Сокращенные обозначения книг Писания 5 глава




МАНОЙ (покой; Суд 13:2) - благочестивый муж из Цоры от племени Данова. Будучи женатым, он долгое время не имел детей; но вот его жене явился ангел и сказал, что она родит сына. Узнав о сем, Маной помолился Господу, чтобы ангел Господень явился ему и научил его, как он должен поступать с имеющим родиться младенцем. Молитва была услышана и через несколько времени у них родился сын, которого они назвали Самсоном (см. Самсон; Суд 13). Маной и жена его упоминаются далее в кн. Судей, по случаю свадьбы их сына, на которую они сперва не соглашались, но впоследствии изъявили согласие (14:2-10). Маной умер прежде своего сына. Посему, когда Самсон геройски погиб с отмщенными им Филистимскими владельцами и народом до 3 тысяч человек в разрушенном им доме, то одни только братья похоронили его между Цорою и Естаолом во гробе Маноя, отца их (16:31).

МАНОХО (Нав 15:59) - один из городов колена Иудина.

МАНЯ - два лица из Израильтян. Одно (2Езд 5:31) из служителей при храме, сын которого значится в числе возвратившихся из плена с Зоровавелем. Другое же лицо (2Езд 9:30) из числа тех, сыновья которого имели жен иноплеменных.

МАОН (место жилища) - название следующих мест: Нав 15:55, 1Цар 25:2 - город колена Иудина, близ г. Кармила. Он находился в горах и вероятно лежал к ю. Пустыня Маон, в которой скрывался Давид от Саула, лежала на равнине направо от Иесимона (1Цар 23:24). В Маоне жительствовал Навал (25:2). Маон, как думают, находился в местности, называемой ныне Tell Main и находящейся в нескольких англ. милях на ю. от Хеврона. Если подобное мнение справедливо, то пустыня Маон вероятно составляла часть гористой страны на в. 1Пар 2:45 - сын Шаммая и отец или основатель г. Беф-Цура, часто упоминаемого в кн. Маккавейских.

МАОХ (быть может угнетение, а по Фюрсту, бедный; 1Цар 27:2) - отец Анхуса, царя Гефского. Вероятно, это лицо тождественно с Маахою (3Цар 2:39).

МАРА (горькая; Руф 1:20) - имя, которое дала себе Ноеминь, по возвращении из Вифлеема вдовою и бездетною. "Не называйте меня Ноеминью (приятная), сказала она при этом, а называйте меня Марою, потому что Вседержитель послал мне великую горесть."

МАРАЛА (место дрожания; Нав 19:11) - место в колене Завулоновом. По Вельде, находилась в нынешней местности Тель-Мардшани, к ю.-в. от Акко.

МАРДОХЕЕВ ДЕНЬ (2Мак 15:36) - это 14-й день месяца Адара, соответствующего нашему Февралю и марту, в который празднуется воспоминание избавления Евреев от всеобщего истребления их, задуманного по злобе Амана. Этот праздник называется праздником Пурим или Жребиев, и законом постановлено для всех Евреев праздновать оное два дня, 14 и 15-й месяца Адара. Новейшая синагога отправляет празднество с следующими обрядами. Утром в 1-й день праздника Евреи собираются в синагогу и читают книгу Есфирь, и когда, при чтении оной, приходится упомянуть имя Аман, то в ней поднимается большой шум, все от мала до велика бьют колотушками или молотом, топчут ногами изображение врага своего, Амана, повешенное на чем либо подобном виселице и т.п. Накануне этого праздника бывает у них пост, так называемый пост Есфири, продолжающийся от восхождения до захождения солнца (Есф 9).

МАРДОХЕЙ (происхождение и значение слова неизвестны, но очевидно имеет такое же значение как и Мородах, и если так, то оно Персидского происхождения) - именно следующих лиц: Есф 2:2 - пленный Иудей, из колена Вениаминова, сын Иаира, живший в Сузах при дворе Артаксеркса, родственник и воспитатель Есфири, сделавшейся впоследствии царицею Персии. Мардохей впал в немилость Амана, главного вельможи царского, человека весьма честолюбивого и гордого. Чтобы отметить презренному Иудею, Аман составил план поголовного истребления всех Иудеев в царстве. Преступный замысел его однако не осуществился, благодаря ходатайству царицы Есфири перед царем Артаксерксом; сам Аман погиб на виселице, а Мардохей занял его высокое место при дворе. Место гробницы Мардохея и Есфири одни полагают в центре г. Гамадана, другие же в г. Сузах. 1Езд 2:11 - из начальников народа Иудейского, возвратившихся с Зоровавелем из Вавилонского плена.

МАРЕША (наследие или, по объяснению некоторых - быть во главе): 1Пар 2:42 - отец Хеврона из потомства Иуды. Нав 15:44 - город колена Иудина па низменных местах. Впоследствии он сделался значительным городом и был укреплен Ровоамом (2Пар 11:8). Получил известность как место битвы между Асою, царем Иудейским, и Зараем, царем Ефиопским, в которой последний был разбит на голову со всем своим многочисленным войском (2Пар 14:9). В этом городе жительствовал прежде также пр. Михей (Мих 1:15). Положение города Мареши указывают в настоящее время недалеко от сел, Эль-Джибрин в двух милях на ю. от Елевтерополя.

МАРИАМ (высокая; Исх 15:20-21): сестра Моисея и Аарона, бывшая, как думают, несколькими годами старше Моисея. Она способствовала к сохранению жизни брата своего, младенца Моисея, и предложила дочери Фараона взять в кормилицы ему свою мать Иохаведу (Исх 2). При исходе Евреев из Египта, она последовала вместе с другими за своим братом Моисеем и, по переходе через Чермное море, является во главе жен Еврейских, с тимпанами и ликами прославлявших Господа. "Пойте Господу, воспевала Мариам, ибо высоко превознесся Он, коня и всадника его ввергнул в море" (Исх 15:21). После за несправедливый ропот на Моисея она была наказана от Бога проказою, но по молитве своего брата чудесно исцелилась и провела семь дней вне стана. Мариам, как пророчица, несомненно владела Божественным вдохновением. Скончалась и погребена в Кадесе (Чис 20:1). Рим 16:6 - благочестивая Римская христианка во времена ап. Павла. "Приветствуйте Мариам, пишет о ней св. апостол, которая много трудилась для нас." Более о ней ничего неизвестно.

МАРИЯ БОГОМАТЕРЬ (по Еврейски: Мариам, возвышенная, превознесенная; Мф 1:16, Мк 3:31, Лк 1:26-56, Ин 19:24, Деян 1:12-14). Пресвятая Дева Мария, Матерь Господа нашего Иисуса Христа, дочь прав. Богоотец Иоакима и Анны, происходила из царского рода Давидова через Нафана. С раннего детства Она была посвящена благочестивыми родителями Богу и торжественно введена в храм Иерусалимский для воспитания. Здесь, как говорит предание. Она проводила все время в трудах рукоделия, чтении св. книг и молитве и особенно отличалась высокими добродетелями - глубочайшим смирением и совершеннейшею преданностью воле Божией. На четырнадцатилетнем возрасте, когда родителей ее уже не было в живых, Она решилась всецело посвятить Себя Богу, с обетом всю жизнь свою пребывать в девстве (Лк 1:34). Тогда Ее обручили за старца Иосифа, занимавшегося древоделием и происходившего также из царского рода Давидова чрез Соломона. Он был Ее хранителем и питателем (Лк 1:27). Жили они в небольшом и незнатном городке Галилейском - Назарете, снискивая пропитание своими трудами. В высокой степени трогательно и умилительно еван. повествование о благовестии Пр. Девы Марии арх. Гавриилом о чудесном зачатии и рождении от Нее Спасителя мира (Лк 1:26-38). "Радуйся благодатная, Господь с Тобою! сказал ей явившийся ангел, благословении Ты между женами!" Не удивительно, что Мария смутилась при сем необычном благовестии; но Она внимает с чувством безмолвного, смиренного удивления и радости, когда небесный посланник раскрывает перед Нею тайну преславного воплощения Сына Божия, что Он родится от Нее, приимет человеческое естество кроме греха, наречется Сыном Всевышнего и что Она наименует Его именем Иисус (Спаситель). "Как будет это, когда я мужа не знаю?" вопрошает Она ангела в безмолвном удивлении. "Дух Святый найдет на Тебя и сила Всевышнего осенит Тебя, отвечает Ей небесный посланник, посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим." Тогда с глубочайшею верою и преданностью воле Божией и смирением Она воскликнула: "Се, раба Господня, да будет мне по слову Твоему!" И отошел от Нее ангел. После этого чрезвычайного события Мария пошла в страну нагорную, в город Иудин, в дом Захарии, и там получила подтверждение архангельского благовестия. Едва услышала приветствие Пресвятой Девы, жена Захарии, Елисавета, исполнившись Св. Духа, воскликнула громким голосом: "благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего! И откуда мне это, что пришла Матерь Господа моего ко мне?" (Лк 1:42-43). В ответ на это Пресвятая Дева излила свои благочестивые чувства в величественной, торжественной, пророческой песни: "Величит душа моя Господа..". песни, которую мы ежедневно слышим за утренним богослужением. Эта торжественно-возвышенная песнь в действительности имеет не мало сходства с песнью Анны, матери Самуила. После сего Мария возвратилась в свой собственный дом Назарет и оставалась там до того времени, как Иосиф должен был отправиться вместе с Нею в свой отечественный г. Вифлеем, по случаю народной переписи, согласно повелению Кесаря Августа. В этом-то городе, переполненном на сей раз по случаю переписи массою народа, не нашлось для Той, которая родила Господа славы, другого пристанища, кроме вертепа, а для Ее Сына, Богомладенца Иисуса, иной колыбели, кроме яслей. Тогда была ночь, и вот открылось чудное явление пастырям Вифлеемским, которые содержали стражу у стада своего: им предстал ангел Господень и возвестил им рождение Спасителя, и внезапно с ангелом явилось многочисленное небесное воинство, прославлявшее Бога и взывавшее: "Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение." На убогий вертеп указывала блестящая небесная звезда, и ведомые ею волхвы с востока пришли с дарами поклониться Богомладенцу Иисусу. В восьмой день Богоматерь с Иосифом обрезали Богомладенца, согласно с требованием закона, и нарекли Ему имя: Иисус. Затем, по исполнении дней очищения, они принесли Его в Иерусалимский храм, чтобы представить пред Господа и по закону принести жертву. Престарелый старец Симеон, давно уже чаявший Утехи Израилевой и пришедший тогда по вдохновению во храм, взял Богомладенца на свои руки, благословил Бога и пророчески произнес высоко вдохновенную молитву, так часто слышимую нами теперь на церковных богослужениях, именно: "Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему с миром." В этой чудно вдохновенной песни Богоприимца Симеона слышится также пророческое слово и к Пресвятой Богоматери о скорбях и душевных муках. Ее ожидающих. "И Тебе самой, сказал он, обращаясь к Пресв. Деве, оружие пройдет душу" (Лк 2:29-35). "Иосиф же и Матерь Его, замечает св. еванг. Лука по сему случаю, дивились сказанному о Нем" (ст. 33). Нельзя определенно выразить те чувства и мысли, которые наполняли душу Преблагословенной при сем и предыдущих случаях. Евангелие говорит только: и Матерь Его сохраняла все слова сии в сердце своем (ст. 51). Во время пребывания Богоматери и Иосифа в Вифлееме, честолюбивый и кровожадный Ирод, услышав от волхвов о рождении царя иудейского, происхождение и месторождение которого ему было неизвестно, решил избить всех Вифлеемских младенцев мужеского пола до двухлетнего возраста. Слух о сем кровавом замысле понудил Иосифа и Марию, по повелению Божию, бежать в Египет. По смерти Ирода они возвратились, но поселились на жительство в Назарете, боясь насилия от Архелая, сына Ирода, вступившего на престол по смерти своего отца. Из последующей истории жизни Богоматери в Евангелии сообщается немного сведений. Так например мы знаем, что при одном случае, когда Богоматерь и Иосиф с двенадцатилетним отроком Иисусом пришли по обычаю в Иерусалим на праздник, то при отправлении в обратный путь, отрок Иисус остался в Иерусалиме. Богоматерь и Иосиф с беспокойством искали Его между родственниками и знакомыми, пока через три дня не нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их. "Чадо, что Ты сделан с нами, сказала Ему Богоматерь, вот отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя?" - "Зачем вам было искать Меня? отвечал отрок Иисус, или вы ив знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему" (Лк 2:48-49). Далее мы знаем из Евангелия, что Богоматерь присутствовала на браке в Кане Галилейской при первом чуде, совершенном Ее Божественным Сыном - чудесном претворении воды в вино. Здесь ходатайствовала Она пред Господом по случаю недостатка вина и сказала Ему: "у них нет вина." Господь отвечал на это, что еще не пришел час Его, а потом исполнил ходатайство Своей Матери, чудесно претворив воду в вино (Ин 2:1-11). В Евангелии Лк 8:19 мы читаем, что Богоматерь раз приходила к Иисусу вместе с другими во время проповеди Его. "Мать и братья Твои, сказали Иисусу при этом случае, стоят вне, желая видеть Тебя." В ответ на это Он сказал им: "Матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его" (ст. 21). Наконец мы снова видим Богоматерь, но уже при кресте Спасителя, когда Он указал Ей на любимейшего Своего ученика Иоанна и вручил Ее сыновней его попечительности (Ин 19:26-27). "Жено! се сын твой," сказал Матери Своей с креста, указывая на возлюбленного ученика Своего страждущий Спаситель, и затем, обращаясь к ученику, прибавил: "се Матерь твоя." "И с этого времени, замечает евангелист, ученик сей взял Ее к себе." При крестных страданиях Господа во всей своей силе исполнилось обращенное к Ней некогда пророчество Симеона: "И Тебе самой орудие пройдет душу." И действительно, кто мог описать лютую скорбь Ее и душевные муки при этом невыразимом страшном зрелище! Из кн. Деяний видно, что по вознесении Господа на небо, Она вместе с апостолами и другими женами непрестанно пребывала в молитве, ожидая обещанного утешителя Св. Духа (Деян 1:12-14) и после до самого успения Своего жила в Гефсимании, в доме Иоанна (Ин 19:28). Там, по преданию, Она и скончалась и была погребена в Гефсимании. Вскоре потом пречистое тело Ее взято на небо, дабы быть Преблагословенной Ходатаицею за весь мир, в особенности же за верных, молящихся Ей и призывающих Ее в помощь себе. По преданию, также дошедшему до нас через Евсевия, успение Богоматери было в 15 г. по вознесении Господа или в 48 г. по Р.Х. Предание о взятии тела Богоматери на небо восходит к древним временам христианства. О нем свидетельствует Дионисий Ареопагит, Мелитон, епископ Сардийский и др. Главнейшие праздники, в которых вспоминаются важнейшие события из земной жизни Богоматери суть следующие: Рождество Ее (8 сентября). Введение во храм (21 ноября). Благовещение (25 марта). Рождество от Нее Господа Иисуса (25 декабря) и наконец Ее Успение (15 августа). В Православной Церкви кроме того много праздников, посвященных благоговейному чествованию явленных и чудотворных икон Богоматери (Иерусалимская, Казанская, Боголюбская, Иверская и пр.), чрез которые небесная Владычица и доныне не перестает подавать обильные блага с верою к Ней прибегающим. Самою древнею иконою Божией Матери почитается икона, написанная по преданию ев. Лукою, принесенная из Греции в Россию, в древнюю столицу Киев, из Киева во Владимир и оттуда в 1395 году в Москву, где и находится доныне в Успенском соборе и известна под именем Владимирской.

МАРИЯ КЛЕОПОВА (Мф 27:56, Мк 15:40, Лк 24:4-11, Ин 19:25) - жена Клеопы или Алфея, сестра Матери Господа, мать Иакова меньшого и Иосии. Она вместе с другими благочестивыми женами сопутствовала Господу во время Его общественного служения, присутствовала при кресте во время страданий Господа и при Его погребении, ходила с другими мироносицами по прошествии субботы на гроб, чтобы помазать тело Иисусово, и здесь в первый раз вместе с другими услыхала радостную весть от ангела о воскресении Господа.

МАРИЯ МАГДАЛИНА (равноапостольная; Мф 27:56-61, Мк 15:40,41, Ин 19:25, Лк 8:2 и др.) - происходила из Галилейского города Магдалы в кол. Иссахаровом, близ Капернаума, отчего и получила свое название. Она была исцелена Господом от злых духов (Лк 8:13), и потому в чувствах благодарности к Нему, присоединилась к числу тех немногих благочестивых жен, которые всюду сопровождали Господа во время Его земной жизни и служили Ему своим именем. При крестных страданиях Господа Мария Магдалина, вместе с другими лицами, стояла при кресте Его и присутствовала при Его погребении. По прошествии же субботы, она с некоторыми другими благочестивыми женами, на рассвете первого дня недели, поспешила на гроб помазать тело своего возлюбленного Учителя принесенными ею ароматами. Она стояла у гроба и плакала. Пламенная любовь ее к Господу удостоилась величайшей награды: Мария Магдалина была первою, которой явился воскресший Спаситель по Своем воскресении, и она же первая удостоилась услышать отрадное повеление Господа идти к ученикам и сказать им, что Он воскрес из мертвых. Когда воскресший Спаситель в первый раз обратился к ней со словами: "жена! что ты плачешь? кого ищешь?" она не узнала Господа, быть может глаза ее были полны слез, быть может все ее внимание было поглощено глубокою скорбью о том, что она не нашла во гробе тела своего возлюбленного Учителя, и сначала она приняла Его за вертоградаря. Когда же слуха ее коснулся дружеский любвеобильный звук голоса Иисусова, когда Он обратился к ней с обычным нежным воззванием: "Мария!" она тотчас узнала Его по голосу и, преисполненная чувств отрадного изумления, благоговения и благодарности, бросилась было к ногам Его и радостно воскликнула: "Раввуни!" (что значит Учитель). Но Господь сказал ей: "не прикасайся ко Мне, ибо Я еще не возшел к Отцу Моему" (Ин 20:11-17). После сего в Евангелии мало говорится о Марии Магдалине. По преданию, она проповедовала Евангелие в Риме, принесла жалобу Римскому императору Тиверию на Пилата и поднесла ему красное яйцо, как символ страданий и воскресения Господа, затем скончалась и погребена в Ефесе. Еще в половине седьмого века показывали гробницу Марии Магдалины в Ефесе, а при Льве Мудром в 886 году мощи ее из Ефеса перенесены в Царьград. Св. Церковь совершает память ее 22 июля.

МАРИЯ - МАТЬ МАРКА (Деян 12:12), того самого Марка, который находился в близком родстве с ап. Варнавою и который написал второе Евангелие, известное под его именем. Она имела свой дом в Иерусалиме; в этом доме собирались для молитвы верующие. Более о ней ничего не говорится. Можно думать, что в упоминаемое время она находилась уже во вдовстве.

МАРИЯ, СЕСТРА ЛАЗАРЯ которого воскресил Господь уже на четвертый день после его смерти (Ин 11). Она жила со своей сестрою (Марфою) и братом в Вифании. В Евангелии говорится о ней, что при одном случае она сидела у ног Иисуса и слушала слово, тогда как Марфа заботилась о большом угощении (Лк 10:39-42). Затем евангелист Иоанн упоминает о ней, что услышав о шествии Господа по случаю смерти ее брата Лазаря, она оставалась дома (11:20). Когда же Божественный Учитель позвал ее, она поспешно встала и пошла к Нему на встречу и со слезами, припавши к ногам Его, повторила те же самые слова, какие прежде сего сказала сестра ее, Марфа: "Господи, если бы Ты был здесь, не умер бы брат мой (ст. 32). Иисус же, замечает Евангелист, когда увидал ее плачущую и пришедших с нею Иудеев плачущих. Сам восскорбел духом и возмутился (ст. 33). Далее у Мк 14:3 и у Ин 12:3 говорится о том, что когда за шесть дней до праздника Пасхи Господь пришел в Вифанию и был на вечери с Вифанским семейством в доме Симона прокаженного, Мария, взяв фунт нардового, чистого, драгоценного мира, помазала ноги Иисуса и отерла их своими волосами в знак своей высокой любви и благоговения к Нему. Дом наполнился благоуханием от мира. Иуда Искариотский, бывший при этом, возмутился, будто бы движимый любовью к бедным: "для чего бы не продать это миро за триста динариев и не раздать нищим"? (12:5) Господь Иисус отечески, милостиво ответил на это: "оставьте ее, они сберегла это на день погребения Моего" (ст. 1) и затем прибавил; "истинно говорю вам: где ни будет проповедать Евангелие cue, в целом мире сказано будет, в память ее о том, что она сделала (Мк 14:9). Более о Марии, сестре Лазаря, в Евангелии не упоминается.

МАРК ЕВАНГЕЛИСТ см. Иоанн, прозванный Марком.

МАРОФА (2Езд 8:61): Сын Урии, священник Иерусалимского храма во времена Ездры. В 1Езд 8:33 стоит: Меремоф. Мих 1:12 - горечь; название места, упоминаемого только в означенной цитате. Полагают, что оно находилось в колене Иудином, недалеко от Иерусалима.

МАРСЕНА (слово Персидское - достойный; Есф 1:14) - один из семи Персидских и Мидийских князей, составлявших совет царя. Он занимал первое место по царе Артаксерксе.

МАРФА (Лк 10:38-42) - сестра Лазаря и Марии, живших в Вифании. Дом их нередко посещал Господь И. Христос во время Своей земной жизни, как то видно из указанно цитаты. Во время болезни Лазаря, когда Господь шествовал в Вифанию, Марфа вышла к Нему на встречу и известила Его о смерти своего брата. Она служила также Спасителю на вечери в дому Симона прокаженного. - Память ее 6-го февраля.

МАСЛИНА, МАСЛИЧНОЕ ДЕРЕВО (Иов 15:33). Почва и климат Сирии были очень благоприятны для разведения масличных деревьев, которые в Свящ. Писании упоминаются очень часто (Вт 6:11, 7:13, 8:8, 3Цар 5:11 и др.). Плоды маслины продолговатые и мясистые, похожие на сливу, сперва бывают зеленые, потом палевого цвета и наконец совсем созревшие чернеют и начинают сморщиваться. Плоды означенного дерева очень ценны, так как из них добывается масло, выжимаемое из них различными способами и составляющее один из важнейших предметов торговли и роскоши (Иов 24:11, Иез 27:17). Плоды масличного дерева достают или посредством обивания (Вт 24:20), или посредством трясения дерева. Ягоды, остававшиеся в небольшом количестве на самой вершине или на плодоносных ветвях, предоставлялись бедным. Масличное дерево принадлежит к разряду красивых и твердых деревьев, обильных плодами, посему-то в Свящ. Писании часто встречаются иносказательные указания на маслину. Тук маслин обратился даже в притчу (Суд 9:8-9). Оно принадлежало к разряду вечно зеленеющих, и потому сделалось прекрасным символом неизменного благочестия и Божия благословения: "а я как зеленеющая маслина в доме Божием," восклицает псалмопевец (Пс 51:10). Молодые отрасли красиво разрастались кругом от корней старых масличных деревьев, и вот псалмопевец воспевает: сыновья твои, как масличные ветви, вокруг трапезы твоей (127:3). Это вечно зеленеющее многоветвистое дерево всегда представлялось очень красивым, и пророки не редко указывают на красивый вид его: зеленеющею маслиною, красующеюся приятными плодами, говорит пр. Иеремия, именовал тебя Господь" (11:16). "Расширяются ветви его (Израиля) и будет красота его как маслины" (Ос 14:16). Оно служило одним из источников ценной торговли, и оскудение плодов на масличных деревах нередко было причиною голода (Авв 3:17). Оливковая ветвь повсюду считалась эмблемою мира и обновления. "Голубь возвратился к нему (Ною) в вечернее время, говорит бытописатель в повествовании о потопе, и вот свежий масличный лист во рту у него" (Быт 8:11). Цветы масличного дерева могут опадать и быть стряхнутыми, почему Иов и говорит о нечестивых: "сбросит он, как виноградная лоза недозрелую ягоду свою и как маслина стряхнет цвет свой" (15:33). Самый плод иногда падал на землю недозревшим (Вт 28:40). Ветви этого дерева употреблялись на устройство палаток в праздник Кущей (Неем 8:15) Херувимы в храме Соломона были сделаны из масличного дерева (3Цар 6:23). Дикая маслина (Рим 11:17), и доселе обильно растущая около Иерихона на дне высохшего потока, гораздо меньше обыкновенной, и если на ней оказываются плоды, то они гораздо ниже культивированной маслины. В приведенной цитате под дикою маслиною разумеются язычники, которые по благодати Божией, через привитие к истинной маслине - Христу, становятся истинными членами Церкви Христовой. Масличные сады издревле разводились в Палестине не только частными лицами, но и царями. Почти у каждого частного землевладельца был свой масличный сад. У Давида над масличными садами были особые приставники (1Пар 27:28). Так как масличное дерево неприхотливо на почву, то масличные сады разводились и на сухой песчаной почве и на гористых местах. Из маслин Евреи, как замечено выше, добывали масло, которое теперь известно у нас под названием оливкового или деревянного. Для приготовления лучшего масла хозяин, при сборе или обивании маслин, с особенною заботливостью снимал для сего наиболее зрелые маслины (Исх 17:6, Вт 24:20); потом омывал их в воде и затем уже клал их в тиски или точило (Мих 6:15) или толок их в ступе (Исх 27:20, Лев 24:2). В том и другом случае в основе получалось густое, мутное масло, которому нужно было отстояться, и по отстойке на поверхности накоплялось чистое масло, или собственно елей. Он был двоякого цвета: желтого, выжатого из спелых маслин и зеленого из не совсем созревших маслин. Священный елей или миро, для помазывания первосвященников, царей и Скинии считался драгоценнейшим, и в него входило четыре составных вещества: мирра, киннамон, тростник и кассия, вместе с оливковым маслом (см. Миро).

МАСЛИЧНАЯ ГОРА см. Елеонская гора.

МАСЛО КОРОВЬЕ (2Цар 17:29, Пс 54:22, Прит 30:33) - собственно значит сгустившееся молоко, сливки, а потом уже и масло. Из указанных мест Свящ. Писания нельзя не видеть, что Евреи не только умели делать из молока сыр, но и приготовлять коровье масло.

МАСРЕКА (виноградник; Быт 36:36) - город, как думают, принадлежавший Идумеям. Его считают тождественным с Керек-Эль-Шобак, городом, находящимся между Аравийским заливом и Мертвым морем. Он был родиною Идумейского царя Самлы.

МАССА (бремя, тяжесть; Быт 25:14) - один из сынов Измаила. По мнению некоторых, он был родоначальником Арабского племени Masani; но это еще недостаточно выяснено и подтверждено.

МАССИЯ см. 2Езд 9:21. В 1Езд 10:22 читается: Маасея.

МАССИФА, иначе МАСФА, МИЦФА, МИЦФЕ (сторожевая башня) - название, прилагаемое ко многим возвышенным и выдающимся по высоте местностям: Быт 31:44-49 - левитский город в земле Галаадской, по ту сторону Иордана. На месте оного Иаков и Лаван заключили между собою союз. Город назывался также Иалаадом, Иегар-Сагадуфа, и Мицца (да надзирает Господь). Эта местность называется в Св. Писании также Массифою (Суд 10:17, 11:10-29, 1Мак 5:35), Масфою. Во времена Судей здесь Израильтяне расположились станом против Аммоннитян, и здесь жил Иеффай. Из дальнейшей истории Евреев видно, что здесь Иосафат и Ахав сражались с Сирийцами (3Цар 22) и здесь же был помазан на царство Ииуй, одним из учеников Елисея (4Цар 9:6). Во времена Маккавейские, город Масфа был взят Иудою Маккавеем, который сжег его и истребил в нем весь мужеский пол.

1Цар 22:3-5 - Массифа Моавитская, на восточной стороне Мертвого моря, где Давид для безопасности оставил на время своих родителей на попечение царя Моавитского. Нав 11:3 - земля Массифа находилась на с. Палестины, на ю.-з. от Антиливана, при подошве г. Ермона, и была занята Евеями. До этой местности И. Навин преследовал Хананеев, после поражения их при водах Мерамских. К этой местности принадлежала и долина Мицфа (Нав 11:8). Нав 15:38 - город в низменностях колена Иудина, по Евсевию, на с. от Елефтерополя к Иерусалиму. Быть может, это нынешний Тель-ес-Сафийе. Нав 18:26 - Мицфе, или Массифа, г. колена Вениаминова, лежащий не далеко от Рамы и Гаваона, место народных собраний во времена Судей и при Самуиле. Здесь жил пр. Самуил и судил Израиля; здесь Саул был избран на царство (1Цар 10:17-25). Он был укреплен царем Асою. После того г. Массифа был местопребыванием Годолии, которого Навуходоносор поставил здесь правителем после покорения Иудеи (Иер 40:6-13). По возвращении из плена г. Мицфа был возобновлен (Неем 3:19). Некоторые отождествляют библейский г. Массифу с нынешним г. Scopus на с.-в. от Иерусалима (Чис 21:12-20).

МАТАННА (дар) - один из станов Израильтян в конце их 40-летнего странствования по пустыне, недалеко от Арнона.

МАТРЕДА (восстание; Быт 36:39) - мать Мегатавеели, жены последнего Идумейского царя Гадара.

МАТРИ (дождливый; 1Цар 10:21)-лицо из колена Вениаминова, из которого происходил Саул.

МАТТАФИЯ (дар Господень) - имя нескольких лиц: 1Пар 9:31 - из левитов, потомок Каафа, бывший певцом во времена Давида. 1Пар 25:3 - левит из потомства Мерари, имевший 14-й жребий в чреде служения. 2Езд 9:33 - Израильтянин, живший при Ездре и женившийся на иноплеменнице. В 1Езд 10:33 стоит: Маафа. 2Езд 9:43 - из глав и начальников народа. У Неем 8:4 стоит: Маттифия. 1Мак 2:1, 14:16-19 и др. - Иудейский священник из чреды Иарива, живший во времена гонения Антиоха Епифана и мужественно защищавший от врагов веру и отечество. У него было пять сыновей: Иоанн, Симон, Иуда, Елеазар и Ионафан, которые по смерти отца ревностно продолжали начатое им дело. Погребен в отечественном г. Моди. 2Мак 14:19 - один из трех посланников военачальника Антиохова Никанора, посланных в Иудею для переговоров о мире. Лк 3:25-26; имя двух лиц, дважды упомянутых в родословии Господа.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: