Образовательные технологии.




Наименование дисциплины: «История науки».

1. Цели освоения дисциплины:

-- представление об истории науки как гуманитарной дисциплине, об ее отношении к философии и гражданской истории;

--- представление об основных этапах развития естествознания и математики;

-- подчеркивая роль философских идей в генезисе оснований естествознания, обеспечить историко-научное введение в курс философии науки.

 

Место дисциплины в ООП.

Входит в базовую часть ООП. Особые требования к «входным» компетенциям обучающегося не предъявляются. Для студентов философского факультета. Служит историческим введением в курс философии и методологии науки и дополняет курсы ИЗФ и истории русской философии.

Общая трудоемкость дисциплины

36 лекций, 18 семинары, 2 з.е..

 

4. Структура и содержание дисциплины

А) Разделы дисциплины.

№ п/п Наименование раздела дисциплины Лекции Семинары СРС Всего
  1) История науки как научная дисциплина. Возникновение истории науки, ее институционализация. Соотношение истории науки и философии науки. История науки и гражданская история. Интернализм и экстернализм в истории науки, вопрос о закономерностях исторического развития Жанры истории науки: общая и дисциплинарная история науки, биографии ученых, case studies (историческая реконструкция какого-либо открытия)          
  2) Наука античности. Формирование первых научных программ. Математика, астрономия и медицина в период классической Греции. Развитие физики, математики, астрономии и медико-биологических наук в эпоху эллинизма и Римской империи Ученые-одиночки и научные сообщества. Сицилийская, косская и др. медицинские школы. Медико-биологический комплекс. Александрийская школа в математике. Научно-образовательные учреждения античности. Библиотека и Мусейон в Александрии.          
  Наука средних веков и Возрождения. Предпосылки новоевропейской науки. Естественнонаучные знания в средние века. Ремесленные знания, медицина, алхимия, астрология, механика и машинное мастерство. Взаимодействие европейской науки с наукой мусульманского Востока. Возрождение: развитие техники, географические открытия, медицинская химия, приборостроение. Формирование анатомии, физиологии и эмбриологии. Коперниканская революция и ее последствия. Становление системы научных учреждений: университеты, академии, научные общества. Университеты, схоластика и гуманизм. Академии и исследование природы.          
           
  Формирование классического физико-математического естествознания. Основные научно-исследовательские программы Физика Галилея, диалог Галилея со схоластикой и машинным мастерством. Кеплер и его законы Физика и метафизика у Декарта. Законы движения. Аналитическая геометрия. «Математические начала натуральной философии» Ньютона. Физика и теология у Ньютона. Физика и математика Лейбница. Идея вариационного исчисления. Ньютонианское естествознание второй половины ХVIII века. Формирование аналитической механики. Молекулярная механика. Космогоническая гипотеза Канта-Лапласа. Химия XVIII века: теория флогистона, химия газов и кислородная теория горения. Проникновение точных наук в биологию. Век систематики. Преформизм и эпигенез в эмбриологии. Креационизм, трансформизм и первые эволюционные концепции.          
  Наука конца ХVIII и ХIХ веков. Предпосылки неклассических теорий. «Французская революция» в физико-математическом естествознании. Нормальная и Политехническая школы. Математизация механики и физики и генезис немеханических областей естествознания. Возникновение математической физики. Атомизм и феноменологическая наука. Влияние позитивизма. Ньютонианское естествознание и неньютоновские основания науки. Биологический эволюционизм. Дарвинизм. Махизм и конвенционализм Пуанкаре, их место в истории науки. Французские, немецкие и английские университеты. Появление научно-исследовательских институтов.          
  История науки в России (до начала второй половины ХХ века). Две концепции развития русской науки: «импорт науки» и развитие собственных российских традиций. Наука и образование в допетровской Руси. Наука эпохи Петра I и императриц. Учреждение Академии наук. Открытие Московского университета. Академия наук и университеты в России ХIХ века. Научные общества. Математика, физика и химия в России ХIХ века. Взаимодействие российской науки и европейской. Научные учреждения в период Октябрьской революции и при советской власти. Переезд Академии наук в Москву. Становление «большой науки». Академические и отраслевые институты. Ведущие научные школы отечественной науки первой половины ХХ века.        
  Всего        

Образовательные технологии.

Планируются обычные учебные лекции.

Предполагаются следующие типы семинаров: 1) семинары, посвященные разбору и обсуждению классических историко-научных работ, например, И.Д. Рожанский «История естествознания в эпоху античности», 2) семинары, посвященные изучению классических естественнонаучных текстов, например, Аристотель «Физика», Г.Галилей «Диалоги о двух системах мира»; 3) семинары, строящиеся вокруг докладов (например, доклада о «Великой французской революции в физике», 4) семинары-диспуты, обсуждающие трактовку истории науки в книгах философского характера, например, в книге Э. Маха «Механика», в книгах Б.М.Кедрова. Материалы для диспутов будут предварительно размещены на сайте кафедры.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: