Одним из самых приоритетных направлений коррекционной педагогики в настоящее время признано оказание комплексной помощи детям раннего возраста. Эта проблема всегда широко обсуждалась и вызывала дискуссии как в медицинских, так и в педагогических научных кругах (в первую очередь среди специальных педагогов), так как именно в раннем возрасте нередко начинают формироваться различные аномалии развития. А раннее начало коррекционно-развивающей работы позволяет максимально использовать компенсаторные возможности детского организма: пластичность мозга, чувствительность к стимуляции психического и речевого развития, способность к компенсации нарушенных функций. Наиболее подробно эти вопросы освещены в исследованиях Н. С. Жуковой, Е. М. Мастюковой, Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Е.А. Екжановой, Ю.А. Разенковой, Е.А. Стребелевой и др.
Известно, что формирование психических функций очень тесно связано с развитием языковой способности. С повышением речевой активности детей возрастает и их психическая активность. И наоборот, процесс овладения речью, в свою очередь, зависит от формирования различных видов деятельности ребенка, его восприятия и мышления.
Известно, что понимание ребенком обращенной к нему речи намного опережает собственно говорение и является основой возникновения первых слов и элементарных фраз. Поэтому я придерживаюсь следующих направлений коррекционной работы:
1. расширение объема понимания обращенной к ребенку речи;
2. стимуляция любых голосовых реакций, звукоподражательной и собственно речевой активности;
3. сенсорное развитие детей;
4. развитие ручной моторики, действий с предметами, орудийной, игровой, конструктивной деятельности.
|
Вышеперечисленные направления взаимосвязаны, и в процессе выполнения работы по развитию понимания речи необходимо одновременно проводить работу и по стимуляции речевой активности и по формированию манипулятивных, предметных и предметно-игровых навыков.
В своей работе я активно использую два методических комплекта:
1. «Как научить малыша говорить» Приходько О. Г., Юговой О. В.
2. «Развивайся малыш!» Закревской О. В.
А также разнообразный дидактический материал.
Формирование понимания звучащей речи и стимуляцию речевой и психической активности я провожу поэтапно, в зависимости от уровня развития речи, познавательной деятельности ребенка, т.к коррекционное воздействие должно соответствовать не фактическому возрасту ребенка, а актуальному уровню его развития
Процесс этот можно представить следующим образом:
1. Различение интонаций голоса взрослого, узнавание своего имени.
2. Запоминание названий знакомых ребенку игрушек и окружающих предметов, находящихся в определенном месте их показ по просьбе взрослого,
3. Запоминание слов, обозначающих членов семьи, близких людей (Где мама? Где папа? Где баба? Где деда? Где сестричка? и т.д.).
4. Запоминание названий игрушек и окружающих предметов вне зависимости от места их расположения, с целью установления связи слова не с местом, где находится предмет, а с самим предметом.
5. Запоминание простых действий, сопровождаемых вербально (дo свидания, ладушки, сорока-ворона, дай, на\ возьми, дай ручку), их выполнение по словесной инструкции.
|
6. Запоминание и показ частей лица и тела (у куклы, у себя, у взрослого).
7. Запоминание имен близких людей и членов семьи, узнавание их по фотографиям.
8. Включение ребенка в игру со взрослым (прятки; ку-ку; забодаю; ой, боюсь).
9. Соотнесение игрушек и предметов окружающей действительности с их изображением на картинках (со 2 года жизни).
Данную работу я провожу поэтапно:
· прежде всего я убеждаюсь в том, что малыш знает и правильно показывает называемые предметы и игрушки (при выборе из двух, а потом и более предметов)
· Второй шаг: научить узнавать и находить изображения знакомых предметов по вопросам (Где чашка?) и по просьбе (Дай куклу; Найди мишку).
· Третий шаг: демонстрирую ребенку картинку и четко, с выделением ударного слога, проговариваю: Посмотри, это машина. Машина гудит: би-би. Покажи, где машина. Где би-би? Если ребенок затрудняется, нужно ему помочь. Направляя руку ребенка, дотрагиваюсь до картинки и назваю изображенный предмет: Вот машина — би-би! На, возьми машину! Постепенно число картинок увеличивается.
· Четвертый шаг: научить ребенка сопоставлять картинку и игрушку, положив картинку рядом с самим предметом. При сопоставлении картинки и игрушки их надо обязательно показывать ребенку одновременно, называя предмет, действие или задавая вопрос: Это собака. Она лает: «Ав-ав». Посмотри, это тоже собака. Кто это? Как она лает?
· Пятый шаг: учить ребенка узнавать и по просьбе взрослого показывать или протягивать картинку с изображением предмета или игрушки, не сравнивая с реальным предметом. Для этого следует положить перед ребенком две картинки, назвать предмет и попросить малыша показать ту, на которой он изображен: Где мячик? Оп-па! Вот он!
|
· Шестой шаг: учить ребенка находить парные картинки.
· Седьмой шаг: учить ребенка находить парные картинки, имеющие одно и то же словесное обозначение, но отличающиеся по внешним свойствам: две разные собачки.
10. Выполнение просьбы взрослого, облеченной в форму инструкции (различных манипуляций и действий с предметами, игрушками). Например, Это дудочка. Я сыграю на дудочке: ду-ду. Ты сыграй на дудочке. Мы играем на дудочке.
11. Выполнение различных действий с предметами по инструкции взрослого (односоставная инструкция). Сними колечко со стержня. Надень колечко.
12. Работа с сюжетными картинками, отображающими различные действия.
При этом нужно обращать внимание малыша не столько на предмет или объект, сколько на изображение действий. Рассматривая с ребенком картинки, необходимо учить его описывать все, что он видит. Хочется привести примеры простых предложений, которые сможет запомнить ребенок:
Катя кач-кач. (Девочка качается на качелях.)
Вова бам-бам-бам. (Мальчик играет на барабане.)
Аня и ко-ко.
Ко-ко ам-ам. (Девочка кормит курочку.)
Мама и ляля.
Ляля кач-кач. (Мама везет малыша в коляске.)
Детей обучаю понимать а затем и употреблять в активной речи различные глаголы. При этом можно использовать сюжетные картинки, где изображены:
· один предмет и разные действия (Мишка идет, сидит, спит, ест);
· разные предметы и одинаковые действия (заяц кушает, кукла кушает, мишка кушает, Собака кушает;
· разные предметы и разные действия (девочка катит лялю, зайка спит).
13. Ознакомление детей с различными свойствами и качествами предметов в практической деятельности – обучение умениям различать цвет, величину и форму изображенных предметов. (с 1г. и 9 мес.)
· Сначала ребенка учу на основе словесной инструкции сравнивать признаки (дай такой же, такой, не такой) сактивным использованием мимики, интонации, жестов. Например,два красных мяча: большой и маленький, говоря о большом мяче, можно развести руки в стороны, широко открыть глаза, поднять брови и произнести: О-о! Какой большой! Описывая маленький мяч, указательным и большим пальцами можно показать: «маленький», голос при этом должен быть тонким и тихим, выражение лица ласковым.
· Формирование умения выделять признаки предметов (дай красный,, покажи маленький)
· Выделять много, мало, один предмет (где много шариков?, где мало шариков)
· Составление разрезных картинок из 2-х и более частей (по возможностям ребенка)
· Называние признаков предметов. Вербальное сопровождение при этом должно быть предельно четким. Например:
Эта девочка большая, а эта маленькая. Покажи большую девочку.
Эта собачка большая, а эта маленькая. Покажи маленькую собачку.
Мальчики бегут. Покажи, где большой мальчик, а где маленький.
14. Формирование у ребенка понимания простейших причинно-следственных связей и отношений (Ребенок держит чашку в руках. — Ребенок разбил чашку; Девочка едет на самокате. — Девочка упала с самоката) (с 2-2.5 лет)
15. Освоение детьми собирательных существительных (одежда, посуда, еда и др.). Постепенно ребенка обучаю группировать предметные картинки, т. е. обобщать и классифицировать. Это удобно делать, ориентируясь на функциональное назначение предметов (Во что играют дети? Что люди надевают?)
16. В период работы по развитию понимания речи происходит развитие экспрессивной речи через:
· Обучение подражанию действиям с предметами, подражанию движениям рук, ног, головы.
· Вызывание аморфных слов (подражание крикам, пискам животных, птиц, подражание музыкальным игрушкам, эмоциональные восклицания).
· Формирование умения называть игрушки, знакомые предметы.
· Вызывание двухсловных предложений с помощью соединения слов где, дай, на, вот, тут с названиями игрушек и знакомых предметов.
· Выражение своих желаний в повелительной форме глагола единственного числа (Пр: «Дай пить»)
При обучении ребенка я использую различные игры-упражнения:
· игра «Кто это?» («Что это?»): ребенок узнаёт изображения предметов или игрушек на цветных картинках (самолет, кукла, паровозик); используя звукоподражания, называет их (у-у, а-а, ту-ту);
· игра «Что пропало?»: взрослый убирает одну из двух-трех картинок и просит назвать ее, используя звукоподражание (Кто ушел? — Уа-уа! (кукла); Что улетело? — У-у-у! (самолет); Кто убежал? — Мяу-мяу! (кот));
· игра «Спрячь кошку, корову, лялю и др.»: взрослый просит ребенка закрыть ладошкой картинку с указанным изображением;
· игра «Кто позвал?»: взрослый дает образец звукоподражания и просит ребенка выбрать соответствующую картинку;
· игра «Кто еще пришел?»: взрослый добавляет одну картинку к двум-трем, после того как ребенок закроет глаза, и просит сказать, кто пришел
Рекомендации воспитателям:
· Педагогическая работа с детьми должна проводится только наглядно, путем показа игрушек, картинок, чтобы установить связь в сознании между словом и предметом (нужно держать картинку на уровне губ взрослого- ребенок обращает внимание на артикуляция губ).
· Больше говорите с детьми, многократно озвучивая все действия, комментируя окружающее (фразу «Пойдем мыть руки», можно заменить на «Вымоем руки; Сейчас мы пойдем мыть руки; Перед едой нужно помыть руки»).
· Слова произносите четко, с выделением ударного слога.
· Необходимо делать паузы, чтобы дети тоже пытались произносить услышанные звуки и слова.
· Не нужно называть сразу много новых слов.
· Необходимо моделировать ситуации, когда ребенок не может достать предмет, но в нем нуждается.
Таким образом, по вышеперечисленному алгоритму я организую работу по формированию понимания речи и стимуляции речевой и психической активности у детей раннего возраста, стараясь создать благоприятные условия, стимулирующие моторное, сенсорное, речевое развитие ребенка, позволяет постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речи в онтогенезе