Самоопределение к деятельности.
- Слышали ли Вы, о «Семи чудесах света»?
- В древности необычные творения рук человека, поражавшие современников красотой, размерами, техникой исполнения, называли «Семь чудес света». К большому сожалению, мы не сможем их увидеть во всем их великолепии, они были разрушены человеком, и только одно чудо сохранилось до нашего времени – это египетские пирамиды (слайд 3).
- Как вы думаете, почему случилось, так что все чудеса света были разрушены? Как сделать так, чтобы мир не лишался своих бесценных произведений искусства и природы? (Их надо ценить и оберегать)
- Давайте подумаем, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (Об охране чудес света)
- Откройте учебник на стр. 48 и прочитайте тему нашего урока. (Сокровища Земли под охраной человечества).
Работа по теме урока
- Что у вас ассоциируется со словом «сокровища»? (ответы детей)
- Да, сегодня мы будем говорить о сокровищах мира, о сокровищах всего человечества. Давайте сначала познакомимся с «Семью чудесами света»:
- Висячие сады Семирамиды, посмотрите на них (слайд 4)
- Висячие сады Семирамиды пришли в запустение, потому что некому было качать воду из Ефрата.
- Храм Артемиды Эфесской (слайд 5)
- Храм Артемиды Эфесской был неоднократно разрушен, из – за злобы людей.
- Статуя Зевса в Олимпии была сожжена. (слайд 6)
- Мавзолей в Галикарнасе простоял 19 веков и был разобран для постройки крепости св. Петра. (слайд 7)
- Колосс Родосский рухнул при землетрясении. (слайд 8)
- Александрийский маяк был также подвергнут землетрясению. (слайд 9)
- Ребята, как вы думаете, оправдывает ли что – то поступки человека, которые принесли нам такие утраты? (ответы детей)
- Чтобы в будущем снова не потерять сокровища мира, люди создали Список Всемирного наследия, чтобы сберечь самые выдающиеся достопримечательности природы и культуры. Этот список ведет международная организация - ЮНЕСКО (ООН по вопросам образования, науки и культуры.) Обратите внимание на эмблему Всемирного наследия (слайд 10)
- Круг символизирует природу, квадрат в центре – творения человеческих рук. Главная цель списка Всемирного наследия – это сделать известными и защитить объекты уникальные в своем роде (слайд 11)
- А теперь давайте обратимся к учебнику на странице 49 и выполним упражнение № 1. С помощью этого упражнения мы узнаем, какие объекты внесены в список Всемирного наследия. Какие объекты относятся к природным и культурным объектам.
- Молодцы, с заданием справились. Давайте озвучим объекты Всемирного наследия, которые находятся в России:
1. Озеро Байкал (слайд 14)
«Золотое озеро» - зовут его алтайцы.
«Лама – море» - зовут эвенки.
«Далан – Нор» (Великое озеро)- монголы.
«Бай – Куль» - богатое озеро – турки.
- Да, это Озеро Байкал. Это удивительное озеро, в него впадает 336 рек и речушек, а вытекает из озера только одна река Ангара. Об этом есть прекрасная легенда. Озеро Байкал - самое глубокое озеро на земном шаре. Наибольшая глубина его- 1637 метров. В Байкале проживает 2600 видов растительного и животного мира, большинство из них - эндемики. Вот почему Байкал надо беречь.
2. Долина гейзеров на Камчатке (слайд 15)
- Долина гейзеров одно из величайших открытий 20 века, жемчужина Камчатки, спрятанная в глубоком каньоне на территории Кроноцкого биосферного заповедника.
Среди гор Восточного вулканического пояса на высоте более пятисот метров, в бассейне одного из притоков реки Шумной находится эта Долина. Долиной гейзеров называют чашу древнего, исчезнувшего много веков назад озера, глубоко рассеченную по дну горной рекой. Гейзеры – струи кипящей воды, которые вырываются на поверхность из раскаленных недр – отрогов вулкана Кихпиныч.
Задание: напишите мини-сообщение
3. Алтайские горы (слайд 16)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
4. Вулканы Камчатки (слайд 17)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Кижи – Деревянная крепость (слайд 19)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Московский Кремль и Красная площадь (слайд 20)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Исторический центр Санкт - Петербурга) (слайды 21)
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
- А теперь давайте посмотрим сокровища мира за рубежом.
1. Большой каньон (Гранд –каньон) Колорадо в Северной Америке (сл. 24)
2. Водопад Игуасу в Южной Америке. (сл. 25)
3. Водопад Виктория в Африке (сл 26)
4. Большой барьерный риф у берегов Австралии. (сл. 27)
5. Статуя Свободы в Нью – Йорке (сл. 29)
6. Храм Абу – Симбел (сл. 30)
7. Мемфис – древняя столица Египта (сл. 31)
8. Афинский Акрополь (сл. 32)
9. Венеция (сл. 33)
10. Великая Китайская стена (сл. 34)
- Давайте разделим эти сокровища на категории природного наследия и культурного. (природное: Озеро Байкал, Долина гейзеров на Камчатке, Алтайские горы, Вулканы Камчатки, Большой каньон (Гранд –каньон) Колорадо в Северной Америке, Водопад Игуасу в Южной Америке, Водопад Виктория в Африке, Большой барьерный риф у берегов Австралии.
Культурное: Кижи – Деревянная крепость, Московский Кремль и Красная площадь, исторический центр Санкт – Петербурга, Статуя Свободы в Нью – Йорке, Храм Абу – Симбел, Мемфис – древняя столица Египта, Афинский Акрополь, Венеция, Великая Китайская стена)
- Отлично справились с заданием. Ребята, скажите пожалуйста, можно ли животных отнести к сокровищам? (ответы детей)
- А как их нам защитит от недобросовестных людей? (Есть Красная книга)
- Именно так, ребята, в Красную книгу вносятся редкие и исчезающие растения и животные. Вы знакомы уже с Красной книгой России, а еще создана международная Красная книга, которая была создана организацией Международный союз охраны природы. В нее занесены самые редкие виды растений и животных разных стран всего мира.
- Откройте учебник на стр. 54 – 55 и давайте некоторых рассмотрим исчезающих животных. Как их можно спасти?
- Прочитайте текст учебника на стр. 55 «Большая панда» (чтение учеником текста вслух).
Рефлексия.
- Ребята, что мы узнали сегодня на уроке? (ответы детей)
- Для чего нужен список Всемирного наследия ЮНЕСКО и Красная книга? (ответы детей)
- Приведите примеры культурного и природного наследия человечества. (ответы детей)
Домашнее задание
Учебник с. 48 -56 читать, с. 56 отвечать на вопросы из рубрики «Проверь себя».