Прочитан роман, вновь и вновь листаем мы страницы «Войны и мира», перечитываем сцены, которые надолго остаются в памяти и которые вызвали к жизни немало поэтических строк.
— С какими женскими образами мы встречались при изучении литературы ХIХ века?
(Татьяна Ларина («Евгений Онегин» А. С. Пушкина), тургеневские девушки и женщины…)
— Каков идеал женщины у Тургенева, Пушкина? Как писатели представляли ее роль в обществе?
(Идеал Тургенева — свободная женщина, которая умеет любить и сама любима, стремится стать соратницей своего мужа, продолжательницей его дела. Она может определить свое место в жизни, решить свою судьбу. Это сильная натура, способная на самопожертвование. Она романтична. Это можно сказать и об Ольге Ильинской.)
— А какой, на ваш взгляд, женский образ любим Толстым? (Наташа — идеал писателя.)
— Почему Толстой больше всех других своих героинь любил Наташу?
— «Люди, как реки...», — замечал автор. Как вы понимаете это?
Остановимся на сценах, которые показывают героиню в самые яркие моменты ее жизни, когда особенно ощутима «диалектика души». Итак, первая встреча с Наташей. Прочтите описание ее по ведения, портретную характеристику.
— В чем, по-вашему, прелесть героини, ее обаяние?
(Впервые встречаемся с Наташей — тринадцатилетней девочкой, когда она «нечаянно, с нерасчитанного бега» вбежала в комнату, где сидели гости (см. иллюстрацию художника Шмаринова «Дети Ростовых»). Зачитывается портрет Наташи. Красива ли она? Нет, Толстой много раз это подчеркивает. Обаяние ее — в простоте, естественности. Наташа вся переполнена жаждой жизни, за один день своих именин успевает пережить и прочувствовать столько, что порой да же удивляешься: разве это возможно? Она стремится все делать сама, чувствовать за всех, все видеть, во всем участвовать. Именно такой предстает перед нами Наташа при первой встрече с нею.
|
Вторая встреча с героиней. Наташина неистребимая жажда жизни каким-то образом влияла на людей, которые были рядом с нею. Князь Андрей приезжает по хозяйственным делам в Отрадное — имение Ростовых. Он переживает тяжелый душевный кризис, кажется, ничто не может возродить его к жизни. Вспомните, Болконский был искренне убеждён: «...ему начинать ничего не надо,... он должен доживать свою жизнь, не делая зла, не тревожась и ничего не желая». Но вдруг случается нечто, что словно пробуждает его ото сна.)
— Зачитайте отрывок со слов «Князь Андрей, невеселый...» до слов «...невольно с любопытством спрашивал себя князь Андрей...» (т. II, ч. III, гл. 2).
(Встретив впервые Наташу, он удивлен, встревожен: «Чему она так рада?», завидует умению девушки быть счастливой бездумно, как березка, которая встречается ему на пути в Отрадное, как всё, что живет и любит жизнь.)
Ночь, проведенная в Отрадном, сыграла большую роль в судьбе Болконского. Она обострила восприятие того, что он увидел и почувствовал днем. Зачитать отрывок «Ночь в Отрадном» (т. II, ч. III, гл. 2), слушание «Лунной сонаты» Бетховена.
Светлый, счастливый, поэтический мир Наташи помогает князю Андрею по-новому чувствовать, ощущать жизнь.
— Каким нравственным критерием оценивает автор своих героев?
(Писатель оценивает своих героев одним: насколько они близки к народу, к природе. Мы ни разу не видим ни Элен, ни А. П. Шерер, ни Жюли Карагину среди лугов, в поле или в лесу. Они словно застыли в неподвижности, их почти не касается понятие «люди, как реки...».)
|
Вспомните эпизод «У дядюшки», без которого нельзя представить себе сущность героини: «...песня пробудила в душе Наташи что-то главное, исходное...» Зачитать сцену пляски (т. II, ч. IV, гл. 7) или просмотреть фрагмент видеофильма.
В этом эпизоде раскрывается одна из главнейших идей писателя: в человеке ценно и прекрасно его единение с другими людьми, потребность любить и быть любимым. «Сущность ее жизни — любовь», — пишет Толстой. Любовь определяет ее жизненный путь и тогда, когда она только живет, ожидая ее, и тогда, когда становится женой и матерью.
Первый бал Наташи — одна из ярких сцен романа. Волнение и тревога героини, первый выход в свет, желание быть приглашенной князем Андреем и танец с ним. Как хорошо, когда рядом окажется человек, который поймет тебя. В жизни Наташи таким человеком стал Пьер. Звучит вальс Наташи из оперы Сергея Прокофьева «Война и мир», на фоне музыки читается эпизод первого выхода героини в свет (т. II, ч. III, гл. 16-17).
— Как же дальше развиваются события?
(Первый бал героини стал началом любви ее и князя Андрея, любви двух очень разных людей. Болконского пленила естественность Наташи: Князь Андрей, как все люди, выросшие в свете, любил встречать в свете то; что не имело на себе общего светского отпечатка. И такова была Наташа…»)
— Что же заставило князя Андрея отсрочить свадьбу на год?
(Его отец поставил жесткое условие: отложить свадьбу на год, съездить за границу, полечиться.)
|
— Зрелый человек, князь Андрей все же не посмел ослушаться отца. Или не захотел? Мог ли он не согласиться с такими условиями?
(Мог, если бы был уверен в любви Наташи, если бы лучше понимал любимую. Он опять замкнулся в себе, в своих чувствах, а то, что чувствует Наташа, его не очень интересовало. Но в любви нельзя думать только о себе... Поистине, гордость Болконских и простота Ростовых не совместимы. Потому-то и не сможет Толстой оставить их вместе на всю жизнь.)
— Почему Наташа увлеклась Анатолем Курагиным?
(Полюбив, она желает счастье сейчас же, немедленно. Он должен быть с нею рядом всегда, везде. Любить каждую минуту и быть любимой — единственная ее потребность. Нет рядом князя Андрея, — значит, время останавливается. Проходят дни впустую. Не такова героиня Толстого, чтобы ждать своего часа. Каждую секунду бытия она должна чем-то наполнить. Чувствуя себя свободной (об этом ей столько раз говорил князь Андрей!), семнадцатилетняя Наташа никого не боится, не опасается попасть в ситуацию, которая может принести страдание. Она не знает людей, не представляет, как они могут быть коварны, низки. Брат и сестра Курагины, Элен и Анатоль, для которых не существовало ничего святого, воспользовались доверчивостью Наташи. Отрицательную роль сыграл в этом и Пьер, который по-прежнему жил под одной крышей с Элен. А ведь Наташа верила ему, полагая, что такой человек, как граф Безухов, не смог бы соединить судьбу с плохой женщиной. Так, попав в окружение этой красивой светской львицы, Наташа невольно поддается его воздействию, любя Болконского, увлекается Курагиным, веря в то, что он человек благородный и женится на ней.)
— Как вы расцениваете поступок Наташи? Вправе мы судить ее?
(Сам Толстой говорил, что Наташа сыграла с ним такую шутку неожиданно для него. Увлечение Анатолем произошло из-за неистребимой потребности героини жить полно, любить, быть любимой. И это еще одно доказательство того, что перед нами не схема, а живой человек. Ему свойственно заблуждаться, искать, ошибаться. Таков Толстой — гениальный художник слова, таковы и его герои, которых он ведет по реке жизни.
Наташа сама судит себя. Она чувствует, что переступила нравственную черту, поступила нехорошо, неправильно. Но изменить обстоятельства уже не в силах. И героиня пишет записку княжне Марье, в которой пишет, что не может быть женой князя Андрея. Простить себе то мгновение, когда не смогла рассудком преодолеть погубившее ее чувство, она не сможет никогда. Такова ее сущность: все, что делает, делает искренне, честно. Жить, подчиняясь темным и слепым силам в себе, она никогда не сможет. Она сама себе беспощадный судья.)
Чтобы проследить дальше течение реки жизни Наташи, обратимся к эпизодам «У постели умирающего князя Андрея» и «После смерти князя Андрея».
— Что же возрождает Наташу к жизни?
(Тяжело видеть ее страдания после смерти князя Андрея. Она, оторванная от семьи, чувствует себя очень одинокой. В жизни отца, мамы, Сони все оставалось по-прежнему благополучно. В ее же судьбе про изошло непоправимое. Разве могли они теперь быть вместе? Но вот горе обрушилось на всю семью — погиб Петя, мальчик, который и на войне играл в войну. Сначала Наташа, погруженная в себя, не поняла чувства матери. Поддерживая мать, Наташа сама возрождается к жизни. «... Любовь к матери показала ей, что сущность ее жизни — любовь — еще жива в ней. Проснулась любовь, и проснулась жизнь», — пишет Толстой. Итак, гибель брата, эта новая рана вызвала Наташу к жизни. Побеждает любовь к людям, стремление быть вместе с ними.)
— Докажите, что Наташа Ростова — это настоящий русский характер, настоящая русская душа.
(К Наташе хорошо относятся дворовые, несмотря на то, что больше всего поручений им дает именно она. Наташа рада, когда в дом приходят ряженые; вспомните ее пляску, восхищение дядюшкой, который «пел так, как поет народ». Эта девушка умела понять все, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке.
Русскому характеру свойственен глубокий патриотизм. Эпизоды, в которых у Наташи проявляется это исконное чувство любви к родине: чтение Соней царского манифеста и Наташино волнение, ее слова «это совсем не шутка», заставляющие верить в силу, способную спасти Россию от Наполеона. А с каким лицом она вбежала в комнату, некрасивым, даже безобразным, требуя отдать подводы раненым! Не легко решиться на это ее родителям. На подводах необходимо было вывезти хоть что-то из скромного приданого для дочерей. Но посту пить иначе граф Ростов не смог. И дочь искренне радуется тому, что раненые будут вывезены из Москвы.)
Вспомните об отношении Наташи к природе, ее простоту, доброту, естественность. Музыка и пение — символы ее. Итак, мы видим, что Наташа соответствует тем критериям, которыми оценивает Толстой своих героев. Они — живые люди. Именно такова Наташа.
В задуманном романе о вернувшемся с каторги декабристе Толстой хотел показать Пьера и Наташу мужем и женой (Лабазовы). С первых страниц работы над «Войной и миром» автор знал, что они предназначены друг для друга. Расскажите, какой показана Наташа в эпилоге.
— Итак, кто же прав, те, кто упрекают Наташу в отсутствии стремления к эмансипации, или Толстой?
— К чему пришла Наташа? Чего добилась в жизни?
(Наташа Ростова много пережила; душевные страдания, конечно, изменили ее внешний облик, чувства стали глубже, проявление их более сдержанными. Да, женщина, которая предстает перед нами в конце романа, безразлична к проблемам женской эмансипации.
Л. Н. Толстой показал Наташу в прекрасный период ее жизни, когда важнее ребенка для нее нет ничего. А ее отношение к мужу? Не все понимала она в деятельности Пьера, но он для нее — самый лучший, самый честный и справедливый. А ведь Пьер, вступивший в тайное общество, может быть, выйдет с теми, «которые любят добро», на Сенатскую площадь. И, несомненно, Наташа, оставив все, поедет за ним в Сибирь.)
И хотя мы не во всем согласны с Толстым в трактовке этого женского образа, который был его идеалом, но с уверенностью можем сказать: многие поколения будут учиться у Наташи Ростовой ее умению делать добро, способности жить, любить, чувствовать красоту окружающего мира, быть верной женой, любящей матерью, растить достойных сынов и дочерей Отчизны.
ДОПМАТЕРИАЛ
«Я не жил прежде. Теперь только я живу». (Андрей)
«У нее и характер плохой, и ума нет. И эдакое...». (Берг)
«Эта девушка такое сокровище... Это редкая девушка». (Пьер)
«Все любовались ею…»
В центре — сама Наташа. Она как родник чистой воды в болоте — всё гнилое, нездоровое отталкивает к берегу: Берга — сразу; Анатоль Курагин на какое-то время вторгается в ее судьбу, но и он обречен... Борис Друбецкой, брат Николай, княжна Марья не делают погоды в ее жизни, но они рядом с нею, им хорошо возле нее. Борис хотел забыть Наташу, но увидел после разлуки — и не смог; брат Николай любуется ее русской натурой всю жизнь; она приятна княжне Марье, позже их свяжет крепкая дружба. Зависимость княжны от Наташи сильнее, поэтому и орбита стрелки, обозначающей ее, предполагается больше, у Николая — меньше, Борис вообще проигрывает в сравнении со всеми...
Андрей и Пьер при помощи Наташи возрождаются, крепко встают на ноги, помогая и ее родничку окрепнуть. По-настоящему Наташа счастлива с Андреем, Пьером. Путь ее с Андреем не такой уж длинный, взаимовлияние прерывает его гибель, поэтому изгиб стрелки короче по сравнению с линией Пьера, которому идти с ней по жизни до конца.
ü «Наташе, как почти всем Ростовым, свойственна душевная открытость, ясная искренность. У нее, кроме того, есть бесценный дар, принадлежащий только ей, — огромная душевная щедрость и чуткость...».
ü «Сущность ее жизни — любовь», — сказано от автора о Наташе. Любовь, не нуждающаяся в самопожертвовании, как у Сони, требующая неустанного проявления, удовлетворения, но и дающая неизмеримо много, пробуждающая лучшее, «настоящее» в душах других людей. Непосредственная сила и радость жизни, уменье не жертвовать собою, а естественно отдавать другим людям — эти свойства Наташи проявляются в каждом эпизоде, в каждой новой встрече и в начале и в конце романа.
Наташа в высшей степени обладает тем, чем позднее Чехов назовет особым человеческим талантом — чутьем к чужой боли. Вера в жизнь, в наслаждения жизни чудесным образом соединяются у нее с предельной и полной самоотдачей. Именно — не с бесплодным самопожертвованием, а с безграничной любовью, в которой заключен спасительный призыв к жизни.
В образе Наташи воплощается одна из главных идей романа: красоты и счастья нет там, где нет добра, простоты и правды.
Наташино счастье жизненно и человечно, потому что исключает «возможность зла, несчастия в горя» для всех. Ее наивный эгоизм не расчетлив. Щедр в мудр».
Л. Опульская. Роман-эпопея Л. Н. Толстого «Война и мир». 1987
ü «Образ Наташи в эпилоге не изменился. Свое отношение к Наташе в новой для нее жизни Толстой выразил мыслями старой графини, которая «материнским чутьём» понимала, что «все порывы Наташи имели началом только потребность иметь семью, иметь мужа, как она, не столько шутя, сколько взаправду, кричала в Отрадном». Графиня Ростова «удивлялась удивлению людей», не понимавших Наташи, и повторяла, что она всегда знала, что Наташа будет примерною женою и матерью». Знал это и автор, создавший Наташу и наделивший ее лучшими в его глазах качествами женщины.
Душевный строй Наташи и вся ее жизнь в этот период воплощает заветный идеал Толстого: «цель супружества - семья». Наташе «нужен был муж. Муж был дан ей. И муж дал ей семью». Всем существом своим Наташа погрузилась в семью, и силы ее были устремлены на то, чтобы служить мужу в семье. Она чувствовала, что связь ее с мужем держалась не теми поэтическими чувствами, которые привлекали его к ней, а «чем-то другим, неопределенным, но твердым, как связь ее собственной души с телом». Связь эта выражалась в том, что Наташа знала «всю душу Пьера», а Пьер видел себя «отражением в своей жене». Разговаривая, они «с необыкновенной ясностью и быстротой» понимали мысли друг друга. Наташа показана в ее заботах и привязанности к детям и, главное, в полном духовном единстве с мужем...»
Э. Е. Зайденшнур. «Война и мир» Л. Н. Толстого. 1966