1.Конститутативные. И спытуемого требуется создание некой структуры из неструктурированного материала, предлагается какой-либо аморфный материал, которому он должен придать смысл. Например: тест Роршаха.
Создан в 1921 г. до сегодняшних пор является наиболее распространенным методом исследования личности. Согласно мировой практике, три теста занимают первые места по популярности в клиническом исследовании: Роршах, Тест тематической апперцепции (ТАТ) и рисунок фигуры человека. В 90-е годы прошлого века Роршахтест устойчиво занимал первое место по популярности во многих западных рейтингах. Sutherland (1992) сообщает примерно о шести миллионах исследований в год с ее помощью!
Испытуемому предлагается дать интерпретацию 10 симметричных относительно вертикальной оси чернильных клякс. Испытуемый должен назвать любые возникающие у него слово, образ или ассоциацию. Роршах обнаружил, что те испытуемые, которые видят правильную симметричную фигуру в бесформенной кляксе, обычно хорошо понимают реальную ситуацию, способны к самокритике и самоконтролю. Кляксы способны раскрыть глубоко скрытые желания и страхи. Метод Роршаха является достаточно ценным для исследования личности при эпилепсии и шизофрении
2.Конструктивные. Предлагаются оформленные детали (фигурки людей, животных и др.), из которых нужно создать осмысленное целое и объяснить его. Например: сценотест.
Проективная психологическая методика для исследования детей. Исследуемому предъявляют набор фигурок, представляющих различных людей. Ребенок свободно манипулирует фигурками, придает им позы и жесты, отражающие различные эмоциональные состояния и настроения, ожидания. Используется для исследования взаимоотношений ребенка с окружающими. Испытуемые, обычно дети и подростки, создают разные сцены из своей жизни (или заданные им экспериментатором), а по определённым особенностям этих сцен и рассказа о них делаются выводы как о личности их создателя, так и о специфике социального окружения.
|
Различие между этой категорией и конститутивной аналогично различию между «сырым» и «переработанным» материалом. Последний, в форме строительных кубиков, кусочков мозаики и тому подобного, поддаётся скорее упорядочиванию, нежели моделированию по шаблону. Может быть, это различие покажется слишком тонким, но каждый сам определяет уровень сложности. Примером, относящимся к данной категории, может служить тест «Рисунок человека» или другие формы рисуночных заданий, отличные от «свободного выражения» согласно собственным склонностям.
3.Интерпретативные. Необходимо истолковат ь, интерпретировать какое-либо событие, ситуацию. Например: тест тематической апперцепции.
Впервые описан в статье Морган и Мюррея в 1935 году как метод исследования воображения. Окончательная схема интерпритации и окончательная (третяя) редакция стимульного материала были опубликованы в 1943 году. Состоит из 29 картин с определенным изображениями (Так, например, на одной из картин изображен мальчик, склонившийся над скрипкой (выражение лица мальчика весьма неопределенное). На другой картине изображены две женщины: старая и молодая, со столь же неопределенным выражением лица) и одной белой карты, которую предъявляют испытуемому для того, чтобы он вообразил на ней любую картину. Всего испытуемому, в зависимости от пола и возраста предлагается, как правило 20 картин в 2 сеанса. Задача –по каждой из картин, допускающей двоякое толкование, сочинить историю: что привело к событиям, изображенным на рисунках, что происходит, о чем думают основные персонажи и чем все закончится. В среднем на одну картины отводится не более 5 минут. Обычно предупреждают, что исследуют воображение. На самом деле, обращают внимание на то, о ком и о чем будет говорить обследуемый, какие типичные, повторяемые ситуации будут появляться. Рассказы записываются дословно, идеально, если на скрытый магнитофон. У здорового человека тест помогает выявить области интересов и черты личности, а также мотивацию к достижению успеха и склонность к общению. У пациентов, страдающих психическими расстройствами, ТТА способствует выявлению глубинных эмоциональных проблем.
|
4.Катартические. Предлагается осуществление игровой деятельности в особо организованных условиях. Например: психодрама.
Психодрама – это первый в мире метод групповой психотерапии, к-ю предложил в 1920 г. Якоб Морено. В психодраме человеку предлагается роль героя в игре, содержание которой сосредоточено на его проблемах. Таким образом, он может свободно выражать свои чувства в направляемых психологом импровизациях, а другие актеры исполняют роли главных персонажей его реальной жизни. Существует большая разница между актером и исполнителем роли в психодраме:
актер играет то, что написано автором сценария, он должен обладать способностью перевоплощаться по заказу | психодрама поощряет импровизацию — разыгрывание ролей и ситуаций, актуальных для группы, поэтому и «сценарий», и «постановка» - результат работы самих участников группы |
Цель театра: доставить зрителям наслаждение | Цель психодрамы: дать клиентам возможность личностного роста. |
|
Различия между зрителями традиционного театра и зрителями психодрамы Морено сравнивал, как различия между
человеком, который смотрит фильм об извержении вулкана, | человеком, который непосредственно наблюдает извержение у подножия вулкана |
Катарсис понимается как чувственное потрясение и внутреннее очищение.
Эмоции «скапливаются» в резервуаре, как пар в котле, если не находят выражения. Из-за этого возникает внутр. напряжение, или давление, к-е приводит к нарушениям функционирования психики. Чтобы вновь обрести состояние благополучия, клиент должен освободить («катартировать») хранилище путем высвобождения эмоций, там находящихся. Эта теория иногда называется «гидравлической моделью».
Катарсис в др. видах терапии иногда называют терминами: «отреагирование», «вентиляция», «первичный крик».
Как и любое выражение чувств в состоянии аффекта, катарсис возникает невольно и спонтанно – экспромтом.
Отличие катарсиса от др. аффектов в пространственно-временном искажении, при к-м «здесь и теперь» воспринимается как «там и тогда».
Н-р, плач как реакция на недавнюю потерю – это нормальная реакция, но взрыв слез после долгого периода сдерживания горя м. рассматривать как катарсис.
Катарсис различается у разных людей как качественно так и колличественно. Внешне вялое выражение эмоций может стать событием для очень сдержанного ч-ка, а для импульсивного – даже эмоц. буря – повседневное явление.
психодрама в виде импровизированного театрального представления позволяет субъекту не только аффективно отреагировать (игровой катарсис) - а тем самым добиться терапевтического эффекта, - но и даёт исследователю возможность обнаружить выносимые вовне конфликты, проблемы, другую личностно насыщенную продукцию. Здесь мы видим смещение акцента с процента на результат. Игровые техники задействуют фантазию испытуемого, и поэтому, являются типичным примером данной категории.
5.Экспрессивные. Анализ почерка, особенностей речевого общения. Осуществление испытуемым изобразительной деятельности, рисунок на свободную или заданную тему, например, методика «Дом-дерево-человек». По рисунку делаются выводы об аффективной сфере личности, Осуществление испытуемым изо бразительной деятельности. Например: тест «Дом-дерево-человек».
6.Импрессивные. Эти методики основываются на изучении результатов выбора стимулов из ряда предложений. Например: тест Люшера.
Позволяет измерить стрессоустойчивость, активность и коммуникативные способности, причины психологического стресса. Тест Люшера - это цветовая диагностика состояний человека. Смысл теста заключается в том, что испытуемый по очерёдности выстраивает цвета в зависимости от его личных пристрастий. И уже на основании этого можно сделать заключение о душевном состоянии человека. Тест Люшера довольно прост в исполнении, поэтому широко применяется среди психологов. Принцип действия теста Люшера основывается на том, что выбор цвета происходит на бессознательном уровне, а потому хорошо отображает истинное состояние человека. Тестирование проводится при естественном освещении, однако недопустимо воздействие на таблицу цветов прямого солнечного света. Инструкция предусматривает просьбу отвлечься от ассоциаций, связанных с м одой, традициями, общепринятыми вкусами и постараться выбирать цвета, только исходя из своего личного отношения.
В настоящее время существует два варианта теста Люшера: краткий и полный. При применении краткого варианта используется набор (таблица) из восьми цветов: — серого (условный номер — 0), темно-синего (1), сине-зеленого (2), красно-желтого (3), желто-красного (4), красно-синего или фиолетового (5), коричневого (6) и черного (7). Полный вариант цветового теста Люшера («Клинический цветовой тест») состоит из семи цветовых таблиц (81 цвет)«серого цвета»
- «8-ми цветов»
- «4-х основных цветов»
- «синего цвета»
- «зеленого цвета»
- «красного цвета»
- «желтого цвета»
Краткий вариант получился благодаря «адаптации» Л. Собчик. Люшер этому активно возражает: «Людей, применяющих 8 из 81 цветов, можно сравнить с теми, кто, посмотрев на один только нос, уверены в том, что уже знают о человеке все. Людмила Собчик нарушила авторские права на мой тест… сенсорное восприятие цветов — это психологическая реакция, и поэтому она универсальна во всем мире. Это можно сравнить с термометром, который во всем мире одинаково определяет температуру человеческого тела. И конечно, это будет неприкрытой ложью, когда кто-либо заявит о том, что адаптировал его применение непосредственно к российским условиям».
Возрастной критерий применения цветового теста Люшера — четырехлетний возраст. У примерно 7 % мужчин наблюдается нарушенное восприятие красного цвета или красного и зеленого цветов. Как оказалось, дальтоники также правильно воспринимают частоту цвета. Это делает возможным применение цветового теста при работе с данной категорией людей
7.Аддитивные. В этих методиках от обследуемого требуется завершение имеющего начало предложения, рассказа или истории. Например: тест «незаконченные предложения».
Незаконченные предложения -- весьма популярная методика, применяемая в самых разнообразных исследованиях. Респонденту предлагается самому дописать предложение или выбрать из нескольких предложенных вариантов. Техники незаконченного рисунка, тест Вартегга или VAT`60,
Среди применяемых в психологической практике проективных рисуночных тестов незаслуженно забыт тест Вартегга, разработанный немецким психологом Эригом Вартеггом в 30-х гг. прошлого века. Тест базируется на известном методе незаконченных рисунков. В прошлом веке тест Вартегга получил распространение в основном в германоязычных странах и неоднократно дополнялся новыми исследованиями. Долгое время в России тест Вартегга, как и другие проективные методики, не использовался в связи с последствиями выхода известного постановления «О педологических извращениях в системе Наркомпроса». То, что практические психологи в настоящее время не используют тест Вартегга, можно объяснить длительными временными затратами на его изучение и интерпретацию, а также необходимым высоким уровнем профессиональной подготовленности диагноста. В нашей стране известны только некоторые исследования по применению теста Вартегга в психиатрической практике.
Стимульный материал теста представляет собой 8 квадратов, в каждом из которых изображена простая фигура или линия. Испытуемому необходимо завершить графический незаконченный объект в каждом из квадратов. Применять тест можно с 3-х лет, причем, интересно то, что тест позволяет оценить динамику усложнения реакции детей на различные стимулы.
В интерпретации результатов теста Вартегга можно выделить два основных компонента:
1. Интерпретацию формальных признаков выполненных рисунков. Она в основном такая же, как и для большинства рисуночных тестов и включает в себя основные признаки графомоторики, такие как качество штрихов, проведение штрихов, заполнение поверхности поля. В оригинале Вартегг не учитывал признаки графомоторики, но в связи с развитием в Германии в последующих годах этого метода Урсула Аве-Лаллемант, довольно известный графолог и психодиагност, пришла к выводу, что в одной методике можно совместить как формальные, так и символические признаки рисунка. В нашей стране Аве-Лаллемант известна не как последовательница метода Вартегга, а как автор методики «Звезды и волны».
2. Интерпретацию содержания – анализ реакции испытуемого на стимульный материал, восприятие им символического и ассоциативного значения стимульных фигур теста, соответствующих решений и специфики выполненных рисунков. Кроме того, в содержательном аспекте анализируются последовательность выполнения, предпочитаемый и отвергаемый рисунок, а также шоковые реакции.
Следует отметить, что каждый квадрат у Вартегга, несет под собой определенные интерпретационные смыслы. Таким образом, при интерпретации рисунков можно выявить:
1. Самоощущение, основные внутренние тенденции человека (уверенность в себе, потерянность).
2. Взаимоотношения
Отметим, что для оценки многих проективных методик, не являющихся тестами в строгом смысле этого слова, мало подходят обычные психометрические критерии. А. Анастази оправданно предлагает ставить вопрос о ценности проективных методик, рассматривая их как качественные клинические процедуры, а не как психометрические инструменты. Впрочем, сказанное не должно исключать психометрическую разработку прокетивных методик, «наведение мостов между ними и теми, которые иногда определяются как «объективные».
Данные, полученные с помощью проективных методик, не должны быть приняты как окончательные, они помогают найти пути дальнейшего исследования, проникнуть в труднообъективируемые личностные особенности, ускользающие при традиционной организации эксперимента и не поддающиеся адекватной количественной оценке.
8. Метод Опрос
· способ получения информации с пом. непосредственного (интервью) или опосредованного (опросник, анкета) общения экспериментатора и респондента, т.е. лица, отвечающего на вопросы исследователя.
Опрос является одним из самых распространенных, хотя и не очень надежных методов исследования личности.
Цель опроса — выявить мнения, установки, представления человека о себе, окружающих людях и явлениях действительности. Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников.
виды опроса:
Интервью | опросники-анкеты | Личностные опросники |
получения информации в процессе устной беседы. древний, как и метод наблюдение. | для получения такой информации о субъекте, которая не имеет непосредственного отношения к его личностным чертам и особенностям. н-р, биографические анкеты-опросники, опросники интересов, опросники установок и т.д. | для исследования и измерения выраженности инд. особенностей субъектов. Т. Айзенка, Р. Кеттела (16PF), (MMPI) и др. |
Некоторые испытуемые стремятся дать о себе неверные сведения. (выбирают социально одобряемые варианты ответов).
Наиболее эффективно применение опроса в сочетании с другими методами, что позволяет существенно снизить исходный субъективизм полученных данных, а также повысить валидность и надежность применяемых опросников
Боле достоверны, если испытуемый заинтересован в получении объективной диагностической информации и доверяет экспериментатору.
В.Н. Дружинин является автором еще одного подхода к классификации эмпирических методов психологического исследования. Он располагает все психологические эмпирические методы в двумерном пространстве, оси которого обозначают два специфических признака психологического исследования: 1) наличие или отсутствие взаимодействия между испытуемым и исследователем или же интенсивность этого взаимодействия. Взаимодействие максимально в клиническом эксперименте и минимально при самонаблюдении (когда исследователь и испытуемый – одно лицо); 2) объективированность и субъективированность процедуры. Крайними вариантами являются тестирование (или измерение) и «чистое» понимание поведения другого человека путем «вчувствования», эмпатии, сопереживания, личностной интерпретации его действий. Эти два специфических признака, разделяющие психологические методы на типы, можно охарактеризовать следующим образом: первый признак образует ось «два субъекта – один субъект» или «внешний диалог – внутренний диалог», а второй образует ось «внешние средства – внутренние средства» или «измерение – интерпретация». В секторах, образованных этими осями, можно расположить основные психологические эмпирические методы (рис. 1).