Профилактика конфликтов.




Межличностные конфликты, пути их разрешения.

План.

·Сущность понятия «межличностные конфликты».

·Причины конфликтов.

·Виды конфликтов.

·Фазы конфликта.

·Поведение участников конфликта.

·Пути выхода из конфликта.

·Профилактика конфликтных ситуаций.

 

Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Обязательным явлением при межличностном конфликте в обществе есть противоречия между людьми – препятствия в общении, коммуникации, нахождении общего языка или достижении индивидуальных целей, мотивов и интересов.

Причины конфликтов.

· Ресурсные – причины, связанные с ограничениями или недостаточностью материальных, людских ресурсов, их количественными и качественными показателями.

· Взаимозависимость – связаны с властью, полномочиями, выполнением общих заданий, эмоциональной привязанностью, в том числе, родственной, сексуальной.

· Целевые различия как причины конфликтов проявляются в реальных или мнимых отличиях в целях участников конфликта, которые рассматриваются как угроза для реализации собственных результатов и ожиданий в той или иной ситуации.

· Ценностно-мотивационные различия в качестве причины конфликта имеют место при несовместимости подходов к оценке ситуации, поступков других людей и собственных, а также мотивов действий.

· Поведенческие – сущность этих причин проявляется в отличиях жизненного опыта участников конфликта, а также манере вести себя в определенной ситуации.

·Коммуникационные – причины, возникающие в ходе ненадлежащего общения.

· Личностные – эти причины появляются в процессе столкновения участников конфликта, когда они проявляют свои индивидуальные и персональные (личные) особенности.

 

Виды конфликтов по динамике:

· острые (происходят здесь и сейчас, затрагивают значимые события и ценности), как пример: обман в супружеской паре;

· затяжные (длятся в течении длительного промежутка времени со средней, но постоянной, напряженностью, затрагивают значимые для личности проблемы) — конфликт поколений, отцов и детей;

· неинтенсивные (вспыхивают от случая к случаю) — конфликт совместно работающих людей, не подходящих по характеру друг другу.

Виды конфликтов по характеру проявления.

· Открытый конфликт, осознаваемый. Человек, вступая в конфликт с кем-либо из своего окружения, полностью отдает себе отчет в том, что с ним происходит. Открытый конфликт характеризуется бурными выяснениями отношений. Проявляемые чувства не маскируются, а направляются прямо на оппонента, слова высказываются в лицо. Даже если человек обладает излишне мягким и уступчивым нравом, он, так или иначе, проявляет свою позицию.

· Скрытый конфликт – может не проявляться долгое время, до тех пор, пока один из оппонентов не решит перейти к активным действиям. Конфликт затягивается сам по себе и может продолжаться сравнительно долгое время.

Виды конфликтов по итогам их разрешения:

· конструктивные — стороны в них не выхо­дят за рамки деловых ар­гументов, нравственных отношений;

· деконструктивные — одна из сторон прибега­ет к нравственно осуж­даемым действиям, например, оскорблениям.

Фазы конфликта.

· Скрытая, неявная стадия межличностного конфликта. Является фундаментом для зарождения конфликта и обнаруживается в неудовлетворенности личности чем-либо – статусом в коллективе, несправедливой зарплатой, невозможностью чем-то обладать, неадекватной оценкой окружающих и т.п.

· Стадия напряженности. Конфликт прорывается наружу. Здесь происходит формирование позиций участников конфликта и возможностей снизить конфронтацию или увеличить ее.

· Стадия противостояния. Усиливается антагонизм в позициях, в отношениях конфликтующих. Совершаются активные конфликтные действия.

· Стадия завершения. Происходит либо полное разрешение конфликта, когда стороны сумели договориться. Либо частичное завершение – конфликт консервируется в определенной стадии и напряженность снижается. Либо происходит полный разрыв отношений конфликтующих и зарождение предпосылок для конфликта на более глубоком уровне.

Варианты поведения в период конфликта:

1. Уход от ситуации (избегание конфликта). Распад друже­ских связей между людьми.

2. Отношения «перего­воров», компромисс. Каждая сторона мо­жет получить если не всё, к чему стремит­ся, то хотя бы ка­кую-то часть, кото­рая может её удовлетворить.

3. Отношения «борь­бы», или собствен­но конфликтные (соперничество). Каждая сторона стремится непре­менно получить максимум желае­мого без каких- либо уступок.

Профилактика конфликтов.

·встречи участников, выявление причин противоречий, определение путей их преодоления;

·постановка общих целей, которые понимаются и принимаются всеми, формирование сотрудничества;

·согласие на приглашение посредника для разрешения конфликта. Это может быть один человек или группа людей, которым одинаково доверяет как одна, так и другая сторона противоборства.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: