Внеязыковые (невербальные) выразительные средства




Конспект урока русского языка и культуры речи

Урок № 13

Дата 13.11.2021

Группа 2 специальность Механизация сельского хозяйства

Тема: Стиль художественной литературы

Форма работы: индивидуальная, дистанционное обучение.

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель урока: выявить особенности стиля художественной литературы.

 

Используемая литература:
1.Антонова Е.С. Русский язык и культура речи: учебник для студ.учреждений сред. проф. образования. – М.: Издательский центр «Академия»,2018

Интернет – ресурсы:

Презентация на тему: «Стиль художественной литературы.»

Ход урока

1.Организационный этап
Мотивационный модуль.

Характер произведения напрямую зависит от стиля, который использует автор во время написания. Классики русской и зарубежной литературы реализовывали в своих текстах художественный стиль.

 

Формулируется тема урока.

Ребята, на этом уроке мы с вами выявим особенности стиля художественной литературы.

 

2. Основная часть

Материал для самостоятельного изучения.

План.

Понятие стиля художественной литературы.

Функции.

Стилевые признаки

Фонетические особенности.

Лексические особенности.

Морфологические особенности.

Синтаксические особенности.

Особенности организации текста.

Стилистические приемы.

Внеязыковые (невербальные) выразительные средства

Литературно-художественный стиль находит применение в художественной литературе, которая выполняет образно-познавательную и идейно-эстетическую функции. Он отражает художественный способ познания действительности и образ мышления, определяющие специфику художественной речи, что явственно прослеживается при сравнении его с научным способом познания. Это свойство отмечал Ш. Балли: «Научный язык – это язык идей, а художественная речь – язык чувств».

Литературно-художественный стиль обслуживает эстетическую сферу общения, сферу словесных произведений искусства. Главная особенность стиля – контекстуальное превращение слов-понятий в слова-образы для выражения мысли автора. Основная задача данного стиля – воздействовать на чувства и воображение читателя.

Функции: функция эстетического воздействия (представление окружающей действительности через призму субъективного восприятия автора с целью воздействия на эмоциональную сферу адресата); коммуникативная; изобразительно-выразительная.

Стилевые признаки: использование абсолютно всех возможностей языковой системы; создание особой художественной реальности; образность; высокая эмоциональность, экспрессивность и метафоричность; языковая индивидуальность.

Фонетические особенности: звуковые повторы, активное использование законов ударения и интонации, звукопись (повторение различных фонетических сочетаний, например, звука [ш]: в глуши шуршали камыши), звукоподражание, рифма.

Лексические особенности: многозначность слов (позволяет открывать в слове дополнительные смысловые оттенки), широкое использование синонимов, антонимов, паронимов (позволяет подчеркнуть тончайшие оттенки значений), стилистически и эмоционально окрашенной лексики, использование изобразительных средств разговорной речи, просторечия, жаргонизмов, профессионализмов, устаревших слов, неологизмов.

Морфологические особенности: использование окказионализмов, экспрессивных аффиксов; высокая частотность употребления глаголов (передаётся напряжённость и динамика действия), низкая частотность употребления существительных среднего рода с отвлечённым значением.

Синтаксические особенности: использование всего разнообразия синтаксических структур; активность стилистических (синтаксических) фигур (анафоры, эпифоры, антитезы, градации, оксюморона, параллелизма, повтора, риторического вопроса, риторического восклицания (обращения), умолчания, эллипсиса и т.д.)

Особенности организации текста: инверсия (изменение обычного порядка слов в предложении с целью усилить смысловую значимость какого-либо слова или придать всей фразе особую стилистическую окраску), использование ритмомелодической организации участков прозаического текста.

Стилистические приемы (или тропы; от греч. tropos – поворот, оборот речи) заключаются в использовании слова (или словосочетания, предложения) в переносном значении (метафора, метонимия, синекдоха, эпитет, олицетворение, ирония, сравнение, гипербола, литота, эвфемизм и др.) Тропы усиливают образность и выразительность речи, ярче передают оценочные и эмоционально-экспрессивные значения.

Внеязыковые (невербальные) выразительные средства (в устной речи это позы, жесты, мимика, а в письменной – графические особенности текста, иллюстрации).

Тренировочный модуль.

Выполните задания.

Задание 1. Определите стилевую принадлежность текстов. Докажите их тематическую общность. Найдите в литературно-художественном тексте средства образности, выявите стилевые особенности.

1. По народной примете, лес притягивает воду, чтобы затем отпустить ее облачком в дальнейшее странствие. Значит, он каждую каплю воды впрягает в двойную и тройную работу. Чем больше леса, тем чаще прикоснутся дождичком к земле те постоянные двести миллиметров осадков, что в среднем получаем из океана в год... Лес приближает море, и сам как море, корабли туч ночуют у его зеленых причалов...

(Л. Леонов. Русский лес)

 

2. При изучении роли леса в круговороте воды возникают два основных вопроса: а) какова роль леса как фактора образования осадков и б) какова роль в распределении осадков, выпадающих из атмосферы?.. Лес, образуя огромную охлаждающую поверхность… содействует конденсации паров… При выпадении осадков в лесу часть их задерживается кронами и путем физического испарения возвращается в атмосферу.

(М.Е. Ткаченко. Общее лесоводство)

 

Задание 2. Литературно-художественный стиль отличается активностью фразеологизмов. Объясните значение данных ниже фразеологизмов, введите их в контекст. Пользуйтесь фразеологическими словарями, Интернетом.

Авгиевы конюшни, альфа и омега, ахиллесова пята, бочка Данаид, бросить перчатку, буриданов осел, вавилонское столпотворение, отложить в долгий ящик, водить за нос, гордиев узел, дамоклов меч, лебединая песня, мерить на свой аршин, пиррова победа, сизифов труд, точить лясы, ящик Пандоры.

Домашнее задание.

1 .Используя материал урока и презентацию, составьте конспект по теме урока.

 

Выполните задание. Мы пользуемся фразеологизмами, часто не задумываясь об их происхождении. Но иногда незнание истории происхождения фразеологизмов ведёт к неверному их толкованию.

 

1. Не лыком шит Что шили лыком? 1) лапти, 2) крыши, 3) торбы для рыбы (садк и). 2. Очертя голову Что такое очертя? 1) послать к чёрту, 2) поцеловать крест, 3) нарисовать круг.
3. Остаться с носом 3. Что такое нос? 1) часть лица, 2) взятка, 3) дом на выселках (т.е. не основной дом семьи, дача). 4. Семь пятниц на неделе 4. Что делали в Древней Руси в пятницу? 1) женились, 2) ходили в баню, 3) заключали торговые сделки.
5. Водой не разольёшь Кого разливали водой? 1) влюблённых, чтобы они поссорились, 2) орущих котов, 3) дерущихся быков. 6. Выводить на чистую воду Что (кого) выводили на чистую воду? 1) рыбу перед подсечкой, 2) воск во время гадания, 3) корабль изо льдов.
7. Прокатить на вороных Что такое "вороные"? 1) лошади чёрной масти, 2) "воронок" - чёрная карета (позже чёрная машина), в которой перевозили преступников, 3) чёрный шар (чёрные и белые шары использовали при голосовании на выборах). 8. Проходить красной нитью Что такое красная нить? 1) канат королевского корабля с красным шнуром, 2) надпись, вышитая красными нитками на старинном гобелене, сообщающая о том, какая сцена изображена (королевская охота, определённое сражение и пр.), 3) след крови.
9. Перейти рубикон Что такое "рубикон"? 1) река, 2) огонь, 3) гора 10. Лодыря гонять Как его "гоняли"? 1) спали, 2) устраивали пробежки, 3) гоняли голубей.
11. В капусте нашли Кого (что) находили в капусте? 1) младенца, 2) огурец, 3) т у флю. 12. Согнуться в три погибели Что такое "погибель"? 1) поклон, 2) пытка, 3) могила.
13. Гроша ломаного не стоит (а) Какова была цена гроша? 1) одна копейка, 2) две копейки, 3) полкопейки 14. Гроша ломаного не стоит (б) Почему грош "ломаный"? 1) отломаны края, 2) разрублен на части с целью получить разменную монету, 3) гнутый.
15. Чурка глупая Что такое чурка? 1) надгробный памятник, 2) гнилушка на болоте, которая ночью фосфоресцирует, 3) пень для разрубания на нём дров. 16. Стричь под одну гребёнку Что такое "гребёнка"? 1) расчёска, 2) горшок, который надевали на голову, когда стригли волосы, 3) брусок.
17. Кричать во всю ивановскую Что понимается под "ивановской"? 1) кричать так громко, как с колокольни Ивана Великого, 2) кричать так громко и непристойно, как кричит Иван-дурак, 3) кричать так громко, как перекрикиваются на Ивана Купалы, когда идут в лес искать расцветший папоротник. 18. С красной строки Почему строку называли "красной"? 1) использовали красные чернила (киноварь), 2) перед первой строкой в рукописных книгах помещалась заставка, нарисованная сложным узором и раскрашенная красной краской, 3) каждая строка в начале раздела должна была быть красивой, аккуратно выписанной (красной).
19. Лезть на рожон Что такое "рожон"? 1) бог плодородия, 2) ругань, 3) палка (рогатина). 20. Бить баклуши Что такое "баклуши"? 1) заготовки для деревянных ложек, 2) городки, 3) мухи.
21. Не миновать глаголя (Значение: погибнуть) Что такое "глаголь"? 1) хул а (кого-то порочат), 2) смерть, 3) виселица. 22. Нечем крыть Что "крыли"? 1) одну игральную карту накрывали другой во время игры, 2) ковром холодный пол, 3) крышу соломой.
23. Баш на баш Что такое "баш"? 1) мёд, 2) разменная монета, 3) голова. 24. Попасть в просак Что такое "просак"? 1) долговая яма, 2) прядильный станок, 3) позорный столб.
25. Турусы на колёсах (Значение: Враньё, бессмыслица) Что такое "турусы"? 1) каменные бабы, созданные в древности (крупные каменные глыбы, стоящие на подставках из небольших валунов), 2) телеги с зажжённым сеном, которые сталкивали с горы навстречу вражеской армии, 3) войлочные кибитки древних татар, которые делали набеги на Русь.

 

!!! Ребята, конспект урока отправляете мнеличным сообщением в ВК или на почту polovinkina.irinapolovinkina@yandex.ru

 

 


 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-02-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: