Из книги «Торговец» Носсрат Пезешкян




Упражнения и игры из книги «Трудное восхождение к себе»

А.С. Прутченков М,.1955

Падение с подоконника»

Вся группа становится коридорчиком попарно рядом с подоконником, причем в середину ставятся самые сильные пары. Ведущий становится спиной к «коридорчику» и на счет «три» падает навзничь, не сгибаясь. Группа подхватывает его.

В конце – обсуждение чувств.

 

Дискуссия»

Группа разбивается на тройки. В каждой тройке распределяются:

¨ «глухой и немой» (не слышит, не говорит, но может видеть + жест и пантомимика;

¨ «Глухой и паралитик» (говорит и видит)

¨ «Слепой и немой» Способен слышать и показывать)

Задание: договориться о месте встречи в Москве; о подарке общему другу; о том, в какой цвет красить забор и т. п.

(можно использовать реквизит: костыли, значки инвалидности, повозки, темные очки и т. п.)

 

Стыковка»

Игрок в четверках. Двое садятся друг против друга, чтобы колени соприкасались, закрывают глаза. Указательные пальцы правых рук – «космические станции» – они вытягивают навстречу друг другу. Двое других игроков – позади сидящих. По сигналу каждый из стоящих участников начинает словесными командами и прикосновениями управлять движениями правой руки сидящего перед ним. Цель игры – свести концы указательных пальцев сидящих.

Вариант 2. Один из игроков стремится увести свою «мишень» (ладонь сидящего перед ним человека) от преследующей его «ракеты» (указательный палец сидящего напротив игрока).

 

Сила языка».

Вариант 1. Участники разбиваются на пары. Один говорит 3 фразы, начиная слова «Я должен». Затем оба заменяют фразы на «я предпочитаю», сохранив неизменными остальные части.

Затем – обсуждение.

Вариант 2. «Я не могу» – «я не хочу»

Вариант 3. «Мне надо» – «я хочу»

Вариант 4. «Я боюсь, что» – «я хотел бы».

Изменяя свой язык, можно сделать шаг к повышению ответственности за собственные мысли, чувства и действия.

Обсудите свои эмоции с партнером.

 

5. «Раз, два, три!» (на развитие совместной деятельности группы)

¨ участники выстраиваются в шеренгу на расстоянии шага друг от друга, лицом к стене. На счет «три» с закрытыми глазами подпрыгивают и переворачиваются «Кругом», чтобы повернуться лицом уже к другой стене. Задача участников – добиться синхронного поворота в одну и туже сторону;

¨ участник выбрасывают по команде «три» какое –то количество пальцев из сжатого кулака. Задача – добиться выброса одного и того же количества пальцев

 

Агрессивность – уверенность.

 

1. Неуверенное поведение – уверенное поведение – агрессивность.

Неуверенное поведение (человек сдерживает свои чувства вследствие тревоги, ощущения вины и недостаточных социальных умений).

Уверенное поведение (контроль за своими чувствами, рост самоуважения, выбор вариантов поведения).

Агрессивное поведение (нарушение прав других людей путем доминирования, унижения и оскорбления; попытка удовлетворить свои потребности за счет чужого самоуважения).

 

 

2. Опросник Дейзаса «уверенность – неуверенность – агрессивность» (стр. 6 Г. Н. Сартан. Психотренинг по общению для учителей и старшеклассников» Москва 1993)

 

 

Ситуации: анализ, моделирование.

¨ Учитель говорит, что ваша прическа не соответствует внешнему виду ученика. Вы отвечаете...

¨ Друг продолжает вам рассказывать про свои неприятности, а вам нужно уйти. Вы говорите...

¨ Ваш сосед (соседка постоянно отвлекает вас от интересного кино/лекции и т. п., задавая вам глупые вопросы. Вы говорите...

¨ Люди, сидящие сзади вас в театре во время спектакля разговаривают. Вы говорите...

¨ Друг без вашего разрешения рассказывает в компании историю про вас. Вы говорите ему...

 

 

7. «Передача движений по кругу» (упражнение на устранение эмоциональных барьеров):

один из участников начинает действие с воображаемым предметом так, чтобы это действие можно было бы продолжить. Сосед продолжает и так предмет проходит весь круг.

 

 

8. «Слушаю тебя»: упражнение на умение чувствовать партнера по общению.

два человека садятся рядом с друг другом спинами и начинают разговор. Через 5 минут обсуждаем ощущения.

¨ Два человека садятся: один на стуле сидит, а второй или выше (на стол) или, наоборот, ниже (на пол). Разговаривают 5 минут, а затем обсуждают ощущения.

 

 

Бин»

Вся группа сидит на стульях. Ведущий ходит с завязанными глазами внутри круга, периодически садясь на колени к сидящим, причем спиной, ощупывать водящего нельзя. сидящий говорит «бин», желательно изменяя свой голос, а водящий должен догадаться, кто это. Затем они меняются.

 

Доброта»

в каждом из нас в той или иной степени развито чувство доброты, доброе отношение к людям. Что вы можете сказать хорошего и доброго о своих близких, родных и знакомых. У вас есть 5 минут, чтобы подготовить рассказ. Он должен быть кратким и конкретным, при чем подчеркиваете, что именно вы цените в каждом из тех, о ком рассказываете.

 

Улыбка».

К сожалению, сегодня не так уж часто встретишь человека, улыбающегося вам навстречу. Мы привыкли видеть хмурые лица и перестаем улыбаться сами. Давайте заведем такую традицию: любой разговор начинается с улыбки. Итак, потренируемся. Будем свободно двигаться мимо друг друга и, как только, вы «зацепитесь» взглядами за кого –либо – улыбнитесь. Что вы чувствовали? Трудно ли улыбаться первому? Трудно улыбаться всем без особой на то причины? А что вы чувствуете, если улыбка адресована вам? Движемся 10 минут – обсуждение.

 

 

Доброе слово».

Люди заслуживают того, чтобы о них говорили с добром. Найдите нужные слова для каждого, не забывайте об улыбке. Обращайте внимание на свои ощущения, запоминайте их, чтобы затем обсудить. Сядем в большой круг, посмотрите друг на друга. Итак, начинаем. Один из участников говорит добрые слова соседу слева, тот – благодарит, а затем уже продолжает по кругу, пока все не скажут что –либо приятное партнеру.

Остальные –не мешают, не смеются и не разговаривают.

 

 

Круг общения»

У всех людей есть знакомые. У кого –то много хороших друзей, а кто-то за всю свою жизнь так и не смог обзавестись настоящим другом. Давайте проанализируем круг своих знакомых и запишем их в таблицу.

Круг моего общения
Возрастная категория Имя и фамилия Тип отношений (общения)
¨ сверстники ¨ старше на 3-5 лет ¨ старше на 6-10 лет ¨ старше более чем на 10 лет ¨ моложе на 1-3 года ¨ моложе на 4-5 лет ¨ совсем маленькие    

Итак, какие взаимоотношения между вами и этими людьми? Кто лидер в вашей группе? Кто инициирует разговор? Как вы заканчиваете беседу?

(обсуждение 7-8 человек, причем в микрогруппах). Анализ записей, обсуждение темы.

 

 

Перед дальней дорогой»

Это основная процедура данного занятия. Организуется и проводится она следующим образом. Один из участников выходит из комнаты, а остальные начинают «собирать ему в дальнюю дорогу чемодан» (ведь действительно скоро расставание и нужно помочь человеку в его дальнейшей жизни). В этот чемодан складывается то, что по мнению группы, поможет данному человеку в общении с людьми, то есть те положительные качества, которые группа особенно ценит в этом человеке.

Но обязательно «отъезжающему» напоминается о том, что ему будет мешать в дороге, то есть о его отрицательных качествах, с которыми необходимо поработать, чтобы жизнь была более продуктивной. Необходимо выбрать секретаря для записи каждого участника.

Мнение того или иного должно быть поддержано группой – только в этом случае вписывается секретарем в послужной лист.

Для хорошего «чемодана» необходимо 5-7 определений «+» и «-«.

После окончательного обсуждения заходит «отъезжающий» и получает свой «чемодан».

У него есть право задавать вопросы, уточнить.

 

Маленькие жертвы»

Общение – это ещё и уступки, маленькие жертвы, которые могут помочь найти выход или оптимальный путь.

Обсуждение: 7-10 человек (в микрогруппах), а затем вместе со всеми. Необходимо принять общее решение о том, оправдана жертва или не стоило так убиваться.

Друг для друга»

Люди рождены друг для друга. Это сегодня уже аксиома, то есть утверждение, которое не требует доказательств. Хотя, если у кого – то из вас есть желание, мы можем обсудить это утверждение.

Основная задача этого эпизода подумать над тем, где и чем может быть полезен вам каждый член группы. Например, в написании имя «Игорь», а напротив сделали запись: «с ним можно начать бизнес, пойти в категорийный туристический поход и поговорить о футболе». Напротив имени «Оля» – с ней можно создать хорошую семью, воспитать детей, поговорить о поэзии и кулинарии».

Таким образом – анализ всей группы. А затем собираемся в большой круг и анализируем.

Желательно заранее раздать всем список группы с достаточным местом против каждого имени.

Мы с тобой одной крови»

«Помните Маугли?». «Мы с тобой одной крови, ты и я». И тогда тебя принимают и понимают. Что объединяет нас? Выберите себе партнера. На листочке – заголовок: «Наше сходство». Посмотрите на своего партнера. Он не похож на вас. Другой характер, рост, вес, цвет волос и глаз. Наверное вы видите много различий. И это естественно, ведь он другой. Но есть сходство. В чем оно? Работайте молча, не спрашивайте друг у друга. Сравните себя и партнера.

Думайте не только о физических сходствах, но более о психологических характеристиках? Или общительны и оптимисты?

Итак, «мы оба...»

После работы индивидуальной обменяйтесь списками. Согласны или нет –обсуждения. Если все же что – либо не устраивает – вычерчивайте запись, давая понять, что партнер ошибся.

Легкая музыка во время работы! После выполнения этюда – общегрупповое обсуждение.

Тоже самое можно делать, написав списки «Что же в нас различного»

(упражнение «Инопланетянин»)

 

 

Общественное мнение.

Что знают о нас другие? Как они воспринимают нас, наши поступки и слова? Проведем мини соц. Опрос членов группы. Зададим один только вопрос:»Как ты думаешь, я общительный человек?».

Тренинговое имя опрашиваемого Мнение, в баллах Подпись опрашиваемого члена группы
       

 

Каждый из вас должен подойти к возможно большему числу членов группы и задать один и тот же вопрос. Оценивается в баллах:

+2 – ты самый общительный

+1 – ты общительный, но есть более коммуникабельные

0 - я тебя совсем не знаю с этой стороны

-1 –ты необщительный, но есть более некоммуникабельные

-2 – ты совсем необщительный

Опрос длиться 5 минут, а затем подводится итоговое число со знаком «+» или «-«. Бланки раздаются всем участникам.

P. S. Процедура соц. Опроса полезна для формирования активной жизненной позиции. Опрос преодолевает внутренние барьеры, снимает стереотипы, дают возможность осмыслить свой ранговый номер.

 

«Опора лидера»

Кто является для вас опорой в жизни? Кто чаще других не соглашается с вами, не боится спорить, высказывать свою точку зрения? Составьте список этих людей. А теперь ответьте, что вам нравится и не нравится в этих людях; Чего больше вы написали: нравится или не нравится? Затем – обсуждение.

 

«Я отвечаю за тебя»

Попробуем взять на себя реальную ответственность за другого человека.

В парах – одному завязывают глаза. Другой – водит партнера по залу, комментируя все, что попадается на пути. Контроль – с помощью одной руки, можно под руку. Время: 5 минут. Затем то же самое, но управление только голосом.

Обмен впечатлениями, обсуждение, анализ.

 

«Я – подарок для человечества».

Каждый человек – уникальное существо. Верить в свою исключительность необходимо любому из нас, а тем более лидеру. В чем ваша исключительность? Итак, а вы – подарок для человечества? За тем в группах по 3-4 человека заканчиваются записи (5-6 минут).

Затем оценка:

10 – тому, кто наиболее полно и серьезно проанализировать свои особенности (только один из участников).

8 – анализ хороший, но менее конструктивен, менее глубок. (только один участник)

6-4 баллов – остальным в зависимости от глубины анализа.

(время на обсуждение 2-3 минуты).

 

«Оракул»

Вы можете попробовать предсказать своему партнеру будущее: профессиональное и личное, причем определяя и хронологические рамки, т. е. Через год; через десят лет, через двадцать пять лет и т. д.

Работа в парах, а затем в общем кругу; обсуждение.

 

«Заповедь Наполеона».

Среди основных качеств лидера – способность убеждать людей. Но люди непохожи друг на друга, по –разному относятся к тем, кто пытается их в чем то убедить. Объединяемся по 5 человек. Тема: «физический облик лидера». Один – убеждает остальных во всех своих взглядах по этой теме.

После сигнала, участники начинают общаться с оратором в роли агрессивных слушателей, настроенных против оратора и его темы. (1-2 минуты).

Затем меняется тема и слушатели уже не агрессивно, а соглашательски настроены.

Обсуждение.

 

«Консультант»

Каждому желающему вы вслух даете оценку его человеческих качеств как будущего: семьянина, работника внешний вид; манеры; обаяние, душевность и т. п.)

 

«Доверенное лицо»

Потренируемся убеждать людей. Выберите себе партнера. Вы – его доверенное лицо. Составьте краткие тезисы своего выступления (реклама – презентация своего доверенного лица). Время: 5 минут. Остальные участники не знают, кто ваш партнер, пытаются отгадать (учитываются деловые и личные качества лидера).

 

«Многоликий лидер»

Каждый из нас играет множество ролей. А какие роли в сфере лидерства вы играете? Перед вами перечень возможных ролей лидера. Выберете 5 из них и приготовьте обоснование, т. е. Ответ «Где и когда я бываю...» (и далее название выбранных вами пяти ролей).

Многоликий лидер:

1. Вожак

2. Руководитель

3. Глава

4. Опора

5. Специалист

6. Вдохновитель

7. Застрельщик

8. Новатор

9. Реформатор

10. Первопроходец

11. Проводник идей

12. Инициатор

13. Энтузиаст

14. Организатор

15. Менеджер

16. Учитель

17. Советчик

18. Наставник

19. Консультант

20. Образец

P. S. Список ролей желательно приготовить заранее. Затем (после индивидуальной работы) – групповое обсуждение.

 

«Харизматический лидер»

Верить в свою исключительность необходимо каждому человеку, ва лидеру особенно. Подумайте, в чем проявляются признаки харизматической личности в вас. Аргументируйте утверждение, например, «Я –харизматический лидер, так как...» и т. д.

Затем, по мере психологической готовности, вы будете выступать перед группой, доказывая свои признаки лидера. Остальные – имеют право задавать вам любые вопросы, подвергая сомнению вашу исключительность, требовать аргументов в пользу того или иного утверждения и т. п. Затем группа оценивает выступление каждого участника по 5-балльной шкале, ориентируясь на критерии:

А) убедительность выступления;

Б) его аргументированность.

P. S. Тот участник, у кого с первой попытки не получится положительный результат, т. е. Оценка группы 0, может еще раз попробовать доказать свое право стать полноправным членом группы. Те, кто отказался участвовать в этом упражнении штрафуются на 4 балла.

 

P. S. Харизма – способность человека направлять и удерживать внимание окружающих на себе и благодаря этому иметь успех. Это особого рода шарм, которым обладает человек и который он может передавать непосредственно на своё окружение. Харизматические лидеры создают везде оптимистическое настроение.

 

А. С. Прутченков «Трудное восхождение к себе»

1. Принятие себя (тренинг личностного роста)

¨ Индивидуальная работа:

На листочке бумаг и запишите откровенно 2 колонки (время работы 5 минут):

 

Мои недостатки Мои достоинства
     

 

¨ Групповая работа (по 3-4 человека): обсуждение записей, причем лучше садиться в группу менее знакомых людей. Будьте внимательны к партнерам, не «критикуйте». Не забудьте поблагодарить друг друга за искренность.

Обсуждение 10 минут

2. Какой я человек?

Человек часто задает вопросы, но в основном другим, причем, как правило, не о себе самом. Мы не будем говорить о себе, любимых. Итак, ответьте на вопросы:

А) мой жизненный путь: каковы мои основные успехи и неудачи?

Б) влияние семьи: как на меня влияют мои родители, братья –сестры, близкие?

 

P. S. Глубокая личностная установка на постоянный самоанализ.

 

В) мои конфликты: в чем они состоят? Чем я их объясняю?

Г) Мои дружеские связи: с кем я дружен? Почему?

Д) мои увлечения: чем я увлекался? Почему бросил? Чем увлекаюсь сейчас? Что мне это дает?

Е) мои страхи: Чего я боясь? Какие опасности, трудности могут нередко передо мной возникнуть? В каких областях? Какие меры я хочу предпринять для их предотвращения?

Ж) Мои стимулы: Что или кто стимулирует мою жизненную активность?

З) Мои проблемы: Что мне мешает жить? Что я хочу в связи с этим сделать?

И) негативные воздействия: какие негативные воздействия для меня нежелательны и которые мне хотелось бы устранить?

К) позитивные воздействия: какие позитивные воздействия на меня я хочу поддержать и использовать?

 

«Принимаю ответственность»

Каждый из нас отвечать за что-либо в жизни. А лично вы? За покупку хлеба домой или уборку своей квартиры? За уроки сестры или возвращение младшего брата из д/сада? Подумайте и запишите. Может быть у вас есть более глобальная ответственность? На выполнение задание – 5 минут.

Затем обсуждение ваши записи в микрогруппах по 3-4 человека. Определите самого ответственного.

 

«Какими меня видят окружающие»

(домашнее задание).

Ответьте: «Каким человеком меня воспринимает группа и ее отдельные участники?» Отметьте подробно вами ощущения чувства. Не бойтесь ошибиться.

Привет индивидуальность!

В самом начале мы познакомились друг с другом, узнали новые имена, а самое главное, индивидуальные особенности всех членов нашей группы. Заполните для себя таблицу «Индивидуальность»

Имя участника Его собственное высказывание Мое представление о его индивидуальности

 

На работу – 10 минут.

Затем – круг обсуждения и коррекции записей.

Обязательно! Музыкальное сопровождение.

P. S. Смысл упражнения в том, чтобы каждый имел возможность услышать представления, которые сформировались в ходе первых занятий.

 

Точка опоры.

У каждого из нас есть сильные стороны, то есть то, что мы ценим и любим в себе, что дает нам чувство внутренней свободы и уверенности в своих силах. Назовем это точкой опоры. Не умаляйте своих достоинств, не берите слова в кавычки, говорите прямо. Вам на это 2 минуты. Это ваше время даже, если вы уже закончили свою речь. Может вы будете молчать это время. Вы ничего не объясняйте, а просто констатируется.

P. S. Никакой критики и самокритики! Избегать любых, даже незначительных высказываний о своих недостатках.

 

Эмиграция

Многие из нас годами живут в одном и том же доме, на одной и той же улице, в одном и том же городе. Нам все становится знакомо, ко всему мы привыкаем, в том числе и к окружающим людям. Но случается разное... Предположим, что вы решили совсем уехать из страны. С одной стороны, это всегда интересно – новые обстоятельства, новые знакомые, а с другой стороны..? Как вы думаете, сколько человек и кто конкретно пожалеет о том, что вы уехали? Почему? Что вас связывает с этими людьми? Какие у вас были отношения с ними? Вы им помогали чем –ни будь? Или у вас сложились просто теплые душевные отношения? А скольких и кого именно обрадует ваше решение уехать (перейти в другую школу). Почему?. В чем причина такого отношения к вам? Вы чем –то насолили этим людям? Показывали свое превосходство? Или отказались когда –либо помочь? Может быть вы просто не сошлись характерами? Вы пытаетесь что – то изменить в отношениях с этими людьми?

Составьте два перечня имен и ответьте на предложенные вопросы. Будьте до конца откровенны. На обдумывание ответов вам дается 5 минут. После этого вы собираетесь в группы по 3-4 человека и обсуждаете со своими партерами то. Что сумеете осознать.

P. S. Осознание своих отношений с окружающими. Необычное симуляция заставляет посмотреть на эти отношения предельно откровенно.

 

Мой герб.

Был в старину обычай изображать на воротах замка, на щите рыцаря родовой герб и девиз, то есть краткое изречение, выражающие руководящую идею или цель деятельности владельца. Мы нарисуем герб, отражающий вашу сущность, ваше жизненное кредо, отношение к себе и миру в целом. На рисунок герба – 7 минут.

Затем – выставка гербов. Каждому присваивается номер и все, переходя от герба к гербу, будут угадывать, чей это герб. Фиксируйте догадки на бумаге. Затем собираемся в круг – обсуждение и определение самого проницательного игрока.

 

Свободный микрофон.

Вы – интересный человек. А значит у окружающих много для вас вопросов. Вы достаточно хорошо знаете всех членов группы и готовы отвечать на любые вопросы друг друга. Кто хочет быть в «центре внимания» первым? Основное правило - отвечать как можно полнее и откровеннее. Таким образом, вы попытаетесь лучше разобраться в себе, ведь вопросы касаются особенностей вашего характера, ваших привычек и интересов, привязанностей и взглядов на те или иные жизненные изменения и проблемы

Остальные, используя принцип «свободного микрофона» задают вопросы.

P. S. Тест – диагностика на готовность группы глубоко и серьезно работать на занятиях.

 

Приятный разговор.

Ситуации:

1. Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его в первый раз, но вам нужно узнать адрес в городе, где вы находитесь впервые.

2. Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить ним.

3. Перед вами человек, который чем – то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите, начните разговор, успокойте его.

4. Вас окликнули на улице. Вы оглянулись, увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся. Вы начинаете словами...

Итак, человеку обычно нравиться, когда о нем говорят «приятный собеседник». Это, действительно, полезное умение легко и приятно войти в контакт, поддержать разговор и также приятно расстаться со своим собеседником. Умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними.

Все участники садятся по принципу «карусели»,то есть лицом друг к другу – образуется два круга: внутренний неподвижный (спиной у центру) и внешний подвижный (лицом к центру круга). По сигналу все делают 1-2 шага вперед и оказываются с новым партером. Таких переходов несколько. Время на установление контакта, взаимные приветствия и проведение беседы – 2-3 минуты. Затем за 10-20 секунд заканчиваете беседу и по сигналу – переход к другому партнеру.

 

«Под микроскопом»

У многих из нас есть мелкие слабости, привычки, о которых мы хотели бы избавиться как можно скорее, Они не столь заметны, не бросаются в глаза, но часто мешают в жизни. У каждого, наверняка, в активном словарном запасе найдутся слова, которые он никогда бы не хотел произносить вслух. Давайте взглянем на эти неприятные мелочи нашего характера. Словно через микроскоп. Что мы увидим?

1 этап: индивидуальный – составление перечня «неприятных мелочей» своего характера: 5-7 минут.

2 этап: обсуждение, во время которого каждый говорит о своих «мелочах».

 

 

«Объявление» (домашнее задание)

Составьте текст объявления в газету с подзаголовком. Ищу друга. В нем нужно указать свои основные увлечения, любимые занятия, взгляды на жизнь. Чем вы занимаетесь? Чем можете заинтересовать? Чем можете помочь?

Пусть слова будут искренними, ведь они обращены к живому человеку. Размер – не больше страницы.

 

«Откровенно говоря».

По очереди вы берете карточки и без подготовки продолжаете фразу, начало которой написано на ней. Вы должны быть искренними и откровенными:

¨ Откровенно говоря, когда я болею...

¨ Откровенно говоря, когда я вижу красивую девушку...

¨ Откровенно говоря, я всей душой ненавижу...

¨ Откровенно говоря, я думаю, что самое важное в жизни...

¨ Откровенно говоря, мне хочется...

¨ Откровенно говоря, мне радостно, когда...

¨ Откровенно говоря, когда я вижу ребенка...

¨ Откровенно говоря, ещё до сих пор...

¨ Откровенно говоря, я до сих пор не знаю...

¨ Откровенно говоря, мне очень трудно забыть...

¨ Откровенно говоря, я скучаю...

 

«Преодоление».

Жизнь – борьба. Вы слышали эту формулу много раз. С ней можно не соглашаться, спорить. Действительного, лучше жить в мире и согласии с собой и окружающими. Но жизнь часто ставить перед нами серьезные преграды, которые необходимо преодолевать. Именно это в значительной мере стимулирует рост и развитие личности. Вспомните о препятствиях, которые вам пришлось преодолеть за последнее время. После этого найдется то общее, что помогло вам преодолеть эти трудности. На это дается 10 минут. А теперь мы послушаем всех, особенное внимание уделяя способам преодоления препятствий. Составим общий список и назовем его «преодоление». Это будет наш общий опыт для самых трудных моментов жизни.

 

«Прощай».

Представьте, что наши занятия закончились и вы расстались. Но все ли вы успели сказать друг другу? Может быть вы о чем –то забыли рассказать? Или есть кто – то, о ком вы ещё что –то хотите узнать?

У вас сейчас есть шанс. Сделайте то, что вы не успели сделать. Действуйте здесь и теперь.

 

«По секрету»

Как правило, у каждого из нас есть сокровенные мысли и желания, о которых мы стараемся не говорить, чтобы нас не высмеяли окружающие.

Сформулируйте цели, которые вы хотели бы достичь в ближайшее время. Что вы можете сделать для их достижения? Затем вы объединяетесь с человеком, которому больше всего доверяете и делитесь с ним своими планами. Будьте максимально откровенны, ведь этот человек умеет хранить тайны. Если кто –то останется без пары или не захочет делиться – дайте ему возможность проработать тему одному, записав свои цели и желания.

 

«Автопилот»

Запишите 10 фраз – установок позитивного характера для себя, причем они должны отражать вашу индивидуальность, ваши установки, цели и стремления:

«Я –умный»

«Я – сильный»

«Я – обаятельный»...

 

«Творческая личность»

Творческая личность индивидуальна, причем каждый в той или иной мере обладает запасом творческих сил. Но в то же время у каждого есть какие –то общие черты. Давайте составим портрет творческой личности. Вспомните своих знакомых, не забудьте себя. На работу у вас есть 7-10 минут.

Затеем мы все вместе обсуждаем ваши предложения и составляем общий портрет.

Затем каждый из нас оценивается по 10- бальной шкале, как творческая личность.

Пример:

А) высокая степень уверенности в себе

Б) адекватная оценка себя и окружающих

В) высокая активность

Г) ориентация на позитив

Д) либерализм и терпимость к взглядам других

Е) отсутствие зависимости от заранее определенных схем

Ж) ориентация на индивидуально – эстетические нормы

З) активное использование интуиции

И) преобладание «чувственного» восприятия

К) опора на свой собственный ум.

 


Из книги «Торговец» Носсрат Пезешкян

«Представьте себе человека, который длительное время стоит на одной ноге. Через некоторое время мышцы перегруженной ноги начинает сводить судорога. Он едва удерживает равновесие. Уже болит не только нога, но и все тело. Боль становится нестерпимой, человек взывает о помощи. Окружающие пытаются всячески помочь ему. Один массирует большую ногу. Другой берется за сведенный судорогой затылок и тоже массирует его по всем правилам искусства. Третий, видя, что человек вот – вот потеряет равновесие, предлагает ему руку для опоры. Стоящие вокруг советуются опираться руками, чтобы было легче стоять. А один мудрый старик предлагает подумать о том, что человек, стоящий на одной ноге, может считать себя вполне счастливым по сравнению с теми, у кого вообще нет ног. Находится и такой доброжелатель, который заклинает нашего героя вообразить себя пружиной, и чем сильнее он на этом сосредоточиться, тем скорее кончатся его страдания. Некий серьезный, рассудительный старец благосклонно изрекает: «Утро вечера мудренее». Наконец, проявляется еще один, подходит и бедняге и спрашивает: «Почему ты стоишь на одной ноге? Выпрями другую ногу и встань на нее. У тебя же есть вторая нога».

(обсуждение метафоры)

Встаем в круг, поближе друг к другу. Ведущий говорит: «Закройте глаза... Пусть теперь каждый возьмет правой рукой руку соседа.. подержит его руку в своей; постарайтесь, не открывая глаз, сосредоточиться на звуках вокруг вас, пусть каждый сосредоточит внимание только на том, что слышит, что бы это ни было, пусть некоторое время послушает и постарается узнать долетающие звуки...(1 минутка)..., а теперь, все еще не открывая глаз, сконцентрируйте внимание на ладонях соседей справа и слева, ладонях, которых вы касаетесь..., постарайтесь понять, какая холоднее; запомните, чья это была ладонь, т. е. Правая или левая (30 секунд)..., а теперь, по-прежнему не открывая глаз, разнимите руки и сосредоточьтесь каждый на своем дыхании, почувствуйте, как воздух входит и выходит через ноздри и губы, как движется грудная клетка и живот при каждом вдохе и выдохе (1 минута)...

А теперь представьте, в самом центре вашего существа есть маленькая частица, которая очень спокойна и счастлива. Не затронутся всеми страхами и заботами о будущем, пребывает она там в полнейшем мире, в силе и счастье. До нее нельзя добраться, к ней нельзя прикоснуться. Если вы пожелаете, ее можно представить в виде некоего образа язычка пламени, драгоценного камня или озера, спокойного, с гладкой поверхностью. Преисполненная глубокой умиротворенностью и радостью, спокойствием, она, эта драгоценная частица, находится в полной безопасности. Она там – глубоко в вас. Представьте теперь, что это пламя, этот драгоценный камень или озеро, находящиеся глубоко, в самом центре, В самом центре, в самом ядре вас, - вы сами. Постарайтесь вложить это ощущение в ладонь стоящих справа и слева от вас...(1 минута)... откройте глаза»

Обсуждение в кругу своих ощущений во время упражнения, не анализируя и не пытаясь обеспечить что –либо. Важны лишь эмоции и ощущения каждого. То что вы захотели этим поделиться со всеми.

Я тебя понимаю.

Одно из основных умений человека, которого мы называем общительным, заключается в способности читать мысли и чувства другого человека по глазам, по выражению лица, по позе и т. п. В какой степени эти способности развиты у вас?

Найдите в группе человека, чье состояние вы будете угадывать. Вам дается 3 минуты на то, чтобы вы письменно изложили свои мысли и чувства.

Затем мы обсуждаем эту тему, а затем, обращаясь к своему партнеру, состояние которого вы описывали, расскажите ему о нем. Подтвердятся ли ваши догадки или нет?

P. S. Эффективная диагностика умений понимать окружающих.

Маленькие жертвы.

Общение – это всегда взаимные уступки, маленькие жертвы, которые помогают найти общий язык, прийти к общему решению. Чем вы обычно жертвуете? Или вы совершенно непримиримы и всегда принципиальны? Чем в этом случае заканчиваются ваши контакты, беседы, деловые встречи? Запишите те маленькие жертвы, которые вы делаете в каждом конкретном случае. Время на работу – 7 минут.

А теперь объединяемся по 3-4 человека и обсуждаем записи. После выслушивание, группа принимает решение об оправданности данной жертвы. Если жертва неоправданна, значит необходим совет, как лучше поступать в той или иной ситуации.

P. S. Анализ ошибок общения, обратная связь

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: