Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания.




Группа №23. Экология. Урок №11

Тема: Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания.

Цель: усвоить понятия: экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания; формирование умения ориентироваться в маркировке товаров.

Основные термины и понятия: экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания.

 

План лекции:

1. Экологическая сертификация;

2. Маркировка товаров и продуктов питания.

Содержание лекции:

 

Среди экологических проблем современности важную роль играет экологическая безопасность пищевых продуктов. Наличие в продуктах токсичных пищевых добавок или не обладающих полезными свойствами веществ, является одной из наиболее существенных причин угрожающих здоровью человека. А сохранение своего здоровья и здоровья потомков – одна из приоритетных задач, стоящих перед каждым человеком.

Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания.

Принципами экологической политики являются планирование, реализация, измерение и оценивание, анализ и улучшение. Основные задачи экологической политики: экологическая целесообразность, разделенная ответственность, вклад в устойчивое развитие, экологическая безопасность, экономическая эффективность, повышение качества продукции, экологически чистое производство, предупреждение отрицательного воздействия, экологическая оценка и аудит.

Цель экологического маркирования - выделение продукции, имеющей меньшее воздействие на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла. При этом под жизненным циклом продукции понимается вся цепочка образования готового продукта, начиная с добычи сырья и заканчивая его реализацией потребителю и утилизацией.

Экологическая маркировка. Понятие и принципы экологической маркировки

Экологическая маркировка—комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию.

Экомаркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции и не только. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм.

Согласно международному стандарту ISO 14020, экологическая маркировка делится на три типа:1) присвоение знака по результатам сертификации третьей стороной (знаки международного признания); 2) самодекларация соответствия определенным экологическим нормативам («поддается рециркуляции»); 3) сертификация третьей стороной без присвоения знаков.

Маркировка может иметь форму знака, графического изображения на изделии или таре, представлена в виде текстового документа, технического бюллетеня, рекламного объявления и тому подобное. Экологический знак присваивается продукции, которой свойственны определенные экологические преимущества среди аналогов группы однородной продукции. Экологическая маркировка является добровольной и может выполняться государственными или частными учреждениями, а также иметь национальный, региональный или корпоративный масштаб.

Экологическая сертификация направлена н а стимулирование производителей к внедрению современных технологических процессов и выпуск таких товаров, которые будут минимально загрязнять окружающую среду.Принципы международной экологической сертификации были разработаны Техническим комитетом ТС 207 «Управление окружающей средой» ISO и закреплены в Международном стандарте ISO 14020.Целью производителя является присуждение своей продукции какого-либо экологического знака.

Опыт европейских и других стран в области применения экологической маркировки

Голубой ангел» (Германия)

«Цветок ЕС» (Страны Евросоюза)

«Северный лебедь» (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия)

«Экознак» (Япония)

Опыт европейских и других стран в области применения экологической маркировки

«Зеленый знак»(США)

«Экологический выбор»(Канада)

Опыт применения экологической маркировки и сертификации в России

Целью настоящей системы сертификации является предоставление потребителю достоверной информации об экологических свойствах продукции. При этом подтверждается соответствие этой продукции требованиям, позволяющим потребителю отдать предпочтение именно этой продукции в силу ее экологичности.

Объектами сертификации в Системе являются практически все товары, работы и услуги, производимые, выполняемы и оказываемые российскими и иностранными организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями на рынке Санкт-Петербурга.

Система сертификации товарный знак «Здоровое питание. Ленинградская область» представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих добровольную сертификацию продукции, товаров по правилам, установленным в этой системе.

У российских производителей с 2004-го года появилась возможность пройти экосертификацию по созданной компанией «Эко-Контроль» и официально зарегистрированной Системе добровольной сертификации экологического и биодинамического хозяйствования «БИО».

Экологическое сельское хозяйство активно развивается в мире и начинает развиваться в России. Целями Системы Сертификации «ЧИСТЫЕ РОСЫ» являются:

- содействие устойчивому развитию в области сельского хозяйства и природопользования;

- содействие обеспечению потребителя качественной продукцией;

- содействие формированию рынка экологической продукции в Российской Федерации;

- содействие защите потребителя от продукции отечественного и импортного производства, необоснованно маркированной как «экологическая»;

- содействие сохранению окружающей среды;

- содействие повышению конкурентоспособности экологической продукции российского производства.

Федеральный центр сертификации, работает по собственной Системе сертификации качества ССК (Госрегистрация № РОСС RU. 0001.040008 от 01.04.1994г.

Экологический сертификат и экологическая декларация о соответствии ОС МЭФ являются документами, предоставляющими право:

- декларировать мировой уровень объекта подтверждения,

- устанавливать поощрительные цены и надбавки на свою продукцию как экологически безопасную и натуральную,

- устанавливать налоговые, кредитные, страховые и иные льготы при внедрении малоотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов,

- применять экологическую маркировку своей продукции в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 14020, 14021, 14024 и 14025,

- рекламировать свою продукцию как экологически безопасную и/или натуральную в средствах массовой информации и Интернете

Программа основана в 2001 году. Разработчик и оператор программы – одна из ведущих некоммерческих организаций России – Экологический союз (до 2010 года «Санкт-Петербургский Экологический союз»).

Знаки экологической маркировки, обнаруженные на упаковках пищевых продуктов

Общая характеристика пищевых добавок.

Пищевые добавки — природные, идентичные природным или искусственные вещества, сами по себе не употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент пищи.

Основные цели введения пищевых добавок предусматривают

1. совершенствование технологии подготовки и переработки пищевого сырья, изготовления, фасовки, транспортировки и хранения продуктов питания. Применяемые при этом добавки не должны маскировать последствий использования некачественного или испорченного сырья, или проведения технологических операций в антисанитарных условиях;

2. сохранение природных качеств пищевого продукта;

3. улучшение органолептических свойств или структуры пищевых продуктов и увеличение их стабильности при хранении.

 

Группы пищевых добавок:

· – вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов (красители, стабилизаторы окраски, отбеливатели);

· – вещества, регулирующие вкус продукта (ароматизаторы, вкусовые добавки, подслащивающие вещества, кислоты и регуляторы кислотности);

· – вещества, регулирующие консистенцию и формирующие текстуру (загустители, гелеобразователи, стабилизаторы, эмульгаторы и др.);

· – вещества, повышающие сохранность продуктов питания и увеличивающие сроки хранения (консерванты, антиоксиданты и др.). К пищевым добавкам не относят соединения, повышающие пищевую ценность продуктов питания и причисляемые к группе биологически активных веществ, такие как витамины, микроэлементы, аминокислоты и др.

Основные группы пищевых добавок:

· – Е(100-182) – красители. Применяются для улучшения цвета готового продукта;

· – Е(200-299) – консерванты. Они подавляют рост микроорганизмов и грибков, увеличивая срок хранения продуктов;

· – Е(300-399) – антиокислители или антиоксиданты. Они замедляют процесс окисления, предупреждая порчу продуктов;

· – Е(400-449) – стабилизаторы, обеспечивают неизменность пищевых и вкусовых свойств, сохранение цвета и долгое хранение;

· – Е(450-499) – эмульгаторы, сохраняют структуру продукта в течение продолжительного времени;

· – Е(500-599) – регуляторы кислотности и разрыхлители, изменяют и регулируют значение рН пищевых продуктов; используются для увеличения объемов бездрожжевого теста. Они создают определенные условия, при которых другие пищевые добавки смогут выполнять свою функцию;

· – Е(600-699) – усилители вкуса и аромата, модифицируют вкус и аромат пищевых продуктов;

· – Е(700-799) – антибиотики, предохраняют продукты от порчи;

· – Е(900-999) – улучшители хлеба и муки, подсластители, глазирующие агент;

· – Е1000-Е1999 – в эту группу входят все остальные пищевые добавки не вошедшие в другие номера, а также считаются дополнительными индексами

· Пищевые красители

· Основной группой веществ, определяющих внешний вид продуктов питания, являются пищевые красители.

· Для окраски пищевых продуктов используют натуральные (природные) или синтетические (органические и неорганические) красители.

· Наиболее широко пищевые красители применяются при производстве кондитерских изделий, напитков, маргаринов, некоторых видов консервов, сухих завтраков, плавленых сыров, мороженого.

-Покупая продукты, обращаете ли вы внимание на их состав?

-Знаете ли вы, как расшифровываются пищевые добавки, обозначаемые с помощью индекса Е?

-Знаете ли вы, как они влияют на ваше здоровье?

Анализ качественного состава майонезов

· Группы

· пищевых

· добавок

· Торговая марка продукта

· Махеев «Салатный»

· Красители

· E100— E199

· бета-каротин (Е160а)

· Б

· Консерванты

· E200— E299

· «Кушать подано Оливковый»

· «Сдобри Провансаль»

· Антиокислители

· E300 — E399

· бета-каротин (Е160а)

· Б

· уксус (Е260)

· Б*

· Е211

· К

· Е212

· К

· бета-каротин (Е160а)

· Б

· кислота

· уксусная

· (Е260)

· Б*

· «Слобода оливковый»

· Стабилизаторы,

· загустители, эмульгаторы

· E400 — E499

· сорбиновая кислота (Е200)

· Б

· Усилители вкуса и аромата, ароматизаторы

· E600— E699

· Е385

· Б*

· Противопенные,

· глазирователи,

· улучшители муки, подсластители

· Е900 — Е967

· Уксус

· (Е260)

· Б*

· Е415

· Б

· ксантановая камедь

· (Е415)

· Б

· гуаровая камедь

· (Е412)

· Б

· ароматизатор, идентичный натуральному

· сахарин (Е954)

· К*

· Прочие добавки

· ароматизатор, идентичный натуральному

· модифицированный крахмал

· РЖ

· Е1450, Е1414

· РЖ

· модифицированный крахмал

· РЖ

· модифицированный крахмал

· РЖ

 

Домашнее задание: проработать конспекта лекции, составить краткий конспект и сделать анализ качественного состава хлебобулочных изделий.

 

Литература: 1) Глухов В.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии // СПб.: Питер, 2003. – с. 189 – 232, 349 – 358 (Гл. 5, 10), с. 271 – 275.

2) Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина М.Е. Экологический менеджмент: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект, 2005. – с. 184 – 200, 245 - 268 (Гл. 6, 8).

Обратная связь: nadejdaurutina@yandex.ua или в мессенджер



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: