Выбрать правильный ответ




Т.Нарушения познавательных процессов

(в завершении нужно Выбрать правильный ответ)

Нарушения ощущений, восприятия

Нарушения ощущений. Они весьма многообразны. Повышенная чувствительность — гиперестезия — часто наблюдается у астенизированных больных. Солнечный свет, обычные звуки, запахи, прикосновение одежды к телу кажутся невыносимыми. При гипестезии — пониженной чувствительности — пациент почти не реагирует на инъекцию, но может получить ожог от горчичников или грелки. Выделяют также анестезию — отсутствие чувствительности.

При неврологических расстройствах могут возникать парестезии — ощущения жжения, покалывания, стягивания, ползания насекомых на коже или под кожей и т.д. Постоянные неопределенные неприятные ощущения «внутри тела» без точной локализации (чувство «шевеления, переваливания, перекатывания», «постоянные дребезжащие» боли и т.д.) — сенестопатии.

К этой группе расстройств можно отнести кожный зуд, нередко сопровождающий эмоциональные напряжения, неврозы, заболевания обмена веществ, болезни почек и крови, аллергические реакции, прием лекарственных препаратов (антибиотики, сульфаниламиды, некоторые наркотики и т.д.) или употребление определенной пищи. Зуд неблагоприятно влияет на психику пациента: человек становится раздражительным, нетерпеливым, злобным. Контакт с такими людьми требует большого терпения.

Боль. Медсестра в практической деятельности чаще всего сталкивается с болью. Чтобы наилучшим образом помочь пациенту, испытывающему боль, надо понимать ее специфические черты. Наиболее употребительным является определение боли, данное Международной ассоциацией по изучению боли (МАИБ): «Боль — это неприятное сенсорное и эмоциональное переживание, сопровождающееся фактическим или возможным повреждением тканей; либо состояние, словесное описание которого соответствует подобному повреждению». По этому определению, боль — нечто большее, чем просто ощущение, поскольку обычно сопровождается неприятным аффективным переживанием. В связи с этим правильнее говорить о восприятии боли.

Боль является не простым ощущением, а сложным явлением, включающим и физический, и эмоциональный компонент. Это явление чисто субъективное. Объективных методов измерения боли, испытываемой человеком, не существует. На ощущение боли влияют личностные и культурные факторы.

Во всем мире достаточно широко используются всевозможные шкалы оценки боли (Pain Rating Scales):

Упрощенная описательная шкала боли.

0 1 23456789 10

нет боли ужасная боль

 

Разрабатываются методы, с помощью которых пациенты могут самостоятельно управлять болью. Одним из простейших нефармакологических методов управления болью является релаксация.

 

Нарушения восприятия. Восприятие предметов может быть и ошибочным. К нарушению восприятия относятся иллюзии - искаженное, ошибочное восприятие реального объекта. Иллюзии бы­вают и у здоровых людей в состоянии страха, тревожного ожидания, при утомлении.

Галлюцинации - восприятие без объекта. Как и иллюзии, галлюцинации различаются по органам чувств.

 

 

Нарушения памяти

Наиболее часто встречаемые расстройства: гипомнезия — снижение памяти, амнезия — выпадение (отсутствие памяти) и парамнезия — ошибки памяти.

Гипомнезии бывают при переутомлении, возбуждении, в результате перенесенных тяжелых заболеваний, в пожилом возрасте.

Для переноса следов события в долговременную память требуется от 15 мин до 1 ч. У человека бывает полная амнезия — выпадение из памяти событий, происходивших в какие-либо отрезки времени (при старческих психозах, тяжелых травмах мозга, отравлении окисью углерода). Различают ретроградную (лат. retrogradus — идущий назад) амнезию, при которой утрачивается память на события, предшествовавшие заболеванию, и антероградную, при которой забывается то, что было после начала заболевания.

К расстройствам воспроизведения относятся парамнезии — конфабуляции и псевдореминисценции.

Конфабуляции иногда называют галлюцинациями памяти. При конфабуляциях пробелы памяти замещаются событиями и фактами, не имевшими места в действительности, причем это происходит без желания пациента обмануть, ввести в заблуждение. Этот вид патологии может наблюдаться у больных алкоголизмом при развитии корсаковского психоза, а также у больных старческим психозом.

Псевдореминисценции — это искаженные воспоминания, или иллюзии памяти. Это ошибочные воспоминания о событиях, действительно происходивших, но искаженных, неверно соотнесенных во времени или месте.

Среди нарушений памяти особую группу составляют нарушения чувства знакомости. Они могут обнаруживаться как у здоровых, например, при изменении настроения, так и у психически больных. Нарушения чувства знакомости как феномен могут рассматриваться и в рамках патологии восприятия, поскольку нарушается узнавание предметов, и при эмоциональных расстройствах, и в связи с изменением сознания.

Выделяют симптом уже увиденного (deja vu — дежа вю) и симптом никогда не виденного (jamais vu — жамэ вю).

Суть симптома уже увиденного сводится к тому, что первое в жизни восприятие чего-либо сопровождается чувством, будто это уже было когда-то раньше. При этом присутствует понимание ошибочности этого ощущения. Так, впервые приехав в город, человек ходит по его улицам с чувством, будто он уже бывал здесь.

Чувство знакомости нередко подводит студентов. Перелистывая дома учебник или тетрадь с конспектами, они узнают то, о чем говорилось на лекции, и им кажется, что они все знают и учить не обязательно. Однако при ответе на следующий день оказывается, что они не знают, а узнают ответ среди другой информации, как узнают знакомого на улице.

Симптом никогда не виденного заключается в том, что что-то хорошо знакомое воспринимается как чужое, чуждое, встреченное впервые. Критика остается сохранной, т.е. человек понимает, что это ему только кажется.

 

 

Нарушения мышления

Существуют различные классификации нарушений мышления. В этом пособии за основу взята классификация, упоминаемая A.JI. Гройсманом.

1). По темпу: ускорение (повышение темпа мышления) или замедление (заторможенность, падение темпа мышления).

2). По стройности: разорванность (нет связи между мыслями и предложениями); бессвязность (нет связи между слогами); шперрунги (перерывы мышления) и т.д.

3). Нарушение целенаправленности мышления: резонерство (пустые, бесплодные рассуждения); аутизм (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного мышление); обстоятельность (топтание вокруг несущественных обстоятельств) и т.д.

4). Нарушение продуктивности мышления: навязчивые и сверхценные идеи, бредовые идеи, неологизмы.

Бредовые идеи — ошибочные умозаключения, возникающие на болезненной основе, полностью овладевающие сознанием пациента и не поддающиеся коррекции. Различают бред преследования, бред отравления, сутяжный бред, любовный бред, бред ревности, ипохондрический бред, бред самообвинения и самоуничижения, бред изобретательства, бред величия. Близка к ипохондрическому бреду начинающаяся в молодом возрасте дисморфомания. Это бредовая убежденность в физическом недостатке, обычно видимых частей тела: формы или величины носа, ушей, зубов, рук или в распространении неприятных запахов (кишечных газов, мочи и т.д.).

Сверхценные идеи — суждения, доминирующие в сознании и возникающие на базе реальных факторов, значение которых резко преувеличено.

Навязчивости (обсессии) — насильственно возникающие мысли и переживания, завладевающие пациентом и при этом чуждые его личности. Человек осознает неоправданность или нелепость навязчивостей, но подавить усилием воли их не может. Поддаются коррекции. Различают навязчивый счет, навязчивые воспоминания, навязчивые действия, навязчивые желания, сомнения, влечения и т.д.

Медсестре важно помнить о навязчивых страхах — фобиях, канцерофобии, сифилофобии, кардиофобии и других нозофобиях, танатофобии, мизофобии, клаустрофобии, агорафобии, эритрофобии, андрофобии, фобофобии, трискайдекафобии, акрофобии и т.д. При навязчивости пациент никогда не реализует своего желания, в отличие от больного с бредом. Эпизодически навязчивости могут появляться и у практически здоровых людей, например боязнь поправиться. Бывают случаи, когда навязчивости становятся сверхценными или даже бредовыми идеями.

 

Расстройства интеллекта

Различают врожденное слабоумие (олигофрения) и приобретенное слабоумие (деменция).

Олигофрения бывает различной степени выраженности. По степени тяжести различают дебилъностъ (дебилы способны к обучению в специальных школах), имбецилъность, идиотию.

 

Нарушения внимания

Наиболее частыми нарушениями внимания являются истощаемость, отвлекаемость и патологическая прикованность.

Истощаемость внимания проявляется тем, что человек в процессе беседы или при выполнении мыслительных операций быстро устает, теряет нить разговора, качество ответов снижается. Истощаемость внимания сопровождает астенические состояния.

Отвлекаемость внимания свойственна гипертимикам. Внимание непрерывно переключается с одного на другое, фиксируя малейшие детали происходящего, но более или менее длительное со­средоточение внимания на объекте затруднено, человек неусидчив.

Неспособность удерживать внимание на предмете у детей младшего школьного возраста может приводить к неспособности к научению. Многие такие дети еще и гиперактивны. Такая комбинация носит название синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Существует множество мнений относительно причин СДВГ. Предлагаемые методы лечения не менее разнообразны. Некоторым детям помогает риталин[1] (меридил) при условии тщательного контроля за ходом лечения. Немедикаментозной формой лечения является упрощение окружающей среды с целью снижения количества стимулов, отвлекающих ребенка.

Патологическая прикованность внимания к определенному кругу представлений наблюдается у людей в состоянии депрессии. Они не могут отвлечься от тягостных переживаний, не могут читать, смотреть телевизор, все время думая о безысходности своего положения.

 

 

Выбрать правильный ответ

1. Нарушения восприятия:

а) сенестопатии;

б) анестезия;

в) кожный зуд;

г) галлюцинации.

 

2. Иллюзии могут возникнуть у здорового человека:

а) верно;

б) неверно.

 

3. Гипестезия — это:

а) отсутствие чувствительности;

б) повышенная чувствительность;

в) пониженная чувствительность;

г) неприятные ощущения неопределенного характера внутри тела.

 

4. Студентка закончила изучение материала по анатомии и взяла учебник по психологии. Ей трудно читать материал по психологии, так как она все время вспоминает анатомию. Ей мешают:

а) проактивная интерференция;

б) ретроактивная интерференция;

в) симптом уже виденного;

г) симптом никогда не виденного.

 

5. Человек ехал на мотоцикле. На 78-м километре от города его сбила грузовая машина. После черепно мозговой травмы он мог припомнить только то, что было до 64-го километра, и те события, которые происходили по истечении нескольких часов после травмы. Какая амнезия наблюдается у пациента?

а) парамнезия

б) гипермнезия

в) полная амнезия

г) ретроградная амнезия

 

6. Навязчивости:

а) неосознаваемы;

б) никогда не реализуются;

в) могут быть подавлены волевым усилием.

 

7. К нарушениям мышления относятся:

а) эйфория;

б) олигофрения;

в) клаустрофобия;

г) гипотимия.

 

8. Нарушение внимания:

а) Переключаемость.

б) Истощаемость.

в) Объем.

г) Распределение.


[1] Стимулятор из семейства амфетаминов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: