ПУРИМ (жребий; Есф 9:26) - название праздника Иудейского 14 и 15 месяца адара, установленного в память избавления Иудеев от Амана. см. Адар, Амаи, Есфирь, Праздники.
ПУРПУР см. Порфира.
ПУСТЫНЯ см. под словом: Палестина.
ПУТЕОЛЫ (Деян 28:13) - город Кампаньи в южной Италии, на берегу Неаполитанского залива. Здесь остановился ап. Павел на своем пути в Рим, и здесь он нашел братьев, с которыми пробыл семь дней, после многократных опасностей во время своего трудного путешествия. Место это было удобной стоянкой для кораблей; корабли из Египта и других Восточных стран также обыкновенно останавливались здесь и разгружались. Новейшее название города есть Поццуоли. Город Путеолы главным образом замечателен своими развалинами и историческими воспоминаниями.
ПУТЕШЕСТВИЕ В Библии упоминается о разных путешествиях, но редко о морских плаваниях (Пс 106:23, 103:26). Сухопутные путешествия на Востоке гораздо затруднительнее, чем у нас, частью в следствие недостатка там необходимой защиты от нападений хищников и разбойников, частью от недостатка хороших дорог, гостиниц и постоялых дворов. Доселе путешественники по необходимости тянутся по дорогам большими и вооруженными караванами. Во время путешествия по пустыням пользовались проводником, знакомым со страною (Чис 10:31). Жители Востока мало заботились об улучшении дорог: только пред въездом царей, в знак особой почести, дороги выравнивались и исправлялись. "Глас вопиющего в пустыне, говорит пр. Исаия: приготовьте путь Господу, прямыми сделайте в степи, стези Богу нашему" (Ис 40:3). Об ужасах во время странствования по пустыням, в Свящ. Писании содержится достаточно указаний, как например Вт 2:7, 8:15. Пс 106:4. Евреи в своей земле по населенным местам путешествовали пешком, а иногда пользовались ездою верхом на ослах и верблюдах. Дорожный экипаж (колесница) упоминается в Деян 8:28, по случаю возвращения одного вельможи Ефиопского в свою землю, приезжавшего в Иерусалим на поклонение. Путешествия Иудеев в Иерусалим из дальних мест на праздники происходили большими караванами (Мк 10:27-46, Лк 2:42-46). По причине господствовавшей вражды между Иудеями и Самарянами, Галилеяне должны были ходить в Иерусалим через Перею; но этот путь дальше, а потому иные рисковали ходить прямым путем через Самарию, но за то подвергались неприятностям и переносили различные оскорбления (Лк 17:11, Ин 4:4).
|
ПЧЕЛА, ПЧЕЛОВОДСТВО (Вт 1:44). Нет ни одного насекомого более обширно распространенного, как пчела, которую можно найти в каждой стране света. Ее способности, трудолюбие и ценный продукт ее деятельности с самых отдаленных времен обращали на это насекомое всеобщее внимание. Цицерон и Плиний указывают на одного философа Аристомаха, который посвятил почти 60 лет изучению жизни пчелы, и на другого - Фелиска, который, как говорят, удалился в пустыню, чтобы удобнее производить свои исследования относительно означенного насекомого. В Свящ. Писании находится много указаний на пчел и их образ жизни. Напр. Моисей разительным образом указывает на жестокое мщение, с которым пчелы преследуют своих врагов (Вт 1:44). Беспомощность человека перед соединенными нападениями этих насекомых хороша известна и часто указывается как древними, так и новыми писателями. Выражение в Пс 117:12 "окружили меня, как пчелы (сот)," объясняет также ту ярость, с которою пчелы нападают на намеченного ими человека. В львином трупе, убитом Самсоном, он нашел рой пчел (Суд 14:8), следовательно пчелы водились в Палестине не только в дуплах деревьев и расселинах скал, но и в телах умерших больших хищных животных. Аллегорические выражения в Ис 7:18 и Зах 10:8 могут несколько уяснить способ вызывать пчел из их ульев при налете нового роя свистом или бряцанием. О диких пчелах говорится в Вт 32:13, Пс 81:16, что они кладут свой мед в лесах, в дуплах деревьев, равно как в расселинах скад. Премудрый Соломон отзывается о пчеле в следующих замечательных словах: "Пойди к пчеле и познай как она трудолюбива, какую почтенную работу она производит; ее труды употребляют во здравие и цари и простолюдины; любима же она всеми и славна; хотя силою она слаба, но мудростью почтена" (Прит 6:8).
|
ПЧЕЛОВОДСТВО в Палестине издревле составляет значительную отрасль сельского хозяйства. Что Евреи тщательно занимались пчеловодством, видно из того, что они производили значительную торговлю медом с Тирянами (Иез 27:17). Обилие меда и молока в Палестине представляется одним из веских доказательств того, что страна была лучшею и прекраснейшею из всех стран (Исх 3:8, 32:13, Пс 80:17, 1Цар 14:25).
ПШЕНИЦА (Быт 30:14, Суд 6:11) - это наиболее полезное и важное из всех хлебных растений в обилии произрастало в земле Ханаанской. Указания Свящ. Писания на пшеницу, которая в огромных размерах возделывалась Евреями и другими окружающими народами, как-то: Филистимлянами и Египтянами, без сомнения, весьма многочисленны. Аллегорические указания на это хлебное растение содержатся в следующих местах: "Я питал бы их (Евреев), говорит Псалмопевец о Господе по отношению к Евреям, туком пшеницы (Пс 80:17). Они сеяли пшеницу, а пожали терны," говорит Господь о врагах народа Израильского (Иер 12:13). "Лопата Его в руке Его, и Он очистит гумно Свое и соберет пшеницу Свою в житницу, а солому сожжет огнем неугасимым" (Мф 3:12). Период жатвы в Палестине изменяется сообразно с широтою различных мест и другими обстоятельствами, но самый ранний посев начинается в октябре, а в мае начинается жатва ее. На монетах Иудейских пшеница представляется с тремя колосьями на одном стебле. В Палестине, как замечено выше, пшеницу сеяли с самых древних времен. В Свящ. Писании нередко говорится то о полях с пшеницею, принадлежавших Израильтянам (1Цар 6:16, Пс 28:25), то о разных работах производимых над пшеницею, как-то: о молотьбе и очищении ее. Гедеон молотил на своем гумне пшеницу, когда ангел Господень воззвал его к освобождению страны от Мадианитян. Один Иевуссеянин молотил на гумне пшеницу, когда пришел к нему Давид покупать у него гумно его для построения алтаря Господу. Палестина так изобиловала пшеницею, что в Свящ. Писании она почти постоянно называется землею пшеницы (Вт 8:8).
|
ПЫЛЬ (Иов 2:12). Сидение в пыли служило знаком глубокого уничижения, а бросание пыли над головою служило символом печали (Нав 7:6). Мы читаем в 2Цар 16:13, что в то время, когда Давид и люди его по возмущении Авессалома, укрываясь от его преследования, шли своим путем, "Семей шел и злословил, и бросал камнями на сторону Давида и пылью." По-видимому, это было нечто в роде проклятия, и подобным образом оно выражалось на Востоке. Так например об Иудеях говорится, что когда они особенно были возбуждены против ап. Павла, бросали пыль на воздух с громким воплем против него. Отрясать прах или пыль с ног своих служило выражением полного отречения от известного места и лица. Этот обычай, как думают, был в общем употреблении между Иудеями. Вступивши раз в какую либо языческую землю, они отрясали пыль с ног своих и уходя поступали таким же образом, чтобы не внести чего нечистого или скверного в свою землю.
ПЯТИДЕСЯТНИЦА - Праздник седмиц, также праздник жатвы (Исх 34:32) см. Праздники Еврейские. В этот праздник кроме молитв и жертвоприношений преимущественно читались места из книг Закона Моисеева и из других священных книг, также из Талмуда и Зогара. В Христианской Церкви под именем Пятидесятницы разумеется 50-й день по Пасхе, празднуемый в воспоминание события сошествия Св. Духа на Апостолов. Это один из величайших Христианских праздников от времен апостольских (Деян 2:1-22). Церковное богослужение в день Пятидесятницы, кроме особенных песнопений и чтений из Свящ. Писания, особенно отличается вечерним богослужением, которое следует сряду после литургии, и на котором читаются с коленопреклонением несколько умилительных молитв Св. Василия Великого. В молитвах этих Церковь молится Триипостасному Богу о даровании и всем нам Духа благодати и щедрот и о распространении милостей Своих на все наши нужды - телесные и духовные, земные и небесные, временные и вечные, распространяя их не на живых только, но и на умерших, чтобы Господь всем нам простил грехопадения наши и отшедшим дал свободу и ослабление, а пас здесь благословил, и дал нам мирный конец и всех удостоил небесного Своего царствия. В Троицын день Восточная церковь имеет благочестивое обыкновение украшать храмы Божий и свои жилища зеленеющими ветвями и цветами (Григ. Богосл. Слово 44). Обычай этот перешел к нам из Иудейской Церкви, в которой Иудеи в память Синайского законодательства, бывшего под открытым небом, среди окружающей их зеленеющей природы, украшали впоследствии синагогу и дома свои древесными ветвями и устилали пол травою и цветами. Зеленеющие ветви и распускающиеся цветы эти, как начатки обновляющейся весны, напоминая нам о Синайском законодательстве и о событии сошествия Св. Духа на апостолов в этот день, должны вместе служить для нас знаком и выражением живейшей нашей радости и благодарности Богу - Зиждителю нашему, устрояющему наше спасение, и с обновлением природы обновляющему и освящающему самые наши поля и все обильно дарующему нам для наслаждения.
ПЯТНИЦА (Мк 15:42, Лк 23:54, Ин 19:14, Мф 27:62, Иудв 8:6; приготовление) так назывался день перед субботою, который у Иудеев посвящался на приготовление к празднику суббот. Эти приготовления начинались около 9-го часа дня, и следовательно около 3-х часов пополудни (Древ. Флав. кн. XVI, гл. 6), и состояли собственно в приготовлении пищи для субботы (Исх 16:5-23), в очищении и приготовлении праздничных одежд, в накрытии стола и возжжении светильников. Естественно, что обыкновенные дневные занятия на эти часы отменялись. Как субботе, так и другим великим дням, празднуемым подобно субботе у Иудеев, также предшествовал день приготовления; отсюда у Иоанна день распятия Господа называется приготовительным днем Пасхи (Ин 19:14), ибо в тот год Пасха случилась в субботу. Таким образом и осуждение Спасителя на распятие и самое распятие и смерть Его все это происходило в пятницу на субботу.
Р
РААВ или РАХАВ (широкий, обширный отсюда существительное: свобода; Нав 2:1-3, 6:16, Мф 1:5, Иак. 2:25, Евр 11:31) - одна из Иерихонских жительниц, обыкновенно называемая Раав-блудница. Некоторые полагают смягчить это оскорбительное название и называют ее содержательницею гостиницы. Раав слышала об Израильтянах и о милостях Божиих, во множестве оказанных им Господом, о победах одержанных ими над царями Аморрейскими, Огом и Сигоном, знала и о том, что и Иерихон должен быть достоянием Израильтян (Нав 2:8,11). Когда два соглядатая, посланные Иисусом Навином для исследования Обетованной Земли, пришли в Иерихон и остановились для ночлега в доме Раав, царь Иерихонский узнал об их приходе и их цели и послал отыскивать их. Раав скрыла их на кровле своего дома в снопах льна, находившихся на кровле, и затем в удобное время спустила их по веревке в окно за городскую стену, к которой примыкал дом ее. Следуя ее указаниям, соглядатаи скрывались три дня в одной горе и затем, благополучно перешедши Иордан, возвратились к своему стану. Раав и соглядатаи заключили между собою условие, что первая возьмет червленную веревку и прикрепит ее к окну, или к отверстию, через которое они скрылись, и когда город будет разрушен, то дом ее и все находящиеся в нем будут пощажены (Нав 2:17-23). Известие, полученное от Раав, побудило Иисуса Навина немедленно приступить к осаде Иерихона; когда же город был взят и сожжен, Раав и ее род были пощажены, согласно обещанию, данному соглядатаями (Нав 6:17-25). После сего Раав вышла в замужество за князя Салмона и вошла в родословную царя Давида и Христа Спасителя (Мф 1:5). Вера Раав засвидетельствована два раза в Новом Завете, именно в соборном послании Иак 2:25 и в послании ап. Павла к Евр 11:31. "Раав блудница, пишет ап. Иаков, не делами ли оправдалась, приняв соглядатаев и отпустив их другим путем?" И ап. Павел пишет: "Верою Раав блудница, с миром приняв соглядатаев (и проводив их другим путем), не погибла с неверными."
РААВ (Пс 86:4) или РАХАВ, или РЕХАБ (надменность, гордость) - название прилагаемое к Египту в некоторых местах Ветхого Завета (Исх 51:9). Нет оснований думать, что это слово составляет собственно название Египта; по всей очевидности, оно употреблено здесь в иносказательном смысле для обозначения надменности, хвастовства и гордости Египтян. Мысль эта ясно выражена в кн. Исаии, в словах: "сила их (или храбрость) - сидеть спокойно, без дела (Ис 30:7), т.е. что они храбры только на словах и сидят постоянно без дела, и потому они не надежные помощники, чтобы у них искать помощи и подкрепления. В Иов 9:13, 26:12 это слово употребляется о море и означает бушевание, волнение и как бы гордость и превозношение.
РААМА и РАЕМА (Быт 10:7) - один из сынов Хуша, отец Шевы и Дедана. Это имя вторично встречается в Иез 27:22 вместе с именем Шевы и потому должно считаться в означенной цитате равносильным слову Дедан, уже упомянутому в стихах 12 и 15 означенной главы. Из означенного места видно, что потомки Шевы и Дедана обитали на берегах Персидского залива, были богаты своими товарами и произведениями, производя значительную торговлю с Тиром.
РААМИЯ (гром Господень; Неем 7:7, Сн. 1Езд 2:2) - один из князей, возвратившихся из плена Вавилонского с Зоровавелем. В последней цитате он называется Реелаем, а во 2Езд 5:8, называется Рисей.
РААМСЕС (с Егип. - сын солнца; Быт 47:11, Исх 12:37, Чис 33:3) - главный город в земле Гесемской в нижнем Египте, от которого и вся земля Гесемская называется Раамсес. В первый раз о нем упоминается в повествовании о представлении Иакова и его сыновей Фараону и о их поселении в Египте. "И поселил Иосиф отца своего и братьев своих и дал им владение в земле Египетской, в лучшей части земли, в земле Раамсес, как повелел Фараон" (Быт 47:11). Раамсес был и пунктом сбора Евреев перед выходом их из Египта, по направлению к Сокхофу, в землю Обетованную (Исх 12:37, Чис 33:5). Раамсес упоминается вместе с Пифом, как город для запасов, построенный Евреями Фараону (Исх 1:11). Раамсес служил также названием известной династии царей древнего Египта, и от одного из них, как кажется, и получил свое имя. Путешественники свидетельствуют о массе развалин, находимых в нынешнем селении Abu-ceyshib, находящемся в расстоянии 40 англ. миль от Суэца и близ канала, соединяющего этот город с р. Нилом. Центральное и удобное местоположение оного заставляет предполагать, что здесь находился древний город Раамсес.
РАБ, РАБСТВО Рабство издревле существовало между людьми. Оно известно было и до потопа (Быт 9:25). Древние патриархи имели многих рабов (Быт 12:5, 14:14). Рабами делались: люди взятые в военный плен (Вт 20:10,11, 21:10), иногда бывшие не в состоянии уплатить своих долгов (4Цар 4:1, Ис 50:1, Мф 18:25), когда вор был не в состоянии уплатить за украденное (Исх 22:1-3) и вступившие в брак с лицом рабского состояния (Быт 14:14, 15:3 и др.). Иногда человек сам продавал себя в рабство по крайности обстоятельств (Лев 25:39). Рабы через продажу переходили от одного господина к другому, и покупка была самым обыкновенным способом добывать себе рабов. Цена рабов в разные времена была различна, но в тяжебных делах Моисей определяет законную цену раба не свыше 30-ти сиклей (Исх 21:32). Касательно состояния рабов известно, что они получали от господ своих помещение, содержание, одежду, и за это обязаны были исполнять все, что им будет указано. Особенно верный и способный раб, заведовавший всем хозяйством, был начальником над прочими рабами и носил название управителя или приставника (Быт 24:2, 47:6, 1Цар 21:7, Руфь 2:5). Он распределял прочим рабам работу, а иногда и пищу, если этим не занималась сама госпожа (Прит 31:15, Мф 24:45, Гал 4:2). Некоторые рабы были приставляемы даже к воспитанию и обучению детей. У разумных господ участь рабов конечно была сносна (Иов 31:13), но все-таки она была тяжела. В противность язычникам, у которых рабы совершенно были предоставлены произволу и капризу своих господ. Израильтяне имели самые гуманные постановления относительно своих рабов. Так например они не могли обременять их слишком тяжелыми работами, подлежали ответственности перед судом, если кто либо ударил раба своего и тот умирал; все рабы в субботу и другие праздничные дни освобождались от всякой работы (Исх 20:10, Вт 5:14). В десятинах и во всех приношениях они обыкновенно приглашались принять участие в трапезе. В субботний год всем, что сама собою производит природа, имели право пользоваться рабы и поселенцы (Лев 25:4-7). Еще выше и человеколюбивее касательно рабства внушения Христианства: "Вы, господа, поступайте с ними (рабами) умеряя строгость, зная, что и над вами самими и над ними есть на небесах Господь, у которого нет лицеприятия" (Ефес. 6:9), говорит апостол, и в другом месте он пишет: "Господа, оказывайте рабам должное и справедливое, зная, что и вы имеете Господа на небесах" (Кол 4:1). Весьма трогательное и поучительное наставление господам по отношению к их рабам дает ап. Павел, возвращая одного беглого раба к его господину (Флм 11-21).
РАББА, или РАВВА (великий; 2Цар 12:26, Вт 3:11). В первый раз упоминается, об этом городе, как об месте, в котором хранился железный одр царя Ога. Он был главным городом Аммонитским и был расположен в горах Галаадских, недалеко от потока Арнона, и здесь лишился жизни Урия, при осаде этого города Иоавом (2Цар 11:17). Затем он был взят под предводительством самого Давида (2Цар 12:29). В означенной цитате он называется: царственным городом (ст. 29). Некоторые пророки изрекали на этот столичный Аммонитский город грозный суд Божий за его нечестие, как-то: Иер 49:1-3 и Иез 21:20, 25:5. Разрушение города ясно предсказано пр. Амосом и притом в таких выражениях, которые показывают, что это был город некогда очень важный и сильный. "И запалю огонь в стенах Раввы, от лица Господня говорит пророк, и пожрет чертоги ее, среди крика в день брани, с вихрем в день бури (Амос 1:14). В настоящее время место, на котором стоял город Равва, известно под именем Амман; оно находится в 22 англ. милях от Иордана, где доселе еще видны огромные развалины со многими замечательными остатками храмов, дворцов, театров, колонн, цистерн и проч., свидетельствующими о древнем богатстве и величии этого города. Вся земля кругом его представляет обширное пастбище, густо усеянное стадами Бедуинов, для которых развалины различных древних строений служат готовыми, даровыми хлевами. Так разительно исполнилось пророчество Иезекииля: "Я сделаю Равву стойлом для верблюдов и сынов Аммоновых - пастухами овец, и узнаете что Я Господь" (Иез 25:5). По имени одного из Птоломеев, Равва называлась также Филадельфиею. Во времена первенствующей Церкви город Равва служил кафедрою для епископа и один из епископов оного, по имени Кирион, присутствовал на Никейском соборе в 325-м году.
РАББАФ-МОАВ см. Ар-Моав.
РАБСАК (главный виночерпий; 4Цар 18:17, 19:4-13) - должностное название одного военачальника Сеннахерима, царя Ассирийского, который был послан с грамматами к Езекии и народу Иерусалимскому. Его сопровождали два других военачальника, точно также названные по их официальному положению (один Рабсарис - начальник евнухов, а другой Тартан - объяснение названия неизвестно). Св. Писание сообщает, что войска Ассирийские, бывшие под предводительством Рабсариса, в одну ночь поражены были ангелом и остатки их должны были со стыдом возвратиться в свою землю (4Цар 18:17-37 и др.).
РАВАСИОН (2Езд 9:34) - из Израильтян, имевших жен иноплеменных.
РАВВИ (буквально: господин мой, или учитель) - почетный титул, даваемый Иудеями известным учителям и законникам; посему-то Господь, указывая на любовь книжников и фарисеев к почетным названиям, запретил своим ученикам усвоять оные (Мф 23:7-8). Ученики Иоанна только однажды обратились к нему с названием равви (Ин 3:26), но неоднократно сим почетным титулом именовали Господа Иисуса и ученики Его, и книжники, и фарисеи и народ (Мф. 22:16-36; 26:25-49, Мк 9:5, 11:21, 14:45, Ин 1:38-49, 3:2, 4:31, 6:25, 9:2, 11:8). В Свящ. Писании Нового Завета почти всегда встречается греческое слово r`abbei,, переведенное словом господин или учитель. Это почетное название доселе еще находится в употреблении у Евреев.
РАВВИФ (многочисленный, обширный; Нав 19:20) - название города, находившегося в колене Иссахаровом.
РАВВУНИ - слово, имеющее то же значение, что и Равви. Оно встречается только однажды в Новом Завете (Ин 20:16). Слову раввуни усвоялось высшее значение, чем слову равви. Еще высшее значение имело слово равван. Оно появилось около времен Иисуса Христа в школе Гиллела и усвоялось только учителям из его потомства. Семь только ученых раввинов из этого потомства носили это название.
РАВНИНА (Вт 1:1, 2:8). Палестина земля гористая, и потому в ней немного широких равнин. Замечательные из них следующие: а) равнина Изреельская, или Ездрилонская. б) равнина идущая вдоль Средиземного моря от г. Кармила до потока Египетского, в) равнина Иорданская по обеим сторонам Иордана, г) равнина колена Иудина, от г. Иерихона, называемая Иерихонскою, д) равнина, идущая по восточной стороне Иордана, ныне известная под именем Белки, славившаяся как земля изобилующая прекрасными лугами и пастбищами, и плодородие которой вошло даже в пословицу (Ис 16:9,10) и наконец е) большая плодоносная волнистая равнина Гауранская, составлявшая в древности царство Васанское, в котором главным городом считается Бостра.
РАГА, РАГИ МИДИЙСКИЕ (Тов 1:14, 4:20 и др.) - Мидийский город к с.-в. от Екбатаны, находившийся близ Тегерана, настоящего главного города Персии. Это был древний и весьма значительный город, отстоящий на 10 дней пути от Екбатан. В Рагах жил Гаваил, родственник Товита. Следы развалин Paг находят в расстоянии 1 англ. мили к ю.-в. от Тегерана.
РАГАВ (дружество, товарищество) - имя лица и области: Быт 11:18-21, 1Пар 1:25 - сын Фалека, сына Еверова, потомок Сифа, один из послепотопных патриархов до Авраама, жил 239 лет. Иудф 1:5-15 - область или провинция, лежавшая при Рагах Мидийских, где Навуходоносор победил Мидийского царя Арфаксада.
РАГУИЛ (друг Божий) - имя нескольких лиц: Быт 25:2 - сын Деланы, сына Иокшана, сына Авраамова от Хеттуры. Быт 36:4-10, 1Пар 1:35 - сын Исава и Васемафы, дочери Измаила. Исх 2:18 - одно из имен тестя Моисеева, священника Мадиамского. Тов 3:7 и др. - родственник Товита, живший в Екбатанах Мидийских.
РАДДАЙ (властитель, покоритель; 1Пар 2:14) - пятый сын Иессея и брат Давида.
РАДОСТЬ (1Пет 1:8) - приятное душевное чувство, бывающее от получения или в ожидании какого-либо блага. Она считается между плодами Святого Духа (Гал 5:22) и употребляется свящ. писателями для изображения всякого религиозного возбуждения.
РАДУГА (дуга в облаке; Быт 9:13-17, От 4:3) - величественное естественное явление природы, происходящее от преломления световых лучей в дождевых каплях. Она обыкновенно бывает во время дождя, когда светит солнце, а на противоположной с ним стороне находится облако, из которого идет дождь. Радуга - это блестящая дугообразная полоса, окрашенная всеми цветами солнечного спектра, при чем фиолетовый занимает нижний край дуги, а красный - верхний край. Радугу Господь Бог поставил знамением Своего завета с Ноем, что Он по благости Своей не наведет более потопа на землю за грехи людей. "Я полагаю радугу Мою в облаке, сказал Бог Ною, чтоб она была знамением (вечного) завета между Мною и между землею" (Быт 9:13). В От 4:3 мы читаем, что вокруг престола Божия была радуга, подобная смарагду; и в 10 гл. (ст. 1), что над головою ангела, которого видел Иоанн, была радуга. Греческое слово в означенных двух цитатах употреблено iris, и означает величественный круг или светлый венец, а не радугу в обыкновенном значении этого слова. Следующая цитата в Иез 1:28: "В каком виде бывает радуга на облаках во время дождя, такой вид имело это сияние кругом," особенно подкрепляет высказанное нами мнение. На радугу смотрели с суеверным страхом многие языческие народы.
РАЗБОЙ см. Грабительство.
РАЗВОД (Вт 22:19, 24:1, Иер 3:8, Мф 19:7) или, иначе, расторжение брака. Развод был допущен законом Моисеевым в виду местных условий и при обстоятельствах, свойственных положению Евреев, как нации. Он был простым гражданским постановлением, чем по-видимому так многие из Евреев злоупотребляли, что с течением времени сделалось почти обычным мужу оставлять свою жену из-за всякой пустой причины. Около времен Иисуса Христа школы Гиллела и Шаммаи вели оживленный спор касательно расторжения браков; первая из них истолковывала закон Моисеев о разводах с крайнею легкостью, а последняя более согласовалась в этом с духом постановлений Моисеевых. Книжники и фарисеи предложили вопрос Иисусу Христу, "искушая Его: по всякой ли причине позволительно человеку разводиться с женою своею?" Господь на сие ответил, что брачный союз должен быть свят и нерасторгаем, и если Моисей дозволил развод, то дозволил по жестокосердию народа, неспособного к кротости, терпению и самоотвержению (Вт 10:16, Деян 7:51, Рим 2:5, Мф 19:3-9). Только одно может давать право на развод - это нарушение супружеской верности и другие особенно важные причины, предусмотренные законами церковными. Всякий же развод, совершаемый по причинам легкомысленным, есть грех и не может быть дозволен.
РАЗИС (2Мак 14:37) - один из Иудейских старейшин во время нашествия на Иудею Никанора, военачальника Сирийского при царе Димитрие, окончивший жизнь свою самоубийством при обстоятельствах, описанных в означенной книге.
РАЗОН (важный, вождь, властитель, начальник; 3Цар 11:23) - сын Елиады, отложившийся от Адраазара, царя Сувского во время войны его с Давидом и сделавшийся начальником шайки разбойников. Впоследствии времени Разон, сделавшись царем Дамасским, был врагом Израильтян во все дни царствования Соломона (ст. 25).
РАЙ (Быт 2:8, 15:3, Иоиль 2:3, Лк 23:42,43, 2Кор 12:4) - это слово Персидского происхождения и означает сад. Так названо прекрасное жилище первого человека, описанное в кн. Бытия. Рай, в котором пребывали первые человеки, был для тела вещественный, как видимое блаженное жилище, а для души - духовный, как состояние благодатного общения с Богом и духовного созерцания тварей. Раем называется и то блаженное жилище небожителей и праведников, которое наследуют они после Страшного Суда Божия. см. Едем.
РАКА (Мф 5:22; Сирийское слово, значащее: пустой, негодный человек) - это бранное слово, по-видимому, было в большом употреблении между Иудеями во времена Иисуса Христа и считалось очень оскорбительным. За название ближнего словом рака полагается большее наказание, чем за один напрасный гнев на него в сердце, потому что здесь гнев не скрывается уже в одном сердце, но вырывается наружу в оскорбительных для имени и чести ближнего словах. Виновный подлежит за это синедриону, т.е. верховному Иудейскому судилищу.
РАККАФ (прибрежный город; Нав 19:35) - город колена Неффалимова, находившийся, по свидетельству Талмуда и раввинов, близ Амафа, на том самом месте, где впоследствии времени была построена Тивериада.
РАКОН (прибрежная страна; ИсНав19:46) - название приморского города в колене Дановом. Положение его неизвестно, но, как кажется, он находился на з. от Иерусалима, по направлению к Средиземному морю, недалеко от Яффы, или Иоппии.
РАМ, или АРАМ (высокий, возвышенный; Иов 32:2). Упоминаемый здесь Рам, из племени которого происходил Елиуй, Вузитянин, один из друзей Иова, приходивших к нему во время его болезни и после других говоривший к Иову свою речь, как полагают, стоит вместо Арама.
РАМА (высота) - название след. мест и городов: Нав 18:25, Мф 2:18, Иер 31:25 - город в колене Вениаминовом, лежавший близ границ колена Ефремова. Это та самая Рама, где пророчица Девора под пальмою на горе Ефремовой между Рамою и Вефилем судила Израиля (Суд 4:4-5) и которая лежала на пути из Иерусалима к горе Ефремовой и через которую должен был проходить левит, возвращавшийся из Вифлеема в дом свой (Суд 19:1-21). Об этом городе упоминают пророки: Ис 10:29 и Ос 5:8. Здесь пр. Иеремия получил свободу из плена, тогда как прочие Иудеи собраны были здесь Навузарданом, полководцем Навуходоносора, чтобы отвести их в Вавилон (Иер 50:1); тогда Иудея опустела. Изображая это печальное событие, пророк в другом месте писал: "Голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих, и не хочет утешиться, ибо их нет" (Иер 31:15). В Новом Завете в этом печальном событии ев. Матфей видел прообраз другого печального события - избиения младенцев Вифлеемских Иродом, и потому в избиении сих младенцев он дает видеть исполнение пророчества, как прообраза (Мф 2:16-18). Ныне это эр-Рам - бедное селение с развалинами, на холмистой горе, между Гаваоном и Гевою, на 1/2 часа пути от Гевы и на 2 часа пути к с. от Иерусалима.