Вожатый — монстр-по-жизни




Уверенность

Даже если Вы новичок, надо иметь уверенный вид, создать образ вожатого с опытом. Быть может, стоит говорить, что Вы старше, чем есть на самом деле, и лагерь видите не впервые. Надо заранее договориться о возрасте с напарником, предупредить воспитателя, можно даже других вожатых. Если к вам подходит ребенок с другого отряда и спрашивает о возрасте своего вожатого, лучше ответить, что не знаете. Дети очень любят спрашивать о личной жизни, об этом надо тоже заранее договориться с напарником. Стоит определиться заранее с напарником и по вопросу запретов и разрешений, чтобы всегда разрешать или отказывать самому, а не бегать за советом к более опытному напарнику. От Вас потребуются мгновенные решения, которые необходимо будет генерировать мгновенно и самостоятельно.

План действий

У начинающего вожатого должен быть четкий план действий. Почасовой, поминутный, творческий и гибкий, не в методичке, а в голове. Такой план, который представит тебя ребятам как уверенного специалиста и незаменимого друга. Отряду желательно четко осознавать, ЧТО именно будет от них требоваться, и ЧТО будет предложено,

Вожатый: ведущий, не ведомый

Стать уверенным специалистом и настоящим лидером отряда поможет нехитрая шпаргалка. Эти советы эффективны и просты, они за короткое время помогают установить баланс между вашими знаниями и возможностями, помочь безболезненно войти в незнакомую среду.

· Постоянное приветствие или необычная «именная» фраза в типовых ситуациях будет работать только в пользу вожатого. Привычное действие или слово становится брендом, а это придаст уверенность ребятам, так как делает вожатого знакомым, «своим».

· Возьми на вооружение несколько эффективных психологических игр. В трудной ситуации тренинг или удачно примененная игровая ситуация помогает отвлечь внимание группы от вожатого и увлечься программой, уйти в мир своих ощущений. Это позволит взять тайм-аут педагогу и вести ситуацию по своему сценарию.

· Веди дневник! Личный дневник предназначен для заметок о типах и особенностях каждого в группе. Также в него можно записать возможные приемы по нахождению контактов.

· Будь разным в делах, но стабильным в отношении к делу!

И еще...

· При дискуссии или даже монологе ни один ребенок не должен быть без внимания. То есть - смотреть всем в глаза по очереди.

· Умей разогреть группу веселой игрой

· Никаких "перекрещенных" поз.

Внешний вид вожатого

Вожатый должен уметь выглядеть аккуратно, опрятно, обаятельно. Форма вожатого должна соответствовать педагогической ситуации. Для работы – одна, для турпохода и спортивных мероприятий – другая. Золотые и прочие украшения в будничной работе с детьми нелогичны для вожатого, экстравагантные вечерние платья также не стоит надевать (если Вы не на концерте). Не следует надевать открытые майки, блузки, рубашки с заграничными эмблемами сомнительного содержания. Одежда и обувь вожатого должны быть удобными, чистыми и опрятными.

Важно продумать свою одежду в ночное время суток. Не стоит спать в ажурных сорочках или в нижнем белье, помните, что вожатый находится с детьми 24 часа в сутки и, если ночью Вам придется встать, одежда должна быть соответствующей. Нужно всегда соблюдать меру в использовании косметики и парфюмерии.

! Помните, у вожатого, который слишком много времени и сил уделяет своему внешнему виду, ни времени, ни сил на ребят не хватает.

Речь вожатого

Важную роль в работе вожатого играет общение, как с детьми, так и с их родителями. Категорически запрещено использовать в своей речи нецензурную лексику и брань.

Речь вожатого правильная и чистая. Без жаргонных слов. Не думайте, что подростковый сленг сближает вас с детьми. Чаще это просто выглядит смешно. Без слов паразитов. Вы же не хотите, чтоб дети загибали пальцы, сколько раз вы скажете «как бы так» или «значит». А ещё и прозвище могут дать соответствующее.

Не кричите. Кричать бесполезно. Неужели вы думаете, что можно перекричать детей? Повышая громкость голоса, вы только поднимаете шумовой порог, и дети начинают шуметь ещё громче. Кончится тем, что вы просто сорвёте себе голос (впрочем, вы его всё равно наверняка сорвёте в первые дни, но усугублять не стоит). А вот если говорить тише, то дети будут вынуждены прислушиваться.

Не повторяйте дважды, дважды не повторяйте. Ох, как это бывает трудно. Лично у меня постоянно такая проблема: вместо «давай скорей» так и хочется сказать «давай-давай, скорей, скорей». Кажется, что так будет убедительней. Может быть, слегка. Но зато вес каждого слова будет гораздо меньше.

Если вы все свои распоряжения будете повторять по несколько раз, дети быстро перестанут реагировать на первый и будут ждать N-го китайского предупреждения.

Вожатый — монстр-по-жизни

Да, именно так должно казаться детям. Их вожатый самый лучший. Он всё может, всё умеет, всё знает. Таким человеком хочется гордиться! Вожатый всегда уверен, спокоен, не теряется ни в каких ситуациях.

Уверенность в себе очень важна. Старайтесь не менять своих решений. Если вы говорите, то так, то сяк, мечетесь от одной точки зрения к другой, это говорит о неуверенности, и это не на пользу авторитету. Впрочем, в некоторых ситуациях нужно уметь и признать свою неправоту, иначе будете выглядеть смешно.

Будьте готовы к самым неожиданным испытаниям, которым вас подвергнут дети. Неожиданные каверзные вопросы, попытки не слушаться, только чтоб посмотреть, что сделает вожатый — это далеко не весь арсенал. Будьте спокойны и находчивы, помните, что неожиданный, оригинальный ответ обезоруживает провокатора.

Если вы что-то умеете делать хорошо, скажем, играть в футбол, играть на гитаре, стоять на голове, танцевать Драм-н-Бейс (ух ты! ДРАМ-Н-БЕЙС! Да вы же просто молодой бог!), — демонстрируйте это. Пусть дети видят, за что вас можно уважать. Но не надо бравировать: вожатый крут, но скромен.

Если вы чего-то не умеете — не беритесь. Не стоит показывать детям своё несовершенство. Тут, правда, есть свои нюансы. Дети не всегда могут заметить, что вы что-то делаете плохо.

Но есть вещи, которые надо делать обязательно. Например, участвовать в вожатских выступлениях. Дети не должны видеть, что их вожатый где-то «пролетает», что он хуже других. И если во время вожатского номера вы скромненько сидите в зале, ждите от них неудобных вопросов. То же можно сказать, например, про футбольные матчи вожатые-воспитатели: пусть за всё время вы лишь пару раз прикоснётесь к мячу, всё равно вы часть команды — это для детей важно. В общем, своё неумение, равно как и умение что-то делать, надо правильно подавать. Важно, чтоб дети видели, что вы пользуетесь уважением других вожатых и администрации. Поэтому, во-первых, всегда будьте уважительны к другим вожатым. Ни в коем случае не высказывайте им свои претензии при детях! Во-вторых, старайтесь работать так, чтоб ни у кого не было претензий к вам: ни у других вожатых, ни у администрации.

И ещё имейте в виду: изображать «монстра» не являясь им совсем, гораздо труднее, чем являясь им хотя бы частично. Поэтому развивайте в себе все лучшие качества, готовьтесь к смене. Вожатый должен всегда стремиться к совершенству.

Вожатый — защитник

Вожатый всегда стоит горой за свой отряд. Если, скажем, возник конфликт с другим отрядом, надо прежде всего заступиться за свой отряд (конечно, делать это разумно, сглаживая конфликт, а не обостряя его), даже если ваши дети в чём-то неправы. Правда, потом, в своём кругу, на отрядном сборе или огоньке, нужно ещё раз всё обсудить, и показать детям, что и они были где-то неправы. Ведь вожатый должен быть справедливым. Так же справедливо и авторитетно надо уметь разобрать любой детский спор.

 

Итак, чтобы добиться авторитета в лагере необходимо:

· Работать как можно добросовестней (планировать день, готовиться к смене заранее).

· Следить за дисциплиной.

· Не изолироваться (использовать любой удобный случай для общения с детьми).

· Беречь свои силы (высыпаться – подготовка к смене заранее, на выходные уезжать домой – смена обстановки).

· Сразу брать дело в свои руки (не занимать позицию наблюдателя в первое время, а сразу поставить себя хозяином положения).

· Создать баланс дисциплины и атмосферы.

· Не быть ребенком.

Ребенок капризен и эгоистичен, руководствуется минутными порывами и эмоциями, стремится получать удовольствие.

Взрослый трезво оценивает ситуацию, способен пожертвовать сиюминутным удовольствием ради общего блага, способен нести ответственность за других.

Единые педагогические требования (ЕПТ) — система норм и правил, основанных на единых теоретических и методических подходах и принятых всеми участниками педагогического процесса к неукоснительному исполнению.

В лагере необходимо:

1. Неукоснительно соблюдать правила лагеря, в т. ч.:

а) запрет на курение, распитие спиртных напитков, употребление наркотических веществ;

б) соблюдение режимных моментов.

2. Поддержка традиций лагеря.

3. Уважительное отношение к коллегам, сохранение репутации всех вожатых и старшего вожатого, а также администрации в сознании детей.

Во взаимоотношениях со старшим педагогическим составом общая этическая установка звучит так: отношение к старшему по должности должно быть, как и к другим людям, — уважительное, вежливое; беспрекословное выполнение всех законных требований руководителя не должно восприниматься подчиненным как унижение. Без серьёзных на то оснований невыполнение подчиненным требований старшего по должности товарища этически недопустимы. При детях любого возраста критика коллег считается полностью исключенной. Место критики — лишь педагогический коллектив или разговор наедине, смотря по обстоятельствам.

4. Уважение к ребенку, вежливость, требовательность, строгость, разумная любовь, постоянная забота, внимание, чуткость, тенденция к защите более слабого. Стиль взаимоотношений между вожатым и воспитанниками должен располагать к взаимному доверию, уважению, взаимной симпатии. Позиция вожатого зависит от возраста воспитанников.

Воспитателю всегда следует исходить из установки, что перед ним лишь формирующиеся личности, и тактично помогать детям в самовоспитании.

Самая большая педагогическая ошибка — отвечать на грубость грубостью, на игнорирование личности воспитателя — игнорированием личности воспитанника. Надо выявить причину срыва у ребенка. Если она лежит глубоко, в опыте оскорбленного детства, вызвана грубостью родителей, отчужденностью ребенка от школы, учителя, в силу частого переживания отрицательных эмоций, — в таких случаях единственно правильным оказываются выдержка, спокойное, сердечное, терпеливое разъяснение ребенку ошибок в его поведении.

Иное дело, когда это явно преднамеренная грубость, серьезные нарушения распорядка дня, пренебрежение покоем окружающих, порой имеющее у некоторых школьников «философскую основу» (сорвать, коллективное дело, подавить инициативу товарищей и этими средствами утвердить свое «превосходство» и т. д.). Надо уметь отличать грубое нарушение дисциплины от простого озорства или дурной привычки. Здесь вожатый может принимать решительные меры, защищающие его личное достоинство или достоинство, безопасность отдельного ребенка, оказавшегося под давлением грубости, оскорбительных действий одного или группы воспитанников (обратиться к старшему педагогическому составу, директору лагеря).

При любых обстоятельствах вожатый обязан сохранить доброжелательное, заботливое отношение к воспитаннику, независимо от характера возникающих у него иногда конфликтов с родителями, — это обязательная этико-педагогическая норма.

5. Вожатый несет ответственность за жизнь и здоровье детей, не имеет права действовать в одиночку, на свой собственный страх и риск, реализовывать идеи, которые могут стать опасными, не согласовав с администрацией лагеря.

6. Внешний вид вожатого, кроме опрятной формы, определяют подтянутость, собранность движений, естественность манер. Вожатый – пример для ребенка, поэтому всегда должен вызывать у детей восхищение своей ухоженностью. Записная книжка, авторучка, карандаш — эти предметы обязательны в «вожатском портфеле».

7. Отношения между вожатыми. Необходимо постоянно учиться воспринимать друг друга как представителей единого коллектива с точки зрения интересов воспитания детей. Абсолютная вежливость, скромность, взаимопомощь, взыскательность к себе, принципиальность в анализе и оценке деятельности коллег- вожатых. Любовные отношения между вожатыми противоположного пола ни в коем случае не должны быть демонстрированными.

8. Чувство меры вожатый должен знать во всем: в проявлении внимания, заботы, тактильного общения, проявления любви, особенно к детям противоположного пола. Проявление нездоровой симпатии и любовные отношения с детьми запрещены.

9. Голос, тон, дикция вожатого, их связь с педагогической этикой. Раздраженный тон вожатого, кричащего на детей, бессознательно, инстинктивно воспринимается ими как оскорбление. Вожатый, вызывающий у воспитанника страх криком или грозным молчанием, пренебрежительным взглядом или угрозой, тотчас перестаёт быть воспитателем. Страх создает психологический барьер, который или искажает воспитательный процесс, или вовсе разрушает его.

10. Соблюдение этических норм и отношения с родителями воспитанников. Никогда не следует жаловаться родителям на ребенка, обвинять их в его проступках. Следует терпеливо выслушать родителей, их замечания и тактично высказать свои наблюдения, пожелания. Никогда не унижать бестактными замечаниями, репликами, оценками личного достоинства родителей. Всегда защищать интересы детства, детей в семье. Если замечания высказываются грубо, лучше не продолжать разговор, предложить обратиться к начальнику лагеря. Все разговоры этого рода с родителями никогда не вести в присутствии детей.

11. Категорически запрещается наказывать детей лишением пищи, трудом. Ни в коем случае не оскорблять словесно и не поднимать руку на ребенка.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: