Безупречность и виновность




Оглавление

Открывая врата сердца и другие буддийские рассказы о счастье. 7

Введение. 9

Безупречность и виновность. 10

Двa неудачных кирпича. 10

Сад при храме. 12

Что сделано, то закончено. 13

Руководство по успокоению ума для «чайников». 14

Вина и прощение. 15

Вина преступника. 16

Дети класса «Б». 17

Ребёнок в супермаркете. 18

Все мы преступники. 18

Отпустить вину навсегда. 19

Любовь и обязательства. 19

Безусловная любовь. 19

Открывая дверь своего сердца. 20

Брак. 22

Обязательство. 22

Курица и утка. 23

Благодарность. 24

Романтика. 24

Истинная любовь. 25

Страх и боль. 26

Свободa от страха. 26

Предсказание будущего. 27

Азартные игры.. 28

Что такое страх?. 29

Боязнь публичных выступлений. 30

Стpax боли. 32

Отпустить боль. 34

Трансценд-дентальная* медитация или Как перенести лечение зубов. 34

Без тревог. 35

Гнев и прощение. 38

Гнев. 38

Суд. 38

Ретрит. 39

Питающийся гневом демон. 41

С меня хватит! Я ухожу! 43

Как остановить восстание. 44

Успокоение благодаря прощению.. 47

Позитивное прощение. 47

Созидание счастья. 49

Лестью добьешься чего угодно. 49

Как стать «VlP-персоной». 49

Улыбка с помощью двух пальцев. 51

Бесценное учение. 52

Это тоже пройдёт. 53

Героическая жертва. 54

Машина навоза. 54

Надеяться - это слишком. 56

Быть мусорным ведром. 58

Возможно, этo справедливо! 58

Экстремальные ситуации и их сострадательное разрешение. 59

Закон кармы.. 59

Пить чай в безвыходной ситуации. 60

Плыть по течению.. 61

Между тигром и змеей. 62

Совет на всю жизнь. 63

Есть ли проблема?. 64

Принятие решений. 65

Обвинение других. 65

Три вопроса императора. 66

Плачущая корова. 69

Маленькая девочка и ее друг. 71

Змея, мэр и монах. 72

Плохой змей. 74

Мудрость и внутреннее безмолвие. 76

Крылья сострадания. 76

Забота о сыне. 76

Что такое мудрость?. 77

Мудрый приём пищи. 78

Решение проблемы.. 78

Слушание, лишённое мудрости. 79

Чем мудрость не является. 79

Опасность открытого рта. 81

Болтливая черепаха. 82

Свобода слова. 84

Ум и действительность. 84

Заклинатель. 84

Что самое большое на свете?. 85

В поисках ума. 86

Нayкa. 87

Искусство молчания. 87

Слепая вера. 87

Ценности и духовная жизнь. 89

Самый прекрасный звук. 89

Что в имени моём?. 90

Сила пирамиды.. 91

Драгоценные камни. 92

Тогда я буду счастлив. 93

Мексиканский рыбак. 94

Когда все мои желания исполнятся... 96

Свобода и смирение. 97

Две разновидности свободы.. 97

Какую свободу выбираете вы?. 97

Свободный мир. 98

Приглашение на обед от организации «Международная амнистия». 99

Кодекс монашеского одеяния. 100

Смеяться над собой. 101

Собака, которая смеётся последней. 102

Оскорбление и просветление. 102

Когда я достиг просветления…... 104

Неосторожный водитель. 106

Харе Кришна. 106

Молоток. 107

Получи удовольствие от шутки «ни за чей счёт». 108

Дурак. 108

Страдание и отпускание страдания. 109

Мысли о стирке. 109

Опыт перемещения. 110

Бедный я, счастливые они. 111

Совет на случай болезни. 112

Что неправильного в том, что мы больны?. 113

Посещение больного. 114

Светлая сторона смерти. 115

Горе, потери и торжество жизни. 118

Падающие листья. 119

Взлёты и падения смерти. 121

Человек, у которого было четыре жены.. 121

Как переносить удары.. 123

Червяк и его любимая куча навоза. 123

Глоссарий. 125

Примечания. 127

 

 

Открывая врата сердца и другие буддийские рассказы о счастье

 

Аджан Брахм родился в Лондоне в 1951 году. Он стал считать себя буддистом в возрасте шест­надцати лет, после того как, ещё учась в школе, прочёл несколько буддийских книг. Его интерес к буддизму и медитации возрос во время изуче­ния теоретической физики в Кембриджском университете. После окончания университе­та Аджан Брахм в течение года занимался пре­подавательской деятельностью, а затем уехал в Таиланд, чтобы стать монахом.

В Бангкоке в возрасте двадцати трёх лет он принял духовный сан от настоятеля монасты­ря Ват Сакет. Следующие девять лет он провёл в обучении и практике в соответствии с лесной традицией медитации под руководством препо­добного Аджана Ча.

В 1983 году его попросили принять участие в основании лесного монастыря вблизи города Перт, в Западной Австралии. В настоящее время Аджан Брахм является настоятелем монастыря Бодхиньяна и духовным руководителем Буддий­ского общества Западной Австралии.

Моему учителю Аджану Ча, который жил в мире, моим собратьям-монахам, которые напо­минают мне о красоте тишины, и моему отцу, который научил меня доброте.


 

Подарите себе момент покоя, и вы поймёте, как глупо вы суетитесь.

Научитесь быть молчаливым, и вы заметите, что говорите слишком много.

Будьте добры, и вы почувствуете, что ваш приговор другим был слишком жестоким.

Старинное китайское изречение


Введение

Жизнь - это последовательность связанных между собой историй, а не устоявшийся набор концепций. Концепции представляют собой обобщения, всегда далёкие от действительности. Рассказ, содержащий множество уровней смысла и изобилие деталей, воспринимается как нечто более близкое к реальной жизни. Поэтому нам проще воспринимать истории, нежели отвлечённую теорию. Мы любим послушать хорошую байку.

Опубликованные в этой книге истории со6ирались более тридцати лет, в течение которых я был монахом лесной традиции тхеравадинского буддизма. Веками тхеравада являлась главным проводником духовности для народов Таиланда, Бирмы, Шри-Ланки, Камбоджи и Лаоса. Сегодня эта разновидность буддизма распространяется на Западе, а также на Юге, раз уж я живу в Австралии!

Меня часто спрашивают о различиях между основными ответвлениями буддизма: тхеравадой, махаяной, ваджраяной и дзен. Я отвечаю, что это как один и тот же пирог, покрытый различной глазурью: снаружи они могут вы­глядеть по-разному, но если вы копнёте глуб­же в традицию, то обнаружите один и тот же вкус — вкус свободы. Ведь вначале был только один буддизм.

Будда учил на северо-востоке Индии около 2600 лет назад, за столетие до Сократа. Он давал учение не только монахам и монахиням, но также и тысячам обычных людей: от выращивающих рис крестьян до уборщиков улиц и даже про­ституток. Мудрость Будды не была результатом откровения, дарованного ему сверхъестествен­ным существом. Она возникла из глубочайше­го проникновения в истинную природу бытия. Учения Будды исходили из его сердца, открыто­го посредством глубокой медитации. Как гласит знаменитое изречение Будды: «Именно благо­даря этому человеческому телу, длиной в сажень и наделённому умом, познаётся мир от начала и до конца» 1.

Основным учением Будды было учение о Четырёх благородных истинах. Если изменить порядок, в котором обычно излагаются Четыре благородные истины, это учение будет выгля­деть следующим образом:

· Счастье.

· Причина счастья.

· Отсутствие счастья.

· Причина такого отсутствия.

Все истории этой книги имеют отношение ко Второй благородной истине — причине счастья.

Будда часто давал учение, используя фор­му рассказа. Мой учитель, покойный Аджан Ча из Северо-Восточного Таиланда, также любил облекать учение в форму историй. Из бесед с Аджаном Ча мне больше всего запомнились рассказанные им истории, особенно смешные. Более того, эти истории передавали глубочайшие наставления о пути к внутреннему счастью. Каждый рассказ был вестником, несущим eго учение.

Давая учение в Австралии, Сингапуре и Малайзии более двадцати лет, я также прибегал к рассказам и лучшие из них поместил в эту книгу. Истории говорят сами за себя, поэтому я добавил минимум комментариев. В каждом рассказе заключено множество смыслов, и чем больше вы будете вчитываться в них, тем больше истин будет раскрываться перед вами.

Пусть эти истории понравятся вам так же, как тем людям, которые непосредственно слышали их. И пусть они помогут вам изменить жизнь к лучшему, так же как помогли в этом другим.

Аджан Брахм

Перт, май 2004

Безупречность и виновность

Двa неудачных кирпича

После покупки в 1983 году земли для нашего монастыря мы остались без единого гроша и с множеством долгов. На приобретённой земле не было никаких строений, даже сарая. Первые несколько недель мы спали на старых дверях, ко­торые дёшево приобрели в пункте сбора утиля. Под каждый угол такой двери мы поставили по кирпичу, приподняв таким образом двери над землёй. И, конечно же, не было никаких матра­сов - ведь мы были лесными монахами!

У нашего настоятеля была лучшая дверь - ровная. Мне же досталась дверь ребристая, с порядочного размера дырой посредине, на ме­сте дверной ручки. Я был рад, что ручку убрали, однако на её месте осталась дыра в самом цен­тре моей двери-кровати. Я шутил, что теперь не нужно даже слезать с кровати, чтобы идти в туалет! Однако леденящая правда заключалась в том, что в эту дыру постоянно задувал ветер. Теми ночами я спал мало.

