во пригл асить к столу, предл ожить попро бовать угощение. «Ты кушал?», «Покушай, пожа луйста!» — можно сказать детям. Говор ить о себе «Я кушаю», «Я покушал» счита ется непра вильным».
Особе нность стили стических синон имов заклю чается в том, что они испол ьзуются для эмоци ональной окраски выраж ения в разных случаях. Например, всем извес тное выраж ение «Кушать подано» может звучать излишне торже ственно или даже пафосно, но это умест ный случай приме нения данного слова. Если же два бизне смена, собир аясь на ланч, говорят «Пойдём, покушаем», это звучит странно и режет слух. Но та же фраза, обращ ённая к мален ькому ребёнку, наибо лее орган ично вписы вается в ситуацию. Прави льно ли говор ить «кушать» «Бабочка-краса вица, кушайте варенье». Цитата из «Мухи-Цокотухи» Чуков ского как нельзя лучше иллюс трирует ситуацию, в которой слово употр ебляется абсол ютно прави льно.
|
Если речь идёт о пригл ашении гостей к столу, то уместно будет предл ожить именно кушать, а не есть, и уж, конечно, не питаться. Тради ционно очерч ивается круг лиц, по отнош ению к которым не возбр аняется приме нять это слово. Кушать могут гости, в том числе и гости ресто рана, дети и женщины. Мужчины кушать не могут, и это может даже показ аться дискр иминацией. А вот говор ить о себе «я кушаю» могут только мален ькие дети или лица, желаю щие подче ркнуть свою слабость, инфан тильность и трепе тность.
Эмоци ональная окраска речи: главная прете нзия к слову «кушать» заклю чается в том, что оно часто окраш ивает конте кст в подоб острастные и какие-то угодн ические нотки. В больш инстве случаев это неуме стно, однако есть варианты, когда ради эмоци онального акцента можно пойти и не на такие жертвы. В спорах о том, как прави льно говорить, «есть» или «кушать», совер шенно упуск ается важный нюанс. С помощью лекси кона человек бессо знательно рисует свой психо логический портрет, сигна лизирует окруж ающим, как его нужно воспр инимать.
Вот какие задания предл агают нам для закре пления данного матер иала.
Найди в рубрике «Важная инфор мация» объяс нение, почему в текстах испол ьзовано слово кушать | «Кушай яблочко, мой свет, Благо дарствуй за обед...» — Стару шоночка сказала, Покло нилась и пропала... (А. Пушкин) Бабочка-краса вица, Кушайте варенье! Или вам не нрави тся Наше угощенье? (К. Чуков ский) |
Определи, в каком примере слово кушать следу ет замен ить словом есть | «Кушай кашку!» — угова ривала бабушка мален ького Митю. Обычно я хожу кушать в столовую. Но сего дня кушать совсем не хотелось. |
Синта ксис – раздел грамм атики, изуча ющий строй связной речи и включ ающий в себя учение о слово сочетании и учение о предл ожении. Обуча ющимся предл агается такое задание.
яблоч ный сок | сок из яблок |
расск азать о брате | расск азать про брата |
работал вечерами | работал по вечерам |
Он болел. | Он был болен. |
Так как погода испор тилась, мы не пошли гулять. | Мы не пошли гулять, потому что погода испор тилась. |
Сравни значе ния слово сочетаний и предл ожений в левом и правом столб иках. Какой вывод можно сделать?
Близкие по значе нию слово сочетания или предл ожения назыв аются синон имическими.
Таким образом проис ходит знако мство с синон имией синта ксических конст рукций.
Синта ксические синон имы – это модели таких синта ксических конст рукций (предл ожений, оборотов, слово сочетаний и разли чных предл оженно-именных сочет аний), которые имеют тожде ственные или близкие смысл овые значения, облад ают адекв атными грамм атическими значе ниями, выраж ают сходные синта ксические отнош ения и спосо бны в опред еленных услов иях конте кста к взаим озамене.
Слово сочетания, которые имеют разное строение, но сходное грамм атическое значение, назыв аются синон имическими.
Например: город у моря - примо рский город.
Многие слово сочетания, разли чаясь по строению, близки по смыслу, синон имичны. Особе нно богаты синон имами именные слово сочетания. Так, сочет ание сущес твительного с притя жательным прила гательным может быть синон имично сочет анию этого сущес твительного с соотв етствующим именем в родит ельном падеже.
Например: мамина шуба – шуба мамы, лисья нора - нора лисы, Петин каран даш - каран даш Пети. При этом сочет ания типа отцова шапка имеют разго ворную стили стическую окраску.
Относ ительные прила гательные нередко могут замен яться родит ельным (или другим косве нным) падежом сущес твительного или предл ожно-падеж ным оборотом; подоб ные слово сочетания также синон имичны.
Сравните: ночная тишина - тишина ночи.
При некот орых сущес твительных указа ние на велич ину предм ета или свойс тва может выраж аться как сочет анием предл ога в, числи тельного и сущес твительного, так и соотв етствующим этому слово сочетанию прила гательным: дом в пять этажей - пятиэ тажный дом.
Сущес твуют синон имы и среди глаго льных слово сочетаний, главным образом благо даря спосо бности одних и тех же глаго лов управ лять разными предл огами и падежами, например: расск азывать о сыне - расск азывать про сына, указать недос татки - указать на недос татки, платить рубль за килог рамм - платить по рублю за килог рамм и т. п.
В ходе работы с данными понят иями предл агаются следу ющие задания.
· «Измени слово сочетания по образцу. Запиши в тетрадь. Если сомне ваешься в напис ании слов, прове ряй себя по словарю.
Образец: нора лисы — лисья нора.
Дупло белки, берлога медведя, след зайца, рычание льва, хвост кроко дила, семей ство кроко дила
Чтобы преоб разовать слово сочетание со связью согла сование в слово сочетание со связью управ ление, нужно сделать следу ющие операции:
1. Найти в исход ном слово сочетании (плава тельный бассейн) главное слово – бассейн.
2. Задать от этого главн ого слова падеж ный вопрос: бассейн для чего?
3. Завис имое слово в исход ном слово сочетании не может быть прила гательным, оно должно являт ься сущес твительным или место имением: бассейн (для чего?) для плавания.
Например: стекл янная крыша - крыша (из чего?) из стекла.
Чтобы преоб разовать слово сочетание со связью управ ление в слово сочетание со связью согла сование, следует произ вести следу ющие операции:
1. Найти в исход ном слово сочетании (гнездо глухаря) главное слово - (что?) гнездо, гнездо (чье?) глухаря; главное слово - гнездо;
2. Завис имое слово нужно замен ить согла сованным опред елением (прила гательным, прича стием, поряд ковым числи тельным, место имением), отвеч ающим на вопрос какой? чей? Гнездо (чье? какое?) глуха риное.
Например: топот коня - топот (чей?) конский.
Чтобы преоб разовать слово сочетание со связью примы кание в слово сочетание со связью управ ление, следует сделать следу ющие шаги:
1. Найти в исход ном слово сочетании (внима тельно слушать) главное слово - слушать (как?) внима тельно: главное слово - слушать;
2. Завис имое слово (а оно всегда являе тся неизм еняемой частью речи - инфин итивом, наречием, деепр ичастием, сравн ительной степе нью прила гательного или наречия), наречие внима тельно следует преоб разовать в имя сущес твительное: слушать (как?) с внима нием.
Например: поехать работ ать - поехать на работу.
Реком ендованная литер атура:
1. Бабиян Т. В., Борис енко В. А., Жарина О. А. К вопросу о синта ксической синон имии в заруб ежной и отече ственной лингв истике // Молодой ученый. — 2015. — №22. — С. 922-924. — URL https://moluch.ru/archive/102/23317/
2. Чулан ова А. П. К вопросу о целес ообразности и значе нии термина «синта ксическая синон имия» // Вестник Томск ого госуд арственного униве рситета. — № 320 URL: https://cyber leninka.ru/article/n/k-voprosu-o-tsele soobraznosti-i-znach enii-termina-sinta ksicheskaya-sinon imiya
Интернет-источ ники:
1. Видео тьютор по русск ому языку https://video tutor-rusyaz.ru/
2. «Русский язык» образ овательный сайт https://russk iiyazyk.ru/morfo logiya
3. «Русский язык» образ овательный сайт https://russk iiyazyk.ru/chasti-rechi/glagol/kak-pravilno-pobedyu-ili-pobezhdu.html
4. Кушать или есть: как правильно говорить и писать. https://fb.ru/article/239407/kushat-ili-est-kak-pravilno-govorit-i-pisat