Сопоставим стратегические проблемы гг. Абакан и Черногорск. Основными стратегическими проблемами города Абакана, которые обозначены актуальными являются:
- низкий уровень жизни почти 30% горожан;
- большой диспаритет в уровне жизни различных слоев городского сообщества;
- нехватка квалифицированных рабочих;
- структурная безработица (недостаток одних специалистов и избыток других);
- жилищная проблема;
- структурные отраслевые сдвиги экономики в сторону роста непроизводственных отраслей экономики;
- стагнация промышленных предприятий[7].
Стратегические проблемы г.Черногорска:
- нарастание зависимости экономики города от сырьевых отраслей, незначительный рост либо стагнация несырьевого сектора;
- низкий уровень конкуренции, недостаточно эффективные механизмы внедрения передовых конкурентоспособных технологий, задающих новые «точки роста» и обеспечивающих процессы экономического, социального и культурного развития города;
- низкая инвестиционная и инновационная активность, высокая ресурсоемкость производства и жизнедеятельности в городе;
- изношенность жилищного фонда, низкая обеспеченность населения жильем[8];
-снижение количества рабочих мест из-за убыточности предприятий;
-снижение численности населения в трудоспособном возрасте;
-рост миграции в другие регионы.
Как мы видим, проблемы, касающиеся рынка труда у городов схожи в том, что наблюдается стагнация определенных отраслей. Различие в том, что в Абакане отмечен структурный сдвиг в сторону роста непроизводственных отраслей,а в Черногорска наблюдается их стагнация. Есть различия и в характере безработицы, в Абакане преобладает структурная безработица, в Черногорске- скрытая. Но, судя по данным официальной статистики, в г.Абакан также имеет место скрытая безработица, так как трудоспособного населения 106,219 тыс. человек, занятых в экономике 67,873 тыс. человек, а зарегистрированных в органах занятости всего 995 человек на 01.01.2013 г.
Обе территории имеют проблемный локальный рынок труда как из-за нехватки кадров, так и из-за нехватки рабочих мест.
В общей форме шаги по формированию межмуниципального взаимодействия в пространственных рамках городских агломераций могут быть следующими:
– координация деятельности органов местного самоуправления и установление совместных партнерских отношений и механизмов структурного, экономического, градостроительного развития.
- принятие и реализация совместных проектов в сфере труда и занятости;
– создание общей транспортной инфраструктуры, способствующей обмену ресурсами;
– создание совместных проектов по развитию предприятий;
– создание механизмов, позволяющих эффективно использовать природные, трудовые, финансовые и иные ресурсы и способствующих созданию единого пространственного организма;
– развитие транспортных и коммуникационных инфраструктур, создание общих логистических центров.
Перейдем к конкретным предложениям по реализации взаимодействия локальных рынков труда данных территорий.
Предложения:
1) Сотрудничество органов рассматриваемых муниципальных образований и бизнеса, по привлечению молодежи в учреждения начального профессионального образования в целях освоения рабочих профессий и последующего трудоустройства в организации, которые испытывают нехватку квалифицированных рабочих.
Для реализации данного направления у органов занятости собрана статистическая информация по наличию дефицита определенных специальностей и наличию потребностей в кадрах на определенных предприятиях. Необходимо создание общего ресурса по обмену информацией в ЦЗН гг.Абакана и Черногорска, который предоставит доступ к статистическим данным другой территории.
Механизм реализации направления может быть следующим:
1.Создание единой информационной базы по кадровой потребности и вакансиям.
2.Заключение трехсторонних договоров между Администрациями территориальных образований, ЦЗН территорий, учреждениями начального профессионального образования по обучению дефицитным специальностям.
Администрации берут на себя обязанности по финансированию обучения. ЦЗН выступает организатором процесса- привлекает молодежь, стоящую на учете в органах занятости к обучению и заключает договора с работодателями о предоставлении гарантированных рабочих мест по окончанию обучения. Учреждения образования осуществляют процесс обучения.
Обучение будет производиться в образовательных учреждениях того города, который имеет профильную образовательную базу. Трудоустройство обучившихся предпочтительно по месту жительства, при отсутствии рабочих мест в данном городе - предоставление рабочего места на другом локальном рынке с компенсацией транспортных затрат.
2)Проводить информационно-пропагандистскую работу по повышению престижа рабочих профессий, востребованных на рынке труда, способствовать проведению мониторинга спроса и предложения рабочей силы и разработке прогноза спроса и предложения на рынке труда рассматриваемых во взаимодействии городов.
Для реализации данного направления необходимо разработать совместную территориальную программу. Первым шагом к этому мог бы стать объявленный городскими властями конкурс на разработку рекламной кампании по продвижению рабочих профессий. Конкурс проводится для двух городов в рамках территориального сотрудничества, решение о выборе подрядчика- рекламного агентства принимается коллегиально. В рекламе необходимо учитывать потребности обеих территорий. В виде финансирования Администрации могут предоставить подрядчику преференции (например, льготы по налогам или по предоставлению в аренду муниципальной недвижимости по льготным расценкам).
Критерии отбора конкурсных материалов
-Соответствие работы тематике
-Аргументированность и глубина раскрытия содержания
-Объективность
-Нетривиальные и нестандартные идеи
-Новые, оригинальные методы сбора и подачи материала
-Точность и доходчивость языка и стиля изложения, своеобразие методов рекламного творчества
-Профессионально - этический подход.
Участниками конкурса могут стать дизайнерские студии, и рекламные агентства. Участник Конкурса может подать на рассмотрение несколько работ, но каждая из представленных работ рассматривается только в одной номинации.
При получении конкурсных работ Оргкомитет оставляет за собой права на публикацию, размещение, распространение и выход в эфир работ, принявших участие в конкурсе.
Можно также создавать ролики социальной рекламы на местном телевидении.
Рассмотрим, какие факторы должны лечь в основу создания социальной рекламы рабочих профессий.
-больше шансов на трудоустройство: дефицит кадров определяет готовность работодателя брать на работу молодых специалистов без опыта работы, в то время выпускнику вуза зачастую наличие диплома недостаточно;
-высокий начальный уровень оплаты труда: дефицит работников определенных профессий даёт им преимущество. Рабочему с высокой и востребованной квалификацией работодатель, с целью заманить и удержать, готов сразу предложить хорошую зарплату. На сегодняшний день оплата труда молодого слесаря может в разы превышать зарплату молодого юриста;
-приоритет промышленного производства: рост конкуренции, инвестиционные проекты, внедрение инноваций и др. факторы для большинства заводов определили создание достойных, конкурентоспособных рабочих мест.
-за пять лет молодой рабочий может достигнуть оплаты своего труда, который удается достигнуть не каждому специалисту с высшим образованием через 10 лет.
Таким образом, необходимо усвоить три факта о рабочей профессии:
- рабочая профессия – это востребовано: она жива, она развивается и совершенствуется. Развитие экономики Новосибирской области идёт путем, который без квалифицированных рабочих невозможен, следовательно, спрос на них растет.
- рабочая профессия – это престижно: рабочий класс медленно, но верно восстанавливает свой престиж. Условия и оплата их труда становятся всё более достойными. И если такого почета рабочему человеку, как в советские годы, достичь пока не удалось, то понимание, что это не лучше или хуже – а просто функционально другое начинают понимать все.
- рабочая профессия – это доходно: квалифицированный рабочий может обеспечить себе достойное существование. Из-за всё возрастающего дефицита работодателю приходится заманивать и привлекать к себе работника. А заработная плата – один из главных факторов для любого человека, ищущего работу.
Мероприятия по мониторингу спроса и предложения на локальных рынках должны производиться ЦЗН в рамках уже упомянутой общей информационной системы.
3. Создание образовательной предпрофильной программы «Твоя профессиональная карьера» у 8,9,10,11 классов.
В рамках направления целесообразно проведение следующих мероприятий:
- организация тематических часов для выпускников общеобразовательных учреждений «Рассказы о рабочих профессиях», «Мир профессий» и т.д.;
- оказание услуг по профессиональной ориентации учащимся и выпускникам общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений профессионального образования в ходе ярмарок вакансий и учебных рабочих мест, «Дней открытых дверей» на предприятиях территорий.
Работники ЦЗН должны работать во взаимодействии с руководством школ, программа должна быть создана совместно усилиями территориальных отделов образования, унифицирована для применения на рынках гг. Абакана и Черногорска и одновременно внедрена.
4. Организация льготного проезда для лиц, проживающих в одном городе, а на работу ездящих в другой.
Города находятся в хорошей транспортной доступности на близком расстоянии. При трудоустройстве на другом локальном рынке, человеку выдается специальный документ- льготный проездной для проезда до места работы, который компенсируется Администрациями в общей сумме 50% стоимости (каждая Администрация компенсирует по 25%).
5. Строительство общежитий, для лиц, проживающих в одном городе, а на работу ездящих в другой.
Строительство возможно при совместном финансировании. Проект выгоден для обеих территорий, один локальный рынок получает квалифицированные кадры, другой - возможность трудоустройства для граждан. Проект социальный. Количество мест в общежитии проектируется на основе прогнозной потребности в кадрах на территории. Прогноз составляется ЦЗН.
6. программа профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан с учетом потребности рынка труда. Обучение граждан будет осуществляться по 15-20 профессиям, востребованным работодателями на рынке труда (перечень будет расширяться по мере востребованности), каждый город будет обучать по тем специальностям, в которых более всего нуждаются предприятия.
В настоящее время перечень востребованных профессий по локальным рынкам выглядит следующим образом:
Наименование профессии | Количество заявленных вакансий- Абакан | Потребность Абакан | Количество заявленных вакансий- Черногорск | Потребность Черногорск |
Слесарь | +8 | |||
Сантехник | +3 | |||
Машинист бульдозера | +11 | |||
Машинист экскаватора | +14 | +19 | ||
Облицовщик-плиточник | +42 | |||
Офис-менеджер/секретарь | +2 | +13 | ||
Охранник | +70 | |||
Электрогазосварщик | +57 | |||
Водитель автомобиля | +8 | +42 | ||
Косметик | +2 | |||
Кадровик | +2 | |||
Маникюрша | +11 | +3 | ||
Менеджер | +39 | |||
Парикмахер | +9 | |||
Продавец | +143 | |||
Повар | +76 | |||
Портной | +3 | |||
Торговый представитель | +1 | |||
Штукатур | +44 | |||
Каменщик | +117 | |||
Кондитер | +8 | +12 | ||
Плотник | +32 | |||
Фрезеровщик | +18 | |||
Бухгалтер | +2 | |||
Водитель погрузчика | +16 | |||
Делопроизводитель | +8 | |||
Арматурщик | +51 | |||
Машинист котельной | +135 |
Есть как общие по рынкам потребности, так и различные. Это различие можно использовать уже в настоящий момент при привлечении работников из другого города. При этом можно реализовывать направление №4-«Организация льготного проезда для лиц, проживающих в одном городе, а на работу ездящих в другой».
Представим общую схему взаимодействия локальных рынков труда.
Меры по межмуниципальному взаимодействию подразделяются на прямые и косвенные. К прямым мерам относятся вышеописанные направления взаимодействия. К косвенным- организационные меры по созданию общей информационной базы, заключение договоров.
Рис.2.3.1 Схема межмуниципального взаимодействия локальных рынков труда
В результате создания межмуниципального взаимодействия локальных рынков труда будут решены следующие проблемы:
-проблема дефицита кадров на локальных рынках в результате привлечения кадров с другой территории, обучения кадров;
-возможный рост безработицы среди населения городов, так как в результате мониторинга и составления прогнозов развития рынка труда территорий будет организовано опережающее обучение;
-отток граждан в другие регионы, отток сократится ввиду предоставления возможности получения работы на местах;
-рост социальной напряженности из-за неблагоприятной трудовой обстановки. Рост социальной напряженности будет сглажен в части предоставления возможности обучения и трудоустройства;
-дезориентация молодежи на рынке труда, проблемы с поиском работы. Деятельность по пропаганде рабочих профессий, содействие обучению, профориентация помогут в трудоустройстве молодежи на локальных рынках.
Список литературы
1. Методические указания по формированию положительного имиджа рабочих профессий / Под ред. Исмагилова И.В., к.п.н. Колл.авторов: Трушников Д.Ю. к.п.н, Закалюкина Е.В., Бакланов И.Л., Сидорова А.М., Фалько Г.В. Тюмень: ТОГИРРО, 2009.- 52 с.
2. https://мэрия.абакан.рф/aboutcity/plan.html
3. https://www.chernogorsk.com/ekonomika/ekonomika_goroda/plany_i_programmy_razvitiya_goroda.php
4. https://www.lib.csu.ru/vch/183/008.pdf
[1]Екимова К.В, Савельева И.П, Буравова С.В. Локальные рынки в структуре региональной экономики/ Вестник ЮУрГУ.Издательский центр ЮУрГУ, Выпуск 20, 2011. - С. 15
[2]Кокин Ю.П., Шлендер П.Э. Экономика труда. Учебник. — 2-е изд., перераб. и доп., 2010 М.: Магистр, 2010. — 686 с.
[3]Екимова К.В, Савельева И.П, Буравова С.В. Локальные рынки в структуре региональной экономики/ Вестник ЮУрГУ. Издательский центр ЮУрГУ, Выпуск 20, 2011. - С. 17
[4]Ланкина А.Ф. Особенности взаимодеиствия локальных рынков региона // Известия ИГЭА. 2012. № 2 (47). – С. 57
[5]Ланкина А.Ф. Особенности взаимодеиствия локальных рынков региона // Известия ИГЭА. 2012. № 2 (47). – С. 58
[6] https://www.lib.csu.ru/vch/183/008.pdf
[7] https://мэрия.абакан.рф/aboutcity/plan.html
[8] https://www.chernogorsk.com/ekonomika/ekonomika_goroda/plany_i_programmy_razvitiya_goroda.php