Вопрос 1 Налоговая система РФ




Лекция 2

 

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Налоговая система РФ

Принципы построения налоговой системы РФ и промышленно развитых и развивающихся государств

Новейшая история и современное состояние налоговой системы РФ

Общая методика исчисления налогов в РФ

 

Вопрос 1 Налоговая система РФ

Под системой понимается сложноорганизованное целое, включающее в себя отдельные элементы, объединенные разнообразными связями и взаимоотношениями.

Налоговая система РФ строится в соответствии с НК РФ.

Налоговая система представляет собой основанную на определенных принципах систему урегулированных нормами права общественных отношений, складывающихся в сфере налогооб­ложения.

Таким образом, налоговая система является совокупностью:

• системы налогов и сборов;

• системы налоговых отношений;

• системы участников налоговых отношений;

• нормативной правовой базы сферы налогообложения;

• системы информационного обеспечения налогообложения (информационная система ФНС России).

Система налогов и сборов — комплекс взаимосвязанных элементов, совокупность налогов и сборов федерального, регионального местного уровня, взимание которых предусмотрено налоговым законодательством. Одновременно сама она является элементом системы более высокого порядка — элементом налоговой систе­мы России.

Перечень федеральных, региональных и местных налогов со­держится в ст. 13 — 15 НК (вступили в силу с 1 января 2005 г.).

Налогообложение является одной из важнейших функций государства и одновременно выступает средством финансового обеспечения его деятельности.

Основой налогообложения выступают налоговые отношения — совокупность властных отношений по установлению, введению и взиманию налогов, сборов, страховых взносов в Российской Федерации, а также отношения, возникающие в процессе осуществления налогового контроля, обжалования актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лиц и привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения (ст. 2 НК).

Под налогообложением в совокупности следует понимать весь процесс взимания налогов и сборов, осуществления налогового контроля, защиты прав и законных интересов участников этого процесса.

Защита прав и законных интересов участников отношений в сфере налогообложения — это обжалование актов налоговых органов, действий (бездействия) их должностных лип (форма защиты прав и интересов налогоплательщиков налогоплательщиков и (или плательщиков сборов) и одновременно защита права и законны интересов государства, осуществляемая путем привлечения виновных в их нарушении лиц к ответственности за совершение налоговых правонарушений.

Вопрос 2 Принципы построения налоговой системы РФ и промышленно развитых и развивающихся государств

Налоговая система государства формируется и развивается на основе определенных принципов:

■ принципа единства;

■ принципа стабильности;

■ принципа мобильности (эластичности);

■ принципа множественности налогов и сборов.

Принцип единства налоговой системы. Финансовая, бюджет­ная и налоговая системы государства формируются и развиваются в прямой зависимости от формы государственного устройства, под которой понимается совокупность способов устройства государствен­ной власти применительно к территории, внутреннее деление государ­ства на части и взаимоотношения между этими частями. По структуре различают простые (унитарные) и сложные (федеративные) государства.

Унитарное государство (от лат. unitas — единство) — это госу­дарство, в котором большинство его частей не имеют статуса государ­ственного образования. В составе такого государства могут находить­ся отдельные автономные национально-государственные образования (например, Республика Крым в составе унитарной Украины), но эти самостоятельные части не обладают признаками государственного суверенитета. В унитарном государстве существует единая система высших органов и единое законодательство. Налоговые системы этих государств состоят из государственных налогов, устанавливаемых вер­ховной властью, которые взимаются на основании государственного законодательства и поступают в государственный бюджет, и местных налогов, взимаемых органами местного самоуправления на соответ­ствующей территории и поступающих в местные бюджеты. Подобные налоговые системы сложились во Франции, Италии, Японии.

Федеративное государство (от позднелат. foedus — союз, объединение) — сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство. Федеративная природа ряда государств обусловлена в первую очередь многонациональным составом населения. В основе федеративного устройства государств лежит национально-территориальный или тер­риториальный принцип. В федеративном государстве существуют общефедеральные органы государственной власти (законодательной, исполнительной и судебной), решения которых обязательны для субъектов федерации только в пределах ее компетенции. Законодательный орган состоит из двух палат, в одной из которых представлены субъекты федерации.

Соответственно формируются и бюджетная, и налоговая системы федеративных государств. Так, в США имеются федеральный бюджет, бюджеты штатов (членов федерации) и местные бюджеты. Аналогичная бюджетная система сложилась в Германии, где членами федерации являются земли, обладающие своими бюджетами. Налоги в федеративном государстве делятся на федеральные налоги, налоги субъектов федерации, местные налоги.

Налоговые системы всех федеративных государств обладают следующими главными чертами:

■ правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и принятыми в соответствии с ними иными нор­мативными правовыми актами федерального, регионального и местного уровней;

■ все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы;

■ налоговые системы всех уровней построены по единым принципам;

■ единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях;

■ налоговые полномочия разделены по уровням власти;

■ налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами, и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в региональные или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе.

Российская налоговая система строится на конституционных принципах федерализма.

Конституцией гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.

Из всего этого логически вытекает основополагающее свойство налоговой системы Российской Федерации — ее единство.

Структура налоговой системы зависит от характера государственного устройства. России свойственна трехуровневая налоговая система федерального государства, включающую федеральные налоги, налоги субъектов федерации и муниципальные налоги. Ее необходимость связывается с тем, что налоги призваны обеспечить необходимыми финансовыми ресурсами все уровни государственного управления в соответствии с их полномочиями, установленными действующим законодательством.

Эффективность налоговой системы не может быть достигнута, если не учитываются научно обоснованные принципы ее построения:

Принцип стабильности налоговой системы. Он означает, что налоговая система не может изменяться часто и произвольно. Недо­пустимо частое установление новых, равно как и отмена недавно вве­денных налогов и сборов. В противном случае возникает угроза на­рушения устойчивости экономической системы, что препятствует нормальному экономическому развитию государства и хозяйствующих субъектов.

Участники налоговых правоотношений должны иметь на этот счет определенные гарантии: необходимо успеть изучить изменения и подготовиться к новому порядку налогообложения. Плательщики вправе иметь время для того, чтобы существенно изменить свой биз­нес. Поэтому в российском налоговом законодательстве предусмотрен порядок введения в действие новых налогов, а также законов, внося­щих изменения и дополнения в действующее налоговое законодатель­ство.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: