В ходе работы над исследованием мы обнаружили много интересной информации. В Древней Руси год открывал март, когда приступали к сельскохозяйственным работам, а в XV веке год стал начинаться с 1 сентября. Последний раз в этот день встречали Новый год в 1699 году, но повторили и в декабре. В декабре 1699 года Пётр Первый издал указ об упразднении старого календаря и введении нового летосчисления от Рождества Христова с 1-го января 1700 года [3]. В честь этого события учреждалось празднование вокруг украшенной ёлки. Знатным людям предписывалось украшать дома елями. «А людям скудным хотя и по деревцу или ветвей на ворота»[1,7с.]. Нововведения Петра Первого предусматривали веселье вокруг украшенной ёлки не в помещении, а только на улице.
В качестве главного символа Рождества ёлку начали использовать в XVI веке немецкие протестанты. На рубеже XVIII и XIX веков ёлка перестала быть исключительно немецким обычаем. В Москве, Санкт-Петербурге, проживало много выходцев из Германии, поэтому обычай наряжать ёлку проник и в высшее российское общество, а потом и в другие городские слои. К началу 40-х годов XIX века, ёлка была у нас уже обязательным атрибутом рождественских праздников, их стали продавать кондитеры, заранее украшая сладостями и свечами [1, 9 с.]. Праздник для детей с раздачей подарков стали называть «Ёлкой». Стоили ёлки невероятно дорого. В середине XIX века открылись ёлочные базары. Наряжали ель после службы в храме в день Рождества, и только взрослые. Украшали её яблоками, бумажными розами, орехами, сладостями, а так же и горящими свечами, что становилось причиной пожаров. В середине XIX века появились стеклянные игрушки. Украшения не только покупали, но и мастерили своими руками. Под ёлкой обязательно ставили фигурки Деда Мороза и Снегурочки. После завершения праздника начиналось «ощипывание ёлки». Её рушили, и детям разрешалось взять понравившиеся гостинцы. Так праздновали в состоятельных домах.
|
Крестьяне долго не принимали ёлку. Рубить рубили, чтобы продать господам, а сами продолжали встречать Рождество и Святки по старому обычаю. В деревню ёлка пришла только в 30-х годах ХХ века при советской власти. Но ёлка победила не сразу.
После неудачных попыток уничтожения православия, советские власти решили развязать войну против религии. Государство попыталась превратить Рождество Христово в «комсомольское рождество», наполнить его, новым содержанием. В 1922 году газета «Красный воин» писала: «В энском стрелковом полку была оформлена сцена, на ней вместо буржуазной, разукрашенной ликами святош ёлки, стояла большая сосна, которая была закреплена в чучеле, изображавшем мировой капитал, на ветках висели проткнутые щепками и штыками куклы-прислужники капитала. На сцену выходил помощник комиссара, отпускал грехи и осенял красноармейцев красной звездой» [1, 15 с.]. В 1925 году была выпущена брошюра «Комсомольское рождество» [1, 17с.] где было сказано, что комсомольское рождество- это битва за освобождение сознания рабочего от религиозного дурмана. Но эта идея не увенчалась успехом.
В 1922 году и в Архангельске тоже было организовано «Комсомольское Рождество» [1, 51 с.]. Реклама сообщала, что оно пройдёт на Октябрьской площади. В ней содержалась и басня В. Босого «Война комсомола с попами»:
|
Смысл нашей басни ясен:
Попам конец, как видно, подошёл.
И с ними я вполне согласен,
Пусть правит литургию Комсомол.
Уничтожить ёлку пытались по - разному, вплоть до её похорон. Такие похороны состоялись однажды и в Архангельске: «Ребята, активные комсомольцы срубили тоненькую ёлочку, положили её в гроб и несли в гробу по всему городу… Гроб был из не струганных досок….. процессия пела антирелигиозные частушки. После митинга решали: сжечь её или закопать. Голосованием решили закопать» [1].
С ёлкой, как символом Рождества велась серьёзна борьба. В школах тогда висели плакаты: «Не руби лес без толку. Будет день угрюм и сер. Если ты пошёл на ёлку, значит не пионер!», «Только тот, кто друг попов, ёлку праздновать готов!». Новый год тоже воспринимался как что-то чуждое советской власти, «обывательское». Последний удар ёлке нанесли в 1929 году, когда был утверждён новый режим работы на предприятиях - непрерывная рабочая неделя (скользящий график). Церковные праздники отменили, и Рождество превратилось в обычный рабочий день. С годами власть почувствовала, что праздник является способом сплотить коллектив. Решили вернуть его в канун нового 1936 года. 28 декабря 1935 года в газете «Правда» появилась статья, призывавшая: «Давайте организуем к Новому году детям хорошую ёлку во всех городах и колхозах» [1]. Так рождественская ёлка стала называться новогодней и советской. Появились срочные указания комсомольцам и пионервожатым организовать «Ёлки» в школах и садах. Первый день января стал не рабочим днём. Рекомендации оглашали и правильное украшение ёлки: «Во всём оформлении должно преобладать направление на показ достижений советской действительности» [1]. На верхушке ёлки засияла красная звезда.
Так Новогоднее празднование в начале 20 века первоначально отменили, а потом вернули на радость детям и взрослым.