Назначение теста.
Тест позволяет установить уровень знания педагогом дополнительного образования действующих законов, иных нормативных правовых актов в сфере образования, психолого-педагогических основ и методики обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности, современных педагогических технологий в соответствии с требованиями квалификационных характеристик должностей педагогических работников.
2. Документы, определяющие содержание теста.
Содержание раздела определяется требованиями квалификационной характеристики педагога дополнительного образования, установленными приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года № 761н «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».
Подходы к отбору содержания теста.
Содержание теста определяется требованиями к уровню знаний («Должен знать») квалификационной характеристики по должности педагог дополнительного образования, касающихся нормативных правовых актов и законов, которые работник должен применять при выполнении должностных обязанностей, методики обучения предмету, психолого-педагогических основ обучения и воспитания, основ компьютерной грамотности.
4. Структура и содержание теста.
Тест состоит из 5 разделов и включает в себя 30 заданий с указанием правильного ответа из нескольких предложенных.
Распределение заданий в соответствии с содержанием разделов представлено в таблице 1.
Таблица 1
Раздел теста | Содержание раздела | Число заданий | |
Знание законов и нормативных правовых актов | Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность | ||
Приоритетные направления развития образовательной системы | |||
Трудовое законодательство | |||
Знание теоретических основ методики обучения | Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность | ||
Специфика развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности | |||
Технологии педагогической диагностики | |||
Деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций | |||
Методика поиска и поддержки молодых талантов | |||
Владение содержанием учебной программы | |||
Знание психолого-педагогических основ обучения и воспитание | Основы педагогики | ||
Основы психологии | |||
Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | |||
Знание основ компьютерной грамотности | Назначение и функционирование ПК | ||
Организация личного информационного пространства учителя (преподавателя) | |||
Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисных технологий | |||
Сервисы и технологии Интернет | |||
Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности |
Система оценивания заданий.
Все задания проверяются автоматически (ответы сравниваются с эталоном). Выполнение каждого задания оценивается 1 баллом. Общий максимальный балл за выполнение всех заданий теста – 30 баллов.
Минимальный балл за выполнение заданий раздела –. 20.
Время выполнения раздела.
На выполнение раздела отводится до 2 часов.
План теста.
План теста по разделам представлен в ПРИЛОЖЕНИИ 1.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
№ | Проверяемые элементы содержания | Требования к проверяемому уровню подготовки | Число заданий | Максимальный балл |
Нормативные правовые акты, регулирующие образовательную деятельность | Знать и понимать основные положения Закона об образовании, Конвенции о правах ребенка, СанПИНов | |||
Приоритетные направления развития образовательной системы | Знать и понимать основные направления национальной образовательной инициативы «Наша новая школа», программ развития образования разного уровня | |||
Трудовое законодательство | Знать и понимать трудовое законодательство | |||
Содержание учебных программ дополнительного образования детей | Владеть содержанием учебных программ, проводить сравнительный анализ учебных программ, обосновывать правильность выбора программ обучения | |||
Специфика развития интересов и потребностей обучающихся, воспитанников, основы их творческой деятельности | Владеть содержанием технологий формирования творческих способностей одаренных школьников, знаниями возрастной психологии | |||
Деятельность детских коллективов, организаций и ассоциаций | Знать организационные, нормативные, психолого-педагогические основы организации деятельности детских коллективов | |||
Технологии педагогической диагностики | Знать и уметь применять на практике методы и методики диагностики внеучебных достижений в системе дополнительного образования детей | |||
Методика поиска и поддержки молодых талантов | Знать и уметь использовать основные подходы, направленные на поиск и поддержку молодых талантов | |||
Законы и иные нормативные правовые акты, регламентирующие образовательную деятельность | Знать нормативную базу системы дополнительного образования | |||
Основы педагогики | Знать современные педагогические технологии, методику воспитательной работы | |||
Основы психологии | Знать основы возрастной и педагогической психологии, методы убеждения, аргументации своей позиции, установления контактов с обучающимися разного возраста, их родителями | |||
Основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | Знать основы социологии, экологии, экономики и управления образовательными системами | |||
Назначение и функционирование ПК | Знать назначение и принципы функционирования ПК, устройств ввода-вывода информации, локальных компьютерных сетей и возможности их использования в образовательном процессе | |||
Организация личного информационного пространства учителя | Знать приёмы организации личного информационного пространств, интерфейс операционной системы, приёмы выполнения файловых операций, организацию информационной среды как файловой системы, основные приёмы ввода-вывода информации, включая установку и удаление приложений | |||
Приемы подготовки дидактических материалов и документов средствами офисных технологий | Знать приемы подготовки методических материалов и рабочих документов средствами офисных технологий | |||
Сервисы и технологии Интернет | Знать базовые сервисы и приемы работы в сети Интернет для их использования в образовательной деятельности | |||
Цифровые образовательные ресурсы в педагогической деятельности | Знать основные Федеральные образовательные порталы, цифровые образовательные ресурсы по предмету |
Вопросы для квалификационного испытания
педагога дополнительного образования (вариант 1)
1. К принципам государственной политики в области образования, обозначенным в Законе об образовании РФ относится (исключите лишнее):
1. гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей;
2. коллегиальность управления образовательным учреждением;
3.общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников
2. Укажите показатель эффективности деятельности системы дополнительного образования, утвержденный приказом комитета образования, науки и молодежной политики Новгородской области в 2011 году
1. количество программ дополнительного образования детей, имеющих статус авторской;
2. доля учащихся общеобразовательных учреждений, получающих услуги по дополнительному образованию в организациях различной организационно-правовой формы собственности
3. уровень квалификации педагогов, работающих в системе дополнительного образования детей.
3. Выберите общепринятый подход к обозначению понятия «здоровьесберегающие технологии»
1. здоровьесберегающие технологии относятся к качественной характеристике любой образовательной технологии, показывающей, насколько решается задача сохранения здоровья учителя и учеников.
2. здоровьесберегающие технологии – это специально разработанные технологии, направленные на сохранение и укрепление здоровья всех участников образовательного процесса
4. В соответствии с докладом Правительства Российской Федерации по реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» по развитию системы поддержки талантливых детей в 2011 годуприоритетными являются задачи: (исключите лишнее)
1. организация конкурсов и иных мероприятий всероссийского, регионального и муниципального уровней для выявления одаренных детей в различных сферах деятельности
2. проведение конкурсных мероприятий, по итогам которых присуждаются премии по поддержке талантливой молодежи
3. создание центров поддержки одаренных детей
4. разработка механизмов материального стимулирования педагогов, работающих с одаренными детьми
Согласно Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования детей основной целью его деятельности является: (выберите правильный ответ)
1. развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества и государства;
2. формирование механизмов интеграции и взаимодействия с другими учреждениями с целью удовлетворения потребностей одаренных детей.
6. Укажите нормативный источник, в котором сформулирована основная цель деятельности системы дополнительного образования детей:
1.стандарты среднего (полного) общего образования;
2. Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей;
3. закон РФ «Об образовании».
7. В содержание пояснительной записки авторской программы дополнительного образования детей входят (исключите лишнее):
1.направленность дополнительной образовательной программы;
2.новизна, актуальность, педагогическая целесообразность;
3.цель и задачи дополнительной образовательной программы;
4.методическое обеспечение программы
8. Укажите форму внеурочной деятельности, которая не подлежат обязательному лицензированию: 1. кружковое занятие; 2. клубное объединение досугового типа; 3. секция 9.Выберите ведущий стимул к формированию познавательного интереса учащихся к занятиям в системе дополнительного образования детей: 1. общение в процессе проведения занятий между воспитанниками, воспитанниками и педагогом дополнительного образования; 2. получение сертификата об освоении программы дополнительного образования; 3. возможность приобретения более высокого статуса в среде сверстников. 10. Исключите из предложенных ту характеристику, которая не оказывает существенного влияния на формирование творческих способностей одаренных школьников: 1. познавательная потребность; 2. устойчивость внимания; 3. креативность 11. Укажите основную характеристику временного детского коллектива: 1.автономность; 2.интенсивность всех видов деятельности (в том числе общения); 3. наличие референтных групп 12. При организации педагогического наблюдения обязательными являются (исключите лишнее): 1.наличие специфических приемов регистрации наблюдаемых явлений и фактов; 2. вмешательство в ход наблюдения; 3. планомерность и конкретность объекта наблюдения; 4.поверка результатов наблюдения.13.. В инициативе «Наша новая школа» обозначена задача, связанная с необходимостью поддержки молодых талантов. Укажите механизм, за счет которого предлагается ее достижение: (выберите несколько вариантов ответа)
1. открытие новых учреждений;
2. подготовка педагогов, ориентированных на работу с одаренными школьниками;
3. учреждение специальных стипендий и грантов.
14. При оценке эффективности образовательного процесса в учреждении дополнительного образования детей могут быть использованы (исключите лишнее): 1. сформированность общеучебных умений и навыков; 2. наличие познавательного интереса и любознательности; 3. сформированность умений самообразования и самооценки своей деятельности 4. стремление к достижению успехов в различных смотрах, конкурсах и т.д. 15. Укажите основной вид организации образовательного процесса с детьми в учреждении дополнительного образования: 1.факультатив 2.занятие 3.урок 16. Принципы обучения – это1. приемы работы по организации процесса обучения;
2. тезисы теории и практики обучения и образования, отражающие ключевые моменты в раскрытии процессов, явлений, событий;
3. базовые идеи теории обучения;
4. средства народной педагогики и современного педагогического процесса.
17. Педагогическая технология – это:
1. набор операций по конструированию, формированию и контролю знаний, умений, навыков и отношений в соответствии с поставленными целями;
2. инструментарий достижения цели обучения;
3. совокупность положений, раскрывающих содержание какой-либо теории, концепции или категории в системе науки;
4. устойчивость результатов, полученных при повторном контроле, а также близких результатов при его проведении разными преподавателями.
18. Контроль результатов обучения – это:
1. проверка результатов усвоения знаний, умений, навыков, а также развития определенных компетенций;
2. ведущий вид обратной связи учителя с учеником в процессе обучения;
3. система оценочно-отметочной деятельности, направленная на формирование адекватного представления об объективно протекающих процессах в социальном континууме;
4. механизм проверки только знаний учащихся.
19. Социализация личности – это:
1. адаптивность, активность;
2. автономность;
3. освоение нравственных ценностей социума;
4. все вышеперечисленное.
20. Современное традиционное обучение, как технология, опирается на1. педагогику требований;
2. педагогику сотрудничества;
3. православную педагогику;
4. школу творчества И.П. Волкова.
21. Согласно Л.С. Выготскому, ведущая роль в развитии психики школьника принадлежит
1. учению;
2. воспитанию;
3. игре;
4. общению.
22. С точки зрения психологии процесс воспитания – это:
1. процесс развития интеллектуальной сферы ребенка;
2. составная часть процесса обучения;
3. ведущая профессиональная функция педагогов;
4. процесс развития мотивационно-потребностной сферы ребенка.
23. Принцип организации учебного процесса как диалога учителя с учениками и учеников между собой называется принципом1. диалогизации;
2. проблематизации;
3. персонализации;
4. индивидуализации.
24. К внутренним критериям сформированности навыка относят
1. повышение скорости выполнения задания;
2. повышение самостоятельности при выполнении задания;
3. снижение числа ошибок при выполнении задания;
4. отсутствие направленности сознания на форму выполнения задания.
25. К методам проведения социальных исследований относятся:
1. тестирование;
2. анкетирование;
3. опрос;
4. все выше перечисленное.
26. Устройствами ввода информации являются (выберите несколько вариантов ответа):
1. сканер
2. принтер
3. монитор
4. клавиатура
27. В текстовом редакторе копирование становится возможным после:
1. установки курсора в определенное место
2. выделения фрагмента текста
3. сохранения файла
4. распечатки файла
28. Поиск информации в Интернете по ключевым словам предполагает:
1. ввод слова (словосочетания) в поисковую строку
2. ввод слова (словосочетания) в адресную строку
3. переход по гиперссылке с первой загруженной страницы
Электронная почта позволяет передавать
1. только сообщения
2. сообщения и вложенные файлы
3. видеоизображения
30. В качестве рабочего места учителя как пользователя информационной образовательной среды может выступать: (выберите несколько вариантов ответа)
1. Отдельное рабочее место в Информационном центре, библиотеке, медиатеке и т.д.
2. Отдельный компьютер в любом месте школы для доступа родителей к информационному пространству школы
3. Компьютерный класс с 10-15 рабочими местами учеников и ПК учителя
4. Один или несколько компьютеров на рабочих местах в учительской
5. Отдельный компьютер на рабочих местах сотрудников администрации
6. Отдельный компьютер с мультимедиапроектром и другим подключенным оборудованием
Вопросы для квалификационного испытания
педагога дополнительного образования (вариант 2)
1. В соответствии с законом «Об образовании» функция воспитания возлагается на: (выбрать правильный ответ)
1. семью;
2. персонал образовательного учреждения;
3. администрацию образовательного учреждения;
4. педагогический персонал образовательного учреждения, родителей (их законных представителей).
2. В областной целевой программе развития образования Новгородской области на 2011-2015 г.г. в качестве основной задачи определена:
1. строительство новых школ-комплексов для одаренных детей;
2. расширение спектра программ дополнительного образования для одаренных детей;
3. повышение заработной платы учителям, подготовившим победителей и призеров всероссийских соревнований;
4. организация и проведение специализированных лагерей и смен для одаренных детей.
3. При комплексной оценке состояния здоровья используются следующие показатели ( исключите лишний вариант ответа):
1. наличие или отсутствие в момент обследования хронических заболеваний.
2. уровень достигнутого физического и нервно-психического развития и степень его гармоничности;
3. развитие мускулатуры, состояние и окраска кожных покровов.
4. степень сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям.
4. Укажите направление деятельности, которое обозначено как приоритетное в образовательной инициативе «Наша новая школа»:
(выбрать правильный ответ)
1. Переход на нормативное подушевое финансирование образовательных учреждений;
2. организация системы поиска и поддержки талантливых детей;
3. введение новой системы оплаты труда;
4. расширение общественного участия в управлении образованием
5. Локальные акты ОУ, которые в обязательном порядке должны содержать положения о правах и обязанностях педагогического работника – это:
(выберите несколько правильных ответов)
1. правила внутреннего трудового распорядка;
2. устав учреждения;
3. положение об оплате труда работников ОУ;
4. должностная инструкция.
6. Укажите основную цель, которая сформулирована в углубленных программах дополнительного образования:
1. формирование теоретических знаний, практических навыков, раскрытие творческих способностей личности в избранной области деятельности;
2. достижение повышенного уровня образованности в избранной области, готовность к освоению программ специального образования;
3. развитие познавательных интересов детей, расширение кругозора, уровня информированности в определенной образовательной области, обогащение опыта общения, совместной образовательной области.
7. Укажите, каким не может быть уровень реализации образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей:
1. общекультурным
2. профессионально-ориентированным
3. углубленным
4. ознакомительным
8. Назовите разделы, из которых должна состоять учебная программа дополнительного образования детей (выберите правильный ответ):
1. титульный лист, пояснительная записка, содержание, список литературы;
2. титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, список литературы;
3. титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, методическое обеспечение, список литературы;
4. титульный лист, пояснительная записка, учебно-тематический план, содержание, методическое обеспечение, список литературы, экспертное заключение.
9. Назовите принцип, которым следует руководствоваться при формировании интересов у детей к занятиям в системе дополнительного образования:
1. свободный выбор и добровольность участия;
2. контроль за освоением программы;
3. обязательная выдача сертификата
10. Выберите основной результат развития творческих способностей одаренных школьников:
1. формирование эмоционально-ценностного отношения к миру;
2. формирование умения сделать правильный выбор;
3. формирование умения общаться в разновозрастной группе.
11. С точки зрения А.С.Макаренко высший уровень развития коллектива характеризуется возможностью проявления творческой индивидуальности каждого из его членов. Выберите прием, которым эта возможность обеспечивается:
1. - убеждение;
2. - личный пример;
3. - доброжелательностькаждого по отношению к каждому.
12. Выберите основной документ, в котором фиксируются результаты педагогической диагностики:
1. разработанная педагогом форма учета результативности освоения программы дополнительного образования;
2. журнал дополнительного образования;
3. дневник наблюдений.
13. В инициативе «Наша новая школа» обозначена задача, связанная с необходимостью поддержки молодых талантов. Укажите механизм, за счет которого предлагается ее достижение:
4. - открытие новых учреждений;
5. - подготовка педагогов, ориентированных на работу с одаренными школьниками;
6. -учреждение специальных стипендий и грантов.
14. Выберите механизм, за счет которого осуществляется поиск и отбор талантливых детей в системе дополнительного образования:
1. - социологическиеопросы;
2. - анализ результатов участия в различных соревнованиях, конкурсах, олимпиадах и т.д.;
3. - анализ учебных достижений школьников.
15. Выберите нормативно-правовой документ, который в обязательном порядке должен содержать положения оправах и обязанностях педагога дополнительного образования:
1. правила внутреннего трудового распорядка;
2. устав учреждения дополнительного образования детей;
3. типовое положение об УДОД;
4. должностная инструкция.
16. Из предложенных групп форм, методов и приёмов обучения выберите ту группу, которая позволяет активизировать деятельность учащихся на занятии:
1. рассказ, фронтальная работа, иллюстративно-объяснительный метод;
2. эвристическая беседа, «мозговой штурм», решение проблемных ситуаций, работа в группах и парах, организация исследовательской деятельности;
3. объяснение педагога, беседа, действия по образцу.
17. Признаком педагогической технологии, отличающим ее от методики обучения, является:
1. наличие этапов, каждый из которых имеет свою задачу;
2. системность;
3.обеспечение гарантированного результата;
4. обеспечение комфортного микроклимата в процессе применения;
18. Сущность личностно-ориентированных технологий заключается в ориентации на:
(выбрать правильный ответ)
1. развитие личности в соответствии с природными способностями;
2. государственные стандарты образования;
3. развитие знаний, умений и навыков школьника;
4. государственный образовательный заказ.
19. С точки зрения Г.С.Альтшуллера качествами творческой личности являются:
(выбрать правильный ответ)
1. навыков общения;
2.высокая работоспособность в выполнении намеченных планов;
3. знаний, умений и навыков;
4. базовых компетенций.
20. Стремление быть, казаться и считаться взрослым у подростков – это:
(выбрать правильный ответ)
1. личностная нестабильность;
2. проявление роста физического «Я»;
3. неадекватная самооценка;
4. возрастная особенность.
21. Обязательной предпосылкой индивидуализации обучения является:
1. особая подготовка педагога к этому виду деятельности;
2. создание материально - технических условий, необходимых для этой работы;
3. изучение психологических особенностей школьников;
4. составление особых (отличных от государственных) программ обучения.
22. Укажите возраст, в котором учебная деятельность является ведущей:
1. младший школьный возраст;
2. дошкольный возраст;
3. средний школьный возраст (подростковый);
4. старший школьный возраст (юношеский).
23. При установлении контактов с родителями воспитанников педагог должен:
( исключите лишний вариант ответа)
1. осуществлять деятельность и проводить мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей;
2. проявлять доверие к воспитательным воздействиям родителей;
3. вовремя предъявлять родителям претензии;
в общении с родителями соблюдать педагогический такт, избегать неосторожного вмешательства в жизнь семьи.
24. Укажите метод исследования, не являющийся опросным социологическим методом:
1. анкетирование;
2. эксперимент;
3. социометрический опрос;
4. социологическое тестирование.
25. К экономическим методам управления, применяемым на уровне образовательного учреждения, не относится:
(выбрать правильный ответ)
1. налоговая система страны;
2. система заработной платы и других форм материального поощрения работников;
3. система ответственности с соответствующим применением вознаграждения и санкций за качество и эффективность работы;
4. система стимулирования инновационной деятельности, направленной на повышение эффективности и качества деятельности учреждения.
26. Укажите наиболее полный перечень основных элементов персонального компьютера:
1. процессор, оперативная память, устройства ввода-вывода
2. процессор, монитор
3. винчестер, монитор, принтер
4. процессор, мышь, монитор, сканер
27. Текст, набранный в текстовом редакторе, хранится в виде:
1. каталога
2. файла
3. ярлыка
4. страницы
28. Выберите списки офисных приложений:
(несколько вариантов ответов)
1. Windows, Linux
2. Word, Excel, PowerPoint
3. Writer, Calc, Draw, Impress
4. Adobe Photoshop, Adobe Illustrator, CorelDraw
29. К сервисам сети Интернет не относятся:
1. Электронная почта e-mail
2. Стандартные приложения Microsoft Windows
3. Передача файлов FTP
4. Телеконференции Usenet
30. Выберите из списка адрес Федерального портала «Российское образование»:
1. https://window.edu.ru/
2. https://www.rusedu.ru/
3. https://www.school.edu.ru/
4. https://www.edu.ru/
Ответы
Вариант 1 | Вариант 2 | Вариант 3 | Вариант 4 | ||||
Вопр. | № отв. | Вопр. | № отв. | Вопр. | № отв. | Вопр. | № отв. |
1. | 1. | ||||||
2. | 2. | ||||||
3. | 3. | ||||||
4. | 4. | ||||||
5. | 5. | 1, 4 | |||||
6. | 6. | ||||||
7. | 7. | ||||||
8. | 8. | ||||||
9. | 9. | ||||||
10. | 10. | ||||||
11. | 11. | ||||||
12. | 12. | ||||||
13. | 2,3 | 13. | |||||
14. | 14. | ||||||
15. | 15. | ||||||
16. | 16. | ||||||
17. | 17. | ||||||
18. | 18. | ||||||
19. | 19. | ||||||
20. | 20. | ||||||
21. | 21. | ||||||
22. | 22. | ||||||
23. | 23. | ||||||
24. | 24. | ||||||
25. | 25. | ||||||
26. | 1,4 | 26. | |||||
27. | 27. | ||||||
28. | 28. | 2,3 | |||||
29. | 29. | ||||||
30. | 1,3,4,6 | 30. |