Информационная война
Признаки поражения в обычной войне
Раздел территории
Спад (уничтожение) экономики
Снижение количества населения
Пленение
Запрет на собственную армию
Мировые войны и их предпосылки.
Первая мировая война 1914 - 1918 годов может быть названа войной вооруженных людей.
Вторая мировая война 1939 - 1945 годов - это война моторов.
Третью мировую войну часто называют холодной, психологической войной.
Информационная война – война нового типа, где оружием выступает информация; борьба за целенаправленное изменение общественного сознания, внедрение в общественное сознание таких ложных стереотипов, которые позволили бы в дальнейшем манипулировать как населением страны, так и ее элитой.
Это противостояние двух цивилизаций: Западной и Православной
Это противостояние двух сверхдержав - США и СССР
Появились технические средства и методы массовой пропаганды, позволяющие манипулировать сознанием не только отдельных личностей, а целых народов. Их применение вызывает, в конечном счете, нарушение социально-экономических процессов и связей и приводит к гибели того или иного государства. При этом народ оказывается деморализованным и неспособным к сопротивлению.
ОБЩЕСТВЕННОЕ СОЗНАНИЕ КАК ПОЛЕ СРАЖЕНИЯ.
Особенности общественного сознания
1. В сознании и на индивидуальном, и соответственно на коллективном уровнях обязательно присутствуют 2 основы:
А) разум, то что может быть доказано логическим, рациональным путем
Б) вера, то что основано на иррациональном, на доверии и принимается человеком без доказательства (во - первых, на веру человек принимает часть знаний о мире; во-вторых, но это уже аспект религиозный, вера связана с существованием духовного мира, Бога, духовных ценностей)
По отношению к изменяемости (статичности) общественное сознание имеет определенную структуру
Структура общественного сознания
Верхний уровень - Мнение – не устойчивая структура, склонная к изменениям
Средний уровень – Парадигма – устойчивое основание
Глубинный уровень – можно сравнить с коллективным бессознательным, генетической памятью народа (отражает мораль, идеалы, ценности)
По отношению к способности хранения в общественной памяти исторических событий прошлого как определенный срез и феномен общественного сознания выступает сознание историческое.
Историческое сознание – период, доступный восприятию обществом в целом, составляет приблизительно 40 лет
Орудия информационной войны: рациональные и иррациональные,в т.ч. -Использование авторитета науки и ученых (эксперимент Мильграма)
-Метод большой лжи
-«Говорите много правды, гораздо больше, чем от вас ожидают, никогда не говорите всю правду»
-Изменение истории (Изменение фактов; очернение идеалов, значимых исторических личностей, лидеров)
Воздействие на мышление через символы (подмена смысла слов, в старые символы вкладывается новое содержание)
-Техника мифов
Мифы
Результат действия мифов. Картина мира человека становится фрагментарной, состоит из ряда мифов, они заставляют людей действовать против их интересов.
Миф - это образование рациональное, но имеет иррациональное влияние на человека и потому его почти невозможно опровергнуть рациональным путем. Миф имеет материальную и научную основу, имеет часть правды и большую часть неправды, или умалчивание правды. Миф особенно сильно действует в условиях критической, неопределенной, нестабильной, ситуации, а также при невысоком уровне знаний, интеллектуальных возможностей.
Миф о западном рынке как панацее, это один из наиболее разрушительных мифов, посредством которого осуществлялось так называемое «реформирование экономики».
Материальная основа мифа - трудности, которые действительно сложились в советской экономике и обострились в 80-ые годы. Объяснение: мы шли не по тому пути, поэтому нам необходима рыночная экономика, причем рынок регулирует сам себя, и это уже научное обоснование мифа, поэтому государство не должно вмешиваться в экономику (это научно-политическая модель М.Фридмана).
Умалчивание мифа: современный рынок это сочетание сильной государственной регуляции и рыночных механизмов; каждая страна имеет собственный путь социально-экономического развития, который определяется социо-культурными, историческими и др. особенностями ее развития.
Другие разрушительные мифы:
возможно, не прикладывая усилий получать большие прибыли (средство - реклама МММ и других финансовых пирамид; результат – потеря значительного количества денег теми, кто в это поверил);
частная собственность – гарантия свободы личности и эффективного экономического развития (средство – подведение научного обоснования и пропаганда; результат - чековая и ваучерная приватизация, развал экономики);
начало формирования рынка связано с первичным накоплением, которое невозможно без мошенничества, кражи, обогащения отдельных лиц (оправдание экономических преступлений и преступников);
наш народ отсталый, мы шли не по тому пути и ничего хорошего в нашем прошлом нет, нужно во всем равняться на западную цивилизацию (слепое копирование западного опыта, обесценивание собственного опыта культуры, в том числе хозяйствования).
Мифы-культы общества потребления: получай все от жизни, наслаждайся, потребляй, все для тебя.
Методы и орудия информационной войны