Если верить Библии, а не результатам обычных методов археологических исследований, то царь Соломон был, несомненно, баснословно богат В "Третьей Книге царств" говорится, что "в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых." Описания различных драгоценных металлов и камней, а также других предметов роскоши и экзотических вещей явно указывают на то, что Соломон их вывозил, причем, очевидно, из дальних стран. На египетском барельефе изображены несметные сокровища, награбленные из храма и дворца Соломона преемником царицы Савской, египетским фараоном Тутмосом III.
Значительная часть этих сокровищ, как считается сейчас, в соответствии с перечнями, приведенными в "Третьей Книге царств" и летописях, была сделана из меди или бронзы. Широкомасштабная добыча меди велась в пустыне Негев, и недавно найденная там египетская табличка Тутмоса III подтверждает, что разработка меди осуществлялась в этом месте активно и в надлежащее время (отвечающее пересмотренной хронологии И. Великовского).
Тем не менее местоположение мифических копей все еще окутано пеленой тайн и разногласий Библия предлагает соблазнительные, но крайне тонкие путеводные нити. В ней называется два места - Офир и Фарсис Офир был землей, откуда шло золото, а Фарсис был связан с отправлявшимся за ним кораблем. Так, в "Третьей Книге царств" говорится:". и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону". Корабль, привозивший золото из Офира, снова упоминается во время визита царицы Савской, как также доставивший "из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней".
|
Таким образом, Библия не дает подсказки, где был Офир, в ней лишь утверждается, что он существовал. Тексты, связанные с Фарсисом, на первый взгляд, представляются чуть более полезными, так как в одних из них говорится о кораблях, шедших в Фарсис, а в других - о кораблях из Фарсиса. Из "Третьей Книги царств" следует, что Соломон отправлял экспедиции в сотрудничестве с финикийцами, бывшими под предводительством Хирама I, царя Тирского, великими мореходами. Корабли выходили из порта Ецион-Гавер на Красном море.
копь царь соломон сокровище
Там же указывается, что у Соломона был на море". Фарсисский корабль с кораблем Хирамовым; в три года раз приходил фарсисский корабль, привозивший золото и серебро, и слоновую кость и обезьян и павлинов".
Но где был Фарсис? Езекииль писал, что финикийцы вели там торговлю серебром, железом, древесиной и свинцом. Примерно через сто лет после Соломона, когда израильское богатство значительно уменьшилось, Иосафат, царь Иудейский, предпринял попытку из Ецион-Гавера доплыть до Офира, но шторм разбил корабли прямо в порту отправления. Единственное другое библейское упоминание о Фарсисе содержится в "Книге пророка Ионы", который пытался бежать туда, когда с ним произошло его знаменитое приключение. Однако по ошибке он заплатил за свой провоз в порту Иоппия, находившемся на Средиземном море. Таким образом, возникает ряд возможностей.1. Существовало несколько мест под названием "Фарсис" (оно также может быть переведено как "плавильня"), которые все были связаны с точками, в которых Соломон добывал минералы, помимо этого, возможно, с типом грузовых судов, которые он использовал.2. Еврейский историк Иосиф Флавий в I веке н.э. отождествляет это слово с названием известного порта римских времен Тарсис. Его версия Соломоновых плаваний выглядит следующим образом:". поскольку у царя было много кораблей в Тар-сисском море, он приказал привозить всякого рода товары из самых отдаленных стран". Это может не противоречить первой теории, если предположить, что у Соломона был фарсисский (тарсисский) корабль, для плаваний в Фарсис (на различные плавильни). Однако поскольку Соломон был определенно связан с ведущими морскую торговлю финикийцами, теория (третья), основываясь на независимых свидетельствах их истории, определяет Фарсис как Тартесс, древнее царство, находившееся возле Кадиса на территории современной Испании, ярко описанное древними греками как кладезь серебра. Известно, что финикийцы торговали с Испанией, а затем колонизовали ее, поэтому Тартесс вполне мог быть одним из источников полезных ископаемых, доставлявшихся к Соломону.
|
Тем не менее ни одна из этих трех теорий не является полностью приемлемой. Тарсис, безусловно, мог служить одним из пунктов отправки руд, добывавшихся на побережье Черного моря, как и Тартесс мог поставлять серебро. Но как быть с обезьянами, слоновой костью, павлинами и неграми? Сбрасывая со счетов обезьян Гибралтара, можно утверждать, что ни Испания, ни Тарсис не могли быть возможными источниками всего этого добра. А почему кораблям Соломона нужны были целых три года, чтобы совершить плавание до одного из этих мест и обратно?
|
Значение слова "Фарсис" не ясно, и если это название места, то, вероятно, оно находилось подальше и, возможно, речь шла о нескольких местах, а не об одном. Во время раскопок в Махд-ад-Дхабаде в Саудовской Аравии обнаружили гигантский золотой прииск, действовавший во времена Соломона. Возможно, это был Офир, куда последний плавал с царем Хирамом (по Библии, цари сами туда не отправлялись, а посылали своих подданных).
Что же касается экзотических товаров, то Тартесс мог быть отправным пунктом для более рискованных морских путешествий вокруг Африки и, предположительно, Америки. Рассказ древнегреческого историка Геродота о том, как финикийцы, выйдя из Красного моря примерно в 600 году до н.э. в южном направлении, смогли совершить плавание вокруг Африки и вернуться назад по Средиземному морю возле северных берегов Египта, не вызывал ни малейшего недоверия у древних историков. Их путь лежал через Гибралтарский пролив, в непосредственной близос-ти от Тартесса. Подобные путешествия могли предприниматься и во времена Соломона, в ходе которых корабли брали на борт обезьян, слоновую кость, павлинов и негров, вместе с серебром из самого Тартесса, давшего название всем таким путешествиям в целом и типу кораблей, участвовавших в них.
Однако на этот счет есть и другая гипотеза, которая может рассматриваться либо вместо предыдущей, либо в дополнение к ней. В наши дни существует больше свидетельств в пользу возможности совершения в тот же самый период путешествий в Новый Свет, чем против нее. Их маршрут мог пролегать в обратном направлении, из Средиземноморья в Атлантику через Геркулесовы Столпы.
Заключение
Итак, если верить Библии, а не результатам обычных методов археологических исследований, то царь Соломон был, несомненно, баснословно богат В "Третьей Книге царств" говорится, что "в золоте, которое приходило Соломону в каждый год, весу было шестьсот шестьдесят шесть талантов золотых." Описания различных драгоценных металлов и камней, а также других предметов роскоши и экзотических вещей явно указывают на то, что Соломон их вывозил, причем, очевидно, из дальних стран.
Тем не менее местоположение мифических копей все еще окутано пеленой тайн и разногласий Библия предлагает соблазнительные, но крайне тонкие путеводные нити В ней называется два места - Офир и Фарсис Офир был землей, откуда шло золото, а Фарсис был связан с отправлявшимся за ним кораблем. Так, в "Третьей Книге царств" говорится:". и отправились они в Офир, и взяли оттуда золота четыреста двадцать талантов, и привезли царю Соломону". Корабль, привозивший золото из Офира, снова упоминается во время визита царицы Савской, как также доставивший "из Офира великое множество красного дерева и драгоценных камней".
Однако на этот счет есть и другая гипотеза, которая может рассматриваться либо вместо предыдущей, либо в дополнение к ней. В наши дни существует больше свидетельств в пользу возможности совершения в тот же самый период путешествий в Новый Свет, чем против нее. Их маршрут мог пролегать в обратном направлении, из Средиземноморья в Атлантику через Геркулесовы Столпы.