Сокращенные обозначения книг Писания 14 глава




ОВАДИЯ (раб Божий) - имя нескольких лиц: 1Пар 3:21 - отец известных лиц, упоминаемых в родословии Иуды. 1Пар 7:3 - муж из колена Иссахарова, один из пяти (или по Сирийскому переводу, четырех) сыновей Израхии, потомок Саула и один из сыновей Ацеля. 1Пар 9:16 - левит, сын Шемаии, одно из лиц, явивших в Иерусалиме после плена и помогавших в отправлении церковного богослужения. Может быть, это одно и то же лицо, что и Овадия, упоминаемый в Неем 12:25. 1Пар 12:9 - из Гадитян, перешедших к Давиду в укрепление в Секелаге, о которых между прочим сказано в ст. 8: "лица львиные - лица их и они быстры как серны на горах." 1Пар 27:19 - отец Ишмаии, Завулонянин, и главный начальник над коленом Завулоновым в царствование Давида. 2Пар 17:7 - из князей царя Иосафата, которых вместе с другими левитами он посылал по городам Иудейским для наставления в Законе. 2Пар 34:12 - левит и один из провидцев, надсматривавших за поправкою храма в царствование Иосии. 1Езд 8:9 - сын Иехиэла, который с 218 своих родственников сопровождал Ездру в Иерусалим с места его плена (1Езд 8:9). Неем 10:5 - один из священников во дни Ездры и Неемии, утвердивший своею подписью и печатью обязательство не иметь родственных связей с иноплеменницами и быть верным Богу.

ОВАЛ (без листьев, обнаженный; Быт 10:28) - восьмой сын Иоктана, сына Евера, родоначальник Иоктанийских Арабов. Местность, избранная ими для жительства, точно не определена. По Бохарту, она находилась в Африке, в Ефиопии, около пристани Авалитской; иначе называлась Евала (1Пар 1:22).

ОВДИЙ (2Езд 5:38). В 1Езд 2:61 читается: Хабайя, а в Неем 7:63 Хаваия.

ОВЕД (раб, служитель) - имя трех лиц: 1Пар 11:47 - Овед из Мецоваи, потомок Шешана, один из главных воинов Давида. 1Пар 26:7 - из сынов Шемаии, внук Овед-Едома, привратник храма. 2Пар 23:1 - отец Азарии, присоединившийся к первосвященнику Иодаю при возведении на престол юного царя Иоаса.

ОВЕД-ЕДОМ (служитель Едома) - имя нескольких лиц: 2Цар 6:10-12 - Гефянин, в доме которого был установлен на некоторое время Ковчег Завета. см. Аведдар. 1Пар 15:18-24 - левит, Мераритянин, один из привратников при храме, принимавший также участие в церковном певческом хоре. 2Пар 25:24 - владелец дома, в котором временно находился Ковчег Завета. Иоас, царь Израильский, в царствование Амасии, разрушив стену Иерусалимскую, взял все золото и серебро и все сосуды, находившиеся в Доме Божием у Овед-Едома, и сокровища дома царского.

ОВЕН, БАРАН (Быт 31:38, Исх 29:15-20, Лев 5:15, Чис 5:8, Вт 32:14 и др.). Овны или бараны из мелкого скота составляли важный и высоко ценимый род жертвенных животных, употребляемых при жертве всесожжения, при благодарственных и мирных жертвах, также и в жертвах повинности. Они приносились в общественных и частных жертвах, особенно при очистительных жертвах назареев, при посвящении священников, в жертвах новомесячий и вообще в жертвах праздничных. Число их при жертвоприношениях было не одинаково: иногда приносился в жертву один овен, иногда два, часто семь, раз даже принесено было во всесожжение тысяча овнов (1Пар 29:21). При всенародных жертвоприношениях, как например в Пасху и при освящении храма, число приносимых в жертву овнов было гораздо больше (3Цар 8:5, 2Пар 29:32).

ОВЕЧЬИ ВОРОТА (Неем 12:39) - называются иначе Гефсиманскими, или воротами Св. Девы Марии, или первосвященника Стефана, так как вели к Гефсимании и к гробницам Пресв. Девы Марии и первомученика архидиакона Стефана. Называются Овечьими потому, что Бедуины даже доселе прогоняют через эти ворота овец в город для продажи, тогда как в древности через них гоняли овец, частью на городской рынок, частью для жертвоприношений. Лежат они по восточной стене Иерусалима на с. от мечети Омара или древнего местоположения храма Соломонова; на ю. от них Овчая купальня или Вифезда. Овчия ворота во времена Неемии были возобновлены священниками (Неем 3:1).

ОВИД (служащий, услужливый) - имя двух лиц: Руфь 4:21,22 - сын Вооза от Руфи Моавитянки, отец Иессея, отца Давида. Он упоминается в Мф 1:5 и Лк 3:32 в числе прямых предков Господа Иисуса. 1Пар 2:37-38 - сын Ефлала и потомок Шешана, одного из глав поколения Иудина от Иархи, Египетского раба, и дочери Шешана.

ОВИЛ (с Арабского - владеющий многими верблюдами, или пасущий верблюдов; 1Пар 27:30) - Измаильтянин. Значение его имени объясняется его занятием, именно что он был начальником над верблюдами Давида.

ОВИФ (2Езд 8:32) - из сынов Адина, сын Ионафа один из начальников по племенам их и по старейшинству, вышедших с Ездрою из Вавилона в царствование Артаксеркса. В 1Езд (8:6) он называется: Евед.

ОВОФ (мехи, по другим: ямы, пещеры; Чис 33:43) - стан Евреев в пустыне, следовавший за станом в Пупоне и на пути в Ийм-Аварим, на пределах Моава.

ОВОЩИ, ЗЕЛЕНЬ И ВСЯКИЕ ОГОРОДНЫЕ РАСТЕНИЯ (Быт 1:30, Иов 39:8, Пс 36:2, Прит 15:17,Лк 11:42, Рим 14:2) - сюда относятся: зелень и огородные растения вообще, дыни, тыквы, огурцы, лук, чеснок, бобы, горох, тмин, укроп, мята, горькие травы, и проч. и проч. см. о них под их названиями.

ОВЦА (Быт 4:2). Древние Израильские патриархи были пастырями и занимался преимущественно разведением овец и другого мелкого скота. Стада овец у них были так многочисленны во времена патриархов, что составляли главное их богатство. Вот почему у Евреев уход за овцами считался самым древним и самым почетным занятием (Исх 3:1, 1Цар 16:11). Ревекка, Рахиль и все семь дочерей священника Иофора занимались овцеводством (Исх 3:16). Патриарх Иаков пас стада овец Лавана; Моисей пас овец у Иофора, тестя своего, священника Мадиамского. "Меса, царя Моавитский, был богат скотом, и присылал царю Израильскому по сто тысяч овец" (4Цар 3:4). Овцы Сирии отличались длинными широкими хвостами (курдюк), нараставшими вследствие обилия и избытка жира. Овцы и козлы, как то было в древние времена, паслись на одном пастбище (Быт 30:35), и этот обычай несколько объясняет знаменательные слова Спасителя в беседе о Страшном Суде (Мф 25:32-33). Боязливость, кротость и беспомощность овец в то время, когда они отстают от стада, равным образом опасность, которая тогда окружает их, кратко, все то, что служит отличительною чертою этого животного, очень нередко упоминается иносказательно свящ. писателями, как например 2Пар 18:16, Пс 118:176, Ис 11:6, 53:6,7, Мих 5:8, Мф 9:36. Заблудшая овца служит образом человека, отступившего от веры: он оставил стадо, и отступил от Бога, удалился в страну пустынь и сени смертной, лишился возможности возвратиться и никогда не возвратится, доколе Великий Пастырь не обрящет его, и не водворит его снова на зеленых пастбищах и на водах тихих. Пастырь или пастух постоянно находился с своими стадами днем и ночью для того, чтобы считать, собирать, вести и охранять их (Быт 31:39, Лк 2:8), и при нем часто находились собаки (Иов 30:1). Забота пастырей о своих овцах отличалась постоянством и особенною нежностью, и его влияние над ними было очень сильно (Ис 40:11, Ин 10:1-16). В В.З. слово пастырь употребляется иносказательно для означения Иеговы (Пс 79:2) и царей (Иез 34:10), но в Н.З. оно означает собственно Господа Иисуса Христа (Ин 10:11 и Евр 13:20, 1Пет 5:4). Впоследствии словом пастырь стали называться служители Евангелия, а пасомые ими - словесным стадом. На пастырях лежала обязанность ежедневно считать овец, и может быть не раз и они отвечали за каждую пропавшую овцу (Быт 31:38-39, Исх 22:12). Они необходимо должны быть достаточно внимательными и сильными, чтобы защищать стадо от нападения хищных зверей. Пример Иакова пастыря в этом отношении не служит единственным примером: "я томился днем от жара, а ночью от стужи, и сон мой убегал от глаз моих" (на страже при стаде овец; Быт 31:40). Козел обыкновенно шел впереди стада в качестве главного руководителя. Так мы читаем в Иер 50:8 о козлах, идущих впереди стада овец. Отсюда выражение у Иер 25:35-36: "И не будет убежища пастырям и спасения вождям стада. Слышен вопль пастырей и рыдание вождей стада, ибо опустошил Господь пажить их." Иногда только что родившегося ягненка приносили в палатку и кормили его там как щенка. Этот обычай неподражаемо трогательно описан в притче пр. Нафана: "У бедного не было ничего, кроме одной овечки, которую от купил маленькой, и выкормил, и она выросла у него вместе с детьми его, от хлеба его она ела, и из его чаши пила, и на груди у него спала, и была для него как дочь" (2Цар12:3). В Армении нередко приходилось видеть пастухов, несущих за пазухой ягнят из своих стад. Эти овечки были еще слишком слабы, чтобы пастись вместе с прочими овцами, и вот несут их к молодым овцам для кормления их овечьим молоком. Такое нежное отношение к ягнятам сопоставлено пр. Исаиею в отношении Мессии к верующим: "Как пастырь Он будет пасти стадо Свое, агнцев будет брать на руки и носит на груди Своей, и водить дойных" (40:11). Сезон стрижки овец был временем великого торжества, так сказать наградою за весь труд и опасность протекшего года (1Цар 25:8-11, 2Цар 13:23). Стада овец собирались тогда в непокрытую ограду, называемую овчим двором (Чис 32:16, Ин 10:16). Здесь связывали овцам ноги и затем стригли их. В соседстве пасущихся стад нередко воздвигалось сторожевое здание, с которого легко можно было видеть и оповестить наступающую для стад опасность. Оно называлось башнею стада (Мих 4:8). Шерсть овец на Востоке, большею частью цветом белая, вероятно употреблялась женщинами на одежду (Лев 13:47, Прит 31:13). Она составляла часть подати, платимой Моавитянами Израилю (4Цар 3:4), и составляла общий предмет торговли (Иез 27:18). Мясо овец, особенно баранье и ягнят было, как и доселе, самым любимым кушаньем у Бедуинов. Оно подавалось и на важных боярских столах (3Цар 4:23). Молоко овечье также было в употреблении (Вт 32:14). Что овцы, особенно барашки, и овцы приносились в жертву это известно, и для этого при Иерусалимском храме их выставляли на продажу (Ин 2:14). Земли, особенно благоприятствовавшие овцеводству, были: равнина Саронская (Ис 65:10), гора Кармил и Галаад (Мих 7:14), Васан (Иез 39:18).

ОВЧАЯ КУПЕЛЬ см. Вифезда.

ОГ (по Гезению и Фюрсту - исполин, великан; Вт 3:11) - царь Васанский, не дозволявший перехода Израильтян через свои владения и побежденный со всем своим народом Израильтянами при Моисее (Чис 21:33-35). Знаменитые победы Израильтян над Огом, царем Васанским, и над Сигоном, царем Аморрейским, произвели тогда сильное впечатление на народы Ханаанские, так что они пали духом (Нав 2:10-11). Иудеи радостно вспоминали об этих победах до позднейших времен (Пс 134:10-13, Неем 9:22). Одр Ога, упоминаемый в Вт 3:11 изображен в следующем виде: "одр железный... длина ею девять локтей, а ширина его четыре локтя, локтей мужеских."

ОГАД (любить, соединяться вместе; Быт 46:10) - третий сын Симеона, сына патриарха Иакова.

ОГЕЛ (дом; 1Пар 3:20) - четвертый сын Зоровавеля.

ОГОЛА (имеющая свой шатер; Иез 23:4). Пророк Иезекииль, чтобы выразить отпадение десяти колен Самарии от Бога и их идолопоклонническое подражание развращенным окрестным языческим народам, называет их сим символическим именем.

ОГОНЬ (Быт 19:24, 22:6, Исх 3:2). Обыкновенное свойство и употребление огня хорошо известно. В Свящ. Писании огонь нередко соединяется с явлениями Божества, как например при Синае. То же самое мы читаем в 17 псалме (ст. 9) и в песни Аввакума. Господь Иисус Христос при втором пришествии, по слову апостола, явится в пламенеющем огне (2Сол 1:8). Сошествие Св. Духа в день Пятидесятницы на апостолов было в виде огненных языков. В ветхозаветные времена огонь сходил от Бога и пожирал приготовленную жертву. Он снисшел с неба при освящении Скинии свидения и по повелению Божию его никогда не должно было гасить. Во многих древних религиях огонь считался священною эмблемою представителем солнца. Поклонники Молоха проводили детей своих через огонь (4Цар 17:17). Священный огонь иногда носили перед войском перед вступлением в битву. Евреям не дозволялось возжигать огонь в своих жилищах в день субботний (Исх 35:3). В этот священный день не должно было оказывать никакой чести огню ни в каком виде. В земледельческой стороне, какова Палестина, в которой в известные времена года трава и пастбища делаются легко возгораемыми, там малейшая неосторожность с огнем может производить громадные пожары и опустошения. Потому-то по закону Моисееву предписывалось следующее: "Если появится огонь и охватить терн, и выжжет копны, или жатву, или поле, то должен заплатить кто произвел сей пожар" (Исх 22:6). Слово огонь нередко употребляется как метафора для означения тяжкого испытания или великой потери. Последним делом огня будет кончина мира. "В то время небеса с шумом прейдут, стихии же, разгоревшись, разрушатся, земля и все дела на ней сгорят" (2Петр. 3:10-11) и "огнем будет испытано дело каждого каково оно" (1Кор 3:12-15). Наконец горением в неугасимом огне изображается ужасное состояние грешников в аду (От 14:10, 20:10). С огнем сравнивается пламенная любовь в сердце (Песн 8:6), необузданный язык человека (Прит 16:27, Иак 3:5 и далее), слово Божие (Иер 23:29) и даже сам Господь называется огнем поедающим (Вт 4:24, Евр 12:29).

ОГУРЦЫ (Чис 11:5) - огородное растение; хорошо известное на Востоке, особенно в Египте. Огурцы, дыни и лук в настоящее время составляют главные произведения Египта. Огурцы встречаются во множестве видов; некоторые из них высоко ценятся за свои медицинские свойства. Для защиты огурцов от воров и птиц в центральном месте огорода устраивается земляная насыпь, с которой можно обозреть всю местность занятую огородом и наверху ее ставится небольшой шалаш для сторожа. В продолжение двух или трех месяцев этот бедный сторож исполняет свою трудную обязанность несмотря на бури и непогоду. Пророк Исаия уподобляет город Иерусалим, аллегорически называемый дочерью Сиона, шатру в винограднике, шалашу в огороде (1:8). Как эти лачуги покидались сторожами, когда с огородов убирались огурцы, подобным образом великая столица служила временным убежищем, но в скором времени подобно им долженствовала быть разрушена и покинута. Это пророчество исполнилось в различных бедствиях Иерусалима и особенно тогда, когда Иудеи были отведены в плен в Вавилон (2Пар 36:19). Подобное же иносказание употреблено в Иов 27:18. Что огурцы составляли вкусный огородный плод, видно из следующего. Евреи плакали, вспоминая о дынях и огурцах Египетских (Чис 11:5). В Палестине огурцы первоначально появляются в апреле и мае и растут до июля. Длинные змеевидные огурцы поступают в продажу в июле. Маленькие огурчики или корнишоны привозятся на рынки Египта не ранее сентября месяца.

ОДЕД (восстановляющий, утверждающий) - имя двух лиц: 2Пар 15:1-8 - отец Азарии, одного из пророков при Иудейском царе Асе. 2Пар 28:9-15 - пророк Господень, современник Ахаза, царя Иудейского, и Факея, царя Израильского. Когда Израильтяне победоносно возвращались в Самарию из похода на Иудею, Одед убеждал Израильтян дать свободу плененным ими Иудеям (двести тысяч жен, сыновей и дочерей) и возвратить взятую ими воинскую добычу. "Господь Бог во гневе на Иудеев предал их в руку вашу." - А разве на самих вас нет вины пред Господом?" сказал Одед пред войском. И все пленные Иудеи были накормлены, одеты и обуты, помазаны елеем и отпущены в Иерихон к братьям их.

ОДЕЖДА ВОСТОЧНАЯ И ОСОБЕННО ЕВРЕЕВ (Мф 24:18). Искусство приготовлять одежду было известно на Востоке с древнейших времен. Первоначально вместо одежды употреблялись кожи животных (Быт 3:21). Одежды восточных жителей вообще были длинные, широкие и свободно прикрывали все тело. Красота одежды состояла в тонкости и цвете материи, из которой делалась одежда. Касательно цветов должно заметить, что светлый цвет служил символом довольства. "Да будут во всякое время одежды твои светлы," говорит Соломон (Ек 9:8). Голубой цвет был любимым у Иудеев и считался священным, так как был преобладающим цветом в завесах Скинии свидения и в священнических одеждах. Он был также весьма уважаем в Персии. Одежды пурпуровые и багряного цвета служили отличием богатых и почетных лиц. Главный материал, из которого приготовлялись одежды, состоял из шерсти, льна и шелка, впрочем во многих местах Свящ. Писания трудно решить вопрос - хлопчатобумажные или льняные материи упоминаются там. Как кажется. употреблялись и те и другие. Лен в древности разводился преимущественно в Египте, хлопок также произрастал здесь в изобилии и был в большом употреблении. Сомнительно, чтобы слова, выражающие понятия о шелке означали в Библии ткань, известную в настоящее время под этим названием. Евреям было нарочито запрещено законом носить одежду льняную или шерстяную, по мнению некоторых, на том основании, что подобная ткань имела отношение к языческому богослужению; другие же, основываясь на словах Иосифа Флавия, думают, что подобные одежды воспрещалось носить потому, что их преимущественно носили священные лица. Одежды вообще приготовлялись и делались женщинами, как то можно видеть из Прит 21:13-24. Азиатский фасон одежды, как то видно из прилагаемого при сем ри-сунка, остается почти неизменимым из века в век, и это обстоятельство проливает много света, вследствие новейших исследований, на форму одежды Евреев в частности. Можно думать, что их обыкновенная одежда состояла из внутренней одежды (белья), наружной одежды, пояса и сандалий.

Одною из самых древних и простых одежд был кусок полотна льняного или хлопчатобумажного, обвиваемый вокруг чресл и достигавший до колен. Это единственная одежда Арабов. Подобный кусок составляет также внутреннюю одежду, и он бывает так незначителен, что лица не имеющие кроме сего никакой другой одежды считаются как бы обнаженными (Ис 20:2-4). То же говорится о Петре, что он опоясался одеждою, потому что был наг (Ин 21:7). В лучшей отделке эта внутренняя одежда делалась шире и длиннее и имела рукава; она иногда изготовлялась на ткацком станке и не имела швов (Исх 28:32). Хитон Спасителя был не сшитый, а весь тканый сверху (Ин 19:23). Выражение - рубашки и платья (Деян 9:39) очевидно означает внутреннюю и внешнюю одежду. Выражение в Дан 3:21 - исподнее и верхнее платье, головные повязки и прочие одежды означает по порядку: широкое нижнее белье, или широкие развивающиеся панталоны, мантии, а быть может и тюрбаны. Внутренняя одежда первоначально была очень простою, как выше указано нами; затем другой кусок одежды перебрасывался через плечо и прикрывал руки. С обеих сторон он застегивался и простирался до колен. В настоящее время это составляет обычную одежду в Аравии. Впоследствии появились рукава, сначала до локтей, а потом до кисти руки. Такая одежда очень походила на рубашку, за исключением отверстия для шеи. Рукава этой одежды делаются у Арабов широкими и открытыми, и поэтому ее всегда легко сбросить. Выражение обнажать мышцу (Ис 52:10) означает устранение всех препятствий самым могущественным членам телесного организма, дабы он мог действовать во всей своей силе. Как часть нижней одежды, совершающий священнослужение священник, ради особенных случаев, должен был носить льняные панталоны, для прикрытия телесной наготы от чресл до голеней (Исх 28:42).

Пояса. Так как одежды приготовлялись длинные и свободно спускались до самых ног, то их обыкновенно препоясывали вокруг чресл поясами. Это придавало фигуре красивый вид и предохраняло от запутывания во время труда или движения. По сему выражение - препоясывать чресла сделалось знаменательным образным выражением, означающим готовность к службе, деятельности и бдительности; тогда как другое выражение - снимать пояс означало предаваться покою и праздности (4Цар 4:29, Иов 38:3, Ис 5:27, Иер 1:17, Лк 12:35, Деян 12:8, 1Пет 1:13). Пояса делались из ремней, хлопчатобумажной материи или из кожи и бывали 6-ти вершков и более в ширину, с прикрепленною посреди пряжкою, посредством которой можно было расширять и уменьшать длину пояса. Иногда пояса делались из виссона или льняной материи (Иез 16:10) и часто украшались богатыми металлическими украшениями, драгоценными камнями или золотым шитьем. Пояс употреблялся иногда и для того, чтобы носить на нем оружие (2Цар 20:8), деньги и другие вещи, обыкновенно носимые в кармане. Полная привязанность народа Божия к служению Ему иносказательно поясняется поясом, близко лежащим к чреслам человека (Иер 13:11). Точно также правда и верность называются у пророка (Ис 11:5) препоясанием Обетованного Мессии.

Верхняя или наружная одежда (Мф 21:8, 5:40) вероятно состояла из четырехугольного или длинного куска бумажной материи в два или три ярда в длину и, может быть, в два ярда в ширину. Подобные одежды носятся в настоящее время Арабами. Означенная одежда просто обвивалась вокруг тела, как защита от непогоды, и в случае надобности ее можно было перебрасывать через плечо и под руку - это было нечто в роде настоящих Индейских покрывал, - и укреплялась на плечах двумя пряжками. Арабы перебрасывают эту одежду сверх левого плеча и под правую руку, и таким образом прикрывают все тело, оставляя обнаженною только правую руку. У бедных людей такая одежда служила ночным покрывалом (Исх 22:26,27, Иов 24:7). Это, вероятно, та самая одежда, или льняной покров, на который указывается в Евангелии Матфея (5:40), и который иначе в русской Библии называется верхнею одеждою, или милотью (4Цар 2:8). Полагают, что обшивка по краям этой одежды, или шелковые кисти с голубыми нитями (Чис 15:38) помещались по сторонам, или краям (Мф 23:5). Их доселе еще можно видеть на древних изображениях. Во время зимы носились меховые или кожаные одежды, как это существует и в настоящее время в Восточных странах. В 4Цар 1:8 и в Зах 13:4, быть может, разумеется, одежда из шерсти овец или козьего меха. Обычные кожаные одежды подобного рода преимущественно носились людьми самыми бедными и низшим классом (Евр 11:37), но меховые одежды ценились иногда очень дорого и составляли часть царских украшений. Овечья одежда (Мф 7:15) считалась образом невинности и кротости и символически служила к разоблачению лжепророков, которые на самом деле были хищные и прожорливые волки, жаждущие гибели человеческой. Слово "синдоны," употребленное в Суд 14:12-13, или рубашки из тонкого полотна, означает, по мнению некоторых, одежду, носимую непосредственно за теплою меховою одеждою и вероятно была та же самая, о которой говорится под общим именем: покрывала, плащаницы, епанчи и др. (Прит 31:24, Ис 3:23, Мк 15:46). Покрывало, упоминаемое в Евангелии Марка (14:51) вероятно составляло постельную принадлежность, которую в случае надобности поспешно набрасывали на себя и обвивали вокруг всего тела. Арабы пользуются и во время дня тою же самою одеждою, которая служит им для спанья и прикрытия ночью.

Различие между мужскою и женскою одеждою на Востоке не так резко обозначается, как у нас. Впрочем между тою и другою все-таки было некоторое различие. Моисей нарочито воспретил всякий обмен одежд между двумя полами. Подобное переодеванье было общим в языческих странах и соединялось с идолопоклонническим развратом. Общая одежда женщин, по всей вероятности, была так же проста и недорога, как и у мужчин. Широкая, развевающаяся верхняя одежда с запонками, или пряжкою на груди, и покрывало, по всей вероятности, были главными принадлежностями оной. Покрывало у девиц считалось знаком скромности. Так, об Ревекке говорится, что она взяла покрывало и покрылась (Быт 24:65). Оно служило также знаком покорности, или почтения у женщин замужних (1Кор 9:3-10). В пророчествах Исаии встречается точное описание различных предметов женской одежды у Евреев (Ис 3:15-23). "В тот день отнимет Господь красивые цепочки на ногах и звездочки, и луночки, серьги, и ожерелья, увясла и запястья, и пояса, и сосудцы с духами, и привески волшебные, перстни и кольца в носу, верхнюю одежду и нижнюю, и платки, и кошельки, светлые тонкие епанчи и повязки, и покрывала. И будет вместо благовония зловоние, и вместо пояса будет веревка, и вместо завитых волос - плешь, и вместо широкой епанчи - узкое вретище, вместо красоты - клеймо."

Платки (Деян 19:12) были в общем употреблении у Евреев, и, по свидетельству путешественников, жители Восточных стран доселе носят платки в своих руках. Платки такого рода нередко бывают прекрасно изукрашены шитьем.

Опоясание (Быт 3:7, Деян 19:12). Несомненно, что означенная часть одежды у Евреев по виду и цели существенно походила на передники и фартуки, которые употребляются и в настоящее время.

Сандалии, сапоги. см. Обувь.

Кидар (Исх 39:28), или головные повязки (Исх 28:40), по-видимому, составляли часть только первосвященнических и священнических одежд. Кидар первосвященника составлял величественный головной убор, делаемый из виссона и красиво расположенный складками. На передней части кидара была следующая знаменательная надпись: Святыня Господня. Головные повязки, как можно видеть из Ис 3:22, составляли часть женской одежды; но доселе достоверно неизвестно, из какой материи делались у Евреев головные повязки, или какой был образец по которому они делались и способ как их носили. Восточные женщины еще доселе особенно гордятся своими тиарами, или тюрбанами. По мнению некоторых, слово, употребленное в означенном месте кн. Исаии, означает тонкий золотой, или серебряный кружок, составлявший блестящую наколку. Указания на иностранные, или греческие и римские головные уборы встречаются в Свящ. Писании редко.

Разноцветная одежда. Трудно сказать, делалась ли подобная одежда из материй разных цветов, сшитых вместе, или состояла просто из одного куска материи, окрашенного разными красками. По всей вероятности, подобная одежда служила и служит знаком отличия на Востоке. По словам англичанина Роберта, для красивых и любимых детей доселе делают на Востоке подобную одежду. Кармазиновые, пурпуровые и других цветов материи часто очень искусно сшиваются для подобной одежды. Мусульманские дети носят по временам куртки, вышитые золотом и шелком различных цветов. Думают, что дитя, одетое в подобную разноцветную одежду, предохраняется от влияния злых духов, так как внимание их отвлекается от красоты ребенка красотою одежды. Дети носят эту одежду большею частью до 8-ми летнего возраста, хотя между древними народами существовал, кажется, обычай, на который указывается и в Библии, носить ее и более продолжительное время. На Фамари, как известно из 2Цар 13:18, была разноцветная одежда, ибо такие верхние одежды носили царские дочери - девицы. Прибавлениями к Еврейской одежде, между прочим, служат: ожерелья, браслеты, кольца, серьги и т.п. Носовые и ушные серьги находятся в большом употреблении на Востоке. По свидетельству англичанина Чардэна, почти всякая девушка или женщина в Аравии и Персии носить кольцо в левой ноздре.

Нитка, упоминаемая в Быт 14:23, по мнению некоторых, означает тот шнурок, на который нанизывались драгоценные камни, составляющие ожерелье. Браслеты, или запястья носили лица как мужеского, так и женского пола на обеих руках (2Цар 1:10), а женщины иногда также и на ногах (Ис 3:19-20). Женщины в Персии и Аравии носят вокруг лодыжек ног цепочки, украшенные маленькими колокольчиками (Ис 3:16). Ручные зеркала, сделанные из расплавленной бронзы и прекрасно полированные, составляли также общее дополнение к женскому убранству. Их обыкновенно носили или в руке или на шнурке на шее. см. Зеркало.

Все греческие и римские женщины без исключения носили длинные волосы. На убранство их они употребляли все свое время, располагая в различных формах и убирая их различными украшениями, как томы видим на древних медалях и статуях. Апостолы осуждают подобные заботы об украшении волос женщинами, как доказательство их тщеславия, несогласного со скромностью женщины Христианки (1Тим 2:9-10, 1Петр. 3:3-4).

В Вт 8:4 мы читаем, что одежда Евреев не ветшала в продолжение их 40-летнего странствования; некоторые понимают это в буквальном смысле и полагают, что одежды детей чудесно увеличивались во время длинного пути, по мере их возрастания; по мнению же других. Евреи в таком множестве снабжены были платьем и всем необходимым, что им хватило на все время их сорокалетнего странствования.

Выражение облекать, одевать часто употребляется в переносном значении, как-то: облекать проклятием, ревностью, спасением и проч. Раздирать одежды (Быт 37:29-33) почти с первобытных времен служило знаком печали или раскаяния. Иаков и Давид при различных скорбных обстоятельствах раздирали свои ризы, равно как Иисус Навин (Нав 7:6) и Езекия. Первосвященникам воспрещалось раздирать свои ризы (Лев 10:6, 21:10), именно священные первосвященнические одежды. Те одежды, которые разодрал на себе первосвященник Каиафа (Мф 16:65), по всей вероятности, составляли обычное, ежедневно носимое первосвященником одеяние, а отнюдь не священное первосвященническое, в которое облекался он при богослужениях. Иногда раздирание риз обозначало гнев или негодование, смешанное со скорбью (Ис 36:22). Обычай раздирать одежды при всяком сколько-нибудь печальном случае сделался столь общеупотребительным, что обратился в простую формальность. По сему-то пр. Иоиль и обращается к народу с следующими словами: "Раздирайте сердца ваши, а не одежды ваши (2:13).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: