Метро под контролем Конгресса США




Кто зарабатывает на метрополитене

Экс-конгрессмен от штата Огайо, ученый-эмигрант и несостоявшийся сосед главы метрополитена Владимира Гарюгина по даче. К 60-летию метро «Фонтанка» изучила, кто сейчас получает доход от петербургской подземки.

Петр Ковалев/ДП

В мае 2008 года, накануне кризиса, налоговая служба Ленинградской области по Всеволожскому району зарегистрировала очередное дачное некоммерческое партнерство. Внешняя сторона истории – сверхбанальная: шесть жителей Северной столицы решили построить загородные дома в местечке Кирполье недалеко от Колтушей. Даже название для ДНП было выбрано незатейливое – «Новое Кирполье».

Гораздо любопытнее фигуры пайщиков. Одного из них знает каждый петербуржец – это начальник метрополитена Владимир Гарюгин. Еще двух помнят старожилы транспортной отрасли: это тогдашний первый заместитель руководителя подземки Владимир Лысенков и замначальника по экономике и финансам Ирина Воробьева.

Три других любителя загородной жизни – Виктор Дубровский, Виталий Гришечкин и Федор Каменский – представляют бизнес. И не какую-нибудь продажу запчастей или торговлю продуктами: дачные партнеры руководства метрополитена имеют отношение к компаниям, которые уже много лет размещают в подземке рекламу. Четыре титана, чьи имена пишут мелким шрифтом на лайтбосках или плакатах, – Afcap, «Анфас», «Коммет» и «Метроном».

Метро под контролем Конгресса США

Самый первый рекламный плакат в петербургском метро разместила американская компания Afcap в далеком 1992 году. Представительство этой компании в нашем городе сейчас возглавляет пайщик «Нового Кирполья» Федор Каменский.

Как и в начале 1990-х годов, Afcap зарегистрирован в штате Огайо, что только в нынешнюю эпоху геополитической напряженности выглядит подозрительно. А тогда, на излете перестройки, никого не смущало, что доступ в подземку – стратегический объект! – получает компания, частично принадлежащая гражданам страны, которую еще недавно из каждого репродуктора называли «врагом номер один».

скриншот с сайта www2.sos.state.oh.us


Для просмотра в полный размер кликните мышкой

 

По данным бизнес-реестра Огайо, у истоков компании стояли два американца и один россиянин. Основателем Afcap’а числится 68-летний Эд Фейган, который десять лет – с 1983 по 1993 – был членом Палаты представителей США, избираясь от Огайо по спискам Демократической партии. Его политическая карьера закончилась из-за банковского скандала 1992 года, в ходе которого было выявлено, что ряд конгрессменов превышали свои текущие расходы.

После окончания политической карьеры Фейган работал топ-менеджером в компаниях, которые занимаются консалтингом, страхованием и недвижимостью. Второй американский учредитель Afcap’а – Дэниел Кларк – политикой не занимался и был владельцем собственного рекламного бизнеса.

Россию в компании представлял петербуржец Виктор Свядощ, которому в этом году исполнилось 65 лет. До развала СССР его биография была вполне стандартна: окончил Ленинградский кораблестроительный институт, после чего занимался наукой, работал в севастопольском КБ «Таврия», занимался технологией обработки изображений. Достойный путь советского ученого.

Все изменилось в перестройку, которую Свядощ встретил в важной должности вице-президента по международным проектам ленинградского центра научно-технических инициатив АН СССР. На этой должности Свядощ, по его собственным словам, встречался с представителями западного бизнеса, ездил по программам обмена опытом в США. Со стороны руководства Петербурга всю обменную работу курировал тогдашний вице-мэр по внешним связям Владимир Путин, но он, по словам Свядоща, к созданию Afcap’а никакого отношения не имел.

Во время всех этих поездок советский ученый и познакомился с конгрессменом и бизнесменом из Огайо. Те предложили совместный проект, но не в области модной тогда торговли по принципу «вы нам сырье, мы вам одежду», а в сфере продвижения товаров – области, практически незнакомой для советских людей.

«Американцы влюбились в Петербург, в котором их особенно поразило метро, – вспоминает Свядощ. – В итоге они и предложили поработать именно в подземке». Выбор гостей из Огайо можно понять: капитализм должен был вот-вот поглотить Россию, а станции и вагоны выглядели лакомым сегментом для размещения рекламы товаров, которые уже везли в сторону нашей границы.

Виктор Свядощ подчеркивает, что не был знаком с Владимиром Гарюгиным до создания компании Afcap. Сам начальник метрополитена, в свою очередь, вспоминает, что изначально Afcap пришел к нему с предложением разместить рекламу сигарет Marlboro. «А потом уже они стали заниматься и остальной рекламой», – говорит он.

Несколько лет Afcap был монополистом, причем компания работала в метрополитенах других городов России, включая Москву. В 2000-е годы Свядощ постепенно перебирается в Америку. Окончательно, по данным «Фонтанки», он выписался из своей квартиры в центре Петербурга в мае 2015 года. Сейчас он проживает в небольшом городке Аврора все того же штата Огайо. По данным местного реестра недвижимости, выходцу из России принадлежит участок в 2 тысячи кв. м на берегу озера, который он и его жена купили в 2008 году.

«Я продал свою долю в Afcap’е», – резюмирует Виктор Свядощ. Рассказывать про судьбу доли экс-конгрессмена Эда Фейгана он не стал, равно как и называть имена нынешних собственников компании. Что касается члена ДНП «Новое Кирполье» Федора Каменского, то его Свядощ привел из науки – до Afcap’а тот работал в руководстве «Ленпроекта».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: