Группа №23. Экология. Урок №11
Тема: Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания.
Цель: усвоить понятия: экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания; формирование умения ориентироваться в маркировке товаров.
Основные термины и понятия: экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания.
План лекции:
1. Экологическая сертификация;
2. Маркировка товаров и продуктов питания.
Содержание лекции:
Среди экологических проблем современности важную роль играет экологическая безопасность пищевых продуктов. Наличие в продуктах токсичных пищевых добавок или не обладающих полезными свойствами веществ, является одной из наиболее существенных причин угрожающих здоровью человека. А сохранение своего здоровья и здоровья потомков – одна из приоритетных задач, стоящих перед каждым человеком.
Экологическая сертификация, маркировка товаров и продуктов питания.
Принципами экологической политики являются планирование, реализация, измерение и оценивание, анализ и улучшение. Основные задачи экологической политики: экологическая целесообразность, разделенная ответственность, вклад в устойчивое развитие, экологическая безопасность, экономическая эффективность, повышение качества продукции, экологически чистое производство, предупреждение отрицательного воздействия, экологическая оценка и аудит.
Цель экологического маркирования - выделение продукции, имеющей меньшее воздействие на окружающую среду на всех стадиях жизненного цикла. При этом под жизненным циклом продукции понимается вся цепочка образования готового продукта, начиная с добычи сырья и заканчивая его реализацией потребителю и утилизацией.
|
Экологическая маркировка. Понятие и принципы экологической маркировки
Экологическая маркировка—комплекс сведений экологического характера о продукции, процессе или услуге в виде текста, отдельных графических, цветовых символов (условных обозначений) и их комбинаций. Он наносится в зависимости от конкретных условий непосредственно на изделие, упаковку (тару), табличку, ярлык (бирку), этикетку или в сопроводительную документацию.
Экомаркировка информирует покупателей об экологических свойствах продукции и не только. Некоторые знаки приняты на международном и общенациональном уровнях, но встречаются и собственные знаки конкретных фирм.
Согласно международному стандарту ISO 14020, экологическая маркировка делится на три типа:1) присвоение знака по результатам сертификации третьей стороной (знаки международного признания); 2) самодекларация соответствия определенным экологическим нормативам («поддается рециркуляции»); 3) сертификация третьей стороной без присвоения знаков.
Маркировка может иметь форму знака, графического изображения на изделии или таре, представлена в виде текстового документа, технического бюллетеня, рекламного объявления и тому подобное. Экологический знак присваивается продукции, которой свойственны определенные экологические преимущества среди аналогов группы однородной продукции. Экологическая маркировка является добровольной и может выполняться государственными или частными учреждениями, а также иметь национальный, региональный или корпоративный масштаб.
|
Экологическая сертификация направлена н а стимулирование производителей к внедрению современных технологических процессов и выпуск таких товаров, которые будут минимально загрязнять окружающую среду.Принципы международной экологической сертификации были разработаны Техническим комитетом ТС 207 «Управление окружающей средой» ISO и закреплены в Международном стандарте ISO 14020.Целью производителя является присуждение своей продукции какого-либо экологического знака.
Опыт европейских и других стран в области применения экологической маркировки
Голубой ангел» (Германия)
«Цветок ЕС» (Страны Евросоюза)
«Северный лебедь» (Финляндия, Швеция, Дания, Норвегия)
«Экознак» (Япония)
Опыт европейских и других стран в области применения экологической маркировки
«Зеленый знак»(США)
«Экологический выбор»(Канада)
Опыт применения экологической маркировки и сертификации в России
Целью настоящей системы сертификации является предоставление потребителю достоверной информации об экологических свойствах продукции. При этом подтверждается соответствие этой продукции требованиям, позволяющим потребителю отдать предпочтение именно этой продукции в силу ее экологичности.
Объектами сертификации в Системе являются практически все товары, работы и услуги, производимые, выполняемы и оказываемые российскими и иностранными организациями различных организационно-правовых форм и индивидуальными предпринимателями на рынке Санкт-Петербурга.
Система сертификации товарный знак «Здоровое питание. Ленинградская область» представляет собой совокупность участников сертификации, осуществляющих добровольную сертификацию продукции, товаров по правилам, установленным в этой системе.
|
У российских производителей с 2004-го года появилась возможность пройти экосертификацию по созданной компанией «Эко-Контроль» и официально зарегистрированной Системе добровольной сертификации экологического и биодинамического хозяйствования «БИО».
Экологическое сельское хозяйство активно развивается в мире и начинает развиваться в России. Целями Системы Сертификации «ЧИСТЫЕ РОСЫ» являются:
- содействие устойчивому развитию в области сельского хозяйства и природопользования;
- содействие обеспечению потребителя качественной продукцией;
- содействие формированию рынка экологической продукции в Российской Федерации;
- содействие защите потребителя от продукции отечественного и импортного производства, необоснованно маркированной как «экологическая»;
- содействие сохранению окружающей среды;
- содействие повышению конкурентоспособности экологической продукции российского производства.
Федеральный центр сертификации, работает по собственной Системе сертификации качества ССК (Госрегистрация № РОСС RU. 0001.040008 от 01.04.1994г.
Экологический сертификат и экологическая декларация о соответствии ОС МЭФ являются документами, предоставляющими право:
- декларировать мировой уровень объекта подтверждения,
- устанавливать поощрительные цены и надбавки на свою продукцию как экологически безопасную и натуральную,
- устанавливать налоговые, кредитные, страховые и иные льготы при внедрении малоотходных технологий и производств, использовании вторичных ресурсов,
- применять экологическую маркировку своей продукции в соответствии с требованиями международных стандартов ИСО 14020, 14021, 14024 и 14025,
- рекламировать свою продукцию как экологически безопасную и/или натуральную в средствах массовой информации и Интернете
Программа основана в 2001 году. Разработчик и оператор программы – одна из ведущих некоммерческих организаций России – Экологический союз (до 2010 года «Санкт-Петербургский Экологический союз»).
Знаки экологической маркировки, обнаруженные на упаковках пищевых продуктов
Общая характеристика пищевых добавок.
Пищевые добавки — природные, идентичные природным или искусственные вещества, сами по себе не употребляемые как пищевой продукт или обычный компонент пищи.
Основные цели введения пищевых добавок предусматривают
1. совершенствование технологии подготовки и переработки пищевого сырья, изготовления, фасовки, транспортировки и хранения продуктов питания. Применяемые при этом добавки не должны маскировать последствий использования некачественного или испорченного сырья, или проведения технологических операций в антисанитарных условиях;
2. сохранение природных качеств пищевого продукта;
3. улучшение органолептических свойств или структуры пищевых продуктов и увеличение их стабильности при хранении.
Группы пищевых добавок:
· – вещества, улучшающие внешний вид пищевых продуктов (красители, стабилизаторы окраски, отбеливатели);
· – вещества, регулирующие вкус продукта (ароматизаторы, вкусовые добавки, подслащивающие вещества, кислоты и регуляторы кислотности);
· – вещества, регулирующие консистенцию и формирующие текстуру (загустители, гелеобразователи, стабилизаторы, эмульгаторы и др.);
· – вещества, повышающие сохранность продуктов питания и увеличивающие сроки хранения (консерванты, антиоксиданты и др.). К пищевым добавкам не относят соединения, повышающие пищевую ценность продуктов питания и причисляемые к группе биологически активных веществ, такие как витамины, микроэлементы, аминокислоты и др.
Основные группы пищевых добавок:
· – Е(100-182) – красители. Применяются для улучшения цвета готового продукта;
· – Е(200-299) – консерванты. Они подавляют рост микроорганизмов и грибков, увеличивая срок хранения продуктов;
· – Е(300-399) – антиокислители или антиоксиданты. Они замедляют процесс окисления, предупреждая порчу продуктов;
· – Е(400-449) – стабилизаторы, обеспечивают неизменность пищевых и вкусовых свойств, сохранение цвета и долгое хранение;
· – Е(450-499) – эмульгаторы, сохраняют структуру продукта в течение продолжительного времени;
· – Е(500-599) – регуляторы кислотности и разрыхлители, изменяют и регулируют значение рН пищевых продуктов; используются для увеличения объемов бездрожжевого теста. Они создают определенные условия, при которых другие пищевые добавки смогут выполнять свою функцию;
· – Е(600-699) – усилители вкуса и аромата, модифицируют вкус и аромат пищевых продуктов;
· – Е(700-799) – антибиотики, предохраняют продукты от порчи;
· – Е(900-999) – улучшители хлеба и муки, подсластители, глазирующие агент;
· – Е1000-Е1999 – в эту группу входят все остальные пищевые добавки не вошедшие в другие номера, а также считаются дополнительными индексами
· Пищевые красители
· Основной группой веществ, определяющих внешний вид продуктов питания, являются пищевые красители.
· Для окраски пищевых продуктов используют натуральные (природные) или синтетические (органические и неорганические) красители.
· Наиболее широко пищевые красители применяются при производстве кондитерских изделий, напитков, маргаринов, некоторых видов консервов, сухих завтраков, плавленых сыров, мороженого.
-Покупая продукты, обращаете ли вы внимание на их состав?
-Знаете ли вы, как расшифровываются пищевые добавки, обозначаемые с помощью индекса Е?
-Знаете ли вы, как они влияют на ваше здоровье?
Анализ качественного состава майонезов
· Группы
· пищевых
· добавок
· Торговая марка продукта
· Махеев «Салатный»
· Красители
· E100— E199
· бета-каротин (Е160а)
· Б
· Консерванты
· E200— E299
· «Кушать подано Оливковый»
· «Сдобри Провансаль»
· Антиокислители
· E300 — E399
· бета-каротин (Е160а)
· Б
· уксус (Е260)
· Б*
· Е211
· К
· Е212
· К
· бета-каротин (Е160а)
· Б
· кислота
· уксусная
· (Е260)
· Б*
· «Слобода оливковый»
· Стабилизаторы,
· загустители, эмульгаторы
· E400 — E499
· сорбиновая кислота (Е200)
· Б
· Усилители вкуса и аромата, ароматизаторы
· E600— E699
· Е385
· Б*
· Противопенные,
· глазирователи,
· улучшители муки, подсластители
· Е900 — Е967
· Уксус
· (Е260)
· Б*
· Е415
· Б
· ксантановая камедь
· (Е415)
· Б
· гуаровая камедь
· (Е412)
· Б
· ароматизатор, идентичный натуральному
· сахарин (Е954)
· К*
· Прочие добавки
· ароматизатор, идентичный натуральному
· модифицированный крахмал
· РЖ
· Е1450, Е1414
· РЖ
· модифицированный крахмал
· РЖ
· модифицированный крахмал
· РЖ
Домашнее задание: проработать конспекта лекции, составить краткий конспект и сделать анализ качественного состава хлебобулочных изделий.
Литература: 1) Глухов В.В., Некрасова Т.П. Экономические основы экологии // СПб.: Питер, 2003. – с. 189 – 232, 349 – 358 (Гл. 5, 10), с. 271 – 275.
2) Трифонова Т.А., Селиванова Н.В., Ильина М.Е. Экологический менеджмент: Учебное пособие для высшей школы. – М.: Академический проект, 2005. – с. 184 – 200, 245 - 268 (Гл. 6, 8).
Обратная связь: nadejdaurutina@yandex.ua или в мессенджер