Три составляющие детской самостоятельности




Как с помощью квеста развивать у детей самостоятельность. Методические рекомендации

Наталья Князева
заведующий ГБДОУ "Детский сад № 55" Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Ирина Агафонова
канд. психол. наук, доцент, заместитель заведующего по УВР ГБДОУ "Детский сад № 55" Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Елена Цветкова
старший воспитатель ГБДОУ «Детский сад № 55» Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Елена Пинегина
воспитатель ГБДОУ № 55 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Ирина Семенова
инструктор по физической культуре ГБДОУ «Детский сад № 55» Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Юлия Слепова
учитель-логопед ГБДОУ № 55 Колпинского района г. Санкт-Петербурга
Светлана Вахрина
педагог-психолог ГБДОУ № 55 Колпинского района г. Санкт-Петербурга

Выполнить задачу ФГОС ДО – научить детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – вашим воспитателям поможет квест. В статье – методические рекомендации, как подготовить и провести квест с дошкольниками подготовительной группы, и готовый сценарий.

 


Квест – образовательная технология, которая позволяет педагогам решать комплекс развивающих и обучающих задач, в том числе развивать познавательную активность дошкольников, самостоятельность мышления и деятельности, умение общаться и взаимодействовать в группе сверстников. Читайте в статье, как подготовить и провести квест «Делу время – потехе час» с детьми подготовительной к школе группы. Игра покажет воспитателям, насколько дети самостоятельные.

Что такое детская самостоятельность и почему квест – технология для ее развития

Научить детей проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – задача ФГОС ДО. Ребенок добьется успеха во взрослой жизни, если будет нацелен на активную познавательную деятельность, будет хотеть и уметь учиться самостоятельно.

В определении понятия «детская самостоятельность», которое давали Л. С. Выготский, Л. И. Божович, Г. А. Цукерман, можно условно выделить три составляющие. Это, во-первых, способность сделать что-то без помощи взрослого; во-вторых, инициативность, в-третьих – готовность обратиться к взрослому с вопросом.

Квест как образовательная технология позволяет ребенку проявить и развить все три составляющие детской самостоятельности. В основе этой игры заложена идея самостоятельной деятельности группы детей в решении интеллектуальных, физических, творческих и коммуникативных задач.

Во время прохождения квеста дети обсуждают предположения друг друга, догадки о найденных подсказках и заданиях и сами принимают решение, куда идти в поисках задания. Им приходится догадываться, в чем состоит задание и как его выполнить. Они выполняют задания и получают промежуточные результаты также самостоятельно. И только когда дети получают конечный результат, они взаимодействуют со взрослым, который «принимает» у них этот результат. На всех этапах дети могут обратиться за помощью к педагогу. Но и в этом случае педагог не решает за детей задания, а помогает наводящими вопросами принять решение самостоятельно.

Три составляющие детской самостоятельности

  Составляющая Умения ребенка
  Способность сделать что-то самостоятельно Применяет средства и способы различных действий (с помощью чего и как?). Умеет присваивать мотивы и цели деятельности (почему и для чего?). Контролирует свои результаты (хорошо ли получилось?)
  Инициативность действия Делает что-то по собственному замыслу. Ставит цель, проявляя при этом свои желания и стремления
  Готовность обратиться с вопросом к взрослому Может и стремится «запрашивать» новую нужную ему или интересную информацию

 

Как обеспечить самостоятельность детей на каждом этапе квеста

Для того чтобы квест выполнил свою задачу – предоставил детям опыт самостоятельного размышления, принятия решения и действий, обеспечьте специальные условия игры на всех этапах – от подготовки до завершения.

Мотивируйте детей. Заранее расскажите дошкольникам о квесте, заинтересуйте их, в том числе тем обстоятельством, что все задания они будут выполнять в игре самостоятельно. В начале квеста поместите детей в игровую ситуацию: поставьте четкую цель игры, обозначьте причину, почему важно достичь цели. В квесте «Делу время – потехе час» главная цель – найти пропавшие стрелки, чтобы починить часы.

Разучите с детьми правила заранее. Накануне игры познакомьте дошкольниковс правилами квеста. Если до начала игры дети хорошо усвоят правила, они смогут самостоятельно проходить квест, будут понимать, что, как и зачем следует делать. В предлагаемом квесте шесть правил, одно из них сопровождает схема для лучшего запоминания.

Включите в квест задания разных типов. Для квеста предлагайте заданияна разные виды деятельности и умения детей. Задания должны основываться на опыте дошкольников, являться результирующими для ранее освоенных знаний и умений. Однако формулируйте задания так, чтобы детям требовалось подумать и догадаться о том, что нужно сделать. Например, в задании № 2 предлагаемого квеста дети должны догадаться, что от них требуется не только найти отличия, но и сосчитать их (так как результатом должна стать цифра).

Охватите больше помещений. Задействуйте для квеста групповую, физкультурный зал, кабинет психолога, музыкальный зал. Чем больше помещений детям нужно будет пройти, тем больше азарта вызовет квест.

Разделите детей на команды. Участвовать в квесте может вся детская группа. Однако, если можете привлечь свободного педагога (логопеда, психолога) для сопровождения подгруппы детей, разделите детей на команды. Чем меньше дошкольников в команде, тем больше вероятности, что каждый ребенок проявит себя.

Первую подсказку дайте в расшифрованном виде. В начале квеста предложите игрокам первую подсказку о том, где искать задание, в расшифрованном виде, чтобы они освоились и поняли, в чем суть подсказки. Следующие подсказки дети смогут по аналогии расшифровывать самостоятельно.

Не торопите детей и не решайте за них. Давайтедетям достаточно времени, чтобы обдумать, обсудить и принять решение, не торопите их и не подсказывайте. Если дети обращаются за помощью (а эта возможность предоставляется одним из правил), то задавайте наводящие вопросы. Например, если они не догадываются, что нужно сосчитать отличия в задании № 2 предлагаемого квеста, педагог спрашивает: «А что мы ищем в этой игре? Что мы должны найти в результате выполнения задания?». Он не говорит прямо, а намекает на то, что результатом должна быть цифра. При таком подходе вероятность того, что кто-либо из детей догадается о сути задания, увеличивается.

Если дети не догадываются, например, что задание № 4 – это шифровка, педагог задает вопросы: «Что вы видите? Как вы думаете, что нужно сделать? Что обозначает каждый значок? Какой букве он может соответствовать?». В этом случае это почти инструкция. Вероятность, что дети сами догадаются, определяется тем, были ли у них в опыте подобные задания.

Поздравьте детей с достижением цели игры. На заключительном этапепроверьте, правильно ли дети выполнили задания, похвалите и поздравьте их с тем, что они достигли цели игры. Важно, чтобы дети завершили игру в праздничном настроении.

Зачем подводить итоги квеста вместе с детьми

Обсуждать квест с детьми, как и любое занятие или игру, важно как для дошкольников, так и для педагогов. Детям это позволяетлучше осознать основные моменты события, научиться делать выводы, высказывать собственное мнение, понять значение различных социальных проявлений людей (например, помощь, внимательность к другим, ответственность).

Педагоги в процессе обсуждения квеста получаютобратную связь (информацию): насколько интересным оказался квест для детей, что они думают об игре, ее заданиях, понравилось ли им самостоятельно находить подсказки и выполнять задания в ходе игры.

Поскольку квест – всегда эмоционально емкое событие, лучше обсуждать его через некоторое время в тот же день. Например, если квест – в первую половину дня, то обсуждение – во вторую либо на следующий день.

Один и тот же вопрос либо его разные формулировки следует задать нескольким детям. Это позволит воспитателям увидеть, сходятся или различаются мнения дошкольников в группе, и дать нескольким детям опыт высказывания собственной позиции.

Если дети склонны присоединяться к уже высказанному мнению (что часто бывает, так как это легко), то следует побудить их подумать и высказать другое мнение, которое будет отличаться от предыдущего. Можно сказать, например: «Хорошо, что тебя тоже заинтересовало (понравилось…), но все люди разные, нам часто интересны (нравятся, кажутся трудными или легкими…) разные вещи. Поэтому правило такое: вы можете сказать, что вам тоже (как и Саше) понравилось задание… но потом сказать, какое еще задание понравилось (заинтересовало…)». Можно также спросить, кому понравилось другое задание.

Для обсуждения с детьми квеста используйте несколько вопросов (в их разных формулировках), которые позволят поговорить о разных сторонах игры и сконцентрировать внимание детей на важных для их личностного и социального развития аспектах. Приведем примеры таких вопросов.

Спросите у детей «Что понравилось в квесте?» (Что порадовало тебя? А что развеселило Сашу?). Эти вопросы обращаютвнимание детей на позитивные составляющие игры, позволяют поговорить о приятных, радостных, веселых моментах. Можно использовать разные формулировки вопросов одного типа, чтобы показать оттенки эмоции радости.

Вопрос: «Что (какое задание) было самым интересным?» («А какое задание заинтересовало тебя, Маша?») – позволит дошкольникам лучше осознать собственную эмоцию интереса и узнать, что заинтересовало других детей. Все это важно для воспитания познавательных интересов и активности ребенка.

Ответ на вопрос: «Какое задание было самым трудным?» («А ты как думаешь?») – позволит оценить индивидуальные различия детей в восприятии трудности заданий. Хотя может быть и так, что дети скажут, что все было легко. В процессе игры, наблюдая за детьми, отметьте для себя, какие задания окажутся для дошкольников более трудными.

Если дети ответят, что все задания были легкими, можно спросить: «Как вы думаете, детям другой группы какие задания могут показаться трудными?». Отвечая на этот вопрос, дети, естественно, укажут на то, что им самим показалось более трудным.

Ответ на вопрос: «А какое задание показалось самым легким?» («А ты как считаешь?») – позволит с другой стороны подойти к детскому восприятию легкости-трудности заданий.

Спросите у детей: «Кто хотел бы сам придумать задание для квест-игры?» Если кто-то из детей захочет, то это будет хороший повод для самостоятельной творческой интеллектуальной деятельности дошкольника. Такие задания можно использовать в мини-квестах, указывая на автора задания.

Вопрос: «Что нужно делать, какими нужно быть людям в команде, чтобы она лучше справлялась с заданиями?» – поможет детям осознать и повторить правила взаимодействия в команде (слушать других, помогать, высказывать свою позицию). Слушая ответы детей, подкрепляйте их позитивными примерами из квеста.

Как смотреть

Кликайте по ,
чтобы полистать сценарий

КАК СКАЧАТЬ
На последней странице
нажмите Скачать

 

//e.profkiosk.ru/media/546d3664-88a3-47f4-8d0f-41c5c62cde0f/slider.html

Нам важно ваше мнение! Пожалуйста, оцените статью,
выбрав один из пяти смайликов внизу страницы (сервис доступен на e.stvospitatel.ru).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: