1. Теория коммуникации как наука и учебная дисциплина.
2. Предмет и объект теории коммуникации. Междисциплинарный характер теории коммуникации.
3. Законы теории коммуникации.
4. Методы и функции теории коммуникации.
5. Коммуникация и общение.
6. Этапы развития теории коммуникации.
7. Современные концепции теории коммуникации.
8. Модели коммуникационного процесса.
9. Способы речевого воздействия.
10. Факторы, правила и приёмы речевого воздействия.
11. Понятие эффективной коммуникации.
12. Эффективность и «затратность» общения, коммуникативное равновесие.
13. Коммуникативные барьеры.
14. Вербальная коммуникация. Устно-речевая коммуникация. Свойства, виды. Функции.
15. Вербальная коммуникация. Письменно-речевая коммуникация. Свойства, виды, функции.
16. Различия устной и письменной коммуникации.
17. Понятие невербальной коммуникации. Виды невербальных сигналов.
18. Межличностная коммуникация.
19. Стратегии межличностного взаимодействия. Понятие «коммуникативный стиль».
20. Малая группа: понятие, отличительные черты.
21. Разновидности малых групп.
22. Коммуникативные структуры в малых группах.
23. Механизмы формирования групповой сплоченности.
24. Технология принятия группового решения.
25. Характеристика основных элементов системы открытой организации.
26. Внутренняя среда организации.
27. Внешняя среда организации.
28. Психологические типы коммуникативной личности.
29. Нисходящие и восходящие коммуникации. Их цели. Методы повышения эффективности восходящих коммуникаций.
30. Роль неформальных коммуникаций в организации.
31. Политическая коммуникация (общие положения).
32. Массовая коммуникация: определение, структура (общий обзор) и методы исследования.
|
33. Теории массовой коммуникации.
34. Функции массовой коммуникации.
35. Средства массовой информации и их структура.
36. Массовые аудитории (общая характеристика).
37. Эффективность массовой коммуникации.
38. Роль слушания в коммуникации.
39. Политическая коммуникация (общий обзор).
14 Вербальная коммуникация. Устно-речевая коммуникация. Свойства, виды. Функции. Вербальная коммуникация - это взаимодействие людей с помощью речи. Свойства, виды и функции Так же, как в устноречевой коммуникации имеет место постоянное взаимодействие и взаимовлияние говорения и слушания в процессе установления взаимопонимания коммуникантов, в письменноречевой — письмо и чтение объединяются по разным основаниям и между собой, и с устными формами речи. Письмо и чтение объединяются по такому основанию, как форма общения адресанта и адресата информации. Они реализуют письменную, опосредованную временем и расстоянием форму общения и решают задачи приема — передачи информации, предлагая ответы на вопросы: кто (автор текста — читатель)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой ситуации (сфера общения)? Опосредованно (через текст) обращается к кому (к какой аудитории)? Прогнозирует (предполагает) какую реакцию (насколько отсроченную, повторяющуюся и т.д.) Письменноречевая коммуникация предполагает частичное подключение видов устноречевой деятельности для достижения результата передачи — получения информации. Так, письмо и говорение реализуют процессы выражения мыслей, чувств, волеизъявлений человека (адресанта) и, следовательно, служат информационной базой общения. Чтение и письмо, реализуя письменное общение, служат целям не только установления контакта или получения информации в данный момент времени, но и фиксации этой информации для последующей передачи ее через письменные тексты или в устной форме в процессе предъявления извлеченных во время чтения знаний, фактов, сведений и т.д. Заметим, что продуктивным видам речевой коммуникации (говорению и письму) предшествует такой вид деятельности, как дума-ние. Он предполагает (включает в себя) внутренний способ формирования и формулирования мысли. По характеру внешней выраженности виды речевой коммуникации также сопоставимы. Говорение и письмо — продуктивные виды, выраженные в процессах построения, создания мыслительных задач для адресатов. Слушание и чтение — внешне выраженные процессы внутренней мыслительно-речевой активности, которые вызываются необходимостью формирования и формулирования заданного извне смыслового содержания, т.е. решения мыслительной задачи вербальными средствами для собственной пользы. Еще одно сходство отмечается по характеру обратной связи от органа исполнителя (артикуляционного аппарата, пишущей руки) к организующему программу этого действия участку головного мозга.
|
15 Вербальная коммуникация. Письменно-речевая коммуникация. Свойства, виды, функции. УСТНОРЕЧЕВАЯ КОММУНИКАЦИЯ Вербальная коммуникация - это взаимодействие людей с помощью речи. Если под вербальной коммуникацией в целом понимается речевое щение людей в процессе их совместной деятельности, устная ко муникация в соответствии с потребностями выражаемой инфорл ции отражает взаимообусловленные речевые произведения говор щего и слушающего. Напомним, что понятие «коммуникация» всегда связано с получением ответа на определенные вопросы. Кто (адресант — сат)? С какими намерениями (мотивы, цели)? В какой конкретнс ситуации? Обращается к кому (к какой аудитории)? Прогнозиру какие вербальные (невербальные) результаты взаимодействия (с ратная связь) Устноречевая коммуникация характеризуется довольно слаб подготовленностью, необратимостью, связью с конкретным нем и условиями протекания, автоматизмом в употреблении вых (языковых) средств и способов изложения информации.Задача устноречевой коммуникации во всех ситуациях одинаква — добиться того, чтобы в сознании слушателя возникла та иформация, которую выражал говорящий. Правда, это скорее вд альный вариант. Практически речевые действия собеседников об словлены определенной совокупностью обстоятельств деятельнс ти того или другого лица, одна часть которых ставит проблемузадачу действия, а другая обусловливает необходимость (или целесообразность) ее решения, а также обеспечивает возможность ре-щения с помощью собеседника, к которому направлено речевое действие. Если в сознании собеседников варианты решения задачи совпа
дут, информация будет воспринята и о смыслена одинаково. В про
тивном случае ситуация осложнится: говорящий будет искать более
удачную форму высказывания, а слушающий попытается точнее по нять смысловое содержание. Отвечая на вопрос «Кто участвует в коммуникации?», мы должны представить себе роли, которые выполняют собеседники в ситуациях общения. Роль инициатора общения (говорящего), как правило, связана с передачей информации и воплощается в следующих разновидностях: адресатная — позитивная (передача знаний); • адресатная — позитивная (уточнение собственных знаний, например «выспрашивание»); <ф адресатная — суггестивная (проверка или выяснение знаний); адресатная — суггестивная (навязывание знаний, внушение). Роль слушателя заключается в восприятии, понимании информации и принятии решения о реазстивных действиях и имеет такие разновидности: • нулевая — позитивная (получение знаний); • негативная (непринятие точки зрения или мотивов собеседника) и т.д. Намерения (мотивы, цели) инициаторов общения всегда обусловлены их социальной или профессиональной деятельностью. Взаимопонимание обычно возни хает у собеседников, связанных общим родом деятельности, общими интересами, взглядами на жизнь и т.д.
|
26-27 Организация, ее внутренняя и внешняя среда.
Что такое организация. Организация - группа людей, деятельность которых координируется для достижения поставленных общих целей.
Группа должна соответствовать требованиям: наличие не менее двух человек, считающих себя частью группы; наличие цели, которая принимается как общая для всех членов организации; наличие членов группы, которые работают вместе для достижения общих целей. Организации бывают формальные и неформальные. Формальные организации - это организации, которые официально зарегистрированы и действуют на основании существующего законодательства и установленныхрегламентов.
Неформальные организации - организации, которые действуют вне рамок законодательства, при этом группы возникают спонтанно, но люди взаимодействуют друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют в каждой формальной организации.
Общие характеристики организации: Ресурсы организации. К ним относятся: кадры организации, капитал, материалы, технология, информация, которые составляют внутреннюю среду организации. Цель каждой организации предполагает преобразование различных ресурсов для достижения установленной цели. Зависимость организации от внешней среды. Организация полностью зависит от окружающего мира, то есть внешней среды как в отношении ресурсов, так и в отношении своих клиентов или потребителей. Внешняя среда включает экономические условия в данной стране, правительственные акты, профсоюзы, конкурирующие организации, потребителей, а также общественные взгляды, технику и технологию в целом. Разделение труда в организации. Различают горизонтальное и вертикальное разделение труда. Горизонтальное разделение труда - это разделение на параллельно функционирующие подразделения внутри организации. Сложные большие организации осуществляют горизонтальное разделение за счет образования подразделений, выполняющих специфические конкретные задания и добивающиеся конкретных специфических целей. Такие подразделения часто называют отделами или службами. Вертикальное разделение труда - это координация работы составных частей организации: отделов, служб, различных подразделений. Деятельность по координированию работы других людей и составляет сущность управления. Необходимость управления в организации. Чтобы организация могла добиться своих целей, задачи ее подразделений должны быть скоординированы посредством вертикального разделения труда, поэтому управление является существенно важной деятельностью для организации. В связи с этим организация должна назначать руководителей и определять круг их обязанностей и ответственности.