ЛИСТ (Ис 64:6). Яркий свежий цвет древесного листа наглядно показывает, что дерево обильно питается хорошею почвою. Потому-то таковые и служат символом счастья и благополучия: и лист которого (т.е. дерева, посаженного при исходящих вод) не вянет. говорит Псалмопевец (1:3). Лист же бледного цвета и увядающий, напротив, показывает недостаток влаги и питательности, или болезнь корня и служит эмблемою несчастия и упадка. "Не сорванный ли листок Ты сокрушаешь и не сухую ли соломинку преследуешь? говорит св. праведный Иов в книге, носящей его название (13:25).
ЛИСТРА (Деян 14:6-21, 2Тим 3:11) - город в Лакоонии, посещенный ап. Павлом три раза. В Листре ап. Павел и Варнава были признаны язычниками за богов (Юпитера и Меркурия), вследствие чудесного исцеления хромого и хотели даже принести им жертву, так что апостолы едва убедили народ оставить это богохульственное их намерение. Впрочем вскоре после сего жители Листры с замечательным легкомыслием вняли убеждениям неверующих Иудеев и едва не побили на смерть ап. Павла каменьями, так что будучи почтен за умершего, он был вынесен уже за город (ст. 19, 20). Вскоре после сего апостол снова пришел в Листру и проповедовал здесь (ст. 21). Значительно позднее он еще раз посетил Листру, где уже находилось Христианское общество и встретился здесь или в соседнем г. Дервии с Тимофеем (Деян 16:1-3, Тим. 3:11). Предполагаемое положение Листры определяется местностью: Бин-бир Килиса (тысяча одна церковь), а по другим - селением Латик или Ладик, на восточном склоне высокой горы Карадаг, где существует много замечательных и больших развалин, как должно думать, уже Христианской эры. Еп. Павел Листрийский присутствовал на 1 Константинопольском соборе (в 381 г.) вместе с 12 другими Лаоконийскими епископами.
|
ЛИТРА (Ин 19:39) - мера веса, которая приблизительно равняется нашему фунту. ЛИФОСТРОТОН см. Гаввафа.
ЛИХОРАДКА (Вт 28:22) - болезнь нередко смешиваемая в Свящ. Писании с горячкою и выражающаяся учащенным пульсом, ознобом и жаром и сильною слабостью, см. Моровая язва и др. болезни Евреев.
ЛИЦЕМЕРИЕ (Мм. VII, 5-1) - грех против второй заповеди, состоящий в том, когда наружные дела благочестия, как например пост и строгое наблюдение обрядов употребляют для приобретения уважения народа, не помышляя о внутреннем исправлении своего сердца. Лицемеров особенно обличал Господь, как то видно из Еван. от Матфея гл. 23.
ЛИЦЕПРИЯТИЕ - человекоугодничество, предпочтение одного лица другому в зависимости от личной выгоды (Иак 2.9; Иуд 16).
ЛИШАИ (Лев 13:6,7,8) - накожная сыпь, являющаяся в виде парши или струпьев на теле и через несколько времени исчезающая сама собою. Эта болезнь не требует особенных врачебных средств, исключая разве удаления причин и чистоты тела. Закон Моисеев не признавал таких нечистыми, но если лишаи упорно держались и распространялись по всему телу, вследствие чего являлась паршивость или шелудивость, то священник, одержимый такою болезнью, признавался недостойным священнодействовать, а животное не могло быть приносимо в жертву Богу.
ЛИЯ (утвержденная, слабая; Быт 29:16) - старшая дочь Лавана и одна из жен Иакова. Обстоятельства, при которых Лаван обманом при свадьбе заменил Лиею Рахиль, своею красотою пленившую сердце его племянника Иакова, подробно изложены в Быт 29:18-23. Следствием такого лукавства со стороны его тестя оказалось, что Иаков должен был прослужить у него еще семь лет за Рахиль, на которой наконец и женился, Иаков любил Рахиль более чем Лию, слабую глазами и не столь красивую, как первая, но за ее смирение Господь благословил ее особенным чадородием: она родила ему шесть сыновей и дочь Дину. Лия сопровождала Иакова в его бегстве из Падан-Арама (Месопотамии) и присутствовала с своими детьми впереди прочих при встрече его с Исавом (33:2). Неизвестно, в какое время скончалась Лия, но в своей прощальной речи на смертном одре Иаков упоминает, что она похоронена в пещере, на поле Махпела, что близ дубравы Мамре (49:37).
|
ЛОАММИ (не мой народ; Ос 1:9) - символическое имя, данное сыну пр. Осии, рожденному от жены его блудницы.
ЛОВНА (2Пар 36:2) - отечество Амигалы, матери Иудейского царя Иохаза, сына Иосиина.
ЛОГ (Лев 14:10 и др.) см. Меры вместимости.
ЛОД см. Лидда
ЛОДЕВАР (без пастбища, пустое место; 2Цар 9:4-5) - город Галаатиды, в Заиорданской области. В нем скрывался Мемфивосфей, внук Саула, до самого того времени, как Давид призвал его к себе (2Цар 9:4,5). Махир из Лодевара, доставлял Давиду продовольствие в Маханаим (2Цар 17:27). Думают, что Лодевар есть тот же самый, что и г. Давир, упоминаемый в Нав 13:26, но это мнение основывается на одних только без основательных предположениях. Во всяком случае точное положение оного неизвестно.
ЛОЗОН (см. 2Езд 5:33) - из сынов рабов Соломоновых. В 1Езд 2:56 и у Неем 7:59 вместо Лозона читается: Даркон.
ЛОИДА (2Тим 1:5) - бабка Тимофея, ученика и спутника ап. Павла, в которой по Апостолу, обитала нелицемерная вера.
|
ЛОКОТЬ см. Меры длины.
ЛОПАТА, ВЕЯЛО (Ис 30:24, Иер 15:7, Мф 3:12). см. Земледелие.
ЛОРУХАМА (непомилованная; Ос 1:6) - символическое имя, данное по повелению Божию дочери пр. Осии от жены блудницы для указания Израилю, что Господь не будет уже более миловать и щадить его, так как он отступил от Господа.
ЛОТ (покров, покрывало; Быт 11:27, 2Пет 2:7-8, Лк 17:28-29) - сын Харрана, племянник Авраама. За исключением Сары, Лот был единственным родственником, сопутствовавшим патриарху Аврааму при его переселении в землю Ханаанскую. В течении некоторого времени он жил вместе с своим дядею, пока между пастухами Авраама и его собственными не возникли различные разногласия и споры касательно пастбищ, на которых паслись их стада. Чувствуя необходимость разделиться с своим племянником, Авраам с благородные бескорыстием первый предложил ему право выбора себе местности для жительства: "Не вся ли земля пред тобою, сказал он, отделись же от меня. Если ты налево, то я направо, а если ты на право, то я налево" (13:9). Лот принял это предложение и выбрал всю окрестность Иорданскую, которая вся до Си-гора орошалась водою, как сад Господень, как земля Египетская (ст. 10). "Я разделились они друг от друга, говорит свящ. бытописатель и Лот раскинул свои шатры до Содома" (ст. 11-12). Из дальнейшей истории Лота видно, что Лот неоднократно и тесно сближался с жителями Содома, "которые были злы и весьма грешны пред Господом" (ст. 13), по сему когда шесть союзных царей, в том числе Содомский и Гоморский, выступившие войною против Кедорлаомера. царя Еламского, были разбиты им и их страна разграблена, то Лот со всеми домочадцами и имуществом был взят в плен, и только благодаря мужеству и решимости своего дяди освободился из оного (Быт 14:12-16). Впрочем Лот не обратил должного внимания на нравственное значение этого события. Он возвратился в Содом и оставался в этом грешном городе, доколе не излился на него грозный суд Божественного гнева. "Живя между людьми (неистово развратными) замечает о нем ап. Петр, сей праведник ежедневно мучился в праведной душе, видя и слыша дела беззаконные" (2Пет 2:8). Перед разрушением небесным огнем нечестивых городов, от общей гибели спасся один только Лот с семейством, которых вывели из города по повелению Божию ангелы. На пути жена его вопреки воле Божией, оглянувшись назад обратилась в соляной столп, а сам Лот с дочерьми спасся в близ лежащий город Цоар, или Сигор, а потом удалился в гору, и стал жить с дочерьми в пещере, где от старшей дочери родился ему сын Моав (родоначальник Моавитян, а от младшей Аммон), родоначальник Аммонитян. Затем об Лоте в Свящ. Писании больше ничего не говорится.
ЛОТАН (скрытие, покров; Быт 30:20) - один из сынов Сеира, Хорреянина, старейших Хоррейских, живших близь Эдома.
ЛОТОВА ЖЕНА (Лк 17:31,32). "Вспоминайте жену Лотову," сказал Господь в одной из бесед о разрушении Иерусалима и конце мира. Обращение ее в соляной столп, несомненно, было особенным наказанием Божиим за ее преступление. Преступление же ее, как замечает М. Филарет, было не столько воззрение на Содом, сколько преслушание Божией заповеди и пристрастие к жилищу разврата. Самое обращение ее в соляной столп, по объяснению означенного церковного витии, произошло таким образом: "Страх и жалость могли привести малодушную женщину в исступление и бесчувствие; истечения от пожара лютого серою и солью (Вт 29:23) могли совершенно умертвить, а потом земля и воздух, также серою и солью напитанные - довершить окаменение." Соляной столп, в который обратилась жена Лотова, существовал весьма долгое время после этого печального события, как грозный памятник Бож. гнева, за преслушание человеком воли Божией. О нем упоминает писатель книги Премудрости Соломоновой 10:7, и из позднейших писателей: И. Флавий (Древ. I, II, 4) и даже Климент еп. Римский (посл. к Кор. гл. 11).
ЛОХЕШ (чародей; Неем 10:24) - из глав народа Израильского, во дни Ездры и Неемии, по возвращении Евреев из Вавилона.
ЛОШАДЬ см. Конь.
ЛУГ, ЛУГА (Пс 64:14). "Луга одеваются стадами и долины покрываются хлебом, восклицают, и поют," говорит Псалмопевец. Палестина издревле изобиловала различными лугами и долинами, покрытыми душистыми цветами, сочною травою и всегда оживленными стадами пасущихся на них домашних животных. По обилию сих стад она нередко называлась землею, текущею медом и молоком (Исх 3:8, 17, 33:3) Особенно богатою растительностью, лугами, пастбищами, отличались: Галилея, Сарон, Кармил, Ливан и другие местности. Блестящая красота Палестинских цветущих растений прославлена Соломоном в его ПесПесн: "Я нарцисс Саранский, лилия долин! (2:1). Вот зима прошла, дождь миновал, перестал, цветы показались на земле (2:12). Сам Господь в Нагорной проповеди указывал на красоту цветов, покрывавших долины Палестинские, разнообразными красивыми, душистыми, лилиями (Мф 6:28,29). "Посмотрите на полевые лилии, как они растут? говорил Он. Говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них," ЛУД - слово неопределенного значения (Быт 10:22) - сын Сима, по мнению некоторых, родоначальник Лидян, или Лидийцев, в Малой Азии.
ЛУДЯНЕ (Иудф 11-23). Под означенным словом разумеют Ливийцев, именно народ живший в Африке.
ЛУЗ (миндальное дерево) - название двух городов: Быт 28:19 и др. - прежнее название Вефиля города, в колене Вениаминовом. Суд 1:22-26 - город в стране Хоттеев, названный его строителями по имени первого вышеупомянутого города. Где находился этот город, определенно неизвестно.
ЛУК, КАК ОГОРОДНОЕ РАСТЕНИЕ (Чис 11:5). Когда Израильтянам надоело употреблять в пустыне в пищу манну, то они начали роптать на Моисея, говоря: "мы помним рыбу, которую в Египте мы ели даром, огурцы и дыни, и лук, и репчатый лук и чеснок" (Чис 11:5). Лук - это хорошо всем известное огородное растение, произраставшее в обилии и лучшем виде в Египте. По свидетельству путешественников, Египетский лук был больших размеров, чем прочие его виды, и имел очень приятный вкус; по словам одного из них, он отличался от означенного огородного овоща в наших Европейских странах на столько, на сколько отличается дурная репа по своему вкусу от хорошего яблока. У Евреев было два вида лука: хацир (мелкий лук, парей), разводился в Египте в большом количестве и служил для бедных Египтян недорогою и вместе с тем питательною пищею, а другой - под названием бецалим (по Арабски - басеил) назывался репчатый лук. На древних Египетских памятниках мы нередко встречаем изображения, каким способом Египтяне связывали луковицы в различные большие или меньшие связки. По словам одного Английского путешественника, Мичи, известная часть пустыни Гоби, исключительно покрыта означенными видами лука, так что он служил единственным кормом для овец и верблюдов. Египетский лук может долго сохранять свою силу и жизненность, потому он и считался у Египтян растением священным.
ЛУК, КАК ОРУЖИЕ ДЛЯ СТРЕЛЬБЫНА ОХОТЕ И НА ВОЙНЕ (Быт 21:20, 27:3, Авв 3:9, От 6:2 и др.). Луки у Евреев делались из дерева, меди, железа, рога, камыша и даже из слоновой кости. Луки Египтян по своему виду несколько походили на употреблявшиеся некогда в средние века различными Европейскими народами как например Англичанами. Греческий лук имел форму рога буйвола. Рогообразные луки всадников обыкновенно носили в кожаных футлярах, как это существует, и доселе на Востоке, но иногда они привешивались и к правому их бедру. Место в кн. Аввакума: "Ты обнажил лук твой по клятвенному обещанию" (3:9) содержит в себе указание на этот обычай и вероятно значит - твой лук был приготовлен к битве. Пешие воины обыкновенно носили свои луки на щитах. Лук делался ли он из дерева, или из меди, всегда был значительных размеров, и для натягивания оного требовалось не малое напряжение и сила (2Цар 22:35): и мышцы мои сокрушают медный лук, говорит Псалмопевец (Пс 17:35). О стрелах и тетиве, как необходимых принадлежностях воинского оружия, также нередко упоминается в Свящ. Писании. Существовали различные способы нажимания лука - коленом, или правою ногою. Кто из читателей Библии не знает, что известным стрелком из лука считался Измаил, сын Агари, что стрельбой из лука любил заниматься Исав, старший сын Иакова, что стрелами из лука был изранен Саул во время войны с Филистимлянами и смертельно ранен Ахав, царь Израильский. Лучшими стрелками из лука у Евреев считались Вениамитяне. Славились также Еламитяне (Персы; Ис 22:6) и Лидяне (Иер 46:9). см. Вооружение.
ЛУКА ЕВАНГЕЛИСТ (сокращ. форма лат, слова Lucanus, как например Сила - Silvanus), писатель третьего Евангелия и книги Деяний Апостольских. Он вообще не поименован как писатель последней книги, но всеобщее и непрерывное предание Церкви с самого начала приписывало ему составление означенной книги Н.З. По свидетельству Евсевия и Иеронима, Лука был уроженец г. Антиохии. В поел. к Колос. (4:14) an. Павел именует его врачом, возлюбленным. Основательное его знакомство с Иудейскими обычаями, образ мышления, фразеология делают несколько вероятным, что он сначала был прозелитом, иноплеменником, принявшим Иудейскую веру, хотя с другой стороны, по его классическому стилю, чистоте и правильности Греческого языка в его Евангелии, скорее можно заключить, что он происходил не из Еврейской, а из Греческой расы. Нам неизвестно, что именно побудило его к принятию Христианства, но мы знаем, что по своем обращении, сердечно привязавшись к великому апостолу Павлу, он всю последующую жизнь свою всецело посвятил на служение Христу. Существует древнее предание, что Лука был из 70 учеников, посланных Господом во всякий город и место, куда Сам хотел идти (Лк 10:1). Другое древнее предание говорит, что он был вместе с тем и живописец и приписывает ему начертание икон Спасителя и Божией Матери, из коих последняя доселе хранится в Большом Успенском соборе в Москве. Касательно образа его деятельности по вступлении в апостол, служение, мы находим точные и определенные сведения, описанные им самим в кн. Деяний. Думают, что в трогательном Евангельском повествовании его о явлении воскресшего Господа двум ученикам, шедшим в Еммаус, под другим учеником, имя которого не упоминается, разумеется сам Лука (гл. 24). Когда Лука присоединился к ап. Павлу и сделался его спутником и сотрудником, достоверно неизвестно. Может быть, это было в 43 или 44 году по Р.Х. Затем он сопровождал апостола в Рим до времени первого его темничного заключения в оном (Деян 27:1 и ел.) и оставался при нем (Кол 4:14). И во время вторых уз апостола, не задолго до его смерти, он также был при нем, тогда как все прочие оставили апостола; вот почему так трогательно звучат слова ап. Павла в конце 2Тим 4:10: "Димас оставил меня, возлюбив нынешний век, и пошел в Фессалонику, Крискент в Галатию, Тит в Далматию. Один Лука со мною." По кончине ап. Павла, о последующей жизни ев. Луки из Свящ. Писания ничего неизвестно. Существует предание, что он проповедовал Евангелие в Италии, Македонии и Греции и даже в Африке и мирно скончался на 80 летнем возрасте. По другому преданию, он скончался мученическою смертью при Домициане, в Ахаии и за неимением креста был повешен на оливковом дереве. Мощи его перенесены в Константинополь при императоре Констанце в половине IV века. Память его празднуется Церковью 18 октября.
От Луки Евангелие - законоположительная книга Нов. Завета, третья в числе Евангелий, состоит из 24 глав. Побуждением к составлению оного, по собственным словам еван. Луки, служим пример многих предшествовавших повествователей о Евангельских событиях и желание утвердить в истинной вере некоего богобоязненного мужа, Феофила посредством точного и вполне достоверного изложения Евангельской истории (Лук 1:1-4). Евангелие начинается описанием обстоятельств рождения Предтечи и Господа И. Христа, оканчивается вознесением Господа на небо. В Евангелии от Луки находится впрочем изложение некоторых событий, о которых не упоминают другие евангелисты, как например рождение Иоанна Крестителя, Римская перепись в Иудее, обстоятельства, сопровождавшие рождество Христово в Вифлееме, небесное видение Вифлеемских пастырей, беседа 12-ти летнего отрока Иисуса Христа в Иерусалимском храме с Иудейскими учителями; притчи: о добром Самарянине, блудном сыне, богатом и Лазаре, неправедном судии, мытаре и фарисее; чудесное исцеление кровоточивой женщины, исцеление 10 прокаженных, воскрешение сына вдовы Наинской, подробности о путешествии в Еммаус двух учеников и явление им Господа.
ЛУНА (Нав 10:12,13, Быт 37:9), или меньшее светило (Быт 1:16) - есть планета, обращающаяся вокруг земли (спутник земли) и светящаяся светом, заимствованным от солнца. Среднее расстояние луны от земли полагают около 51,800 геогр. миль. Если смотреть на луну в хороший телескоп, то поверхность оной представляется покрытою горами, долинами, пропастями в разнообразных формах и положениях. К земле постоянно обращена одна и та же сторона лунной поверхности, так как обращаясь вокруг земли, она в то же самое время обращается вокруг своей оси. В Свящ. Писании Церковь Божия на земле величественно сравнивается с луною, так как она заимствует свой блеск и сияние от Солнца правды, Христа. "Кто это блистающая как заря, прекрасная, как луна, светла, как солнце, грозная, как полки с знаменами?" говорит таинственный жених о своей возлюбленной в Песн 6:10. Течением луны определяется весь Еврейский праздничный календарь. Два главные Еврейские праздника: Пасха и праздник Кущей начинались с новомесячия. Новомесячия у Евреев всегда были веселыми семейными праздниками и отличались особенным жертвоприношением в храме (1Цар 20:5, Иудиф 8:6). Праздник новомесячия всегда возвещался громким звуком священных труб. Язычники вообще боготворили луну под разными наименованиями, как-то: царицы небес, Венеры, Урании, Астарты, Дианы и др. (Вт 4:19, 17:3, Иов 31:26-27). Псалмопевец в Пс 120:6 говорит: "днем солнце не поразит тебя ни луна ночью." В пояснение второй половины означенного выражения некоторые путешественники по Востоку говорят, что действие лунного света в восточных странах, как например в Аравии, неприятно и вредно отзывается на зрении, и туземцы ложась спать на открытом воздухе во время полнолуний всегда закрывают свои глаза платком или покрывалом. И действительно, лунный свет здесь поражает и удручает зрение даже сильнее чем самое солнце и влечет за собою различные глазные болезни, если только при этом не накрывать лицо чем либо во время ночного сна. У Екклезиаста померкающий свет солнца, луны и звезд служит изображением старости. "Доколе не померкли солнце и свет, и луна и звезды, говорит он, и не нашли новые тучи вслед за дождем" (12:2). У пророков и в Н.З. изменения в солнце, луне и светилах небесных представляются предвестниками и знамениями великих и страшных грядущих событий в судьбах мира и человеческой жизни. "В новом небе и на новой земле, по свидетельству Тайнописца, не будет нужды ни в солнце, ни в луне для освещения, ибо Господь Бог сам будет светом для спасенных народов и они будут ходить во свете Его" (От 21:1-24, 22:5).
Круг луны. Счисление времени по месяцам было в глубокой древности. У Евреев год делится на 12 лунных месяцев. То же счисление остается у них и принято всеми до настоящего времени. Но так как лунный год менее солнечного на 10 дней и 21 час, то в Пасхалии Христианской церкви для определения дня Пасхи установлен круг луны, происхождение которого следующее: Празднование Пасхи Еврейской начинается с вечера 14 дня мартовской луны и продолжается 7 дней. Относительно времени празднования Пасхи Христианской в продолжение первых двух веков после Р.Х. не было общего согласия. Малоазийские церкви праздновали ее в одно время с Иудеями. От сего происходило, что Пасха приходилась в разные дни недели, а это не соответствовало Христианскому понятию о дне воскресения Спасителя. В Риме и других церквах Пасха праздновалась после полнолуния мартовского и весеннего равноденствия, и непременно в воскресенье. Такое разногласие было причиною споров и пререканий между церквами. Вселенский Никейский собор, бывший в 325 г., постановил: праздновать Пасху в первое воскресенье после мартовского полнолуния, если оно случится после весеннего, равноденствия или в один день с ним. В основании же пасхальных расчетов на том же соборе принят 19 летний круг луны, так как все фазы луны от новолуния до новолуния происходят в те же дни и числа чрез 19 лет.
ЛУНАТИК (Мф 4:24). Прежде думали, что фазы луны имели влияние на известные умственные болезни, и потому лица одержимые сими болезнями назывались лунатиками; в настоящее время означенное мнение остается безосновательным. Вероятно, главные причины оной заключаются в сильном расстройстве нервной системы. В Сирийском переводе Библии под словом лунатик разумеются душевно больные, ходящие в сонном состоянии по плоским кровлям восточных домов и т.п. Физиологи доселе еще часто описывают печальные последствия сомнамбулизма. Впрочем и эпилептические припадки (Мф 18:5), как известно, являются гораздо чаще во время новолуний и полнолуний, чем в другое какое время.
ЛУХИТ (из досок сделанный; Ис 15:5, Иер 48:5) - город или селение в стране Моавитян. Под выражением восхождение в Лухит, встречающимся в той или другой цитате, несомненно разумеется этот самый город, вероятно находившийся на в. или ю.-в. от Мертвого моря, но который совершенно нам неизвестен.
ЛУЦИЙ (Деян 13:1) - общее Римское прозвание. В Деян 13:1 мы встречаем имя Луция Киринеянина, упоминаемое между прочими учителями и пророками в Антиохии; а в посл. к Рим 16:21 разумеется Луций, один из сродников ап. Павла, от лица которого, в числе прочих, он приветствует Римлян. Первый Луций был из числа 70 апостолов и епископствовал в Лаодикии Сирской. Память его 4 января и 10 сентября.
ЛУЧИЦА - морская лучица или морская трава-поросль (Ион 2:6) издревле росла в значительном количестве по берегам Средиземного моря. Аравийский залив называется Красным или Чермным морем от обилия растущей в нем морской травы, сообщающей видам его красно-зеленый цвет. Другой вид этой поросли или лучицы речной есть так называемый Нильский тростник, или ситник, росший в большом изобилии по берегам Египетской р. Нила, в чаще которого некогда был скрыт своею матерью в тростниковой корзине младенец Моисей (Исх 2:3,5).
ЛЮБОВЬ (1Кор 13, Мф 22:36-40). Девять заповедей Господних были разделены на две скрижали, так как в заповедях заключаются два вида любви, то есть любовь к Богу и любовь к ближнему, и посему предписывается два рода должностей. Когда один из фарисеев, законник, искушая Господа, спросил Его: "Учитель! какая наибольшая заповедь в законе? Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею, и всем разумением твоим. Сия есть первая и наибольшая заповедь. Вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя. На сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки." Ближними нашими должно почитать всех, потому что все - созданья единого Бога и произошли от одного человека. Но те которые одной веры с нами должны быть особенно близки нам, как дети одного Отца небесного по вере Иисуса Христа. Любовь к себе самому свойственна всякому по закону естественному: "ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее." Но любить себя должно только для Бога, и частью для ближних; любить ближних должно для Бога; а любить Бога должно для Него самого, и больше всего. Любовь к себе должно приносить в жертву любви к ближним; а любовь к себе и ближним должно приносить в жертву любви к Богу. "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих," сказал Господь (Ин 15:13). Он же в напутственном наставлении на проповедь Евангелия двенадцати ученикам Своим между прочим сказал: "Кто любит отца или мать более нежели Меня, не достоин Меня, и кто любит сына или дочь более нежели Меня, не достоин Меня" (Мф 10:37).
Любовь - это основа Нового (то есть высшего и окончательного) Завета, заключенного Богом с людьми в Сыне Своем, нашем Господе и Спасителе Иисусе Христе, отдавшем за нас Свою жизнь (Ин 15:13). В Моисеевом законе, как и во многих иных религиях, главным считается делание добра, исполнение заповедей. Но дух Нового Завета качественно иной - любовь, которая выше закона (Гал 5:22-23). Хотя закон и пророки утверждаются на заповедях, основанных на любви к Богу и ближнему (Мф 22:36-40), совершенная любовь совершенным образом открылась лишь в Иисусе Христе (Ин 3.16; 1Ин 4.9-10; Рим 5.8). Бог и любовь тождественны (1Ин 4.8,16; 1Кор 13.13). И те, кто Божии, пребывают в этой святой любви (1Ин 4:7,11-12). Для обозначения любви в греческом языке есть три слова: эрос (чувственная любовь), филия (любительство, как например, в слове философия - любовь к мудрости) и агапе (высшая, духовная любовь). Хотя в русском языке для обозначения любви есть только одно слово, очевидно, есть те же три ее разновидности. Но первые две ничтожны в сравнении с последней, ибо первые две - человеческие, и только последняя - Божественная.
ЛЮБОДЕЙСТВИЕ (любодеяние) - более широкое понятие, чем прелюбодеяние (нарушение супружеской верности), ибо включает в себя всякое действие, связанное с похотью. Поэтому оно находится в числе самых отвратительных дел (От 21.8; 22.15).
ЛЮБОСТЯЖАНИЕ (Кол 3:5) - излишнее попечение о богатстве и приобретении земных благ. Сей грех, воспрещаемый второю заповедью относится к идолопоклонству. Ап. Павел именно говорит: любостяжание есть идолопоклонство, потому что любо-стяжательный человек работает более богатству, нежели Богу.
ЛЯГУШКА см. Жаба.
М
МААДАЙ (украшение Господне; 1Езд 10:34) - один из сынов Вания. Он возвратился с Ездрою после плена и был одно из лиц, имевших жену иноплеменницу.
МААДИЯ (Неем 20:5) - один из священников, сопровождавших Зоровавеля в Иерусалим после плена. В 17 ст. он называется Моадия.
МААЗИЯ (утешение Господа): 1Пар 24:18 - глава 24-ой чреды служения священнического во времена Давида. Неем 10:8 - один из священников во дни Неемии, давших обязательство быть верными Богу и утвердивших оное вместе с Неемиею своею подписью и печатями.
МААЙ (нежность; Неем 12:36) - один из певцов с музыкальными орудиями при освящении Иерусалимской стены после плена.
МААРАФ (безлесный, обнаженный; Нав 15:59) - город колена Иудина, упоминаемый вместе с Беф-Анофом и Елтеконом. Вероятно, он находился в Каср-Эль-Мухре, к в. от Хеврона, где и доселе еще находится несколько развалин на с. берегу местности Вади-Элъ-Гар.
МААСАЙ (дело Господа; 1Пар 9:12) - сын Адиела, одно из лиц, живших в Иерусалиме после плена.
МААСЕЙ (значение то же, что и предыдущего слова; 1Пар 15:18-20) - левит во времена Давида, участвовавший в игре на псалтири тонким голосом по случаю перенесения Ковчега Завета из дома Овед-Едома.
МААСЕЯ - имя нескольких лиц: Иер 32:12, 51:59 - отец Нирии и внук Варуха. 2Пар 23:1 - сын Адаии, один из начальников сотен, помогавших первосвященнику Иодаю к возведению на престол Иоаса. 2Пар 26:11 - надзиратель во дни царя Озии. 2Пар 28:7 - сын Ахаза, царя Иудейского, убитый во время вторжения Факея Зихрием, силачом из Ефремлян. 2Пар 34:8 - градоначальник Иерусалима в царствование Иосии, уполномоченный царем вместе с другими для возобновления Дома Господня. 1Езд 10:18-22 - три священника, женившиеся на иноплеменницах во время плена. 1Езд 10:30 - Израильтянин, из сынов Пахаф-Моава, женившийся на иноплеменнице во дни Ездры. Неем 3:23 - отец Азарии, чинившего Иерусалимскую стену. Неем 8:4 - одно из лиц, стоявших по правую сторону Ездры, когда он читал книгу Закона народу, собравшемуся на улицах Иерусалима. Неем 8:7 - одно из лиц пояснявших народу Закон по тому же случаю. Неем 10:25 - из глав народа, давших обещание быть верными Богу и утвердивших обещание своею подписью и печатями. Неем 11:5 - сын Варуха из колена Иудина, после плена избранный по жребию на жительство в Иерусалиме. Неем 11:7 - Вениамитянин, избранный по жребию жить в Иерусалиме. Неем 12:41,42 - священники, участвовавшие в освящении стены Иерусалимской после плена. Иер 29:21 - отец Седекии, одного из лжепророков, во времена Иеремии. Иер 29:25 - отец Софонии, бывший священником во времена Иеремии. Иер 35:4 - сын Иссалума, один из придверников храма в царствование Иоакима, царя Иудейского.