Мы были бедными монахами, и нам очень нужен был хоть какой-то кров. У нас не было возможности нанять строительную брига­ду: материалы и так были довольно дорогими. Поэтому мне пришлось учиться строить само­му: закладывать фундамент, бетонировать и класть кирпичи, сооружать крышу, проклады­вать водопровод — много всего. В миру я был физиком-теоретиком, не привыкшим работать руками. Спустя несколько лет я стал опытным специалистом по строительству, свою бригаду я назвал BBC (Buddhist Building Company – буддийская строительная компания). Но начинать было очень трудно.

Может показаться, что кладка кирпичей – дело простое: немного строительного раствора под кирпич, немного постучали мастерком здесь, немного постучали там. В самом начале моей карьеры каменщика я стучал по одному углу, чтобы выровнять его, - другой угол уходил вверх. Тогда я стучал по этому углу – кирпич вылезал из ряда. А когда я вталкивал его обратно в ряд, первый угол оказывался снова слишком высоко. Попробуйте сами!

Будучи монахом, я обладал терпением и необходимым количеством времени. Мне нужно было удостовериться, что каждый кирпич лежит идеально, и неважно, сколько времени для этого потребуется. В конце концов я закончил свою первую кирпичную стену и отступил немного назад, чтобы полюбоваться ею. И только тогда я увидел – о, нет! – что обошел своим вниманием два кирпича. Все кирпичи идеально располагались в одну линию, а эти два – под углом. Они выглядели ужасно и портили всю стену. Они разрушали ее совершенство.

К тому времени цементный раствор уже достаточно затвердел, так что кирпичи невозможно было вынуть из стены. Я спросил настоятеля монастыря, можно ли мне сломать стену и начать строительство заново, или, что еще лучше, взорвать эту стену! Я всё испортил и поэтому был в полном замешательстве. Настоятель ответил: «Нет, стена будет стоять».

Когда я сопровождал первых посетителей, осматривавших наш только что открывшийся монастырь, я всегда старался избегать маршру­та, ведущего вдоль моей кирпичной стены. Я не выносил, когда кто-нибудь смотрел на неё. Од­нажды, спустя три или четыре месяца после за­вершения строительства стены, я прогуливался с одним посетителем, и он увидел стену.

- Какая хорошая стена! - заметил этот чело­век невзначай.

- Сэр, - ответил я удивлённо, - вы забыли свои очки в машине? У вас плохое зрение? Неу­жели вы не видите вон те два ужасных кирпича, которые портят всю стену?

То, что он сказал дальше, полностью измени­ло мой взгляд на эту стену, на себя и на многие другие аспекты жизни. Он сказал: «Да, я вижу те два неудачных кирпича. Но также я вижу 998 прекрасных кирпичей».

Я был ошеломлён. Впервые более чем за три месяца я увидел, помимо двух неудавшихся, и другие кирпичи в этой стене. Вверху, внизу, слева и справа от плохо положенных кирпичей были прекрасные, совершенные кирпичи. Бо­лее того, совершенных кирпичей было много, значительно больше, чем плохих. Прежде мой взгляд был сфокусирован исключительно на двух совершённых мною ошибках. Я был слеп к чему бы то ни было ещё. И поэтому не мог смотреть на эту стену и не выносил, когда на неё смотрели другие. Именно поэтому я хотел всё разрушить. Теперь, когда я могу видеть идеально положенные кирпичи, стена не кажется такой уж плохой. Как сказал посетитель, это была «хорошая кирпичная стена». Двадцать лет спустя она на том же самом месте, но только я забыл, где именно в стене находятся те два неудавшихся кирпича. В буквальном смысле я больше не вижу тех двух ошибок, совершённых мною.

Как много людей прекращают отношения или разводятся, потому что всё, что они могут увидеть в партнёре, - это «два ужасных кирпи­ча». Сколько из нас тех, кто впадает в депрес­сию или даже помышляет о самоубийстве, по­тому что всё, что мы способны увидеть в себе самих, - это «два ужасных кирпича». На самом деле существует много, очень много прекрас­ных, совершенных кирпичей - вверху, внизу, слева и справа от наших ошибок, но порой мы просто не можем увидеть их. Напротив, каж­дый раз, когда мы смотрим, наш взгляд фокуси­руется исключительно на недостатках. Всё, что мы видим, - это ошибки; всё, о чём думаем, - это ошибки, поэтому мы хотим уничтожить их. И порой, к сожалению, действительно разруша­ем «очень хорошую стену».

У всех нас есть свои плохие кирпичи, но со­вершенных кирпичей в каждом из нас гораздо больше, нежели ошибок. Когда мы увидим это, вещи перестанут казаться такими уж плохими. Мы способны не только жить в мире с собой, в том числе с собственными недостатками, но и наслаждаться совместной жизнью с партнёром. Это плохая новость для юристов, занимающих­ся разводами, но хорошая для вас.

Я рассказывал об этом случае много раз. Од­нажды после моего выступления ко мне подо­шёл строитель и поделился профессиональной тайной. «Строители всегда ошибаются, - ска­зал он, - но мы говорим нашим клиентам, что это «оригинальная деталь», которой нет ни в одном доме во всей округе. А затем мы запра­шиваем на две тысячи долларов больше!»

Так что «уникальные особенности» вашего дома, возможно, появились как ошибки. По­добным образом то, что вы воспринимаете как недостатки в себе, вашем партнёре или в жизни в целом, может стать «изюминкой», обогащаю­щей вашу жизнь. Это случится тогда, когда вы перестанете фокусироваться исключительно на недостатках.

 

Сад при храме

Буддийские храмы Японии знамениты свои­ми садами. Много лет назад был храм, который гордился тем, что на его территории находится самый красивый сад. Бывало, путешественники со всех уголков страны приезжали, чтобы про­сто полюбоваться его изысканным устройством, таким богатым в своей простоте.

Как-то раз этот храм посетил старый монах. Он прибыл очень рано, едва рассвело. Желая узнать, почему считается, что именно этот сад производит самое сильное впечатление, он спрятался за большим кустом, откуда открывался хороший вид на весь сад.

Старый монах увидел, как из храма вышел молодой монах-садовник, который нёс две плетёные корзины. В течение трёх следующих часов он наблюдал, как этот молодой монах бережно поднимал каждый лист и каждую веточку, упавшие с разросшегося в центре сада сливового дерева. Каждый раз, поднимая лист или веточ­ку, молодой монах бережно крутил их в руках, изучал, размышлял над ними и, если они были ему по душе, аккуратно размещал их в одной из своих корзин. Если же они оказывались непри­годными, садовник бросал их во вторую кор­зину, корзину для мусора. Собрав все листья и веточки и поразмыслив над каждым из них, вы­сыпав содержимое мусорной корзины на кучу отбросов позади храма, он сделал паузу, чтобы выпить чая и успокоить свой ум для следующего решающего этапа.

Следующие три часа молодой монах посвятил тому, чтобы заботливо, аккуратно и умело расположить каждый листок и каждую веточку в нужном месте сада. Если его не удовлетворяло положение веточки, он, с тонкой улыбкой удо­влетворения, слегка поворачивал или продвигал её немного вперёд, пока не переходил к другому листку, подбирая и для него в саду правильное положение и необходимое освещение. Внима­ние к деталям, которое обнаруживал молодой монах, было бесподобно. Его мастерство соче­тания формы и цвета было великолепно. Он об­ладал безукоризненным пониманием природ­ной красоты. Когда он закончил, сад выглядел безупречно.

Вот тогда в сад вошёл старый монах. Улы­баясь щербатым ртом, он поздравил молодого монаха-садовника: «Молодец! Настоящий мо­лодец, многоуважаемый! Я наблюдал за вами всё утро. Ваше прилежание заслуживает высших похвал. И ваш сад... Хорошо! Ваш сад почти совершенен».

Молодой монах побледнел. Его тело оцепе­нело, будто его ужалил скорпион. Самодоволь­ная улыбка слетела с его лица и рухнула в огром­ную пропасть пустоты. В Японии никогда нель­зя доверять старому ухмыляющемуся монаху!

- Что в-вы... имеете в виду? - спросил он, заикаясь от страха. - Что з-з-значит почти со­вершенен? - и он упал ниц к ногам старого мо­наха. - О мастер! О учитель! Прошу, проявите ко мне сострадание. Вы, несомненно, посланы Буддой, чтобы показать мне, как сделать мой сад по-настоящему совершенным. Научите меня, о мудрец! Покажите мне Путь!

- Ты действительно хочешь, чтобы я тебе по­казал? - спросил старый монах, в морщинах его древнего лица проступало озорство.

- О да! Пожалуйста, сделайте это. Умоляю, мастер!

Тогда старый монах шагнул в центр сада. Своими старыми, но всё ещё сильными руками он обхватил ствол покрытого листьями сливового дерева. Затем со смехом праведника он хорошенько потряс это несчастное дерево! Листья, ветки и кора разлетались во все стороны, но старый монах продолжал трясти его. Когда листья перестали падать, старик остановился.

Молодой монах был шокирован. Сад испорчен. Вся утренняя работа пошла насмарку. Ему хотелось убить старого монаха. А тот просто смотрел вокруг, любуясь своей работой. Затем с улыбкой, умиротворяющей гнев, он спокойно сказал молодому монаху: «Теперь твой сад действительно совершенен».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: