Сокращенные обозначения книг Писания 34 глава




II. Богатство Соломона. Во время царствования Соломона все очевидно благоприятствовало к умножению его богатств в громадном количестве. Иуда и Израиль жили беспечально под своей смоковницей. Войн еще не знали. Подати с побежденных им соседних народов, плоды туземной деятельности - земледельческие и пастушеские, и все стяжания, приходившие от развившейся большой торговли, обильно наполняли сокровищницы Соломона. От последнего из сих источников приобретения были по истине громадны. Торговые сношения производились с Тиром, Аравией, Египтом, весьма вероятно, с Вавилоном и может быть также с Индиею. Он имел флот в Индийском океане, который при одном морском путешествии дал ему 400 талантов золота, и другой - в Средиземном море, торговавший с Фарсисом и привозивший ему драгоценные различные металлы. У него также были торговые склады в Пальмире и Бальбеке для заграничной торговли. "Падут пред ним жители пустынь, восклицает Псалмопевец. и враги его будут лизать прах. Цapu Фарсиса и островов поднесут ему дань; цари Аравии и Савы поднесут ему дары" (Пс 71:9-10). Из этих различных стран и городов вывозились в большом количестве золото и серебро, также слоновая кость, красные и другие драгоценные деревья, ткани, лошади, обезьяны и колесницы, кроме пряных растений и других ценных предметов торговли. Другим обильным источником приумножения богатства служила слава об его мудрости, которую он стяжал среди всех других народов. Со всех концов земли собирались многочисленные посетители к нему, мудрейшему из людей, и каждый приносил ему дары ежегодно в знак своего глубокого уважения - именно серебряные и золотые сосуды, и воинские принадлежности, и одежды и благовонные пряности, лошадей и мулов. И весьма вероятно, что различные супружеские связи, в которые вступал Соломон с различными царственными дочерьми, не мало увеличивали его личные богатства. Таким образом богатства его сделались так велики, что серебро в Иерусалиме было равноценно простому камню, и кедры по их множеству сделались равноценными сикоморами. Домашние издержки Соломона простирались до громадных размеров. Образ его жизни в течении многих лет был крайне роскошен: 700 жен и 300 наложниц с большою свитою евнухов и других слуг, конечно требовали ежедневно громадных расходов на их продовольствие (3Цар 4:22-23). Жертвоприношения из волов и овец, приносимых царем Иегове при различных торжественных случаях (3Цар 3, 4, 8:63), могли быть делаемы только лицом, владевшим неограниченными денежными суммами. Мы не упоминаем при этом о тех больших издержках, которые он производил па устройство различных высот, жертвенников для курения фимиама и др., к чему склоняли его сердце жены иноплеменницы. Во время своего царствования Соломон воздвиг много различных прекрасных зданий, и самым величественным, из них, конечно, было - храм Иегове, воздвигнутый им на г. Мориа (см. Храм). Он построил также великолепный дворец для себя - - дом из дерева Ливанского леса, притвор с престолом для судилища, сделанным из слоновой кости и обложенным чистым золотом (3Цар 7:1-1 I). и вне стен града Иудина - дворец для дочери Фараоновой. Было воздвигнуто им и много других городов и зданий, меньших по величине и не столь богато убранных (3Цар 9:11-19). Материал, из которого строились храмы и дворцы, был всегда весьма ценен, его иногда доставляли из самых отдаленных стран, и издержки, употребленные на сооружение оных, превосходили по-видимому всякое вероятие.

III. Царствование Соломона. "И жили Иуда и Израиль, замечает свящ. дееписатель о царствовании Соломона, многочисленные как песок у моря, спокойно, каждый под виноградником своим и под смоковницею своею от Дана до Вирсавии, во все дни Соломона (3Цар 4:20-25). Эту громадную территорию Соломон разделил на 12-ть областей, не соответствовавших впрочем 12-ти коленам Израилевым, и над каждою из них поставил особого приставника, которые в свою очередь должны были доставлять ежемесячно продовольственные запасы для содержания царского двора (3Цар 4). Продолжительный мир в его правление и беспримерное благосостояние его подданных стяжали Соломону и его царству особенную громкую славу и известность преимущественно пред всеми царями и царствами земли. По истине его царствование считалось как бы, золотым веком Еврейской истории. К сожалению, следующие годы царствования Соломона не соответствовали первым годам его царствования. Забыв Царя Небесного, он не внял должным образом тому голосу Господа, который предостерегал его по освящении храма, увлекся внешний блеском своего царства, оставил, или по крайней мере уклонился от веры своих отцов, стал служить Астарте, божеству Сидонскому, и Милхому, мерзости Аммонитской. Неслыханная и беспримерная роскошь царствовала при дворе, и в его гареме содержалось до 700 жен и 300 наложниц, большею частью язычниц из окрестных народов - Моавитян, Аммонитян и др. Кроме того, он наложил на народ свой тяжелое иго, усиленный труд. Любовь и привязанность народа к такому государю сделались теперь невозможными. Народ постепенно отчуждался от дома Давидова, и обильно сеялись семена возмущения, что и привело впоследствии к гибельному разделению царства. Да еще и при жизни Соломона стали постигать его разные испытания и Потрясения. В Идумее, давно приведенной в подданство Давидом, теперь утвердился Адер, царского рода Идумейского. Во время покорения Идумеев Давидом и избиения их его военачальником Иоавом, Адер, будучи еще юношей, с некоторыми другими Идумеями, служившими при отце его, убежал в Египет здесь благосклонно принят был Фараоном и снискал у него большую милость. Теперь, услышавши о смерти Давида и Иоава, он испросил у Фараона увольнения себе, возвратился в свою землю и утвердился в ней. Другим противником Израиля во дни Соломона был Разон. Он был подданным Адраазара, царя Сувского, но бежал от него и во время разбития Адраазара Давидом, собравши около себя шайку вольных людей, водворился в Дамаске и владычествовал там, и своими набегами много зла причинял Израилю. Но особенно опасным врагом для Соломона был его подданный Иеровоам. Он родом был из колена Ефремова, из города Цартана, временно работал на укреплениях, которые производил Соломон в городе Давида. Заметив его мужество и расторопность, Соломон поставил его смотрителем над оброчными из дома Иосифова. Раз Иеровоам вышел за город; на дороге встретил его пророк Ахия. Снявши с себя новую одежду, которая была на нем, Ахия разодрал ее на 12 частей, и повелевши Иеровоаму взять из них 10-ть, сказал ему: "Так говорит Господь, Бог Израилев: вот Я исторгаю царство из руки Соломона, и даю тебе 10 колен за то, что Меня оставили и стали покланяться Астарте, Хамосу, и Милхому. Впрочем Я не отниму царства от самого Соломона; пока он жив, он останется царем ради Давида, раба Моего, которого Я избрал и который сохранил повеления Мои, а отниму царство от рук сына его: тебе дам 10 колен, но и ему оставлю одно колено, чтобы остался светильник Давида, раба Моего, во все дни пред лицом Моим. Итак, я назначаю тебя быть царем над Израилем. Если ты сохранишь все, что Я заповедаю тебе, и будешь исполнять повеления Мои, как раб Мой Давид, то Я буду с тобою и укреплю дом твой, как дом Давидов." Иеровоам не имел столько покорности высшему избранию, чтобы предоставить свое будущее Божию соизволению, и начал сам домогаться овладеть престолом: но Соломон, узнав об этом, искал погубить его. и он убежал в Египет к Сусакиму, царю Египетскому, и там оставался до кончины Соломона (3 Цар 11:1-40). Обличение из уст пророка и разные испытания последнего времени царствования Соломона не могли; конечно, не иметь благотворного на него действия. Господь сам обещал Давиду, что Он будет отцом его сыну, и если он худо будет поступать, то Он накажет его ударами сынов человеческих, но милости Своей не отнимет от него, как отнял от Саула (2Цар 7:14-15). Книга Екклезиаста, писанная Соломоном в преклонные лета жизни его, ясно дает видеть, что он действительно понял теперь суету всего земного, всех утех мира и всех земных трудов и усилий человеческих, и потому искал сам и поучал других только в Боге и в исполнении заповедей Его искать истинное для себя успокоение и счастье (12,13).

В заключение о Соломоне заметим здесь, что как ни велики были падения и заблуждения его, которых главным источником были слепая страсть к женщинам и тщеславие, но мудрость первых лет его царствования и его боговдохновенные писания навсегда останутся училищем мудрости и добродетели для всех людей. Кроме книги Екклезиаста, Соломон оставил нам книгу Притчей и Песнь песней. Имя его носит еще на себе книга Премудрости; но при всем высоком поучительном ее содержании, она принадлежит позднейшему времени и ее нет на Еврейском языке. Книга Песнь песней, по общему толкованию отцов Церкви, таинственно изображает любовь, которая соединяет Бога с человеком и Христа с Церковью и каждою душою верующею. В Притчах, или иносказаниях и кратких изречениях своих, Соломон поучает юношество мудрости, благочестию, верному исполнению своих обязанностей и счастью жизни. полагая его в добродетели. Как много у Соломона прекрасных уроков для всех возрастов и состояний! Сколько мудрых уроков для царей! Как много самых назидательных советов, правил и наставлений касательно должностей общественных и жизни семейной, для мужей и жен, для детей и родителей, для вельмож и слуг, для юношей и старцев, касательно богатства и бедности, чистоты сердца и откровенности, труда и отдохновения, благочестия и богобоязненности, справедливости и правосудия, умеренности и воздержания, бережливости и расточительности, милосердия и благотворительности, благости и кротости, благоразумия и мудрости, любви и сострадания ко всем, сострадания к самим животным! Нельзя не заметить также, что век Соломона был самым благоприятным вообще для наук и искусств. Искусство строительное, плавильное, искусство гравирования на драгоценных камнях, обработка металлов, золочение, искусство скульптурное получили значительное усовершенствование. Постройка храма, царских дворцов и их богатое убранство, изящные произведения, золотые, из слоновой кости и резные из дерева, музыкальные инструменты всякого рода, все это поощряло и развивало художественный дух народа. Архитектура явилась в формах более изящных и утонченных, сообразных со вкусом. Науки также стояли на высокой степени. Астрономия сделалась наукою практическою и не замедлила сделать значительные успехи, Соломон обладал обширными познаниями и в медицине. Он написал также трактаты о всех животных, птицах, деревьях, растениях, которые к сожалению не дошли до нас, но которые в то время должны были пролить свой свет на состояние наук. Навигация и мореплавание должны были приводить к разным наблюдениям и открытиям и также иметь большое значение для географии, астрономии и истории, знакомя с разными другими народами и их нравами и обычаями. В Новом Завете имя Соломона упоминается неоднократно И. Христом. Так, говоря о красоте и великолепии полевой лилии, Господь сказал, что "и Соломон во всей славе своей не одевался так, как всякая из них" (Мф 6:29). В другое время Господь, укоряя книжников и фарисеев, которые искали от Него знамений, напоминает им об известной всем необыкновенной мудрости Соломона, говоря так: "царица южная восстанет на суд с родом сим, и осудит его; ибо она приходила от пределов земли послушать мудрости Соломоновой, и вот, здесь больше Соломона" (Мф 12:42).

СОЛОМОНОВЫКНИГИ Притчи Соломона, Екклезиаст - его же, - Песнь песней, его же, Премудрости Соломона.

В кн. Притчей, состоящей из 31 гл., собраны мудрые изречения о поведении и судьбах человека в домашнем и общественном быту. Особенно замечательно здесь описание добродетельной жены (31).

Екклезиаст, или проповедник, книга состоящая из 12-ти глав, решает вопрос: в чем можно найти на земле самое высшее благо? Он указывает на собственный опыт: как он искал счастья и в знании, и в удовольствиях, и в прихотях роскоши, и как изведал, что мир изменчив и все, чем люди прельщаются в этой жизни, не более как вымыслы беспокойного духа. Одно, заключает проповедник, надлежащим образом успокаивает дух: богобоязненность и соединенное с нею исполнение заповедей Божиих.

Песнь песней, книга состоящая из 8 глав, есть превосходнейшая песнь, или если сравнивать ее с другими тысяча пятью песнями, излившимися из души Соломоновой, - по не дошедшими до нас, песнь по преимуществу боговдохновенная. Она содержит в себе таинственный смысл. Под символом чистой любви, какую выражают друг к другу таинственный жених и невеста,ПесПесней изображает ту высокую любовь, которою Христос Господь возлюбил Свою Церковь, и то пламенное стремление к соединению с Господом, какое питает всякая душа истинно верующая и любящая Его.

Кн. Премудрости Соломона состоит из 19 глав; но при всем высоком поучительном содержании книга эта несомненно принадлежит позднейшему времени, ибо ее нет на Еврейском языке, и она переведена с Греческого. Кроме означенных книг, в Псалтири именем Соломона надписан Пс 126. Ему же должен принадлежать и Пс 131.

СОЛОМОНИЯ (2Мак 7) - мать семи сынов, пострадавших за веру во дни Антиоха Епифана. Имя сей матери не читается в свящ. тексте; по преданию она называлась Соломонией. Когда, после ужаснейших страданий и мученической кончины благочестивого старца Елеазара, она приведена была с детьми к царю, царь требовал, чтобы она и дети ее ели идоложертвенное; но они под ударами бичей отвечали ему: "о чем ты хочешь спрашивать нас, или что хочешь узнать от нас? Мы готовы лучше умереть, нежели преступить законы отеческие." Раздраженный царь велел казнить их жесточайшими пытками. Но несмотря на молодость лет дети смело шли на встречу смерти, в надежде снова получить жизнь от Подателя ее. Мужественная мать смотрела, как при ее глазах отсекали у ее сыновей руки и ноги, отрезали язык, сдирали кожу со всего тела и сожигали их на раскаленных сковородах, и не только не смущалась духом, но благодушно все переносила в надежде на Господа, ободряла и поощряла страдальцев все терпеть за Подателя жизни. "Творец мира, который образовал природу человека, и устроил происхождение всех, опять даст вам дыхание и жизнь с милостью, так как вы теперь не щадите самих себя за Его законы" - так говорила мать каждому сыну страдальцу. "Умоляю тебя, дитя мое, говорила она последнему сыну, посмотри на небо и землю и видя все, познай, что все сотворил Бог из ничего, и что так произошел род, человеческий. Не страшись убийцы, но прими смерть, чтоб я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими" (7:28-29). Страдальцем окончил жизнь и последний сын. После сыновей скончалась и мать. Память св. мучеников Маккавеев, матери их Соломонии и учителя Елеазара празднуется Церковью 1 августа. Начало сего праздника восходит к древним временам. В 4-м веке известны поучения на сей праздник: Григорий Назианзена, Иоанна Златоуста и блаж. Августина. Страдания, по преданию, происходили в Антиохии, столице царей Сирийских. Мощи св. мучеников, по преданию Западной Церкви, перенесены были из Антиохии в Константинополь, и после в Медиолан, и потом предание о их положении колеблется между Римом и Кельном.

СОЛИ ЗАВЕТ (Чис 18:19, 2Пар 13:5). Так как соль предохраняет от гниения и разложения, то было в обычае при утверждении торжественных договоров подавать сосуд с солью, из которого бывшие при сем лица ели и брали по несколько зерен оной. Посему-то твердый и нерасторжимый союз называется заветом соли. Есть соль вместе считается доселе у Арабов доказательством и гарантией постоянной дружбы.

СОЛЬ (Лев 2:13) - минеральное вещество, находимое в обилии в Палестине. Из вод Мертвого моря добывается превосходная столовая соль. Употребление соли, как приправы к кушаньям, хорошо известно всем. Большая часть растительной и животной пищи без соли делается безвкусною (Иов 11:6). Слово соль нередко употреблялось для означения содержания тех лиц, которые находились в услужении у других. Так в 1Езд 4:14 употреблено выражение: есть соль от дворца царского, т.е. получать содержание от царя. И даже в настоящее время, у Персов и восточных Индийцев выражение: есть чью-либо соль значит: состоять у кого на службе. Соль употреблялась при жертвоприношениях (Лев 2:13, Мк 9:49). Новорожденные дети у Евреев посыпались солью (Иез 15:4). Ни одно растение не может расти на почве, покрытой солью. По сему выражение в Библии: соляная земля служит эмблемою земли бесплодной и необитаемой. Слово соль употребляется также в Свящ. Писании и прямо как очевидный символ бесплодия. Когда Авимелех взял Сихем, то разрушил город и засеял его солью (Суд 9:45). Равным образом поступил импер. Фридрих (Барбаросса), когда разрушил город Милан в 1642 году. С другой стороны, так как соль сообщает приятный вкус пище, то под словом соль разумеется чистая и святая жизнь и деятельность (Мк 9:50, Кол 4:6). "Вы соль земли," сказал Спаситель Своим ученикам (Мф 5:13). Здесь соль означает нравственные качества души. Как соль предохраняет пищу от порчи, делает ее здоровою и приятною, так и Христиане, и в особенности апостолы, призваны к тому. чтобы своими духовными совершенствами, своим просвещенным умом, своим добрым поведением и примером, своею жизнью и делами предохранить мир от нравственной порчи, от заразы греховной, пороков и растления, развивая, питая и укрепляя вокруг себя во всех добрые расположения, здравые начала нравственной жизни, здравые мысли, понятия и чувствования (сн. Кол 4:6). "Если же соль, произносит Господь, потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою. Она ни к чему не годна, как только разве, выбросить ее вон на попрание людям" (Мф 5:13). Господь дает Своим ученикам образно видеть, какое зло произошло бы, если бы и они, ученики Его и учители вселенной, потеряли нравственную силу и влияние на мир, тогда не стало бы в мире нравственной живительной и укрепляющей силы для предотвращения его от дальнейшей порчи и общего растления, и всем угрожала бы общая гибель. Наконец выражение: "всякий огнем осолится" (Мк 9:49) означает вечность мучений грешников в геенне огненной.

СОЛЯНАЯ ДОЛИНА (2Цар8:13, 2Пар 18:12). На юго-восточной оконечности Мертвого моря тянется большая и длинная долина, почва которой совершенно насыщена солью и не имеет ни малейших признаков растительности. В ней по средине находится гора, всецело состоящая из горной твердой массы соли, покрытой местами слоями мергеля и известняка.

СОМЕЙ (2Езд 9:34) - из Израильтян, имевших жен иноплеменных, из сынов Ваания. В 1Езд 10:38 стоит - Шимей.

СОНАМ, СОНАМИТЯНКА (бугристое, неровное место; Нав 19:18) - город в колене Иссахаровом. Название города соединено с различными важными событиями из истории Евреев. Здесь стояли станом Филист. войска пред последним сражением с ними царя Саула: здесь родилась Ависага, служившая Давиду и ходившая за ним во время его старости (3Цар 1:3-15). Здесь жила та богатая женщина, которая, по предсказанию пророка Елисея, за его благотворительность к нему была награждена от Бога сыном, и по молитвам которой впоследствии, когда возросший сын ее помер, пророк воскресил его из мертвых (4Цар 4:8). Ныне это местечко называется Солам или Сулем, в 3-х английских милях от Иезрееля.

СОРЕК (красная виноградная кисть; Суд 16:4) - поток и долина на юге колена Данова, где жила Филистимлянка Далида, которую полюбил Самсон и которая была виновницей его погибли. Местечко получило свое название от растущих здесь благородных, или отборных лучших ветвей и виноградных лоз. Поток Сорек впадает в Средиземное море, близ Аскалона.

СОРЕС (Нав 15:59) - из нагорных городов колена Иудина. Вероятно, это город Сорис, в 4-х часах на запад к Иерусалиму к югу от Вади-Али.

СОСИПАТР - имя двух лиц: 2Мак 12:19 - один из вождей Иуды Маккавея. Деян 20:4 - один из учеников ап. Павла, родом из Верии. Он, вместе с другими, сопровождал апостола из Греции до Троады, во время третьего его путешествия. Будучи епископом в Иконии, он, по преданию, пострадал при Нероне в 64 г. по Р.Х. Память его 28 апр. и 10 ноября.

СОСНА (Ис 44:14) - дерево из семейства хвойных, Это высокое дерево, покрытое корою бурого или пепельного цвета. Наружный вид сосны известен каждому. Прочное бревно сосны было в большом употреблении у древних Евреев; оно служило и как хорошее топливо, и как хороший материал для построек и разных изделий; из сосновых деревьев выделывали и идолов. Пр. Исаия говорит в своей книге по поводу сего следующее: плотник рубит себе кедры, берет сосну и дуб, который выберет между деревьями в лесу... И из того же делает бога и поклоняется ему, делает и повергается пред ним (44:14). Сосновые деревья были весьма обыкновенны на горах Ливанских, и в самой Палестине. Известный русский путешественник Муравьев, бывший на Ливане в 1849 г., пишет, что там кроме сосен нельзя найти никакой другой растительности; и в настоящее время, по свидетельству различных путешественников, сосны растут около Бейрута, на вершине Кармила и на пространстве 10-ти или 12-ти верст вокруг Хеврона.

СОСТРАТ (2Мак 4:27-29) - начальствовавший над одною крепостью в Иерусалиме, при царе Антиохе Епифане и первосвящ. Менелае.

СОСФЕН (Деян 18:17) - начальник Иудейской синагога в Коринфе. Он был схвачен и бит пред судилищем Еллинами в этом городе, во время пребывания здесь ап. Павла, и возмущения, произведенного против него Иудеями. Вероятно, после он был обращен апостолом к вере во Христа и был его сотрудником. Его принимают за одно лицо с Сосфеном, упоминаемым в Первом послании к Коринфянам (1:1). По свидетельству Евсевия. он принадлежал к лику 70 апостолов. По преданию, он был епископом в Колофоне, в Малой Азии. Память ею 4 января и 8 декабря.

СОТАЙ (отступление от Бога; 1Езд 2:55) - из сынов рабов Соломоновых, потомки которого возвратились из плена с Зоровавелем.

СОТНИК (Мф 8:5) - звание воинского начальника в Римском войске, имевшего под своею командою сотню, или сто солдат. Шестьдесят сотен их составляли легион. Некоторые из сотников, упоминаемых в Новом Завете, отличались своим благочестием. Об одном из означенных Римских воинских начальников св. еванг. Лука засвидетельствовал таким образом: "он (т.е. сотник Капернаумский) любит народ наш, и построил нам синагогу (7:5). Об другом из них св. евангел. Марк, при описания крестных страданий Господа Иисуса, говорит в следующих словах: "Сотник. стоявший напротив Его (т.е. висевшего на кресте Господа) сказал: истинно человек сей был Сын Божий" (15:39). И первые плоды Христианской Церкви среди язычников произросли в Римском войске. Апостол Петр был послан к сотнику Корнилию с особым поручением возвестить ему Евангелие. По свидетельству Св. Писания, означенный сотник был человек "благочестивый и боящийся Бога со всем домом своим, тративший много милостыни народу и всегда молившийся Богу" (Деян 10:2).

СОФАР (чирикающий, веселящий; Иов 2:11) - Наамитянин, один из трех друзей, приходивших навещать Иова в его бедствии. Это был один из самых язвительных и безжалостных друзей, судя по речам его.

СОФЕРИЙЦЫ (писцы, книжники; 1Пар 2:55) - ученые, или книжники, жившие в одном из городов кол, Иудина, в г. Иабеце, местоположение которого впрочем еще не найдено, Соферийцев значится здесь три ветви: Tupeйцы, Шименцы, и Сухайцы, и иные усвояют им служебные должности при служении, подобно левитам.

СОФЕРИФ (писательство, ученость; 1Езд 2:55) предок одного семейства возвратившегося из плена с Зоровавелем.

СОФОНИЯ (которого осеняет Бог) - - имя следующих лиц: Иер 21:2 - сын Маасеи, первосвященник в царствование Седекии. При одном или двух случаях Седекия посылал ею к пр. Перемни (29:25) и впоследствии он занимал положение второго священника (Пер. 52:24-27). После победоносного нападения Халдеев на Иерусалим, Софония был взят в плен, отведен к Навуходоносору в Ривлу, и там предан смерти (ст. 19-21). Зах 14:10-14 - отец Иосии, из священнического рода, жившего по возвращении из плена в Иерусалиме.

СОФОНИЯ ПРОРОК (Соф. 1:1) - один из 12-ти малых пророков, девятый в числе их. Об обстоятельствах его жизни нам ничего неизвестно, кроме того что содержится в начале его пророческой книги и в некоторых преданиях. Он был сын Хусия, и происходил, как полагают не без основания, из царского рода Езекии. Софония пророчествовал в царствование царя Иудейского Иосии, между 642 и 611 гг. до Р.Х. по преданию Епифания, он происходил из колена Симеонова, а не Иудина, и родился на некоей горе Саравафа или, по другим, в Варафе и Сарафе. Память его празднуется Церковью 3 декабря.

СОФОНИИ КНИГА - Пророческая книга означенного пророка состоит из 3 глав. Содержание оной очень общее. Писатель обличает идолопоклонство своих соотечественников, убеждает их раскаяться, и угрожает гневом Божиим. Тем же гневом Божиим пр. Софония грозит и язычникам. В конце книги тон содержания ее делается более торжественным, и с уверенностью им провозвещается освобождение Израиля от греха и бедствий. Весьма вероятно, что означенные пророчества относятся ко времени великих религиозных преобразований, произведенных царем Иосиею. Подробности и указания в общем весьма интересны, и в особенности те из них, которые имеют строго Мессианское значение, как например: гл. 3, ст. 8-20. Некоторые из пророчеств Софонии исполнились удивительным образом, как например содержащиеся во 2 главе, против Хананеев, Моавитян, Ассириян и др. Подлинность пророческой книги Софонии несомненна и очевидна. Речь его отличается простотою, но она полна силы, жизни и глубокого чувства: так например в конце книги он восклицает: "Ликуй, дщерь Сиона! Торжествуй, Израиль! Веселись и радуйся от всего сердца, дщерь Иерусалима! Отменил Господь приговор над тобою! прогнал врага твоего; Господь, Царь Израилев, посреди тебя: уже более не увидишь зла" (3:14-15).

СПАРТА (1Мак 12:2) - страна, находившаяся в южной части Пелопонеза. Главный город оной был Спарта, один из известнейших и древнейших городов древней Греции. За 400 лет до Р.Х. Спарта сделалась первенствующим государством Греческим; но в 222 г. она должна была смириться пред Македонянами, а за 146 лет до Р.Х. покорена Римлянами. Некогда один из царей Спартанских Арий (Дарий) писал к первосвященнику Онии 1-му о своем сродстве с Иудеями. Это было около 300 лет до Р.Х. После Ионафан, брат Иуды Маккавея, приняв по его смерти правление над Иудеею, возобновляя союз свой с Римлянами, писал и к Спартанцам. Наконец, по смерти Ионафана, союз с Римлянами и Спартанцами снова возобновлен Симоном (1Мак 14:16-20).

СПАСИТЕЛЬ (Лк 2:1 I, Ин 4:42). Слово Спаситель, иначе Иисус, употребляется в Свящ. Писании и о людях. и о Боге вообще, а в особенности об Иисусе Христе, Сыне Божием, нашем Спасителе. Имя Иисус. или Спаситель, наречено Сыну Божию при Его рождении на земле. Ангелом Гавриилом, и наречено потому что Он родился спасти человеков. "Родит же Сына, сказал Ангел Иосифу о Пр. Деве Марии, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей своих от грехов их" (Мф 1:21).

СРЕБРЕННИКИ (Зах 11:13, Мф 26:15 и др.) - Сребреники, за тридцать коих была продана неповинная кровь Господа, вероятно, были серебряные сикли. Каждый сребреник равнялся 4-м драхмам, а в общем тридцать сребреников равнялись на наши деньги несколько более чем 30 руб. серебр.

СРЕДИЗЕМНОЕ МОРЕ иначе Великое море. Западное, Филистимское, или просто море (Чис 34:6, Нав 19:29, Исх 23:31) - лежит между Европой, Азиею и Африкою представляя собою огромный залив Атлантического океана, соединяющийся с ним Гибралтарским проливом. При северных берегах оного находится несколько различных больших заливов, известных под названием морей, как например Адриатическое, Эгейское и др. Длина Средиземного моря с востока на запад около 2,000 англ. миль, а ширина от 400 до 800 миль. На восточных берегах Средиземного моря лежала земля Ханаанская. Море весьма богато рыбою. Для производства торговли оно представляет большой простор. Но так как закон Моисеев не благоприятствовал торговле с чужими народами, как например с Финикиянами и Египтянами, обладавшими морем, то Израильтяне мало пользовались прилежащими к ним берегами Средиземного моря.

СРЕТЕНИЕ ГОСПОДНЕ ВО ХРАМЕ В сороковой день надлежало совершить священный обряд, предписанный в законе Божием. Со времени избавления первенцев Израильских от поражения в ночь исхода Евреев из Египта, всякой младенец мужеского пола, перворожденный у матери, приносим был ко Святилищу для представления пред Господа. При этом случае мать приносила к священнику, на жертву Господу, единолетнего агнца и молодого голубя или горлицу; если же она была не в состоянии принести агнца, то от нее требовались две горлицы или два молодых голубя. Пресвятая Дева Мария могла принести в Иерусалим только последнюю жертву. Когда она с Иосифом принесла Младенца Иисуса во храм. чтобы совершить над Ним законный обряд. Их встретил один святый старец, по имени Симеон. В своих преклонных летах он желал только одного утешения - видеть Христа Избавителя; и, может быть. скорбел, что смерть похитит его прежде, чем сбудется это всемирное ожидание. Но Духом Святым возвещено было ему. что он не умрет, пока не увидит Христа Господня. И теперь Дух Святый внушил ему войти во храм для сретения Богомладенца, Симеон взял Его на руки свои, воздал славу Богу, и сказал: "Теперь-то отпускаешь Ты раба Своего, Владыко (из этой жизни), по Твоему обещанию, с радостным духом. Вот, очи мои увидали Спасителя, которого Ты воздвиг перед лицом всех племен земных. Это - Свет для просвещения язычников; это - Слава для народа Твоего Израиля!" Иосиф и Богоматерь удивились этим словам. Симеон благословил и их, и сказал Марии Богоматери: "вот из-за Него многие (соблазнившись) падут и (многие раскаявшись) восстанут во Израиле; он будет в предмет противоречий, так что у многих откроется их настоящий образ мыслей. И Тебе Самой будет некогда так тяжко, как бы меч пронзал сердце Твое." Тут же была одна осмидесятичетырехлетняя вдова, Анна, дочь Фануилова. Более шестидесяти лет вдовства своего она посвящала посту и молитве, и не отходила от храма. Конечно, она не могла не знать Пресвятой Девы Марии, и, может быть, была одною из собеседниц Ее отрочества. Подошла и она; стала благословлять Господа, и говорить, что все ожидающие избавления в Иерусалиме найдут Избавителя в этом Младенце. Совершивши все по закону Господню, Иосиф и Пресвятая Дева Мария возвратились в Вифлеем. Событие это празднуется Прав. Церковью 2 февраля.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: