Томас Гоббс (1588-1679 г.г.) - крупнейший английский философ.




ФИЛОСОФИЯ НОВОГО ВРЕМЕНИ

 

Особенности исторической эпохи

 

1) XVII век – период становления капитализма и начала буржуазных революций в Нидерландах и Англии (1640-1688гг).

2) началось бурное развитие мануфактурного производства (пришедшего на смену ремесленному труду), что повлекло за собой рост производительности труда.

3) научная революция XVI - XVII вв. порождает новое естествознание:

Особенности философии Нового времени:

1) в центре внимания философов Нового времени – теория познания (гносеология).

При исследовании различных путей познания оформились два основных течения – эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм (от греч. еmpeiria – опыт) – направление философской мысли, ориентировавшееся на опытное естествознание, считающее источником знания и критерием его истинности опыт, прежде всего научно организованный опыт или эксперимент («нет ничего в разуме, чего бы до этого не было в опыте»).

Рационализм (от греч. ratio – разум) – направление философской мысли, ориентировавшееся на математику, рассматривающее разум как источник знания и высший критерий его истинности.

Главными аргументами рационалистов в споре с эмпириками были следующие:

а) сам по себе опыт не переработанный разумом, не может лежать в основе познания;

б) разум способен самостоятельно делать открытия, которые первоначально не были обоснованны опытным путем и лишь впоследствии, с развитием техники, им подтверждены.

2) философы, они же крупные ученые, понимали науку как важнейшее занятие человечества. Именно наука, по их мнению, способна обогатить человечество, избавить его от бед и страданий, поднять общество на новый этап развития, обеспечить общественный прогресс.

3) полная секуляризация науки. Синтез науки и религии, веры с разумом – невозможен. Никакие авторитеты не признаются, кроме авторитета разума.

4) развитие наук и философии (которая должна изучать мышление человека, его законы и найти такой метод, который будет применим ко всем наукам) направлены на подчинение Природы человеку.

Рене Декарт (1596 – 1650 гг.) - родоначальник новоевропейской философии.

«Я мыслю, следовательно, я существую»

Философия для Декарта предстает основой всех наук, в фундаменте которой находится метафизика (метафизикой с древности и во времена Декарта называли философскую дисциплину о первых началах всего существующего).

 

Философия возвращается к здравому смыслу. Декарт, как и Сократ, предпочитал не рассуждать о небесном и божественном, поскольку о нем ему ничего не известно.

Декарт освободил философию от власти религии, как Сократ освободил ее от власти мифологии.

Декарт родоначальник рационализма Нового времени, как Сократ – основатель философии как рационального подхода к бытию.

Источник истины – разум. В поиске истины нужно руководствоваться только разумом.

Критерий истины – ясность и отчетливость идей.

Методы Декарта- научные методы познания. Большую роль отводил дедукции - от общего к частному.

Главное – это мышление.

Поэтому Декарт – деист (от лат. deus - Бог) допускал существование Бога лишь как первопричины существования мира и дуалист (от лат. dualis- двойственный), т.к. признавал равными два начала: дух и материю.

Френсис Бэкон (1561 – 1626 гг.)

«Знание –сила»

Френсис Бэкон (1561 – 1626) – видный английский политический деятель и философ, основоположник эмпиризма. Знаменитость ему принесло учение о науке и ее методах, которое Бэкон изложил в главном труде – «Новый Органон» (1620г) в отличие от «Органона» (гр. орудие, инструмент – орудие науки) Аристотеля, где он ставил цель выработать новый метод исследования Природы.

Лучшее из всех доказательств – опыт, а чувства – основа знания. Высоко ценил значение научного метода. Особенно подчеркивал значение научного эксперимента и анализа. «Лучше рассекать природу на части, чем отвлекаться от нее».

В утопическом произведении «Новая Атлантида» Бэкон дал образ идеального государства: благосостояние жителей зиждется на научно-технических достижениях, хотя мудрые правители острова предварительно решают, какие из них использовать, а какие нет.

 

Суть учения

1. Цель научного знания – принесение пользы человеку. Общая задача всех наук – увеличение власти над Природой.

«Природа побеждается только подчинением ей, следуя её законам».

Девиз Бэкона «Знания – сила», но только, если они истинны. «Мы столько можем, - повторял он, - сколько знаем».

2. Чтобы Природу поставить на службу человеку, необходимо в корне изменить методы исследования её законов.

 

3. Основной метод – специально продуманный и хорошо организованный опыт, эксперимент; он – основа знания.

 

4. Процесс познания Природы должен двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям, обобщениям, т.е. метод индукции (от лат. induction – наведение). Только индукция, по Бэкону, может «послужить компасом кораблю науки».

 

5. Свой метод Бэкон сравнивал с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мёд собственным умением.

Его суть состоит в следующем:

ü наблюдение фактов;

ü их систематизация и классификация;

ü отсечение ненужных фактов;

ü разложение явления на составные части;

ü проверка фактов на опыте;

ü обобщение.

 

6. Однако на пути постижения Природы имеется множество препятствий, заблуждений.

Он выделил четыре вида таких заблуждений, называя их идолами или призраками.

Идолы рода – самые опасные, т.к. они коренятся в самой человеческой сущности, в разуме человека, обусловлены его наследственной природой. Мышление человека имеет свои недостатки, т.к. уподобляется неровному зеркалу, которое, примешивая к природе вещей свою природу, отражает вещи в искривлённом и обезображенном виде.

Идолы пещеры – каждый человек имеет свой внутренний субъективный мир («свою пещеру»), который искажает его суждения о явлениях мира. Эти заблуждения вытекают из врожденных свойств индивида, а также его образования, воспитания и т.д.

Идолы площади – это ошибки, порождаемые речевым общением, неправильным употреблением слов. В одни и те же слова люди вкладывают различное содержание, что ведёт к заблуждениям.

Идолы театра – это ошибки, связанные со слепой верой в авторитеты, некритическим усвоением ложных воззрений различных философских систем, а так же результат ложных законов доказательств, что искажает понимание действительной природы.

 

7. Бэкон резко критиковал философию Средневековья, особенно схоластику, которая была главным препятствием на пути изучения Природы. Он говорит, что схоластика плодовита в словах и бесплодна в делах; не дала миру ничего, кроме чертополоха слов.

 

8. Вместе с этим, Бэкон утверждает, что первопричиной мира есть Бог, а истина – двойственна:

ü теология имеет своим объектом Бога, основывается на вере;

ü наука, философия – Природу, и основывается на разуме и опыте.

 

Вклад Бэкона в развитие философии:

1) впервые теоретически обосновал идеал нового типа знания – экспериментально-теоретического естествознания, назначение которого приносить пользу человеку, подчинить ему Природу;

2) сформулировал условие, при котором наука может выполнять это назначение – знание должно быть объективно и нацеленным на отыскание причин;

3) стал основоположником сциентизма (лат. scientia- наука) – взгляда на науку как на высшую ценность, способную решить все проблемы человека.

 

 

Томас Гоббс (1588-1679 г.г.) - крупнейший английский философ.

 

Главные философские сочинения: "Основы философии" и "Левиафан".

Основным предметом философии он считает природу, человека и общество.

 

Суть учения.

1. Мир – это единая материальная субстанция: совокупность тел, подчиненных механическому движению.

2. Никакой другой самостоятельно существующей духовной субстанции нет. Следовательно, души нет.

3. Материя вечна, неуничтожима; каждое тело обладает протяженностью и формой, имеет три измерения: длину, ширину и высоту. Все есть движущаяся материя. Однако, первопричиной движения Гоббс объявляет Бога.

4. Человек есть механизм, а его жизнедеятельность – чисто механический процесс: сердце это пружина, нервы – нити, суставы – колеса, которые сообщают всей машине движение. Вся человеческая жизнь объясняется на основе полного механизма.

5. Процесс познания совершается путем чувственного восприятия внешнего мира. Внешние чувства являются источником нашего познания, которые перерабатываются умом.

6. Гоббс подчеркивал эгоистическую природу человека; утверждал, что он, как правило, действует ради пользы или славы, т.е. ради любви к себе, а не к другим.

7. В естественном состоянии "человек человеку волк", поэтому жизнь наполнена "войной каждого с каждым". Ради самосохранения, для того, чтобы выжить в обществе, необходим мир. Осознавая это, каждый человек добровольно отказывается от своей свободы в пользу монарха, который обеспечивает социальную сплоченность.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-10 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: