ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «БЮРО НАХОДОК»




ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫС ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ

ТРИЗ и РТВ.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ОКРУЖАЮЩЕМУ МИРУ

ИГРА «НАЙДИ ЦЕЛОЕ И ЧАСТИ»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ОПРЕДЕЛЯТЬ ПО АНОЛОГИИ ЗАДАНИЕ, КОТОРОЕ НЕОБХОДИМО ВЫПОЛНИТЬ. ПО ОБРАЗЦУ ПЕРВОЙ ПАРЕ СЛОВ, УЧИТЬ ОПРЕДЕЛЯТЬ КАКОЕ ПРАВИЛО ИМЕЕТ ЗДЕСЬ МЕСТО: ЦЕЛОЕ-ЧАСТЬ ИЛИ ЧАСТЬ-ЦЕЛОЕ.

ХОД:

1. В: АВТОМОБИЛЬ – КОЛЕСО;

Д: САМОЛЕТ – …(КРЫЛЬЯ, НЕБО).

ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ НАЗВАТЬ СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ОТВЕТ.

2. В: ВИШНЯ – КОСТОЧКА;

Д: РАК – … (КЛЕШНЯ, РЫБА).

3. В: КОШКА – УСЫ;

Д: ДЕРЕВО - …(ЛЕС, СТВОЛ). И Т.Д.

 

 

ИГРА «НАЙДИ ГЛАВНОЕ»

ПРЕДЛАГАЕТСЯ СИСТЕМА К НЕЙ НЕСКОЛЬКО ПОДСИСТЕМ, ИЗ КОТОРЫХ НЕОБХОДИМО ВЫБРАТЬ ДВЕ ПОДСИСТЕМЫ, КОТОРЫЕ ЯВЛЯЮТСЯ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЧАСТЯМИ ДАННОЙ СИСТЕМЫ.

ПРИМЕР: ЛЕС – ОХОТНИК, ВОЛК, ДЕРЕВЬЯ, ТРОПИНКА, КУСТЫ, БОЛОТО.

САД – РАСТЕНИЯ, САДОВНИК, СОБАКА, ЗАБОР, ЗЕМЛЯ.

РЕКА – БЕРЕГ, РЫБА, РЫБОЛОВ, ТИНА, ВОДА.

ГОРОД – АВТОМОБИЛИ, ЗДАНИЯ, ТОЛПА, УЛИЦА, ВЕЛОСИПЕД.

КНИГА – РИСУНКИ, ПРИКЛЮЧЕНИЯ, БУМАГА, ЗАКЛАДКА, ТЕКСТ.

БОЛЬНИЦА – ПАЛАТЫ, ВРАЧ, ХАЛАТЫ, БОЛЬНЫЕ, УКОЛ, РЕНГЕН.

 

 

ИГРА «ЧТО С ЧЕМ СВЯЗАНО»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ НАХОДИТЬ СВЯЗИ МЕЖДУ ПРЕДМЕТАМИ, ДАЖЕ, ЕСЛИ СВЯЗАНЫНЕ НА ПРЯМУЮ, А ЧЕРЕЗ ПОСРЕДНИКА. УЧИТЬ ДЕЛАТЬ ВЫВОДЫ, ЧТО ВСЕ ВЗАИМОСВЯЗАНО.

НАПРИМЕР:

ДЕРЕВО – ВОДА. (БЕЗ ВОДЫДЕРЕВО ЖИТЬ НЕ МОЖЕТ).

ПУГОВИЦА - РУБАШКА. (ПУГОВИЦА НУЖНА, ЧТОБЫЗАСТЕГНУТЬ РУБАШКУ).

СТОЛ – ВАЗА. (ВАЗУ С ЦВЕТАМИ СТАВЯТ НА СТОЛ).

РЫБКА – РУКА. (РЫБКУ ЛОВЯТ СЕТЬЮ, А СЕТЬ ЗАБРАСЫВАЮТ РУКАМИ; РУКАМИ ЧИСТЯТ РЫБУ; КОРМЯТ ЕЕ В АКВАРИУМЕ).

 

СИСТЕМНЫЙ ОПЕРАТОР

ИГРА «НАЗОВИ ПРЕДМЕТ ПО СВОЙСТВАМ»

ЦЕЛЬ:

ЗАКРЕПЛЯТЬ ЗНАНИЯ ОБ ОКРУЖАЮЩЕМ МИРЕ, АНАЛИЗИРУЯ ЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫИ ВЫДЕЛЯЯ ИХ СВОЙСТВА.

АКТИВИЗИРОВАТЬ В РЕЧИ ДЕТЕЙ ПОНЯТИЯ О СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ.

ФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ О ТОМ, ЧТО ОДИН И ТОТ ЖЕ ПРЕДМЕТ МОЖЕТ СОЧЕТАТЬ В СЕБЕ НЕСКОЛЬКО ПРИЗНАКОВ.

НАПРИМЕР:

СИЛЬНЫЙ + ДОБРЫЙ=

ЗВОНКИЙ+ГРОМКИЙ=

ПУШИСТЫЙ+СЕРЫЙ=

УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ:

ГЛАДКИЙ+СЕРЫЙ+ТИХИЙ=

БЕЛЫЙ+СЪЕДОБНЫЙ+МЯГКИЙ=

КРАСНЫЙ+ЛЕГКИЙ+БЛЕСТЯЩИЙ=

 

ИГРА «ЧТО ИЗ ЧЕГО»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ РАЗБИРАТЬ ЛЮБОЙ ОБЪЕКТ НА ЧАСТИ. НАЗЫВАТЬ ЭТИ ЧАСТИ, ПОСЧИТАТЬ ИХ КОЛИЧЕСТВО.

ХОД:

ВОСПИТАТЕЛЬ ИЛИ РЕБЕНОК БЫСТРО НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ (ОБЪЕКТ), ДЕТИ ДОЛЖНЫНАЗВАТЬ ИЗ ЧЕГО ОН СОСТОИТ.

УСЛОЖНЕННЫЙ ВАРИАНТ:

ДЕТЯМ ПРЕДЛАГАЕТСЯ СРАЗУ НАЗЫВАТЬ КОЛИЧЕСТВО ЧАСТЕЙ.

НАПРИМЕР: МАШИНА – ОДИН КУЗОВ – ОДИН РУЛЬ - ЧЕТЫРЕ КОЛЕСА, ДВЕ БОЛЬШИЕ ФАРЫИТ.Д.

 

ИГРА «ТЕРЕМОК»

ЦЕЛЬ: ЗАКРЕПЛЯТЬ ПОНЯТИЯ ДЕТЕЙ ОБ ОБЪЕКТАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА, АНАЛИЗИРУЯ ЗНАКОМЫЕ ПРЕДМЕТЫИ ВЫДЕЛЯЯ ИХ СВОЙСТВА, ФУНКЦИИ.

УЧИТ ИСПОЛЬЗОВАТЬ В РЕЧИ КРАТКОЕ ОПИСАНИЕ СВОЙСТВ ПРЕДМЕТОВ, ВЫДЕЛЯЯ В НИХ САМОЕ ГЛАВНОЕ КАЧЕСТВО.

ФОРМИРОВАТЬ ПОНЯТИЕ О ТОМ, ЧТО ОДИН И ТОТ ЖЕ ПРЕДМЕТ МОЖЕТ СОЧЕТАТЬ В СЕБЕ НЕСКОЛЬКО ПРИЗНАКОВ, ФУНКЦИЙ.

ХОД: ВОСПИТАТЕЛЬ ПОКАЗЫВАЕТ «ТЕРЕМОК» (КОРОБКУ, ЯЩИК И Т.Д.)., К КОТОРОМУ ПЕРЕОДИЧЕСКИ ПОДХОДЯТ ГЕРОИ (ПРЕДМЕТЫ, ЖИВОТНЫЕ) И ПРОСЯТСЯ ЖИТЬ.

КАЖДЫЙ ИЗ ВНОВЬ ПРИШЕДШИХ «ГЕРОЕВ» - ПРЕДМЕТОВ СПРАШИВАЕТ, КТО ЖИВЕТ В ТЕРЕМКЕ, И «ЖИТЕЛЬ» - ПРЕДМЕТ ДОЛЖЕН ЕМУ ОТВЕТИТЬ, ПЕРЕЧИСЛЯЯ, КТО ОН, КАКОЙ, ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ.

ИГРА «ЧЕМ БЫЛ – ЧЕМ СТАЛ»

ИГРА С ДЕТЬМИ ПОСЛЕ ЧЕТЫРЕХ ЛЕТ. НАЗЫВАЕТСЯ МАТЕРИАЛ (ГЛИНА, ДЕРЕВО, ТКАНЬ), А ДЕТИ ДАЮТ ВАРИАНТЫОБЪЕКТОВ, В КОТОРЫХ ОНИ ЕСТЬ. МОЖНО ПОИГРАТЬ НАОБОРОТ. НАЗЫВАЕТСЯ ОБЪЕКТ, СДЕЛАННЫЙ ЧЕЛОВЕКОМ, А ДЕТИ ОПРЕДЕЛЯЮТ КАКИЕ МАТЕРИАЛЫИСПОЛЬЗОВАЛИСЬ ПРИ ЕГО ИЗГОТАВЛЕНИИ.

НАПРИМЕР:

БЫЛ РАНЬШЕ РАСПЛАВЛЕННЫМ СТЕКЛОМ И СТАЛ…

Д: СТАЛ ВАЗОЙ, ЛАМПОЧКОЙ, СТЕКЛОМ В МАШИНЕ…

 

ИГРА «АУКЦИОН»

ЦЕЛЬ: ПОЗНАКОМИТЬ (ЗАКРЕПИТЬ) ЗНАНИЯ ДЕТЕЙ О ПРИЗНАКАХ, ЧАСТЯХ, СВОЙСТВАХ ПРЕДМЕТОВ. УЧИТЬ ОПИСЫВАТЬ ПРЕДМЕТ В ОПРЕДЕЛЕННОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ, ВЫБИРАЯ И ПОДЧЕРКИВАЯ ЕГО ЛУЧШИЕ КАЧЕСТВА, ВОЗМОЖНОСТЬ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАНИЯ.

ХОД: ВЫБИРАЕТСЯ РЕБЕНОК (ВНАЧАЛЕ ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ВЗРОСЛЫЙ), КОТОРЫЙ ВЕДЕТ АУКЦИОН. ОН, ВЫБИРАЯ ПРЕДМЕТ ДЛЯ АУКЦИОНА, ОПИСЫВАЕТ ЕГО ДОСТОИНСТВА. РЕБЕНОК, КОТОРЫЙ ХОЧЕТ КУПИТЬ ЕГО, ДОЛЖЕН АРГУМЕНТИРОВАННО ДОКАЗАТЬ, ДЛЯ ЧЕГО ЭТОТ ПРЕДМЕТ ЕМУ НУЖЕН И ЧЕМ ОН ЕМУ НРАВИТСЯ.

ПРЕДМЕТ ПРОДАЕТСЯ ТОМУ, КТО УБЕДИТЕЛЬНЕЕ ДОКАЗАЛ ЕГО НЕОБХОДИМОСТЬ. ПРЕДМЕТЫДОЛЖНЫБЫТЬ ХОРОШО ЗНАКОМЫДЛЯ РЕБЕНКА.

 

ИГРА «ЧТО УМЕЕТ ДЕЛАТЬ»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ УМЕНИЮ ВЫДЕЛЯТЬ ФУНКЦИИ ОБЪЕКТА.

ХОД:

1 ВАРИАНТ:

ДЕТИ СТОЯТ ДРУГ ПРОТИВ ДРУГА. ОДИН НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, ТОТ, КТО СТОИТ НАПРОТИВ – ЕГО ФУНКЦИЮ И Т.Д. ПО ОЧЕРЕДИ. ПРОИГРЫВАЕТ ТОТ, КТО НЕ СМОГ ОТВЕТИТЬ. РЯДОМ СТОЯЩИЙ РЕБЕНОК ПЕРЕДВИГАЕТСЯ НА ЕГО МЕСТО. ПОБЕЖДАЕТ ТОТ, КТО ОСТАЕТСЯ.

2 ВАРИАНТ: «ПЕРЕДАЙ СОСЕДУ СЛОВО»

ДЕТИ СТОЯТ ПО КРУГУ, КАК БЫПЕРЕДАВАЯ СЛОВО ИЗ РУК В РУКИ. ПЕРВЫЙ НАЗЫВАЕТ СЛОВО, «ПЕРЕДАЕТ» ЕГО – КАСАЯСЬ ЛАДОШКОЙ РУКИ СОСЕДА. СОСЕД НАЗЫВАЕТ ФУНКЦИЮ, ПЕРЕДАВАЯ ЕЕ СВОЕМУ СОСЕДУ. ЭТОТ РЕБЕНОК НАЗЫВАЕТ ПРЕДМЕТ, КОТОРЫЙ ВЫПОЛНЯЕТ ПЕРЕДАННУЮ ЕМУ ФУНКЦИЮ.

НАПРИМЕР: ПТИЦА – ЛЕТАЕТ – САМОЛЕТ – ГУДИТ – ПОЕЗД – ВЕЗЕТ – МАШИНА – ЕДЕТ – ТРАКТОР – ПАШЕТ - ТРАКТОРИСТ – КУШАЕТ - РЕБЕНОК И Т.Д.

ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ

ИГРА «ПРЯМАЯ АНАЛОГИЯ»

ДЕТЯМ ДАЕТСЯ ПАРА СЛОВ, КАРТИНОК. ПРЕДЛАГАЕТСЯ НАЙТИ ТАКУЮ ЦЕПОЧКУ АССОЦИАЦИИ ДЛЯ КАЖДОЙ ПАРЫ, КОТОРАЯ НАЧИНАЛАСЬ БЫПЕРВЫМ ИЗ СЛОВ, А ЗАКАНЧИВАЛАСЬ ПОСЛЕДНИМ.

НАПРИМЕР: КНИГА – УТЮГ: КНИГА – КАРТИНКА – КРАСКИ – МАГАЗИН – МАМА – ПЛАТЬЕ – СТИРКА – УТЮГ.

НЕБО – ЧАЙ, ОЧКИ – ДЕРЕВО, ЛЮСТРА – ДРОВА, ПАЛЬТО – ВЕЛОСИПЕД, МОРОЗ – МАГНИТ, СЕРЕР – ШКАФ.

 

 

ИГРА «НАЙДИ ПАРУ»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ БЫСТРО НАХОДИТЬ БЛИЗКИЕ АССОЦИАЦИИ К ЗАДАННОМУ СЛОВУ. ВОСПИТЫВАТЬ ТЕРПЕНИЕ. УЧИТЬ, НЕ ПЕРЕБИВАЯ ТОВАРИЩЕЙ, БЫТЬ ВСЕГДА ГОТОВЫМ К ОТВЕТУ. ПОБУЖДАТЬ ВЫРАБАТЫВАТЬ СВОИ СИМВОЛЫ, КОТОРЫЕ ПОМОГАЮТ ВОСПИТАТЕЛЮ ИЛИ ВЕДУЩЕМУ РЕБЕНКУ, ЧТО ТЫЗНАЕШЬ НУЖНУЮ АССОЦИАЦИЮ.

ХОД:

ДЕТИ СИДЯТ ИЛИ ЛЕЖАТ ПО КРУГУ.

ВЕДУЩИЙ ПРЕДЛАГАЕТ НАЙТИ ПАРУ – ПЕРВОЕ ПРИШЕДШЕЕ В ГОЛОВУ СЛОВО – СЛОВУ, КОТОРОЕ СКАЖЕТ ОН.

НАПРИМЕР:

ВОСПИТАТЕЛЬ – ДЕТИ;

НОЖНИЦЫ– БУМАГА ИТ.Д.

 

 

ИГРОВОЕ УПРАЖНЕНИЕ «БЮРО НАХОДОК»

 

ОДИН ИЗ ДЕТЕЙ БЕРЕТ НА СЕБЯ РОЛЬ РАБОТНИКА «БЮРО НАХОДОК», А ДРУГОЙ ЧТО-ТО ПОТЕРЯВШЕГО.

ПОТЕРЯВШИЙ ПО ВНЕШНИМ ПРИЗНАКАМ ДОЛЖЕН ОПИСАТЬ, ЧТО ПОТЕРЯЛОСЬ, НО СРАВНИВАЯ ЕГО С ДРУГИМИ ОБЪЕКТАМИ. ПО ПРИНЦИПУ – ЦВЕТ ТАКОЙ КАК У…, ФОРМА ТАКАЯ, КАК У …, И Т.Д. «БЮРО НАХОДОК» - ДОЛЖЕН ОТГАДАТЬ, ЧТО ОН ПОТЕРЯЛ. НЕ ОТГАДАВШИЙ «СОТРУДНИК» ТЕРЯЕТ РАБОТУ.

 

 

СИМВОЛИЧЕСКАЯ АНАЛОГИЯ

ИГРА «ЗАМРИ»

ЦЕЛЬ: УЧИТЬ ДЕТЕЙ ПОНИМАТЬ СХЕМАТИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПОЗЫЧЕЛОВЕКА. ФОРМИРОВАТЬ БЫСТРУЮ РЕАКЦИЮ.

ЗАКРЕПЛЯТЬ УМЕНИЕ НАХОДИТЬ ПРОТИВОПОЛОЖНОЕ ДВИЖЕНИЕ.

ДЛЯ ИГРЫНЕОБХОДИМЫКРУПНЫЕ КАРТОЧКИ С СХЕМАТИЧЕСКИМ ИЗОБРАЖЕНИЕМ ЧЕЛОВЕКА В КАКОЙ – ЛИБО ПОЗЕ.

НАПРИМЕР: НОГИ ВМЕСТЕ, ПРАВАЯ РУКА ВНИЗ, ЛЕВАЯ В СТОРОНУ ИЛИ НОГИ ВМЕСТЕ, РУКИ В СТОРОНЫИ Т.Д.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: