Трансляция радиостанции «МАЯК», 2004г.




Патриаршая служба

 

Голос ведущего: В Москве 23 часа 33 минуты, вы на волне «Маяка», мы начинаем прямую трансляцию Рождественского богослужения из храма Христа Спасителя Сегодня у нас в гостях игумен Ростислав (Колупаев), который будет комментировать торжество и расскажет нам о празднике. Здравствуйте отец Ростислав.

 

Здравствуйте, я очень рад приветствовать Вас очаровательных моих помощников в данный момент и всех радиослушателей радиостанции «Маяк».

Сейчас мы с вами являемся свидетелями совершаемого в храме Христа Спасителя, в главном храме нашей страны, патриаршего ночного рождественского богослужения. Конечно этот праздник, является одним из главнейших христианских праздников. Самым главным мы считаем праздник Святой Пасхи, который стоит вне ряда церковных праздников, над всеми праздниками, а день Рождества Христова является началом новой христианской эры, началом того бытия, в котором мы с Вами пребываем, уже призванные к спасению через Христа нашего Спасителя. Сейчас, комментируя это рождественское богослужение, мы конечно постараемся максимально донести до радиослушателей, использовать эту предоставленную Господом возможность, донести весть о рожденном Богомладенце Христе и, к сожалению мы, не обладаем преимуществом телевидения, у них прекрасные заставки, прекрасные картинки, фрагменты богослужения, мы же только владеем словом, поэтому я заранее прошу прощения за возможные ошибки и могущие возникнуть неудовлетворительные моменты в моем комментарии, но думаю с помощью Божией, по вашим молитвам, дорогие радиослушатели, все пройдет благополучно и хорошо.

Сейчас в храме, происходит такой момент службы, когда патриарший протодиакон возглашает уставные многолетия всем патриархам и возглавителям Поместных Православных Церквей. При совершении патриаршей службы происходит единение всего православного мира, ведь церковь обладает уникальной возможностью быть вне времени и вне пространства. Церковь соединяет нас с Богом. Что такое время? – Время, это условность чисто человеческая, Бог является творцом времени. И когда мы с вами пребываем в храме, когда мы молимся, то наша молитва преодолевает, как расстояние географическое, так и расстояние временное. Церковь собирает вокруг Себя всех, как живых, так и умерших.

Сейчас закончились многолетия. Вы сейчас слышите голос патриарха, сам Святейший патриарх возглашает прославление Вседержителя Бога и протодиакон продолжает слова патриарха и обратившись лицом к храму, своим определенным специальным молитвенным жестом призывая всех соединиться вместе в прославлении нашего Господа. Я предлагаю, сейчас, прослушать вам небольшой фрагмент, который прозвучит из уст самого Святейшего патриарха.

Мы слышали слова патриарха: «Призри с небесе Боже и виждь и посети виноград сей и утверди и, егоже насади десница Твоя», которые он произнес, как глава Поместной, нашей Русской Православной Церкви. Символ винограда, это древний христианский символ. В данном случае, виноградник-сад, под этим образом мы воспринимаем всю церковь, всех живущих на земле людей, чтобы Бог призрел на Свой сад, который Он насадил в Эдеме. По библейским представлениям эдемский сад – это рай. И первые люди проживали в раю, в единстве с Богом, в гармонии со всем окружающим творением Божиим. Эта гармония, это общение с Богом было нарушено в результате грехопадения, в результате отпадения человека от послушания Божией воле. Бог очень долго, на протяжении многих столетий посылал в мир своих пророков, которые пытались заключить договор с человеком. Бог каждый раз воздвигал новую попытку примирить человека отпавшего от Божией любви, вернуть этого человека в прежнее состояние безгреховности. В этом и смысл Ветхого Завета. Ведь Завет – это договор, договор, который Бог заключил с людьми, он заключает в себе десять заповедей, так называемый всем известный декалог, это основа всей нашей европейской цивилизации. В десяти заповедях говорится о почитании Бога, о почитании праздничного дня, о почитании родителей, о том, что нельзя красть, лжесвидетельствовать, завидовать, убивать, прелюбодействовать. Это основа жизни человеческой на земле. Но, к сожалению, люди плохо внимали призывам древних пророков и, необходимо было Богу осуществить новый замысел о спасении человека, о возвращении человека к первозданному, безгреховному, райскому состоянию. Осуществление этого божественного плана происходит через рождество Христово. Сын Божий Иисус Христос приходит на землю для того, чтобы воплотиться в человеческом облике. Представьте себе, какая здесь заключается глубокая тайна. Человечество древнее, впрочем, как современное знало много выдающихся личностей, знало талантливых, необычных, гениальных полководцев, философов, ученых т.д., которые превосходили обычные, рядовые человеческие способности. И, каждый раз мы видим, что эти люди стояли над прочими людьми. А, в божественном замысле, мы видим, как раз обратное: Бог снисходит к человеку. Бог знает, то, что мы не можем никакими своими усилиями достичь его. - Почему? – Потому что Бог – это беспредельность и только снисхождение Божие позволяет нам проникать в Его тайну. Откровение Божие это, когда Бог приближается к человеку. И вот, самым главным актом в этом действии является момент рождества Христова, Бог Невидимый, Бог Бесконечный, Бог, являющийся Вседержителем и Творцом снисходит к нам, принимает наш облик. Простите меня, может быть за грубое сравнение – мы не объясняем ребенку тайны математических знаний, траекторию космических полетов или устройство атомного ядра. С простым ребенком говорим на простом языке, вот так и Бог снисходит к нам. Бог стал говорить на человеческом понятном языке, Бог принял человеческий облик, человеческую плоть, более того Он стал одним из нас, Он стал подобным нам во всем кроме греха и Он стал, даже самым меньшим из нас, Он стал младенцем, Он стал ребенком, который нуждается в ласке, в опеке, в заботе, в тепле. Младенец, который нуждается в матери и в земном отце, и этому младенцу не было места на земле, когда он родился. Вот почему, мы здесь вспоминаем Вифлеемскую пещеру, вспоминаем пастухов, вспоминаем звезду, вспоминаем хлев, который явился первым местом земного обитания новорожденного, явившегося нам Бога.

Бог приходит в Свой виноградник, в свой сад, - я возвращаюсь к тем словам, которыми молитвенно обращается от лица всех нас, наш патриарх, - Бог возвращается, чтобы навести здесь порядок, чтобы вырвать сорняки, облагообразить, дать необходимую влагу, удобрить почву и т.д. и сделать все необходимое, чтобы мы жители этого Божьего сада, Божьего виноградника наслаждались и радовались жизнью. От нас требуется только прислушаться к зову Церкви, прислушаться к тем словам, которыми обращается к нам Бог в Своем Новом Завете. Новый Завет – это вторая часть Библии, вторая часть Священного Писания. И если первая часть – Ветхий Завет дает десять заповедей, то Новый Завет – это, только, всего лишь, две заповеди. Первая заповедь: «Возлюби Бога всем твоим сердцем, от всей своей души, и вторая, подобная ей заповедь, т.е. эти заповеди равноценны, нет среди них главной и подчиненной, вторая заповедь: «Возлюби ближнего, как самого себя». _- Почему, так? – Потому, что в каждом ближнем, в каждом человеке есть образ Божий. Нельзя любить Бога, исполнять первую заповедь, не исполняя второй, не любя человека. Как мы можем любить Бога, которого не видим и ненавидеть ближнего, который рядом с нами. А, мы в ближнем своем, должны увидеть образ Божий, потому что Бог пришел на землю в человеческом облике. А, кто является ближнем? – Евангелие подробного говорит об этом в своем месте, ближнем является тот, кто в данный момент нуждается в нашей помощи, поддержке, в нашем внимании. В каждом человеке есть Бог. И дай Бог, нам увидеть рядом снами, среди тех людей, кто нас окружает, особенно среди неимущих, особенно среди нищих, особенно обездоленных, - увидеть в них Христа. Особенно в эту ночь, рождественскую ночь, Христос стучится к нам. Существует в Западной Европе прекрасный обычай оставлять на окнах в рождественскую ночь зажженные свечи, чтобы заблудившийся путник вышел на свет. И дай Бог нам встретить того, кто нуждается.

Сейчас приближается момент службы, когда будет чтение из Священного Писания того отрывка, который повествует нам о сегодняшнем празднике, о том моменте, ради которого мы все с вами собрались в храмах, а уважаемые радиослушатели «Маяка» еще не переключились на другую волну и продолжают нас слушать. Давайте, спасительно для нашей души выслушаем слова из Евангелия.

Мы слышим, как патриарший протодиакон отец Андрей Мазур читает нам строки из Священного Писания, этот текст передается на церковно-славянском языке, на том языке, который объединял весь славянский мир. Наша Церковь дорожит этим языком. Это язык, который принесли к нам, через братские, Болгарию и Сербию, братья-просветители Кирилл и Мефодий. Они в IX веке произвели культурную революцию, ни перевели Священное Писание, перевели слово Божие, эту весть о родившемся Христе, о том, как нам примириться с Богом, как вернуть свое счастливое райское, бывшее до грехопадения состояние. Они на славянском языке донесли это до славянских народов.

И вот, сейчас о. Андрей заканчивает нам чтение Писания о том, как Христос родился в Вифлеемской пещере, о том. Как Христос не имевший, где Ему на земле главу приклонить, пришел на землю и ангелы Ему воспели «Слава в вышних Богу», простые пришли и склонились перед Ним. Видите, Христос родился не в богатых, не в царских палатах, Он родился в пещере и первыми свидетелями этого момента были простые животные. А ведь, Бог является творцом всего мира, в этом мире есть место и для других тварей, созданий Божиих, животных. Человек является венцом творения и соработником Божиим в этом саду. В этом Божьем саду, есть растения, есть животные и есть человек.

Первыми, кто пришли и поклонились новорожденному Христу были простые пастухи, это были простые люди и за их простоту Бог дал им эту счастливейшую возможность быть свидетелями такого наиважнейшего в истории спасения человечества момента. Кто такой, сейчас, в современном представлении пастух? Скорее всего – неудачник. А если мы откроем Священное писание, то узнаем, что пастухами были великие пророки, боговидцы. Моисей был пастухом, Авраам был пастухом и другие пророки. У простых пастухов было чистое сердце, их сердце было не загрязнено отбросами цивилизации, сердце их было открыто беззлобивым животным и открыто чистой природе. Почему мы не слышим голоса Божьего в своем сердце? Да потому, что мы живем в слишком греховном, тяжелом, грубом мире. Сегодняшний день, сегодняшняя служба, сейчас совершаемый момент да поможет нам задуматься над тем призывом, который Бог обращает к нашим сердцам. Если вы сейчас имеете возможность, давайте каждый из нас перекрестимся, как принято по традиции в нашей православной церкви, тремя перстами. Для этого складывают вместе пальцы правой руки, большой, указательный и средний – в честь Святой Троицы, а безымянный и мизинец прижимают к ладони. Это древний символ, почему мы говорим: крестное знамение, как знак. Как когда-то, кто-то был в пионерах и в комсомоле и носил на груди соответствующий значок. Этот значок говорил о принадлежности к конкретной организации. В то время, когда возникла христианская церковь, не было значков, но знак уже был. Это знак принадлежности – крестный знак, крестное знамение свидетельство того, что мы принадлежим к этой Божественной организации, основанной нашим Спасителем Иисусом Христом. Давайте в знак нашей принадлежности Богу, в знак очищения нашего сознания, поднесем эти три, сложенные вместе перста, - ко лбу, чтобы Господь освятил, очистил наш ум, потом перенесем на середину груди, чтобы Господь освятил наши чувства, потом на правое плечо и на левое плечо, чтобы Господь помог нам, сконцентрировал все наши физические силы, помог нам в несении нашего жизненного креста и скажем: «Господи помоги, Господи научи, Господи поддержи. Господи научи нас понимать Твой призыв. Научи нас творить добро. Научи нас быть добрыми, послушными, быть такими, какими Ты нас создал. Научи нас в сегодняшнюю рождественскую ночь быть теми младенцами, в христианской жизни, в христианской вере и с сегодняшнего дня начать свое возрастание от младенчества ко спасению».

А сейчас давайте воспользуемся возможностью прослушать фрагмент службы. Протодиакон совершает моление, это ектения, т.н. особое прошение, в котором Церковь концентрируется в едином молитвенном порыве. Здесь, в этих словах заключена и просьба каждого из нас, и просьба всей церкви. Давайте объединимся в единой молитве со всей нашей церковью.

Сейчас наступает самая важная часть богослужения – Божественная литургия. Вообще, все чем обладает церковь, весь этот потенциал, иконопись, архитектура, песнопения, весь строй богослужения, вся церковная культура, все наши народные традиции, воспитанные на христианской вере, все это имеет главную цель – цель соединения с Богом. А этот момент соединения с Богом, происходит в таинстве Святого Причащения. Позвольте привести пример. Представьте себе, что ваш сын находится в армии, и вы получаете телеграмму о том, что он должен приехать. Дома готовитесь к встрече, убираетесь, пылесосите, моете, стираете, печете пироги, накрываете на стол, одеваете парадное платье, перед этим сходив в парикмахерскую, потом едите на вокзал. И по какой-то причине вы не оказываетесь на вокзале или, не дай Бог сын не приезжает. Все это пошло насмарку, вы не встретились. Страшно об этом говорить. Вот так и в церкви. Вся церковная жизнь – это подготовка к причастию. Если мы все делаем, в церковь ходим, свечки ставим, праздники соблюдаем, пироги печем в положенные дни и т.д. и т.п., открытки с Рождеством всем послала, но не причастились, вот это тоже самое. Вся церковная жизнь нацеливает нас на Таинство Причащения. Таинство Причащения происходит на той службе, фрагменты которой мы сейчас с вами слышим – это Божественная литургия. Рождественская литургия уже началась.

Буквально через одну с небольшим минуту наступит календарное число – 7 января, день Рождества Христова, тот самый день, память, о котором нас всех с вами сегодня объединяет и я вам желаю, чтобы вы, в наступившие сутки, в наступившие недели, в насупившие месяцы, в наступивший год – обрели Христа реальным образом, как обрела его земля в момент рождения в Вифлеемской пещере, чтобы вы свое сердце приготовили и Господь поселился в вашем сердце, в вашей семье, в вашем доме, среди ваших близких, вместе с вашими знакомыми, друзьями, близкими, родственниками, с вашими коллегами по работе, чтобы со всеми нами был Христос.

С праздником Вас Рождества Христова дорогие радиослушатели. Прошу помолиться за меня многрешного игумена Ростислава.

Вас всех Господь да благословит.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-10-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: