Расчет зубчатых колес редуктора




Урок 5-6. 7-8

ТЕМА (НАЗВАНИЕ ТЕМЫСОГЛАСНО ЗАДАНИЮ НА КУРСОВОЙ ПРОЕКТ)

Здравствуйте уважаемые студенты!

Сегодня я вам высылаю расчет зубчатых колес редуктора. Набирайте на компьютере.

По поводу оформления работы сообщу позже. Пока набирайте расчеты один в один как у меня. Хоть в этом вам повезло.

Сначала сделайте рамки, потом набирайте текст. Так легче оформить работу.

Расчет зубчатых колес редуктора

 

2.1.Выбор материала зубчатой пары

Т.к. в задании нет особых требований в отношении габаритов передачи, то мы проектируем редуктор общего назначения. Выбираем материал для зубчатой передачи со средними механическими характеристиками:

Для шестерни:

Сталь 40х, термообработка – улучшение

НВ2 = 200 табл. 3.3 [2]

Для колеса:

Сталь 40х, термообработка – улучшение

НВ2 = 200 табл. 3.3 [2] т.е. на 50-80 единиц меньше, чем для шестерни.

2.2.Определяем допускаемое контактное напряжение.

σн * λimв. * Кнl

н] = ──────── (4)

[Sн]

σн * λimв. – предел контактной выносливости при базовом числе циклов.

σн * λimв. = 2НВ + 70; табл. 3.2 [2]

Кнl – коэффициент долговечности, принимаем Кнl = 1 при длительной работе.

[Sн] – коэффициент безопасности, принимаем [Sн] = 1,1

допускаемое напряжение определяем отдельно для материала шестерни и колеса.

1. Для материала шестерни:

(2НВ1 + 70) * Кнl (2 * 270 + 70) * 1

н]1 = ─────────── = ─────────── = 554 МПа

[Sн] 1,1

 

 

2. Для материала колеса:

 

(2НВ2 + 70) * Кнl (2 * 200 + 70) * 1

н]2 = ─────────── = ─────────── = 427 МПа

[Sн] 1,1

 

Т.к. у нас передача прямозубая за допускаемое расчетное напряжение, принимаем напряжение на колесе оно меньше, чем на шестерне: [σн] = [σн]2 = 427 МПа

2.3.Определяем межосевое расстояние зубчатой передачи αu (главный параметр)

 

_____________

√ Тк * Кнβ

αw ≥ Кα (u + 1)3 ────────── (5)

н]2 * Up2 * ψва

 

Принимаем:

Кα = 49,5 указания стр. 32 [2]

Кнβ = 1,25 табл. 3,1 [2]

Ψва = 0,25 (коэффициент ширены венца по межосевому расстоянию Ψва ≤ 0,25 стр. 36 [2])

Определим межосевое расстояние αw и полученное значение округляем до ближайшего значения по ГОСТу.

 

 

________________ ________________

√ 199 * 103 * 1,25 √ 248,75 *103

αw = 49,5 (5+1)3 ────────── = 2973 ─────────── = 178,2мм

4272 * 52 *0,25 182329 * 25 *0,25

По ГОСТ 2185 – 66 стр. 36 [2] принимаем ближайшее большее значение αw=180 мм

 

2.4.Определяем модуль зацепления:

m = (00,1 ÷ 0,02) * αw стр. 36 [2]

m = (00,1 ÷ 0,02) * 180 = 1,8 ÷ 3,6

По ГОСТ 9563 – 60* стр. 36 [2] принимаем стандартный модуль зацепления:

m = 3мм.

2.5. Определяем число зубьев шестерни и колеса. Сначала определим

суммарное число зубьев.

 

2 αw 2 * 180

ZΣ = ─── = ───── 120, что меньше 200 рекомендуемых.

M 3

Тогда число зубьев шестерни:

ZΣ 120

Z1 = ────── = ──── = 20

Uзуб. + 1 5 + 1

Число зубьев колеса: Z2 = ZΣ – Z1 = 120 – 20 = 100

Итак, имеем Z1 = 20; Z1 min = 17 (из условия подрезания зубьев) Z2 = 100.

2.6.Определяем делительные диаметры шестерни и колеса:

d1 = m * Z1 = 3 * 20 = 60 мм

d2 = m * Z2 = 3 * 100 = 300 мм

2.7. Проверяем межосевое расстояние:

d1 + d2 60 + 300

αw = ──── = ───── = 180 мм, что соответствует ранее принятому.

2 2

2.8.Определяем диаметры вершин зубьев:

dQ1 = d1 + 2m = 60 + 2 * 3 = 66 мм

dQ2 = d2 + 2m = 300 + 2 * 3 = 306 мм

2.9. Определяем диаметры впадин зубьев:

dF1 = d1 – 2,4m = 60 + 2,4 * 3 = 52,8 мм

dF2 = d2 – 2,4 * m = 300 – 2,4 * 3 = 292,8 мм

2.10. Ширина колеса шестерни:

в2 = Ψва * du = 0,25 * 180 = 45 мм

в1 = в2 + 5 = 45 + 5 = 50 мм

Полученные размеры зубчатой пары заносим в таблицу.

Таблица 2. Параметры зубчатой передачи

Параметры Шестерни Колеса
  Число зубьев Zi Z1=20 Z2=100
  Модуль m1 мм m=3
  Передаточное число U U=5
  Межосевое расстояние Qw Qw=180
  Делительные диаметры di мм di = 60 d2 = 300
  Диаметр вершин зубьев dαi мм dαi = 66 dα2 = 306
  Диаметр впадин зубьев dfi мм dfi = 52,8 df2 = 292,8
  Ширина колеса в2 мм в2 = 45
  Ширина шестерни в1 мм в1 = 50

 

 

2.11.Определяем коэффициент ширины шестерни по диаметру:

в1 50

Ψвd = ── = ── = 0,83

d1 60

2.12. Окружная скорость колес:

 

W1 * d1 62,8 * 60

V = ────── = ─────── = 1,9 м/сек

2 2 * 103

2.13.Проверим контактные напряжения:

_________________

310 √Тк * Кн * (u + 1)3

σн = ─── * ─────────── ≤ [σн] (6)

Аw в2 * u2

Коэффициент Кн = Кн2 * Кнβ * Кнv ф-ла стр.32 [2]

Определяем значение коэффициентов:

Кн2 = 1,0 – для прямозубых колес (стр.32 [2]) к-т неравномерности нагрузки между зубьями.

Кнβ = 1,1 табл. 3.1 [2] для симметрично расположенных колес.

Кнβ = коэффициент, учитывающий неравномерность распред. нагрузки по ширине венца.

Кнv = 1,05 табл. 3.6 стр. 40 [2] кооффициент динамичности.

Тогда Кн = 1,0 * 1,1 * 1,05 = 1,155

Определяем расчетное контактное напряжение:

________________________ __________

310 √199 * 103 * 1,155(5 + 1)3 √1379 * 103

σн = ─── * ─────────────── = 1,7 * ─────── = 59,5 МПа

180 45 * 52 1125

59,5 < [σн] = 427 МПа – условия прочности по контактным напряжениям выполнено.

 

2.14. Определим силы, действующие в зацеплении:

ш

окруженная сила: Ft = ───;

d1

 

2 * 39,8 * 103

Ft = ──────── = 1327 Н.

радиальная сила: Fr = Ft * tgd = 1327 * tg20° = 1327 * 0,364 = 483 Н.

2.15. Проверим зубья на выносливость по напряжениям изгиба:

Ft * Кf * γf

σf = ─────── ≤ [σf] (7)

вm

γf – коэффициент формы зуба. При одинаковых материалов и их механических характеристиках γf больше для шестерни, по – этому расчет ведем для зубьев шестерни.

γг = 4,09 стр. 42 [2]

Кf = К * Кfv

К = 1,083 табл. 3.7 [2]

К – к-т неравномерности нагрузки по длине зуба.

Кfv = 1,25 табл. 3.8 [2] – коэффициент динамичности.

Тогда Кf = К * Кfv;

1,083 * 1,25 = 1,353

Определяем расчетное напряжение изгиба для шестерни:

 

 

Ft * Кf * γf

σf1 = ─────── =

в1m

 

1327 * 1,353 * 4,09

= ────────────── = 49 МПа

50 * 3

2.16. Определяем допускаемое напряжение изгиба:

 

σ° * λimв

f1] = ────── (8)

[Sf]

σ° λimв = 1,8 НВ для стали 40х улучшенной и твердости НВ ≤ 350 табл. 3.9 стр. 44 [2]

σ° λimв = 1,8 * 270 = 486 МПа

Коэффициент безопасности [Sf] = [Sf]' * [Sf]"

[Sf] = 1,75 табл. 3.9 стр. 44 [2] для улучшенной стали 40х

[Sf]" = 1 стр. 44 [2] для наковок и штамповок

 

[Sf] = 1,75 * 1 = 1,75

 

Тогда допускаемое напряжение изгиба для шестерни:

σ° * λimв

f1] = ────── =

[Sf]

 

= ──── = 278 МПа

1,75

Итак, σf1 < [σf1], т.е. 49 < 278 МПа.

 

Значительные недонапряжения по контактным напряжениям и на выносливость говорит о том, что можно изменить марку стали для изготовления колес, т.е. вместо стали 40х взять столь 5 с более низкими механическими характеристиками.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: